Действие Указа Президента № 313 во времени: с какой даты действуют дополнительные страховые гарантии за работу с COVID-19
Как уже было отмечено нами в предыдущих статях цикла, в соответствии с п. 7 Указа Президента № 313 (далее – Указ), данный нормативно-правовой акт вступает в силу с даты его подписания, то есть 06.05.2020 г.
Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что: акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования; иные акты Президента РФ, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания; при этом в актах Президента РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Применительно к рассматриваемому в рамках настоящей статьи Указу очевидно, что им самим установлен иной порядок его вступления в силу. При этом данный порядок в его нынешней редакции не предусматривает придания этого нормативно-правовому акту обратной силы. В связи чем неизбежно возникает вопрос, не останутся ли «отсеченными» от предусмотренных им дополнительных страховых гарантий (ДСГ) медицинские работники и вспомогательный персонал, а также члены их семей, столкнувшиеся с заражением коронавирусом до вступления в силу Указа? Ведь до этого момента никто не проводил расследования этих ситуаций как несчастных случаев на производстве / профессиональных заболеваний, как того требует п. 6 Указа, и не оформлял необходимых документов, ввиду отсутствия на тот период времени соответствующего правового регулирования в этой области.
Следует отметить, что в уже ранее упомянутом телевизионном обращении Президента РФ В.В. Путина к гражданам России 11.05.2020 г., была затронута тема реализации Указа и акцентировано внимание на том, что «страховка должна распространяться на всех, кто с первых дней участвовал в борьбе с эпидемией, — это принципиально!».
Тем не менее, с правовой точки зрения очевидно, что этот вопрос останется открытым либо до момента, когда будет осуществлено дополнительное правовое регламентирование в этой сфере (в частности, вполне вероятно, что вопрос придания обратной силы правовым нормам о страховых гарантиях будет решен в будущем федеральным законом, к перспективе принятия которого отсылает преамбула Указа), либо до момента формирования правовых позиций правоприменительной практикой в лице ранее упомянутых высших судебных органов государства.
Здесь, наверное, имеет смысл обратить внимание еще на один аспект обсуждаемого вопроса, заглянув немного в будущее, а именно: актуальности установленных сегодня ДСГ на будущее. Указ принят в период обострения волны пандемии, когда массовость и острота явления порождает необходимость реагировать на его последствия и является «продуктом» своего времени. Однако очевидно, что, после спада пика этого явления, инфекция со временем приобретет достаточно стабильный, вероятнее всего сезонный, но гораздо менее острый характер, одновременно с этим с большой долей вероятности появятся вакцина и (или) достаточно эффективные фармацевтические препараты для лечения этой инфекции, и «приживется» в нашей популяции наряду со всеми остальными выявленными из числа постоянно существующих в ней инфекций, таких как грипп, ОРВИ, энтеровирусы и т.п. — с сопоставимыми степенями контагиозности, вирулентности и рисками осложнений. Этого мнения придерживается и большинство эпидемиологов. В этих условиях сама собою возникнет необходимость определиться с концепцией дальнейшего правового регулирования правоотношений в сфере дополнительного страхования персонала организаций. Представляется, что здесь можно рассматривать два основных, при этом — взаимоисключающих, — вектора, между которыми необходимо будет сделать выбор. Концепция первого, — отменить введенные сейчас ДСГ по COVID-19, поскольку таковые не предусмотрены законодательством для медицинского персонала по иным инфекциям, в том числе вирусным. Концепция второго, — напротив, расширить перечень инфекций с сопоставимыми степенями контагиозности, вирулентности, и рисками осложнений, до всех выявленных из числа существующих, применительно к которым персонал медицинских организаций будет иметь таковые гарантии на постоянной основе.
В этом смысле, как гласит наименование одного из известных телевизионных ток-шоу: «Время покажет!».
Заключение
Подведя итог нашему циклу статей о страховых гарантиях медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19, можно отметить следующее. Конечно, затронутая область правоотношений сегодня актуальна. Однако очевидно, что на текущий момент она пестрит «пробелами» в правовой регламентации тех или иных ее аспектов и нуждается в их восполнении, а также приведении в соответствие друг с другом уже имеющихся на сегодняшний день нормативно-правовых актов в этой области. Можно констатировать, что сегодня имеются два базовых нормативно-правовых акта, содержащих ряд мер страхового обеспечения и страховые гарантии. При этом:
- в правовом поле Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту также – Закон № 125-ФЗ) все застрахованные медорганизацией как страхователем сотрудники потенциально имеют право на те или иные виды страхового обеспечения, в том числе в связи с инфицированием COVID-19;
- что касается Указа, то, плюсом к страховому обеспечению, предоставляемому Законом № 125-ФЗ, весьма ограниченный контингент персонала медицинских организаций также сможет претендовать и на ДСГ, им предусмотренные.
Однако в автоматическом наложении одних видов страховых выплат на другие уже сразу просматривается некий перекос. Так, в частности, предусмотренный п. 1 ст. 11 Закона № 125-ФЗ максимальный размер единовременной выплаты по инвалидности в размере 94 018,0 рублей (с учетом индексации в 2020 году – 103 527,66 руб. — см. Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 № 61) в данном случае дублируется значительно большими по размеру единовременными дополнительными выплатами, предусмотренными пп. в п. 4 Указа, — и это не является справедливым, в том числе по отношению к тем категориям лиц, которые, в конечном счете, не подпадут под действие Указа.
К сожалению, правоведы-аналитики не имеют полномочий и возможностей подменять собою нормотворческие органы, однако на своем уровне имеют возможность обратить внимание этих самых органов на актуальные направления правового регулирования тех или иных правоотношений, а в отсутствие такового — также попытаться предвидеть и просчитать те или иные перспективы развития ситуации на несколько шагов вперед и сформулировать некоторые примерные ориентиры правового поведения участников правоотношений, потенциально дающих последним некоторую возможность документально «подстраховать» свою деятельность с тем, чтобы иметь шансы в будущем отстаивать свои права в судебном порядке. Что в рамках настоящего цикла статей мы и постарались осуществить для вас, уважаемые читатели.
Другие статьи по теме
- Страхование медицинских работников от несчастных случаев и профзаболеваний: общие положения
- Дополнительные страховые гарантии медицинским работникам за работу с COVID-19
- Проблемы Указа Президента № 313: почему страховые выплаты могут достаться на всем
- Расследование страховых случаев, связанных с заражением COVID-19