Медицинское образование и квалиф. требования
Особенности организации обучения в рамках НМО

Особенности организации обучения в рамках НМО

Особенности организации обучения в рамках НМО (непрерывного медицинского образования)

Ранее, в заметке «Непрерывное медицинское образование: что это такое и кто обязан его получать?», нами уже была дана краткая характеристика основным принципам НМО и был, в целом, очерчен круг лиц, обязанных непрерывно повышать свои медицинские знания. В сегодняшней заметке мы остановимся на особенностях организации обучения в рамках НМО и его финансировании.

Как организуется и проводится непрерывное медицинское образование?

Изначально отработка основных принципов непрерывного медицинского образования осуществлялась в соответствии с приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций». Модель реализуется с 1 декабря 2013 года по 31 декабря 2020 года. Данная модель предполагает взаимодействие органов власти, ведомственных медицинских вузов, НИИ и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и медицинских специалистов. Медицинские организации как работодатели в реализации данной модели не задействованы. Органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, выразившие согласие на участие в реализации модели, формируют перечень врачей и представляют его в образовательную организацию. При этом в реализации модели принимают участие лишь врачи и исключительно на добровольной основе. Интересно, что под врачами в Приказе № 837 очевидно, понимаются не только специалисты со словам «врач» в названии, но и вообще все специалисты с высшим медицинским образованием. В ином случае было бы трудно объяснить каким образом с Приказом № 837 (декларирующим участие в НМО лишь врачей) соотносятся нормы Приказа № 707н, где предусмотрено обязательное НМО для медсестер с высшим образованием на уровне бакалавриата.

Организация, осуществляющая обучение, и медицинский специалист заключают договор об образовании в рамках государственного задания на подготовку специалистов.

В Моделе, утвержденной Приказом № 837, также приводятся принципы разработки образовательных программ для системы НМО:

  • образовательная программа имеет модульный принцип построения;
  • объем подготовки по образовательной программе составляет более 100 часов;
  • доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательной программе составляет не менее 50%;
  • не менее 15% содержания образовательной программы составляет региональный компонент;
  • образовательная программа согласована медицинской профессиональной некоммерческой организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке;
  • образовательной программой предусмотрены различные виды образовательной активности;
  • образовательная программа разрабатывается отдельно для каждого субъекта РФ;
  • учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу).

Поскольку значительная часть непрерывного медицинского образования реализуется в форме программ повышения квалификации, то порядок реализации программ НМО должен регулироваться приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н, утвердившим Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях.

По идее, именно этот документ должен определять порядок совершенствования профессиональных знаний и навыков в форме непрерывного медицинского образования.

Однако в нормативный акт до сих пор не внесены поправки, устанавливающие данный порядок, в связи с чем вопросы организации и проведения НМО во многом остаются открытыми.

В письме Минздрава России от 26.05.2017 № 16-2/2048112 указано, что в настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности — обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. Нормативно-правовых актов, обязывающих специалистов вступать в систему НМО через портал непрерывного медицинского образования Минздрава России, в настоящее время не существует. До появления соответствующей нормативно-правовой базы участие специалиста в системе НМО является добровольным.

С 1 июня 2016 года Минздравом России запущен в промышленную эксплуатацию «Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (), предоставляющий возможность регистрации личных кабинетов для медицинских работников, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам медицинского и фармацевтического образования (далее — организации), выбора медицинскими работниками образовательных программ повышения квалификации и создания предварительной заявки на обучение. Медицинские работники, проходят регистрацию на интернет-портале, осуществляют выбор образовательной программы и формирование предварительной заявки на обучение, которая прилагается к заявлению о направлении на обучение, представляемому медицинским работником в медицинскую организацию.

20 сентября 2017 года Минздрав России разместил на официальном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н».

Проектом предлагается установить следующие правила:

Выбор дополнительной профессиональной программы будет осуществляться с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования, доступ к которому должен обеспечиваться с использованием Единой системы идентификации и аутентификации и Федерального регистра медицинских работников.

Повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, будет проводиться в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ в объеме не менее 30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.

Исходя из этого, с принятием проекта станет обязательным выбор дополнительной профессиональной программы для совершенствования работниками профессиональных знаний и навыков с использованием интернет-портала непрерывного медицинского образования, а повышение квалификации будет осуществляться путем освоения учебных занятий и учебных работ в объеме не менее 30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет. К сожалению, на сегодняшний день проект так пока что и остался проектом. И прогнозировать, когда именно он будет принят, не представляется возможным.

Оплата непрерывного медицинского образования

Несмотря на обязанность медицинской организации как работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование медицинских работников, оплачивать обучение в системе НМО за свой счет организации не торопятся. Поскольку обязательности повышать квалификацию именно в системе НМО законодательством однозначно не установлено, порядок оплаты также не урегулирован, медицинские организации не соглашаются оплачивать такие занятия.

Приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 предполагает отработку модели НМО в ведомственных образовательных учреждениях Минздрава РФ. Участие в реализации модели иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, допускается только по согласованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя данных организаций, с Минздравом России. Поэтому в п.3 Положения об отработке модели НМО указано, что финансовое обеспечение реализации модели осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на образование.

Полагаем, что данный вариант является частным случаем, распространяется только на федеральные ведомственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и участвующие в реализации модели, и не дает универсального ответа о финансировании всей системы НМО.

Большая определенность в оплате установлена для организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

Согласно п.7.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинская организация обязана использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации. Напоминаем, что значительная часть мероприятий по непрерывному медицинскому образованию относится к дополнительному профессиональному образованию по программам повышения квалификации – и, следовательно, указанная выше норма распространяется на них

Порядок выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования утвержден приказом Минздрава России от 04.08.2016 № 575н.

В п.2 Порядка прямо указано, что выбор образовательной программы и образовательной организации осуществляется медицинским работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования, доступ к которому обеспечивается с использованием Единой системы идентификации и аутентификации и Федерального регистра медицинских работников.

Однако для использования средств страхового запаса на обучение работников требуется соблюдение большого количества условий, указанных в постановлении Правительства РФ от 21.04.2016 № 332, которые тщательно проверит ТФОМС, прежде чем выделить деньги.

Стоит также отметить, что за счет средств страхового запаса ТФОМС осуществляется именно обучение по программам повышения квалификации, в то время как иные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы), реализуемые вне программ повышения квалификации (не говоря уже о самообразовании), финансированию из указанных средств не подлежат.

Таким образом, однозначно порядок оплаты повышения квалификации медицинских работников в системе НМО установлен только для медицинских организаций, работающих в системе ОМС.

Таким образом, несмотря на то, что портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования функционирует уже несколько лет, нормативная база, регулирующая организацию и проведение НМО, так до конца и не сформировалась. У медицинских работников и работодателей остается непонимание относительно того, обязательно ли повышать квалификацию в системе НМО, можно ли использовать иные формы совершенствования профессиональных знаний и навыков, засчитываются ли пройденные дискретно курсы и занятия для подтверждения сертификата специалиста и свидетельства об аккредитации, обязан ли работодатель оплачивать участие работников в системе НМО, остаются без четкого законодательного ответа и многие другие вопросы. касающиеся непрерывного медицинского образования.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ