Новости
Дополнительные страховые гарантии медицинским работникам за работу с COVID-19

Дополнительные страховые гарантии медицинским работникам за работу с COVID-19

Дополнительные страховые гарантии медицинским работникам за работу с COVID-19

6 мая 2020 года Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Указ № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» (далее по тексту также – Указ), вызвавший большой общественный резонанс.

Данный Указ предусматривает специальное правовое регулирование применительно к страховым случаям, обусловленным воздействием COVID-19, а также весьма ощутимые фиксированные финансовые величины страховых гарантий медицинским работникам, контактирующим с пациентами, зараженными коронавирусом.

Согласно п. 7 Указа, данный нормативно-правовой акт вступает в силу с даты его подписания и впредь до принятия соответствующего федерального закона призван установить правовые основы отношений, возникающих в нынешней без преувеличения экстраординарной ситуации, а именно: единоразовых компенсационных выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) определенным категориям медицинских работников, «обслуживающих пандемию COVID-19».

Таким образом, страховщиком по расширенному варианту страхования в данном случае выступит ФСС РФ. Впрочем, страховое лобби лелеет надежды на перспективы введения коммерческого страхования медицинских работников. Сегодня ряд крупных российских частных страховых компаний уже начали предлагать потенциальным клиентам, в число которых они, конечно же, хотят привлечь и персонал медицинским организаций всех форм собственности, соответствующие страховые продукты, о запуске которых уже объявили: «АльфаСтрахование», «Тинькофф Страхование» и «Арсеналъ». Там, конечно, вырисовывается масса своих нюансов и хитросплетений, — это отдельная и очень большая тема. Теоретически, этот вариант страхования возможно внедрять посредством механизма добровольного медицинского страхования (ДМС) за счет: средств соответствующих уровней бюджетов (для бюджетных медицинских структур и, вероятнее всего, через систему закупок для государственных или муниципальных нужд) либо средств частных клиник. Впрочем, пока что это – всего лишь «лирическое отступление», а мы перейдем к текущей реальности.

В рамках предлагаемому вниманию читателей циклу статьей постараемся проанализировать совокупность установленных в настоящее время мер страховой поддержки медицинских работников и иного персонала медицинских организаций, при это представляется целесообразным сделать акцент на дополнительных страховых гарантиях (прим.: для краткости обозначения данного понятия далее по тексту позволим себе аббревиатуру «ДСГ»), введенных Указом. Ниже приведен пример содержательной части электронной памятки на сайте регионального отделения ФСС РФ одного из субъектов РФ по состоянию на 17.05.2020 г.

Памятка для медработников с подтвержденным диагнозом COVID-19

Итак, если есть симптомы заражения COVID-19, медработнику необходимо предупредить работодателя, самоизолироваться до установления факта инфицирования, в случае ухудшения здоровья — обратиться за медпомощью. Пособие по временной етрудоспособности при предъявлении больничного будет оплачено территориальным отделением ФСС в соответствии с действующим законодательством.

При заболевании или осложнении после COVID-19 — медработнику необходимо сообщить работодателю и в территориальный орган ФСС. Работодатель проведёт расследование случая заболевания, которое возглавит должностное лицо от Роспотребнадзора. При составлении акта о случае профзаболевания — обратиться в ФСС о назначении единовременной страховой выплаты (на основании Указа Президента РФ № 313 от 6.05.2020) в размере 68 811 рублей.

При стойком нарушении здоровья после COVID-19, медработнику необходимо пройти освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности. При установлении группы — необходимо обратиться в территориальный орган ФСС за назначением единовременной страховой выплаты (на основании Указа Президента РФ № 313 от 6.05.2020):

  • 1 группа — 2 064 339 руб;
  • 2 группа — 1 376 226 руб;
  • 3 группа — 688 113 руб.

По всем вопросам на любом этапе заболевания COVID-19, медработник вправе обращаться за соответствующим содействием в территориальный орган ФСС.

На первый взгляд, все лаконично и понятно. Однако, попробуем «окунуться» в предлагаемую тематику несколько глубже.

Параллельная реальность, введенная новым Указом Президента РФ

Напомним, что в соответствии со ст. 184 ТК РФ, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту также – Закон № 125-ФЗ), медицинские работники, как и другие категории работников в России, застрахованы в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в рамках контекста) подлежат: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, …, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Таким образом, круг сотрудников медицинских и иных организаций как государственных / муниципальных, так и частных, потенциально имеющих возможность претендовать на те или иные виды страхового обеспечения, предусмотренного Законом № 125-ФЗ, практически не ограничен. Это то, что в целом касается базового правового регулирования страхового обеспечения, действовавшего до 06.05.2020 г. и продолжающего действовать ныне. Более подробно об этом читайте в статье: «Страхование медицинских работников от несчастных случаев и профзаболеваний: общие положения».

Теперь о некоей новой «параллельной реальности», введенной Указом Президента.

Сам факт того, что федеральный закон, как источник права высшей юридической силы в системе иерархии источников права РФ, хотя и временно (о чем свидетельствует текст преамбулы Указа), но «подменен» Указом Президента, являющимся подзаконным нормативно-правовом актом, и, соответственно, источником права меньшей юридической силы, свидетельствует об экстраординарности ситуации. Действительно, громоздкость и растянутость законотворческого процесса во времени не позволяет в сложившихся, практически повседневно меняющихся условиях, своевременно реагировать на вызовы ситуации, а имеющееся базовое законодательство, регулирующее вопросы социального страхования, по сути, признано не достаточным. Тем не менее, текст Указа, являясь по объему относительно небольшим, содержит, по крайней мере, две бланкетные нормативные формулировки (см.: п.п. б п. 2, п. 6), свидетельствующие об изначально заложенных нормотворческим органом перспективах нормативного углубления и расширения закрепляемых им правоположений. Более того, Указ был подписан и вступил в силу 06.05.2020 г., а уже 11.05.2020 г. Президент РФ В. В. Путин в своем телевизионном обращении к гражданам России дал поручение рабочей группе Совета по стратегическому планированию и национальным проектам совместно с Общероссийским народным фронтом рассмотреть ход реализации положений Указа и представить исчерпывающий доклад об этом, — что также косвенно свидетельствует о наличии в свете имеющихся обстоятельств некоего правового вакуума, обусловленного тотальным дефицитом времени и информации, в том числе, научной и медицинской, относительно особенностей, закономерностей развития и последствий этого нового для всех явления: новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Таким образом, в правовом регулировании обсуждаемого вопроса в рамках существующих обстоятельств изначально заложена необходимость дальнейшей конкретизации первоначально заданных нормативных параметров. Соответственно, по состоянию на текущий момент в рамках данного цикла статей мы имеем возможность анализа и выдвижения лишь отдельных гипотетических правовых версий и предложений относительно углубления правового регулирования правоотношений, являющихся предметом обсуждаемой тематики, и не можем делать сколь-нибудь категоричные окончательные выводы.

Итак, круг сотрудников медицинских организаций, как и круг потенциальных выгодоприобретателей – членов семьи застрахованного, определенный, определенные положениями Указа, существенно уже предусмотренных нормами Закона № 125-ФЗ.В то же время п. 5 Указа предусмотрено, что единовременная страховая выплата производится сверх предусмотренных Законом № 125-ФЗ выплат.

Из системного анализа приведенных правовых норм также закономерно напрашивается формально-юридический вывод о том, что обсуждаемые в рамках настоящего цикла статей дополнительные страховые гарантии в равной степени касаются как сотрудников государственных и муниципальных (словом, бюджетных) медицинских организаций, так и частных медицинских структур. Однако, всегда существуют определенные «но»… Толкование законодательных актов, помимо анализа «буквы закона», предполагает также анализ его «духа», обусловленного теми целями и задачами, которые закладывались нормотворческим органом при его создании. В данном случае можно предполагать, что приоритетом в установлении дополнительных гарантий, с точки зрения нормотворцев, пользовались категории медицинских работников бюджетных медицинских организаций, в первую очередь, инфекционных (и перепрофилированных под выполнение их функций) подразделений стационаров, принимающих на себя в условиях пандемии основной удар. Тем не менее, представляется, что при одновременном наличии ряда обстоятельств, сотрудники (члены их семей) частных медицинских структур также могут претендовать на подобные гарантии (об этом подробнее поговорим ниже).

Таким образом, пострадавшие медработники (члены их семей как выгодоприобретатели), дополнительно смогут претендовать еще и на разовые компенсации по фиксированным тарифам:

  • а) в случае смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей — в размере 2 752 452 рублей выгодоприобретелям в равных долях;
  • б) в случае причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, — в размере 68 811 рублей;
  • в) в случае стойкой утраты медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, если заболевание возникло при исполнении им трудовых обязанностей:
    • инвалиду I группы — в размере 2 064 339 рублей;
    • инвалиду II группы — в размере 1 376 226 рублей;
    • инвалиду III группы — в размере 688 113 рублей.

При этом п. 3 Указа закреплен исчерпывающий перечень членов семьи – выгодоприобретателей застрахованного медработника, умершего в результате заражения коронавирусной инфекцией, имеющих право претендовать на получение единовременной страховой выплаты в равных долях. Особый интерес здесь вызывает такая категория выгодоприобретателей, как «отчим и (или) мачеха медицинского работника при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет». Интерес здесь обусловлен тем, что, если не будет разработано каких-либо конкретизирующих нормативно-регулятивных правовых актов, определяющих процедурные нюансы реализации заложенных в Указе схем, достаточно сложно предполагать, по какому пути пойдет правоприменительная практика в части определения перечня документов, подтверждающих, что указанные лица отвечают описанным требованиям.

Пункт 6 Указа предусматривает, что единовременная страховая выплата производится ФСС РФ по результатам расследования страхового случая, проведенного в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

Теперь, когда мы разобрались с перечнем и размера страховых выплат, которые гарантируются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19 (подозрением на COVID-19), имеет смысл остановиться на некоторых ключевых моментах, в том числе проблемах правового регулирования. Подробнее об этом читайте в следующих статьях цикла: