Новости
Расследование страховых случаев, связанных с заражением COVID-19

Порядок расследования страховых случаев и оформления документов, дающих право на дополнительные страховые гарантии за работу с COVID-19

Порядок расследования страховых случаев и оформления документов, дающих право на дополнительные страховые гарантии за работу с COVID-19

В предыдущих статьях данного цикла мы рассмотрели перечень и размеры страховых гарантий медицинским работникам, предусмотренные базовым Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее ФЗ № 125), а также дополнительные страховые гарантии, введенные недавним Указом Президента РФ от 06.05.2020 (далее – Указ) для медицинских работников, контактирующих с пациентами, зараженными COVID-19.

В данной статье мы коснемся порядка оформления таких страховых гарантий. Следует отметить, что на сегодняшний день порядок оформления документов в целях получения тех или иных видов страхового обеспечения, предусмотренного Законом № 125-ФЗ, и дополнительных страховых гарантий (ДСГ), предусмотренных Указом, в целом совпадает.

Первым этапом в любом случае является расследование страхового случая (несчастного случая на производстве / профессионального заболевания) и оформление сопровождающих его документов. Определения данных дефиниций содержится в ст. 3 Закона № 125-ФЗ, согласно которой:

  • страховой случай — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию;
  • несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом № 125-ФЗ случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
  • профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.

Пункт 6 Указа делает отсылку к общему порядку расследования страховых случаев (подробнее см. далее). Однако интересно заметить, что в случае временной утраты трудоспособности, и в случае стойкой утраты професссиональной трудоспособности (инвалидности) Указ содержит специальные нормы (п. п. 2, 4) и требует подтверждения случаев инфицирования сотрудников медорганизации COVID-19 именно лабораторными методами исследования. Применительно же к случаям смерти сотрудников такое требование Указом не предусмотрено.

Порядок расследования страховых случаев

Процесс проведения расследования страховых случаев и оформления необходимых документов регламентирован ст. ст. 227 — 230 ТК РФ, Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее по тексту также – Постановление № 73), Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» (далее по тексту также – Постановление № 967). Перечень профзаболеваний (список профессий) утвержден в Приложении к приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.04.2012 № 417н (далее по тексту также – Перечень № 417н).

Некоторые разъяснения также содержит Письмо Роструда от 10.04.2020 г. № 550-ПР «Об отнесении случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией к профессиональным заболеваниям» (далее по тексту также – Письмо № 550-ПР). В данном письме, в связи с наличием случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении должностных обязанностей, Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее:

Повреждение здоровья работников в результате воздействия вредных или опасных факторов, присутствующих на рабочем месте, может расцениваться как производственная травма либо профессиональное заболевание в зависимости от поражающего фактора.

К биологическим вредным факторам в соответствии с «Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005) относятся микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, грибки) — возбудители инфекционных заболеваний.

Согласно ст. 3 Закона № 125-ФЗ, профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.

Также понятия острого профессионального заболевания и хронического профессионального заболевания указаны в пункте 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением № 967.

В соответствии с п. 3.1 Перечня № 417н, профессиональным заболеванием являются инфекционные и паразитарные заболевания, связанные с воздействием инфекционных агентов, в том числе коронавирусная инфекция. При этом на работников действует вредный производственный фактор — возбудители инфекционных и паразитарных заболеваний, с которыми работники находятся в контакте во время работы.

К группе профессиональных болезней медицинских работников относятся инфекционные и паразитарные заболевания, однородные с той инфекцией, с которой работники контактируют во время работы: туберкулез, токсоплазмоз, вирусный гепатит, микозы кожи, сифилис, ВИЧ-инфекция.

Кроме того, вопросы профессиональных заболеваний медицинских работников и их расследования отражены в Методических рекомендациях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 16.08.2007 («МР 2.2.9.2242-07. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний. Методические рекомендации»).

В части расследования случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией как несчастных случаев, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями ст. ст. 227 — 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации, кроме выше изложенного необходимо учитывать требования — Постановления № 73.

Пунктом 7 Постановления № 73 установлено, что острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Постановлением № 967 (исключение составляют случаи, когда инфекция в организм работника попадает вследствие механического нарушения целостности кожных покровов).

Таким образом, случаи заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении ими трудовых обязанностей подлежат расследованию в соответствии с требованиями Постановления № 967 органами Роспотребнадзора как профессиональные заболевания с оформлением соответствующего акта о случае профессионального заболевания и направлении экземпляра акта с материалами расследования в территориальный орган ФСС РФ.

Применительно к указанному выводу Письма № 550-ПР следует сделать оговорку в отношении тех самых водителей скорой помощи на аутсорсинге, о которых шла речь в статье «Страхование медицинских работников от несчастных случаев и профзаболеваний: общие положения». Поскольку они не являются сотрудниками медицинской организации, на них не распространяются положения Перечня № 417н. Проще говоря, формально, заражение коронавирусной инфекций такими водителями не будет считаться профессиональным заболеванием. Следовательно, через механизм расследования профзаболеваний, предусмотренный Постановлением № 967, эти лица не смогут подтвердить наличие страхового случая. Однако в данным случае представляется обоснованным идти по схеме расследования несчастных случаев на производстве, регламентированного Постановлением № 73, в том числе и в части расследования таковых в отношении работников, произошедших у иного работодателя. Такую возможность прямо предусматривают: ч. 5 ст. 229 ТК РФ, предусматривающая, что «несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай»; «в состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо», — а также нормы ч. 1 п. 10 Постановления № 73.

Не лишним также будет добавить, что, согласно ст. 1072 ГК РФ, со ссылкой на п. 1 ст. 935 ГК РФ, юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Таким образом, пострадавшие сотрудники медицинских и иных организаций также вправе в судебном порядке отстаивать право на субсидиарное страховое возмещение со стороны своих работодателей в случае недостаточности средств страхового возмещения, определенного им в соответствии с Законом № 125-ФЗ, и оплачиваемого ФСС РФ.

Также из смысла Письма № 550-ПР следует, что, если в ходе расследования заражения медицинского работника COVID-19 специалист Роспотребнадзора выявит факты нарушения требований охраны труда и (или) сокрытия страхового случая, которые стали причиной заболевания, работодателю и (или) его ответственным за это сотрудникам, вероятнее всего, не избежать административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1,2 ст. 5.27., ч. ч. 1, 4 ст. 5.27.1., ст. 15.34 КоАП РФ (в самых тяжелых случаях возможно привлечение виновных лиц и к уголовной ответственности в порядке ст. 143 УК РФ, однако в условиях разгара пандемии COVID-19 ее применение представляется маловероятным). В основном это – штрафные санкции. Однако здесь снова кроется очередное «НО»: скажем, ч. 4 ст. 5.27.1. КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за необеспечение работников СИЗ (в то время, как всем известно, что в текущей обстановке медицинские организации должным образом такими средствами не обеспечиваются в принципе ввиду их банальной физической нехватки), — представляется очередным «перекосом».

Однако, исходя из требований ч. 4 ст. 230 ТК РФ, типовых форм документов, оформляющих результаты таких расследований, утвержденных Постановлением № 73 и Постановлением № 967, а также сложившейся практики деятельности наших контрольно-надзорных органов, факты нарушения требований охраны труда и (или) сокрытия страховых случаев в любом случае специалистами Роспотребнадзора будут выявляться, виновные однозначно будут устанавливаться, будь то должностные лица из числа администрации, старшего, младшего медперсонала и (или) сам пострадавший сотрудник, и делаться оргвыводы.

Поэтому, несмотря ни на что, «крайних» «назначать» все равно придется. Причем для самого пострадавшего сотрудника вывод о его виновности в произошедшем с ним в форме грубой неосторожности может обернуться не только привлечением его к административной ответственности, но и уменьшением до 25% размера ежемесячных выплат как одного из видов социального обеспечения, предусмотренных Законом № 125-ФЗ (ст. 14). Будет ли учитываться фактор вины пострадавшего сотрудника при корректировке размеров выплат, предусмотренных Указом, вероятнее всего продемонстрирует правоприменительная практика судебных органов.

Следующий этап применительно к лицам, приобретшим в результате несчастного случая / профессионального заболевания стойкую утрату профессиональной трудоспособности (то есть инвалидность), — медико-социальная экспертиза.

Медико-социальная экспертиза

Базовым нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок проведения медико-социальной экспертизы, является Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту также – Постановление № 789). «Запуск» процесса освидетельствования предусмотрен п. 7 Постановления № 789, в соответствии с которым освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению ФСС (страховщика), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:

  • акт о несчастном случае на производстве или
  • акт о профессиональном заболевании; решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве
  • или профессионального заболевания; заключение должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья.

Здесь также следует иметь в виду правовую позицию, сформированную по ряду вопросов правоприменительной практикой в Постановлении Пленума № 2. Так, согласно п. 12 указанного Постановления, одним из трех квалифицирующих признаков страхового случая, дающего право на страховое обеспечение, является наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора. Корреспондируют этой позиции и положения Указа, подразумевающие инфицирование персонала COVID-19 именно при исполнении трудовых обязанностей. В этой связи представляется, что в период пандемии, когда многие врачи практически «живут» на территории медорганизаций, в которых трудятся, применительно к их персоналу в этой части целесообразно было бы нормативно предусмотреть некую презумпцию по формуле «… считается инфицированным COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей, если отсутствуют подтверждения иного».

Отдельный временный порядок расследования страховых случаев, приведших к временной нетрудоспособности

Что касается лиц, приобретших временную нетрудоспособность, то, в разрезе мер страхового обеспечения, предусмотренных Законом № 125-ФЗ (пп. 1 п. 1 ст. 8), им оплачивается пособие по временной нетрудоспособности, а в свете ДСГ, предусмотренных Указом, — категориям персонала, подпадающим под его действие, также дополнительная единовременная выплата согласно пп. б п. 4 Указа (на основании документов, подтверждающих проведение расследования в отношении профзаболевания в установленном порядке). При этом Указом конкретизировано, что такая нетрудоспособность должна быть вызвана заболеванием (синдромом) / осложнением, включенными в Перечень, утвержденный Правительством РФ.

15.05.2020 г. вышло Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р «Об утверждении Перечня заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313, …, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности» (далее по тексту также – Распоряжение № 1272-р).

В отношении включенных в него заболеваний (синдромов) можно предполагать, что последние периодически будут корректироваться в зависимости от вновь поступающей медицинской, статистической, научной информации о последствиях (как краткосрочных, так и долгосрочных) для функций организма человека и его жизнедеятельности инфицирования новым вирусом.

Более того, Постановлением от 16.05.2020 № 695 «Об утверждении Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности» (далее по тексту также – Постановление № 695) Правительство РФ определило упрощенный порядок расследования таких страховых случаев, позволяющий, что называется «без лишней бюрократии», в максимально сжатые сроки оформить все необходимые документы и обратиться в ФСС за единовременной выплатой пострадавшему медработнику, предусмотренной пп. б п. 4 Указа.

В порядке методической помощи читателям здесь также имеет смысл обратить внимание на весьма содержательный документ – «Методическое пособие по применению Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», 06.12.2016 г. подготовленное судебной коллегией по гражданским делам Архангельского областного суда для использования в работе судей федеральных судов Архангельской области при рассмотрении гражданских дел, связанных с разрешением споров о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору.

На этом мы предлагаем закончить рассмотрение Порядка расследования страховых случаев и перейти к заключительному вопросу данного цикла статей: «С какой даты медицинские работники могут претендовать на страховые гарантии за работу с COVID-19».