Отдельные направления медицинской деятельности
Услуги в сфере «индустрии красоты»: нужна ли медицинская лицензия?

Нужна ли медицинская лицензия на косметические услуги?

Разграничение между косметическими персонально-бытовыми услугами и медицинской косметологией

В последние годы все большую распространенность приобретают услуги, оказываемые косметологическими кабинетами, медицинскими организациями и салонами красоты.

Далеко не всегда организации, оказывающие услуги в сфере «индустрии красоты», имеют лицензию на ведение медицинской деятельности, обосновывая это тем, что их услуги являются косметическими, а не косметологическими.

Грань между косметологией и косметическими услугами действительно не так очевидна, а проблему разграничения данных категорий нельзя назвать решенной.

Некоторые специалисты делают попытку разделить косметические услуги на услуги немедицинского характера (макияж, окрашивание бровей и ресниц и т.д.) и услуги медицинского характера (инъекционная коррекция лица, аппаратные процедуры и т.д.).

Тем не менее, анализ действующего законодательства позволяет сделать другой вывод. В большинстве нормативно-правовых актов слово «косметологический» используется в контексте, связанном с осуществлением медицинской деятельности, в то время как слово «косметический» соотносится с оказанием бытовых и иных немедицинских услуг. Рассмотрим эту закономерность подробнее на примерах.

Косметические услуги

Одним из примеров нормативных актов, регламентирующих деятельность по оказанию косметических не медицинских услуг, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 59 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»)».

Этот документ устанавливает обязательные требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

В этом Постановлении отдельно оговаривается, что правила не распространяются на отделения реконструктивно-пластической хирургии, косметические отделения и клиники, клиники и отделения по лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе лечебно-профилактических учреждений.

Кроме того, существует Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1069н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг»» (далее – Профстандарт). В соответствии с этим Профстандартом, трудовая функция такого специалиста может быть представлена следующими видами деятельности:

  • Предоставление косметических услуг по уходу за кожей лица, шеи и зоны декольте;
  • Предоставление косметических услуг по уходу за телом;
  • Предоставление услуг по косметическому татуажу.

При этом границы такого ухода описываются выполнением косметических масок, окраской бровей и ресниц, выполнением очищающих и иных не медицинских процедур.

Возможными наименованиями специалистов, оказывающих такие услуги, являются:

  • Косметик-эстетист;
  • Техник-эстетист;
  • Специалист в области прикладной эстетики;
  • Эстетист;
  • Спа-косметик и другие.

Таким образом, можно предположить, что обобщенное определение косметических услуг может выглядеть следующим образом:

Это комплекс эстетических манипуляций немедицинского характера, осуществляемых специалистами без медицинского образования и не требующих получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Представляется, что на законодательном уровне было бы целесообразно определить исчерпывающий перечень таких услуг.

Косметологические услуги

Действующее законодательство, включая Федеральный закон 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прямо не определяет понятие косметологических услуг.

Ряд нормативных актов содержат существенные критерии оказания косметологических услуг, с помощью которых можно сформулировать обобщенное определение таких услуг. Рассмотрим эти нормативные акты.

В первую очередь необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление Правительства № 291).

Косметологические услуги входят в Перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность, которая подлежит лицензированию. Согласно данному Постановлению, работы (услуги) по косметологии составляют медицинскую деятельность, к осуществлению которой в целях лицензирования предъявляются Требования, определяемые Минздравом РФ. Особенности лицензирования медицинской деятельности по профилю «косметология», рассмотрены нами в одноименной статье.

Также необходимо отметить Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»» (далее – Приказ № 381н).

Этот документ определяет содержание медицинской помощи по профилю «косметология». Такая помощь включает в себя «комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц)».

Приказ № 381н определяет, что медицинская помощь по данному профилю оказывается врачом-косметологом. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.

Таким образом, представляется возможным определить косметологические услуги следующим образом:

Это подлежащая лицензированию медицинская деятельность, представляющая собой комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма, оказываемая врачами-косметологами, а также средним медицинским персоналом по назначению врача-косметолога.

Разграничение косметологических и косметических процедур

К сожалению, нельзя назвать однозначным и достаточным существующее разделение косметологической и косметической сфер на уровне законодательства.

Во многом это связано с формулировками классификаторов видов деятельности, в частности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), также известного как ОКВЭД.

В данном классификаторе услуги, направленные на эстетическое преображение, достаточно четко прописаны в разделе «Прочие персональные услуги», но прямо не названы в разделе, посвященном услугам в области здравоохранения:

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг Раздел S. Предоставление прочих видов услуг
86 Деятельность в области здравоохранения 96 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг
86.2 Медицинская и стоматологическая практика
Эта группировка включает:
  • медицинские консультации и лечение в области общей и специальной медицины, предоставляемые врачами общего профиля, врачами-специалистами и хирургами, стоматологами и т.д.;
  • деятельность, осуществляемую в поликлиниках и медпунктах при предприятиях, в школах, домах для престарелых, рабочих и прочих объединениях, а также помощь на дому
Пациенты обычно являются амбулаторными и могут направляться к специалистам врачами общего профиля (терапевтами).
Эта группировка также включает:
  • частную консультационную деятельность в больницах
96.02.2 Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты
Эта группировка включает:
  • предоставление услуги по простому и сложному гриму лица, макияжу;
  • окраску бровей и ресниц, коррекцию формы бровей, наращивание ресниц, завивке ресниц;
  • косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств;
  • гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж;
  • косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода;
  • маникюрные услуги;
  • комплексный уход за кожей кистей рук;
  • наращивание ногтей;
  • педикюрные услуги;
  • комплексный уход за кожей стоп;
  • предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов
86.22 Специальная врачебная практика
Эта группировка включает:
  • медицинские консультации и лечение в области специализированной медицины врачами-специалистами и хирургами
96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
  • <…>
  • деятельность салонов татуажа и пирсинга;
  • <…>
86.9 Деятельность в области медицины прочая
86.90 Деятельность в области медицины прочая
Эта группировка включает:
  • деятельность по обеспечению здоровья человека, не осуществляемую больницами, врачами или стоматологами;
  • деятельность медсестер, акушерок, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала в области оптометрии, гидротерапии, массажа, трудотерапии, логопедии, ухода за ногами, гомеопатии, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т.д.
Эти виды деятельности могут осуществляться в лечебных организациях, действующих при предприятиях, школах, домах для престарелых, и прочих организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах

Как видим, косметология как деятельность в области здравоохранения вообще не имеет отдельного кода. Представляется, что в условиях растущего спроса на косметологические процедуры, данный факт является очевидным упущением законодателя. Кроме того, конкретные наименования эстетических процедур в разделе «Предоставление прочих видов услуг» создают иллюзию, что соответствующая деятельность всегда является немедицинской.

Еще больше вопросов к Классификатору ОКВЭД появляется при рассмотрении Приказа Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее- Приказ № 804н).

В этом документе содержится конкретный перечень манипуляций, которые являются медицинскими услугами и составляют медицинскую деятельность соответственно. Так, в сфере эстетической косметологии, можно привести для примера следующие позиции:

Код Наименование
A14.01.005 Очищение кожи лица и шеи*
A14.01.011 Удаление кожного сала
A14.01.012 Проведение депиляции
A14.01.013 Проведение эпиляции
A16.01.024 Дерматологический пилинг
A17.01.005 Броссаж кожи
A17.01.007 Дарсонвализация кожи
A20.01.003 Парафиновая подтяжка кожи
A20.01.004 Грязевые обертывания для лечения целлюлита
A20.30.024 Озонотерапия
A21.01.006 Пилинг-массаж
A21.01.007 Вакуумный массаж кожи
A21.01.010 Пирсинг**

* Здесь хотелось бы вновь упомянуть профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг», в соответствии с которым очищающие процедуры являются видом деятельности не медицинского специалиста, оказывающего соответствующие услуги в качестве косметических. Налицо противоречие между приказом Минтруда, утверждающим указанный профессиональный стандарт, и Приказом Минздрава 804н, утверждающим Номенклатуру медицинских услуг. Представляется, что профстандарт специалиста по предоставлению бытовых косметических услуг нуждается в актуализации и соотнесении с действующими нормативными актами.

** Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), тем не менее, одновременно относит пирсинг к персональным прочим услугам. Таким образом, Классификатор также нуждается в уточнении.

Таким образом, как Профстандартом, так и ОКВЭД, перечисляющим виды медицинских услуг, проигнорирован Приказ 804н, что создает дополнительную неопределенность в вопросе разделения косметологических и косметических услуг.

Изучив Номенклатуру медицинских услуг Минздрава (Приказ 804н), легко сделать вывод, что на практике многие из перечисленных в нем услуг оказываются организациями, не имеющими соответствующей лицензии.

Осуществление медицинской деятельности без лицензии, в свою очередь, является правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и наказывается штрафом:

  • для физических лиц — от 2000 до 2500 рублей;
  • для должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей;
  • для юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей.

Кроме того, уплата штрафа не освобождает компанию от необходимости прекратить осуществление того вида деятельности, на который нет лицензии. Таким образом, для многих предпринимателей, ведущих деятельность в сфере косметологии, признание оказываемых ими услуг медицинскими автоматически означает фактическое прекращение предпринимательской деятельности. Также следует помнить о последствиях, предусмотренных пп. 2 п. 3 статьи 61 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ). Данный пункт ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность без соответствующей лицензии, может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления.

Судебная практика также подтверждает необычайно широкую распространенность случаев, когда предпринимателя, уверенного в том, что он оказывает персональные (бытовые) косметические услуги, обвиняли в осуществлении медицинской деятельности без лицензии и привлекали к юридической ответственности.

Так, Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2014 г. по делу № А41-28859/14 индивидуальный предприниматель Ломтева была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В нежилом помещении — салоне красоты «Фешнстудио А» она без лицензии оказывала услуги по чистке и массажу лица и тела, химическому пилингу, эпиляции. Суд, руководствуясь тем, что:

  • в соответствии с Постановлением Правительства № 291 косметология относится к перечню работ, составляющих медицинскую деятельность;
  • в соответствии с действовавшей на тот момент Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н, очищение кожи лица и шеи, проведение эпиляции и массаж лица относятся к медицинским услугам, пришел к выводу о том, что в действиях предпринимателя содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Аналогичное решение принял и Арбитражный суд Тверской области по делу № А66-252/2020 от 7 февраля 2020 г., в котором детская парикмахерская оказывала услуги по прокалыванию ушей без лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Очень информативным представляется Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2019 № АКПИ19-639 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н» (далее — Решение ВС от 10.10.2019 № АКПИ19-639). В суд обратилась индивидуальный предприниматель З., осуществляющая деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты. По мнению заявителя, включение в перечень медицинских услуг, утвержденный Приказом № 804н, услуги под кодом A14.01.013 — «Проведение эпиляции» является неправомерным:

Аргументация заявителя
Приказ противоречит положениям ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так как рост волос является естественным процессом жизнедеятельности и не включен в перечень заболеваний человека, предусмотренный Международной классификацией болезней (далее — МКБ-10). Таким образом, эпиляция, как процесс удаления волос, не может являться медицинской услугой, поскольку не является вмешательством, направленным на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию.
Соответственно, включение эпиляции в перечень медицинских услуг нарушает права ИП в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на нее обязанность по лицензированию деятельности как медицинской.
Аргументация суда
МКБ-10 предусмотрены коды нозологических единиц (заболеваний, состояний), для лечения и профилактики которых применяется проведение медицинской услуги по эпиляции, среди которых такие заболевания как гипертрихоз, различные формы микозов волос.
Коррекция волосяного покрова, вне зависимости от метода, связана с необходимостью соблюдения правил антисептики и асептики в связи с возможностью нарушения целостности кожного покрова во время проведения манипуляции. Нарушение целостности кожи, сахарный диабет, аллергические реакции, наличие новообразований кожи в зоне обработки в анамнезе и наличие вирусных и воспалительных заболеваний кожи в стадии обострения в зоне обработки относятся к противопоказаниям проведения процедуры эпиляции.
Таким образом, отнесение услуги по проведению эпиляции к медицинским направлено на обеспечение основных принципов охраны здоровья. Исключение указанной услуги из Номенклатуры приведет к нарушению права граждан на охрану здоровья.
Итог
В удовлетворении требований отказано.
В организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом.
В медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками.

Во многом это решение объясняет наличие в перечне медицинских услуг, утвержденный Приказом № 804н, и иных спорных позиций, граничащих со сферой косметических услуг (например, чистка лица, пирсинг и т.д.).

Разъяснения контролирующих органов

Профильные ведомства достаточно часто публикуют разъяснения, касающиеся косметологических процедур. Как правило, такие разъяснения касаются конкретных видов манипуляций. Рассмотрим некоторые из разъяснений.

  1. Письмо Росздравнадзора от 26 марта 2015 года № 01И-469/15:

    Росздравнадзор в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу действий лиц, занимающихся от имени косметических салонов (клиник) навязыванием косметологических услуг с использованием косметической продукции различных марок, информирует о следующем. Оказывать косметологические услуги при осуществлении медицинской деятельности вправе медицинские работники, имеющие высшее или среднее медицинское образование по специальностям: «дерматовенерология», «косметология» и «сестринское дело в косметологии», а юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) должно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «сестринское дело в косметологии» или «косметологии».

    Соответственно, осуществление медицинской деятельности по косметологии без специального разрешения (лицензии) является незаконной и предусматривает административную ответственность.

  2. Письмо Минздравсоцразвития России от 30.06.2010 № 14-9/223-459 «О номенклатуре работ и услуг по профилю «косметология»:

    В письме поясняется, что инъекционные терапевтические методы, такие как мезотерапия, введение ботокса и различных филлеров, относятся к сфере деятельности врача-косметолога.

  3. Письмо Минздрава России от 10.01.2020 № 17-2/И/2-70:

    В Письме дублируются положения Решения ВС от 10.10.2019 № АКПИ19-639, согласно которому в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции/депиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинским персоналом.

Кроме того, регулярно появляются разъяснения региональных управлений Росздравнадздора, необходимые для принятия решений управлениями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по поводу ненадлежащей рекламы товаров и услуг (в том числе медицинских).

Так, например, территориальным управлением Росздравнадзора по Алтайскому краю в 2017 году было разъяснено, что организация не может осуществлять косметологические услуги даже при наличии лицензии на медицинскую деятельность, если в перечне разрешенных работ и услуг которой косметологические услуги отсутствуют (в этом деле стоматологическая клиника с лицензией на осуществление стоматологических услуг предлагала косметологические услуги для нижней части лица — «стоматолог + косметолог»).

Особый интерес представляют Методические указания «Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями) косметологического профиля и косметическими кабинетами» (Мос МУ 2.1.3.001-2001), утвержденные Приказом ЦГСЭН в г. Москве от 30.07.2001 № 839.

Этот документ ценен тем, что заполняет понятийный пробел и фиксирует ряд важных определений. Так, в этом документе дается определение косметологии:

Косметология – это область клинической медицины, основными задачами которой являются изучение причин, клинических проявлений и разработка методов, способов и средств лечения и профилактики деформаций и дефектов покровных тканей лица, тела и конечностей функционально-эстетического характера.

Там же приводится определение косметических/косметологических услуг и процедур:

Косметические услуги — перечень косметических процедур, оказываемых в учреждениях коммунально-бытового назначения и в спортивно-оздоровительных учреждениях и не требующих медицинского контроля. Косметологические услуги — перечень косметологических процедур, оказываемых в лечебно-профилактических учреждениях косметологического профиля.
Косметические процедуры — мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики. Косметологические процедуры — мероприятия, применяемые с целью лечения и профилактики заболеваний, сопровождающихся косметическими дефектами, а также для предупреждения старения кожи и выпадения волос.

Вновь акцент сделан на том, что косметология – область медицины, а косметический уход – элемент коммунально-бытовой сферы.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным при оказании услуг из сфер косметологической и косметической практики в первую очередь обращаться к Приказу № 804н. Наличие в этом перечне процедуры автоматически относит ее к категории «медицинская услуга», а значит оказание такой услуги связано с рядом требований, соблюдение которых обязательно.

Парадоксально, но решающее значение имеет не столько суть услуги, сколько её название. Верховный суд прямо сказал, что «восковая коррекция волосяного покрова» — это персональная услуга, не требующая лицензии. В тоже время, стоит лишь назвать ее «эпиляцией» в прайсе, как она тут же превращается в медицинскую услугу, требующую соответствующей лицензии. Безусловно, такое положение дел представляется странным — однако с учетом будущих возможных столкновений с проверяющими и надзорными органами, лучше взять такую парадоксальную логику на вооружение и учитывать её при рекламе своих косметологических услуг и при формировании прейскурантов на услуги.

Заключение

На сегодняшний день существует правовая неопределенность, связанная с разграничением косметических и косметологических услуг. «Индустрия красоты» развивается год от года, а значит появляется все больше предложений об оказании косметических услуг. При этом недостаточно четкая регламентация порядка оказания таких услуг создает риски как для потребителей (в связи с невозможностью гарантировать качество и безопасность услуги), так и для косметологов-предпринимателей и их сотрудников (в связи с вероятной квалификацией их услуг как медицинских).

Конечно, возможность оказания услуг без получения лицензии на осуществление медицинской деятельности – привлекательная для индустрии возможность экономии на персонале, помещениях и прочих тратах, связанных с получением лицензии и обслуживанием бизнеса. Тем не менее, анализ законодательства показывает, что в большинстве случаев услуги, которые позиционируются как косметические и якобы не требуют получения лицензии, по факту таковыми не являются.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Приказом № 804н, на сегодняшний день является наиболее точным источником информации для определения категории оказываемых услуг: если в Номенклатуре медицинских услуг встречается такая же услуга, то речь идет не о косметической, а о косметологической услуге. Это, в свою очередь, накладывает на исполнителя услуги соответствующие обязанности по лицензированию деятельности, по обеспечению соответствующего уровня квалификации исполнителя процедуры, по обеспечению порядка оказания услуги и т.д.

Судебная практика также демонстрирует резонность такого подхода, поскольку в судебных решениях судьи всегда ссылаются на наличие либо отсутствие соответствующей услуги в перечне медицинских.

Тем не менее, действующее законодательство объективно нуждается в совершенствовании. Недопустимо одновременное включение одной и той же услуги в категорию бытовой при оформлении бизнеса (на стадии выбора кода ОКВЭД) и в категорию медицинской (по факту ее оказания), например, как в случае с пирсингом. Таким образом, ведомственные приказы нуждаются в согласовании.

Также представляется целесообразным издание нормативного акта, определяющего закрытый перечень косметических услуг (по аналогии с медицинскими услугами). Наличие такого документа существенно упростило бы деятельность исполнителей соответствующих услуг и обезопасило бы потребителей услуг «индустрии красоты».

В настоящее время сложность разграничения косметических и косметологических услуг может создать значительные проблемы для лиц, занимающихся деятельностью в сфере косметологии. Поэтому любая деятельность в сфере косметологии (даже если косметолог считает, что занимается декоративной косметологией и бытовыми услугами) требует постоянного юридического сопровождения со стороны юристов, причем эти юристы должны быть хорошо знакомы с медицинским правом. В ином случае владельца косметологического салона (или косметолога, оказывающего услуги в индивидуальном порядке) смогут обвинить в осуществлении медицинской деятельности без лицензии с последствиями в виде уплаты крупного штрафа или ликвидации организации.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ