Судебно-медицинская экспертиза
Обязательное медицинское освидетельствование в случае совершения правонарушения
Обязательное медицинское освидетельствование в случае совершения правонарушения

Обязательное медицинское освидетельствование в случае совершения правонарушения

Рассмотрев в предыдущей статье основные аспекты, связанные с правовым регулированием недобровольного помещения в психиатрический стационар, мы предлагаем обратиться к не рассмотренным ранее вопросам, касающихся принудительных медицинских вмешательств. В первую очередь, это касается недобровольного медицинского освидетельствования при совершении административного или уголовного правонарушения, чему и будет посвящена данная статья.

Так, статья 65 ФЗ № 323 определяет правовые основы медицинского освидетельствования. Согласно данной статье, медицинское освидетельствование – это совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из его видов является освидетельствование человека на состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Из определения, данного в ст. 65, следует, что цель медицинского освидетельствования — определение состояния здоровья человека. Здесь стоит дать некоторые пояснения.

Так, статья 2 ФЗ № 323 дает определение понятию «состояние» — это изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи. Но при медицинском освидетельствовании не всегда целью является оказание медицинской помощи. Нередко это лишь констатация состояния здоровья. Однако при этом медицинское освидетельствование представляет собой совокупность методов медицинского осмотра, а медицинский осмотр направлен на выявление патологических состояний (ст. 46 ФЗ № 323). Получается, что законодателем медицинское освидетельствование определяется через медицинский осмотр, что дает повод сравнить термин «медицинское освидетельствование» с понятием «диагностика» (согласно ст. 2 это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний).

Казалось бы, несущественные разночтения, которые не должны влиять на общие положения российского законодательства в сфере здравоохранения. Но практика свидетельствует об обратном. Понятийная путаница создает юридические проблемы. В частности, некоторые совпадения в диагностировании и медицинском освидетельствовании приводят к тому, что наличие того или иного диагноза выдается за результат медицинского освидетельствования, даже если таковое не проводилось (определение Верховного Суда Республики Адыгея от 02.12.2011 г. по делу № 33–1311).

Поскольку медицинское освидетельствование является разновидностью медицинского вмешательства, то полностью подпадает под режим действия ФЗ № 323. Исходя из этого, медицинскому работнику следует руководствоваться общими правилами получения согласия на медицинское вмешательство, учета мнения законных представителей, отказа от медицинского вмешательства, предоставления информации по результатам освидетельствования и др.

Необходимость освидетельствования граждан, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, возникает в случаях, когда действия этих граждан угрожают здоровью и жизни людей или могут нанести материальный ущерб. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) содержатся требования по ограничению приема психоактивных веществ в отношении разных категорий лиц. В частности, КоАП предусматривает такие самостоятельные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, управляющих транспортным средством (п. 1.1 ст. 27.12 КоАП) (далее – водители), и как медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения (ст. 27.12.1 КоАП) (далее – нарушители).

Также, в ст. 4.1 КоАП РФ была введена ч. 2.1. согласно которой суд должен возложить на осужденного обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и медицинскую или социальную реабилитацию. Следует также обратить внимание на то, что речь идет о наркопотребителях, то есть как о больных наркоманией, так и о лицах, употребляющих эти вещества, но не страдающих зависимостью от них. В статье, как и в Постановление Правительства РФ от 28 мая 2014 г. № 484, устанавливающий контроль за исполнением таких постановлений суда, нет указания на то, какая государственная служба осуществляет надзор за исполнением наркопотребителями возложенных на них обязанностей. Предполагается, что для решения вопроса о необходимости таких мероприятий окажутся достаточными свидетельские показания сотрудников полиции, органов наркоконтроля и других компетентных лиц. Иными словами, вероятность того, что эта норма будет четко исполняться, несколько снижается.

Кроме того, в кодексе имеются некоторые составы правонарушений, в которых объективная сторона заключается в нахождении гражданина в состоянии опьянения: ст. 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения», ст. 20.22 «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ». Однако по этим статьям медицинское освидетельствование на состояние опьянения не предусматривается.

Процедура медицинского освидетельствования водителей позволяет должностным лицам проводить замеры уровня алкоголя в организме водителя. В ходе проверки устанавливается наличие паров этанола в выдыхаемом воздухе и фиксируется алкогольное опьянение водителя или его отсутствие. Нужно помнить, что процедура освидетельствования, проводимая сотрудниками ГАИ и медицинскими работниками имеет принципиальные различия в порядке выполнения и правовых последствиях отрицания или согласия с результатами такой экспертизы.

Проведение освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в соответствии со ст. 27.12 КоАП осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых. Обязательное участие медицинского работника не предусмотрено. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения подлежит лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это он находится в состоянии опьянения, чему могут свидетельствовать следующие признаки:

  • запах алкоголя изо рта;
  • неустойчивость позы;
  • нарушение речи;
  • резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  • поведение, не соответствующее обстановке и т.д

Порядок проведения освидетельствования утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 475. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Росздравнадзором, поверенных в установленном порядке Росстандартом, тип которых внесен в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

В случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается МВД России по согласованию с Минздравом России (Приказ МВД от 04.08.2008 г. № 676). К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Это приводит к тому, что при наличии в полости рта фиксированного алкоголя (остатки от спиртосодержащих пищи, жидкостей, лекарств) в объеме 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха выносится заключение об опьянении водителя. В то время как при медицинском освидетельствовании этот показатель составляет 0,3 и более грамма на один литр крови.

Страховкой от ошибок при получении первого положительного результата исследования на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе является проведение через 20 мин повторного исследования выдыхаемого воздуха. Однако, такое повторное исследование в Российской Федерации предусмотрено только при медицинском освидетельствовании. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения не является обязательным для оформления соответствующего заключения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится лишь в трех случаях:

  • при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
  • при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
  • при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Составляется специальный протокол о направлении на медицинское освидетельствование. Направление необходимо для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно обеспечения сбора доказательств по делу, определяющих наличие или отсутствие у физического лица состояния алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения.

Как было отмечено выше, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителей направляют должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителей автотранспортных средств и судоводителей проводится в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (далее – Приказ № 933н).

Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, в которой указаны соответствующие работы и услуги, и осуществляется исключительно на бюджетной основе. Освидетельствование может проходить как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих требованиям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации. Во всех случаях медицинского освидетельствования обязательно проведение исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. Заключение о состоянии опьянения выносится при положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (а именно 0,3 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха), проведенного при помощи одного из технических средств измерения с интервалом в 20 мин.

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (форма 307/ у-05), утвержденный Приказом № 933н, заполняется только при наличии протокола о направлении на медицинское освидетельствование. В нем отражают результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и результаты лабораторных исследований. Акт составляется в трех экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и заверяется печатью с названием медицинской организации и наименованием подразделения, в котором проводилось освидетельствование. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в медицинскую организацию, второй экземпляр акта хранится в соответствующей медицинской организации, а третий экземпляр выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Каждая процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения регистрируется в «Журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами».

Отдельного обсуждения требует вопрос освидетельствования водителя, употребившего наркотические средства. Правила медосвидетельствования водителей гласят, что врач должен направить пациента на химико-токсикологическое исследование (далее – ХТИ) с целью подтверждения наличия или отсутствия у него наркотического опьянения вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. Эта процедура проводится в химико-токсикологических лабораториях лечебных учреждений. Справка о результатах приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством.

Ранее, наибольшее число ошибок и конфликтных ситуаций возникало, если заключения делались на основе положительных реакций исследования мочи на наличие наркотических средств с помощью тест-полосок. Как показали исследования в одном из регионов России, из 800 положительных проб, выполненных с помощью тест-полосок, при дальнейших исследованиях в химико-токсикологической лаборатории наркотические средства были выявлены только в 400 пробах, т. е. в 50% случаев.

Введение в действие порядка определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 475, устранило данную проблему. Так, в указанном Постановлении подчеркивается, что определение наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, проводится только в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ.

Порядок проведения ХТИ и оформление их результатов регулирует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 года № 40. Основные пробелы в законодательстве при проведении медицинского освидетельствования водителей, подозреваемых в употреблении психоактивных веществ, связаны с отсутствием четких списков, запрещенных к употреблению водителями психоактивных веществ, и неизвестность их минимальных концентраций, доказывающих факт употребления данного вещества. Таким образом, для заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований достаточно самого факта наличия запрещенных веществ независимо от их концентрации в пробах.

Еще одна из наиболее актуальных практических проблем ХТИ связана с ограниченностью тестов на установление конкретных видов наркотических средств. При тестировании проверкой охватывается определенная группа наркотических соединений (например, опиумная, канабиоидная и т. д.), направление для выявления которых задается лицом, производящим освидетельствование. Таким образом, если выявление следов какой-то (определенной) группы в ходе исследования не осуществлялось, то высказаться об их употреблении (или неупотреблении) освидетельствуемым невозможно. Конечно, существуют некие «стандартные наборы» тестов для выявления определенных групп наркотиков, но охватить в исследовании все известные наркотические средства технически просто невозможно.

При проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения граждан других категорий также применяется Приказ № 933н. Это позволяет сделать вывод о том, что по сути медицинское освидетельствование водителей и нарушителей на состояние алкогольного опьянения не имеют различий кроме, как порядка направления на такое освидетельствование и значения показаний, при которых устанавливается состояние интоксикации.

Чаще всего, основанием для проведения медицинского освидетельствования граждан, не являющихся водителями автотранспортных средств и судоводителями, служит появление их на работе в состоянии опьянения. В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить сотрудника от работы (нормативными актами не утверждена специальная форма документа, который необходимо составить в таком случае). Подтверждение факта опьянения (в том числе — для дальнейшего расторжения трудового договора по факту грубого нарушения трудовой дисциплины) возможно на основании медицинского заключения, однако с учетом права гражданина на отказ от медицинского вмешательства (которым является и медицинское освидетельствование) могут использоваться и другие виды доказательств — например, акт, составленный без участия медработников.

Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 г. № 37. Несмотря на то, что данный документ рассчитан в первую очередь на сотрудников правоохранительных органов, некоторые его положения необходимо учитывать и медицинским работникам.

Так, при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. В этом случае общие правила оказания медицинской помощи не отменяются протоколом о направлении на медицинское освидетельствование. Даже если несовершеннолетний достиг 15 лет, лучше получить согласие законных представителей на освидетельствование. В противном случае возможны иски по поводу незаконного медицинского вмешательства.

Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, устанавливают, что должностное лицо обязано принять меры к установлению личности лица, направляемого на медицинское освидетельствование. Сведения об отсутствии документов у лица, подлежащего медицинскому освидетельствованию, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Это означает, что медицинское освидетельствование лица, чья личность не установлена, не допускается.

На уровне субъектов РФ предпринимались попытки «подправить» федеральное законодательство в отношении порядка наркологического освидетельствования. Так, частью 3 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.02.1999 г. № 71-II «О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривалось, что несовершеннолетние в возрасте до 15 лет проходят наркологическое освидетельствование по просьбе и с согласия законных представителей, а при их отсутствии — по решению органа опеки и попечительства. Данная норма была оспорена прокуратурой. Итогом стало определение Верховного Суда РФ от 14.11.2012 г. № 74-АПГ12-17, подтвердившее, что региональный законодатель не может выходить за пределы компетенций, установленных ФЗ № 323.

Критерии и порядок медицинского освидетельствования нарушителей в соответствии с п. 2 ст. 27.12.1 КоАП РФ закреплены в п. 6 и главе 3 Приказа № 933н. Примечательно, что такие критерии для водителей и нарушителей отличаются только тем, что для водителей предусмотрен такой дополнительный показатель, как «поведение, не соответствующее обстановке». Результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Помимо показаний технических приборов при медицинском освидетельствовании нарушителей медицинскому работнику дополнительно необходимо установить минимум три клинических признака опьянения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения не может проводиться принудительно. Если лицо отказывается от освидетельствования, в Журнале регистрации делается запись «от освидетельствования отказался».

В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования, само освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в Журнале указывается «от освидетельствования отказался». Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за состояния освидетельствуемого лица, в Акте (по каждому пункту) указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование.

Следует учитывать особые правила освидетельствования в отношении несовершеннолетнего, когда на процедуре настаивает только один родитель. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд. Исходя из этого, при обращении одного из родителей медицинской организации необходимо получить согласие второго родителя, чтобы избежать привлечения к ответственности в случае судебного разбирательства.

В ряде случаев медицинское освидетельствование является условием дачи официального разрешения. Таково освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Единый порядок осуществления медосмотра для допуска к управлению транспортными средствами установлен Приказом Минздрава РФ от 24.11.2021 г. № 1092Н (далее — приказ № 1092н). В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт, а также врачи-специалисты — психиатр, нарколог, окулист. Приказ № 1092Н не предусматривает обязательного присутствия психиатров и наркологов в медицинской организации во время медицинского освидетельствования граждан. Необходимое для этого освидетельствование психиатрами и наркологами может осуществляться в психоневрологических и наркологических учреждениях (подразделениях) с выдачей заключения освидетельствуемому гражданину для представления в клинико-экспертную комиссию медицинской организации.

Раньше Минздрав предлагал тестировать на наличие алкоголя в организме всех подряд, что всерьез озадачило водителей, которые побоялись не пройти тестирование и не получить справку на вождение. Помимо этого, введение обязательного тестирования существенно увеличивало стоимость справки — до нескольких тысяч рублей.

С принятием новых правил Минздрав предложил направлять на тестирование только тех, кого сочтет нужным врач-нарколог, то есть тех, у кого обнаружат симптомы заболевания алкоголизмом. Для проверки на алкоголь будут использоваться лабораторные исследования мочи и крови. Но к ним прибегнут лишь в случае обнаружения у человека признаков алкогольной зависимости или его нахождения в больнице в нетрезвом виде. В целом новые правила медосвидетельствования водителей внесли позитивные изменения. Детальное обследование у нарколога необходимо для выявления у человека признаков хронического алкоголизма. Результаты тестирования также может интерпретировать только врач. Если это условие не будет соблюдено, люди, не страдающие алкоголизмом, лишатся права управлять личным и служебным автотранспортом.

Подводя итог, можно констатировать, что отсутствует единообразие требований к проведению процедуры освидетельствования граждан в случае совершения административного правонарушения. Например, наличие минимальной концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя транспортного средства расценивается как «состояние опьянения», а у других лиц (не водителей) – помимо данных показаний требуется наличие как минимум еще трех клинических признаков опьянения. Известно, что при употреблении небольших количеств спиртосодержащих лекарств (например, 20 капель спиртовой настойки валерианы) алкоголь адсорбируется на слизистой оболочке полости рта и в течение 5-10 мин выделяется с выдыхаемом воздухом в значительной концентрации. Такой же эффект может вызвать употребление напитков и продуктов питания, содержащих небольшое количество алкоголя (1-5%), — например, кваса, фруктовых вод, кефира, квашеной капусты и пр. Несмотря на это, в существующем правовом поле в отношении водителей количественное определение этилового спирта в выдыхаемом воздухе приобрело решающее значение.

Нарушение порядка медицинского свидетельствования

Результаты медосвидетельствования часто оспариваются в судебном порядке. Такое возможно, например, при лишении прав на управление транспортным средством. Для того, чтобы не допустить судебных разбирательств, руководителю нужно постоянно инструктировать персонал на предмет соблюдения правил медосвидетельствования водителей. Рассмотрим несколько примеров из практики.

Мужчина поздно возвращался домой и подвергся нападению. В больницу он поступил по скорой помощи. В лечебном учреждении у пациента взяли анализы крови и мочи, в том числе на содержание этанола. Они показали содержание 1,5 промилле алкоголя. Больному установили диагноз «ЗЧМТ, сотрясение мозга. Алкогольное опьянение средней степени тяжести». В листе нетрудоспособности был поставлен дополнительный код причины нетрудоспособности 021 «Травма вследствие алкогольного опьянения». После выписки гражданин предоставил ЛН в расчетный отдел бухгалтерии по месту работы. Однако из-за кода 021 пособие по временной нетрудоспособности ему насчитали исходя из МРОТ. Такой размер больничных мужчину не устроил, и он обратился в больницу с требованием отменить указанный код, однако получил отказ. Тогда пришлось решать этот вопрос в судебном порядке – он обратился туда с иском и требованием переоформить лист нетрудоспособности. В результате спор он выиграл, а больнице пришлось выплатить ему компенсацию (решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от «17» сентября 2019 г. по делу № 2-261/2019).

Ошибка больницы в том, что она не имела права проводить медицинское освидетельствование, ведь пациент обратился к ним не по направлению органов охраны правопорядка или работодателя и не привлекался к уголовной или административной ответственности. Также пациент не подписывал информированное добровольное согласие на эту процедуру. Код 021 в ЛН ставится, когда установлена четкая связь между полученной травмой и состоянием алкогольного опьянения. В данном случае она отсутствовала, поэтому больнице пришлось компенсировать мужчине моральный вред.

В подобных случаях рекомендуется выдавать ЛН с кодом 02 «Травма», а формулировку «Алкогольное опьянение» не отражать ни в медицинских документах, ни в больничном листе. Если найден этанол в крови, укажите в диагнозе «Экзогенная интоксикация» без подробностей. В этом случае код 021 ставить не придется. И обязательно нужно взять с больного информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Гражданин 75 лет обратился к наркологу с целью пройти медицинское освидетельствование на право управлять транспортом. Ранее он перенес ОНМК, после которого у него остались гемипарез и моторная афазия. Врач-психиатр решил выяснить, есть ли у пациента расстройства интеллектуально-мнестического спектра. Но мужчина не смог внятно ответить на вопросы и выполнить задания. Специалист пришел к выводу, что моторная афазия не дает возможности полностью оценить когнитивные и интеллектуально-мнестические функции больного. А потому заключение о годности управлять автомобилем он не выдал. Мужчина обратился с иском в суд. Если ему удастся доказать, что он может управлять автомобилем, клинике придется выплатить ему компенсацию.

Ошибка врача в том, что он посчитал, что здоровье пациента не соответствует требованиям безопасности движения дорожного транспорта. Однако он не имел на это права, так как моторная афазия не является противопоказанием для управления автотранспортом. При ухудшении состояния здоровья больного, препятствующего управлению ТС, его водительское удостоверение можно аннулировать. Это можно сделать через прокуратуру, которая обратится в суд с ходатайством о прекращении действия водительских прав гражданина. Согласно новым правилам медосвидетельствования водителей, нужно направить пациента на психиатрическую экспертизу врачебной комиссии психоневрологического диспансера. Она может перевести его на дополнительное обследование, по результатам которого будет оформлено соответствующее заключение.

Медицинское освидетельствование подозреваемых и обвиняемых

При расследовании уголовных дел в связи с совершением различного рода преступлений, достаточно часто возникает необходимость обнаружения и фиксации на теле человека телесных повреждений и иных материальных следов. Для этого законодателем предусмотрен ряд процессуальных путей, в число которых входит освидетельствование.

Под освидетельствованием в ходе досудебного производства понимается следственное действие, заключающееся в наружном осмотре тела человека с целью обнаружения на нем особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления иных свойств и признаков лица, свидетельствующих о его связи с уголовным делом, а также выявления состояния опьянения, если для этого не требуется производства судебной экспертизы.

Процессуальный порядок освидетельствования определен ст. 179 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). Решение следователя о его производстве оформляется постановлением, которое в соответствии с требованиями ст. 7 УПК РФ должно быть законным, обоснованным и мотивированным. В связи с этим в описательной части постановления подлежат отражению обстоятельства, с очевидностью раскрывающие необходимость освидетельствования конкретного лица, поскольку умаляется достоинство личности и право на его неприкосновенность.

Освидетельствованию в соответствии с ч. 2 ст. 179 УПК РФ может быть подвергнут независимо от его согласия подозреваемый, обвиняемый и потерпевший, а свидетель по общему правилу — только с его согласия. Исключение же составляют случаи, когда данное следственное действие необходимо, чтобы проверить достоверность свидетельских показаний. Последнее, по всей вероятности, как раз и касается случаев, когда освидетельствование производится для выявления состояния опьянения (ч. 1 ст. 179 УПК).

По сути дела, освидетельствование близко к осмотру (ст. 176 УПК РФ) и отличается от него лишь тем, что предмет освидетельствования — не вещь, а живой человек. Отсюда и различия в процедуре производства обоих следственных действий.

Так, если для производства осмотра не требуется вынесения постановления (за исключением эксгумации), то о производстве освидетельствования вынесение такого постановления обязательно. Это положение является процессуальной гарантией обоснованности производства данного следственного действия, поскольку оно по своему характеру является принудительным и сопряжено с ущемлением права на неприкосновенность личности.

Аналогичным образом необходимо оформлять решения о производстве освидетельствования на стадии возбуждения уголовного дела, когда у участника, для которого освидетельствование является обязательным, еще отсутствует процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший). Кроме того, на данной стадии освидетельствование может быть произведено только в случаях, не терпящих отлагательства, которые следует отражать в постановлении. Возможность производства освидетельствования до возбуждения уголовного дела прямо предусмотрена ч. 1 ст. 179 УПК РФ. При этом случаи возникновения подобной необходимости не являются редкостью, так как освидетельствование – это неотложное следственное действие, и промедление с его производством может привести к утрате доказательств вследствие преднамеренных или неосторожных действий лица, подлежащего освидетельствованию.

Описание обнаруженных примет, следов и повреждений на теле производится по правилам медицинского осмотра: сверху вниз, начиная с головы. При необходимости осмотр отдельных частей тела проводится более тщательно, но с определенными ограничениями. При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица. Фотографирование, видеозапись и киносъемка при освидетельствовании допускаются только с согласия освидетельствуемого лица.

Так, согласно ч. 4 ст. 179 УПК РФ следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если данное следственное действие сопровождается его обнажением. В таком случае освидетельствование производится врачом. Формальное толкование текста позволяет утверждать, что врач тоже, как и следователь, может проводить освидетельствование, хотя это противоречит самой сути производства следственных действий.

Получается, следствием является не только проведение освидетельствования врачами, но и написание ими итогового документа этого действия. Подтверждением могут служить материалы судебной практики (Апелляционные определения Верховного Суда РФ от 31.05.2017 г. № 69-АПУ17-3сп 2 «в кассационной жалобе адвокат Никифоров Ю.П. в защиту осужденного Ф. ссылается на освидетельствование Ф. врачом-наркологом», Постановление Верховного Суда РФ от 23.08.2017 г. № 41-УД17-26 «врач проводил освидетельствование Г. на предмет обнаружения телесных повреждений в день проведения его допроса»).

По результатам освидетельствования составляется протокол, к которому предъявляются те же требования, что и к протоколу следственного осмотра (ст. 180 УПК РФ). Следователь указывает в протоколе на то, что он составлен со слов врача, проводившего освидетельствование.

Поскольку пределы обнажения ни законом, ни иными нормативными правовыми актами не определены, то формально демонстрация любой части тела (например, плечи или колени) может быть оценена как обнажение. Чтобы избежать в дальнейшем обжалования действий следователя необходимо привлекать для производства освидетельствования лиц женского пола следователей-женщин, а мужского пола – следователей-мужчин либо поручать непосредственное производство осмотра врачу.

Другая задача освидетельствования состоит в выявлении состояния опьянения, связанное с воздействием на организм человека алкоголя, лекарственных и наркотических средств, психотропных препаратов, токсических веществ и т. д. Указанный процесс в этой части может быть произведен только врачом. Иное лицо – следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, специалист, медицинский сотрудник, не являющийся врачом, – не может сделать допустимый с точки зрения УПК РФ вывод о нахождении лица в состоянии опьянения. Ведь диагностировать у человека наличие алкогольного, наркотического или иного опьянения возможно лишь путем получения проб (анализов) и проведения различных исследований, требующих использования специальных знаний, в первую очередь в области наркологии. Утвержденные приказом Минздрава России 18.12.2015 г. № 933н методики по определению состояния опьянения предполагают применение целого комплекса методов исследования выдыхаемого воздуха, крови, мочи и др., связанных с использованием технических средств измерения. Тогда как освидетельствование заключается в обычном наружном осмотре и основывается на субъективном восприятии следователя, т. е. не может подменять судебную экспертизу. Никакие признаки: запах изо рта, несвязная речь, неустойчивая походка, даже в своей совокупности, не будут достоверно свидетельствовать о состоянии опьянения, поскольку множество заболеваний и расстройств здоровья проявляются аналогичным образом.

Причиной возникновения указанной проблемы послужила вытекающая из ч. 1 ст. 179 УПК РФ правовая неопределенность, а именно положение, предполагающее возможность производства освидетельствования в целях выявления состояния опьянения, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.

Указанная формулировка привела к тому, что многие следователи направляют заподозренных в опьянении лиц в медицинские организации для проведения медицинского освидетельствования, которого как самостоятельного следственного действия нет в УПК РФ. На практике же результаты таких медосвидетельствований признаются полноценными доказательствами и приобщаются к уголовному делу, т. е. их фактически приравнивают к следственным действиям, хотя они относятся к законодательству в сфере здравоохранения. Тем более, что нормы медицинского законодательства вообще не предусматривают четких правил производства и фиксации таких процедур именно для уголовного процесса.

Эти вопросы в настоящее время регламентируются ведомственным приказом Минздрава России 18.12.2015 г. № 933н. Причем п. 2.1 данного документа содержит в очередной раз смешивающую следственное и медицинское освидетельствование формулировку: «Медицинское освидетельствование участников уголовного судопроизводства производится с учетом особенностей, установленных статьями 179 и 180 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Тогда как для оформления результатов подобных освидетельствований врачи используют формы медицинских актов, предназначенных для иных сфер правоприменительной деятельности, например, для диагностики опьянения у водителей транспортных средств при медосвидетельствовании в порядке административного производства.

В силу отсутствия у следователей соответствующих знаний, умений и навыков все же целесообразно приглашать врача в качестве специалиста (ст. 58 УПК РФ), который поможет при проведении освидетельствования, обеспечит надлежащую фиксацию и описание обнаруженных на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений. Вдобавок, при производстве освидетельствования врач будет иметь официальный процессуальный статус без выделения нехарактерных для него функций проведения следственного действия. В противном случае от обоснованных сомнений в правильности описания следов травмирования не оградит даже фото- и видеофиксация следственного действия, поскольку при воспроизведении изображение может искажаться.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ