Фармацевтическое право
Особенности регистрации лекарственных средств — дженериков

Особенности регистрации лекарственных средств - дженериков

Особенности регистрации лекарственных средств — дженериков

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Гарантии развития системы здравоохранения, закрепленные в Конституции, предопределяют необходимость государственного регулирования обращения лекарственных препаратов, применяемых для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Лекарственные препараты классифицируются по различным критериям, однако, наибольший практический и научный интерес вызывает критерий новизны, по которому, в соответствии с терминологией федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – № 61-ФЗ) выделяют препараты оригинальные и воспроизведенные. В научной литературе в качестве синонима воспроизведенного лекарственного препарата используется термин «дженерик», «генерик», не получивший должного нормативного закрепления, но постепенно проникающий в правоприменительную практику.

1. Правовой статус дженериков в российском законодательстве

Под оригинальным понимается препарат с новым действующим веществом, впервые зарегистрированный на основании доклинических и клинических исследований, подтверждающих его качество, эффективность и безопасность. Разработчик подтверждает положительное влияние лекарственного препарата на течение заболевания или его предотвращение, проводит сравнительный анализ его эффективности и риска.

В свою очередь, воспроизведенным лекарственным препаратом считается препарат, имеющий эквивалентный качественный и количественный состав действующих веществ в эквивалентной лекарственной форме (то есть состоянии), био- или терапевтическая эквивалентность которого подтверждена исследованиями. В соответствии с «МУ 64-01-001-2002. Производство лекарственных средств. Термины и определения. Методические указания», принятыми и введеными в действие Распоряжением Минпромнауки России от 15.04.2003 № Р-12, дженерик – это лекарственное средство, являющееся аналогом оригинального препарата и поступившее в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальное лекарственное средство.

Рассматривать в качестве генерических справедливо лишь лекарственные препараты, являющиеся химическими соединениями. Что касается биологических лекарственных препаратов, то их действующее вещество выделяется из биологических источников (крови, плазмы), следовательно, создание абсолютно идентичного действующего вещества фактически недостижимо. Для таких препаратов разрабатываются биоаналоговые препараты, биоаналоги, биосимиляры, схожие по параметрам качества, эффективности и безопасности.

В соответствии с законодательством, разработчик оригинального препарата (оригинатор) осуществляет поиск новых фармакологически активных веществ, обеспечивая исследования за счет собственных средств, бюджетного финансирования или спонсоров, привлекает научно-исследовательские, образовательные организации с соответствующим квалифицированным персоналом для доклинических исследований, организует клинические исследования, регистрирует лекарственный препарат.

Разумеется, разработчик заинтересован не только покрыть материальные и административные издержки, связанные с полным циклом исследований и производства нового лекарственного препарата, но и извлечь прибыль, для чего ему необходимо некоторое время сохранять монополию на введение в гражданский оборот препарата.

В то же время, монополия, как известно, зачастую не обеспечивает полное удовлетворение потребностей общества в экономическом благе и влечет установление цен, превышающих оптимальные. Поскольку наличие конкурирующих субъектов ведет к снижению цен, Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) поддерживает препараты-дженерики как инструмент улучшения доступа к лекарствам и равномерного распределения преимуществ прогресса.

Одной из задач государства является обеспечение баланса собственных интересов, заключающихся в экономии бюджетных средств при закупке препаратов, интересов пациентов, которые желают получать наиболее эффективную терапию, а в случае, если они самостоятельно несут затраты на лечение, снизить их, и разработчиков лекарственных препаратов. Поскольку несоразмерно свободный доступ дженериков на рынок способен демотивировать оригинатора проводить исследования, законодатель закрепил механизмы обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон.

Во-первых, барьеры для преждевременного проникновения дженериков на рынок устанавливают нормы № 61-ФЗ, посвященные особенностям регистрации лекарственных препаратов.

Так, использование в коммерческих целях информации о результатах доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, представленной заявителем для государственной регистрации лекарственного препарата, без его согласия в течение шести лет с даты государственной регистрации референтного лекарственного препарата в Российской Федерации, не допускается. При подаче заявления о государственной регистрации лекарственного препарата заявитель должен подтвердить наличие согласия обладателя такой информации (пункт 12 части 2 статьи 18 во взаимосвязи с частью 18 статьи 18 № 61-ФЗ). При этом, Верховный суд в Определении от 26.05.2016 № 305-ЭС16-2399 по делу № А40-188378/14, указал, что запрет, установленный частью 6 статьи 18 № 61-ФЗ, не касается информации, опубликованной в специализированных печатных изданиях.

Части 20 и 21 статьи 18 № 61-ФЗ устанавливают запрет на подачу заявления о регистрации дженерика до истечения четырех лет с даты регистрации референтного препарата (трех лет для биоаналогов). Разъяснений относительно того, кто может обратиться за государственной регистрацией дженерика в период между четырьмя годами с даты государственной регистрации, но до истечения шести лет, законодатель не дает, но, по-видимому, это могут быть компании, которые либо самостоятельно провели исследования действующего вещества, либо получили согласие разработчика. Предпринимаемые некоторыми производителями попытки обжалования отказов в проведении экспертиз при подаче заявлений до истечения предельного срока, ожидаемо, потерпели неудачу, в частности, дела № А40-35530/17 по жалобе ООО «Технология лекарств» на отказ в проведении экспертизы Эмтрицитабина, и дело № А40-657/17 по жалобе АО «Фармасинтез» на отказ в экспертизе препарата Тенофовир + Эмитрицитабин + Эфавиренз.

Во-вторых, преградой для проникновения на рынок является защищенная интеллектуальная собственность оригинатора лекарственного препарата.

Действующее вещество, с одной стороны, объединяет оригинальный препарат и дженерик, с другой, выступает источником неисчерпаемых противоречий первоначального разработчика и вторичных производителей.

В случае, если действующее вещество обладает признаками патентоспособности, оно может охраняться в качестве изобретения. Исключительное право на изобретение и удостоверяющий это право патент действуют двадцать лет, и для лекарственных средств этот срок может быть продлен на период, потребовавшийся для получения разрешения, но не более, чем на пять лет. Таким образом, разработчик может отсрочить выход дженерика на рынок на срок до двадцати пяти лет, используя инструменты государственной регистрации объектов патентного права.

Потребитель, в свою очередь, идентифицирует лекарственный препарат с помощью средств индивидуализации, например, товарных знаков. Уникальное название действующего вещества является, по заявлению ВОЗ, «общественной собственностью», или международным непатентованным наименованием и не может быть зарегистрировано как товарный знак (смотрим, например, Приказ Роспатента от 04.04.2008 № 45 «Об использовании базы данных международных непатентованных наименований (МНН)»). Однако, разработчик вправе присвоить торговое наименование своему препарату, которое может быть новым, придуманным словом, зарегистрированным в качестве товарного знака. Действие исключительного права на товарный знак, при условии своевременного продления, фактически бессрочно, так, например, до настоящего времени охраняется слово «АСПИРИН», свидетельство № 108039, тогда как заявление о регистрации согласно постсоветскому законодательству подано в 1991 году, а первые поставки в Россию датируются 1899 годом. Следовательно, генериковой компании необходимо разрабатывать собственное торговое наименование лекарственного препарата и самостоятельно проводить рекламную компанию, а не паразитировать на репутации оригинального препарата. Лекарственное средство, у которого действующее вещество (субстанция) вышло из-под патентной защиты, но активно продвигается торговое наименование, также именуются «бренд-дженериками» (Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»).

Несмотря на это, дженерики на российском фармацевтическом рынке преобладают, доля их, по разным оценкам, составляет порядка 75%. Такая пропорция объясняется как недостаточностью отечественного исследовательского потенциала, вызванного, в том числе, недофинансированием, так и ценовой политикой генериковых компаний.

С одной стороны, дистрибьюторы воспроизведенных лекарственных препаратов сами готовы вести конкурентную борьбу за право участвовать в закупках. Так, благодаря выдаче предупреждения Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС) о необходимости обеспечения своевременной регистрации дженерика и изменения сроков подачи заявок на электронный аукцион, компания ЗАО «Ф-Синтез» смогла принять участие в конкурентной процедуре наряду с оригинатором. Снижение начальной максимальной цены контракта составило около 1,5 миллиардов рублей («Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением», утвержденный ФАС России 24.01.2018).

С другой стороны, регулятор устанавливает предельные отпускные цены на производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» для производителей дженериков цена рассчитывается таким образом, что не может превышать цену референтного препарата. По данным ФАС, некоторые дженериковые компании снижают цену в 24 раза, оставаясь при этом на уровне рентабельности в 20%.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 61 № 61-ФЗ, генериковая компания, зарегистрировавшая предельную отпускную цену на лекарственный препарат, обязана перерегистрировать цену в случае снижения цен на референтные лекарственные препараты, а в определенных случаях – иные дженерики. В частности, в обязательном порядке будут снижать цены иностранные производители дженериков.

Очевидно, что низкая цена дженериков обусловлена экономией на научных исследованиях и административными послаблениями, то есть упрощенными требованиями к проведению исследований и регистрации таких препаратов.

2. Особенности законодательства Евразийского Союза в отношении дженериков

Государства-члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в статье 30 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 года провозгласили создание общего рынка лекарственных средств. Интеграция участников обеспечивается за счет гармонизации законодательства в сфере обращения лекарственных средств, единства требований качества, эффективности и безопасности и применение одинаковых или сопоставимых методов исследований и контроля.

В развитие указанной нормы в г. Москве 23.12.2014 года было заключено Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза. Соглашение допускает реализацию лекарственных средств в границах союза при условии регистрации в соответствии с установленной процедурой.

Правила регистрации и иные регламентирующие обращение воспроизведенных препаратов нормы содержатся в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 78 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения» (далее – Решение № 78), Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 85 «Об утверждении Правил проведения исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов в рамках Евразийского экономического союза» (далее – Решение № 85).

Под воспроизведенным лекарственным препаратом в Евразийском экономическом союзе понимается лекарственный препарат, который, стандартно, имеет аналогичные количественный и качественный состав действующих веществ и лекарственную форму (одной и той же лекарственной формой признаются различные формы с немедленным высвобождением), что и оригинальный препарат. Подчеркивается, что различные соли, эфиры, изомеры, смеси изомеров, комплексы или производные действующего вещества признаются одним и тем же действующим веществом, если их безопасность и эффективность существенно не отличаются.

В Решении № 78 также системно описаны различия в формировании регистрационного досье воспроизведенного и оригинального препаратов. Общая характеристика и инструкция по применению дженерика должна соотноситься с соответствующими документами оригинального препарата. Однако, вместо документов по клиническим исследованиям (разрешение, договоры с исследовательским центром) представляется резюме, содержащее информацию о препарате, как о воспроизведенном, активном веществе, сравнение безопасности и эффективности с оригинальным препаратом.

Во втором модуле, где, по общему правилу, представляются данные доклинических и обзор клинических исследований, для дженериков представляются резюме профиля примесей активного вещества, оценка исследований биоэквивалентности, ссылки на публикации в рецензируемых журналах об активном веществе и дополнительная информация.

Вместо отчетов о клинических исследованиях представляются результаты исследований биоэквивалентности с подтверждением выбора референтного лекарственного препарата. Подробнее вопросы исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов и требований к ним рассмотрены в нашей статье «Юридические аспекты проведения исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов-дженериков».

Также закреплен порядок выбора референтного препарата, предполагающий переход к менее удовлетворительному варианту при невозможности выбора лучшего варианта. Разумеется, предпочтительно выбирать оригинальный препарат, зарегистрированный в ЕАЭС, затем можно использовать оригинальный препарат, зарегистрированный в государстве, где уровень требований к регулированию фармацевтического рынка не ниже ЕАЭС, и уже потом разрешается использовать воспроизведенные препараты, зарегистрированные в каждом государстве-члене союза или препараты, имеющие опыт применения не менее 25 лет.

Важной особенностью регулирования регистрации лекарственных препаратов в ЕАЭС является обязанность заявителя представить информацию о интеллектуальных правах на лекарственный препарат, в том числе, копию патента или лицензионного соглашения. Заявитель обязан подтвердить, что не нарушает исключительные права третьих лиц, что призвано защитить оригинаторов от нарушения их прав дженериковыми компаниями.

В целом, регистрация лекарственного препарата в ЕАЭС может осуществляться последовательно в соответствии с процедурой признания и одновременно согласно децентрализованной процедуре с выбором референтного государства. Стандартный срок регистрации – 210 календарных дней.

Несмотря на то, что процедура регистрации дженериков предполагает проведение исследований, хоть и в усеченном формате, медицинское сообщество регулярно ставит вопрос об эффективности воспроизведенных препаратов и чувствительности пациентов к ним, особенно закупаемых государством.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 92 «Об отдельных вопросах обращения лекарственных препаратов» установлено, что члены ЕАЭС проводят процедуру определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов с целью осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 33 российского Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае, если объектом закупки является лекарственные средства, документация должна содержать указание на международные непатентованные наименования, следовательно, в закупках могут участвовать дженериковые компании. Существует перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с торговыми наименованиями, кроме того, такая закупка может проводиться по решению врачебной комиссии при индивидуальных показаниях пациента.

В России взаимозаменяемость определяется подведомственным Министерству здравоохранения экспертным учреждением на основании критериев эквивалентности качественных и количественных характеристик фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ, лекарственной формы, соответствия производителя правилам надлежащей клинической практики. Полный перечень взаимозаменяемых препаратов размещается в сети «Интернет». Для дженериков взаимозаменяемость определяется без необходимости доказательства биоэквивалентности.

Производители лекарственных препаратов из ЕАЭС имеют ряд привилегий при участии в закупках. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если подано две заявки о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства — члены Евразийского экономического союза, заявки иностранных производителей подлежат отклонению.

Однако, подобный лоббизм отечественных производителей и производителей из государств — членов ЕАЭС привел к тому, что производители некоторых оригинальных препаратов, лишенные возможности участия в конкурентных процедурах, ушли с российского рынка, и засилье дженериков возросло еще сильнее. В феврале 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение проработать снятие ряда ограничений на закупку лекарственных препаратов по торговому наименованию, расширить возможности закупок иностранных препаратов и провести сравнительный анализ качества и эффективности дженериков среди онкологических препаратов.

3. Заключение

Новое активное вещество, полученное первым разработчиком лекарственного препарата, может быть рано или поздно скопировано последователями – дженериковыми компаниями. Первенство разработчика поощряется механизмом эксклюзивности данных клинических исследований, патентным законодательством, что позволяет оригинатору занять рынок в течение определенного срока. В то же время, высокие цены на оригинальные препараты заставляют правительства и межгосударственные объединения поддерживать также и дженерики – путем введения упрощенных и ускоренных процедур регистрации препаратов.

Законодательство ЕАЭС предоставляет более широкие возможности выбора референтного препарата и устанавливает обязанность заявителей предоставлять информацию об интеллектуальных правах на регистрируемый препарат.

Одним из ключевых условий регистрации дженериков является также исследование их биоэквивалентости. Законодательные требования к проведению таких исследований рассмотрены нами в отдельной статье — «Юридические аспекты проведения исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов-дженериков».

Помимо патентных споров, ключевые разногласия возникают по поводу участия дженериковых компаний в государственных закупках. В СМИ регулярно появляются открытые письма врачей, ученых, родителей пациентов о недостаточной эффективности дженериков и их побочных эффектах. ФАС, в свою очередь, заявляет о том, что фармкомпании ведут недобросовестную конкуренцию, подкупая врачей и формируя у пациентов стереотипы относительно качества дженериков.

Так или иначе, на сегодняшний день дженериковые компании довлеют в России, пользуются протекционизмом законодателя и регулятора и активно участвуют в закупках лекарственных препаратов.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ