Аккредитация медицинских работников
1. Понятие и цели аккредитации
Медицина и фармацевтика относятся к высокорисковым сферам деятельности, требующим глубоких специальных познаний и практических навыков, что предъявляет повышенные требования к допуску в профессию.
С принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были заложены правовые основы для перехода к новой системе допуска специалистов к медицинской практике. Речь пойдет о переходе с процедуры сертификации на процедуру аккредитации.
Официальное понятие аккредитации содержится в ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья: аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.
Согласно приказу Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста…» сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.
Таким образом, процедура аккредитации медицинских и фармацевтических работников призвана заменить процедуру выдачи сертификатов. Общий смысл аккредитации и сертификации единый – получение права на осуществление медицинской деятельности в России. Разница заключается в порядке прохождения процедуры, которую мы разберем далее.
2. Сроки перехода на процедуру аккредитации
Законодателем заложен достаточно большой переходный период – до 2026 года, в течение которого постепенно перестают выдаваться сертификаты и вводится выдача свидетельств об аккредитации.
Так, сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Лица, имеющие сертификат специалиста, имеют право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации до 1 января 2026 года.
Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.
Сроки и этапы аккредитации специалистов утверждены приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н.
Этап | Категория лиц |
---|---|
с 1 февраля 2018 года | лица, получившие высшее образование по основным образовательным программам «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета) и имеющие документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования |
лица, получившие после 1 января 2018 года среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» | |
с 1 января 2019 года | лица, получившие после 1 января 2019 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры), требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) по специальностям: «Неврология», «Кардиология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Терапия» |
лица, получившие после 1 января 2019 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень ординатуры) к результатам освоения образовательных программ по специальностям: «Неврология», «Кардиология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Терапия» | |
с 1 января 2020 года | лица, получившие после 1 января 2020 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень бакалавриата, уровень ординатуры) |
лица, получившие после 1 января 2020 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ | |
с 1 января 2021 года | иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов |
Переходный период всегда порождает некоторую правовую неопределенность и вопросы к практической реализации задуманного. В случае с переходом на процедуру аккредитации у медицинских организаций возникает закономерный вопрос: какой документ должен иметь на руках работник при трудоустройстве, чтобы организация не нарушила трудовое законодательство и лицензионные требования.
Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
Пп.»д» п.4 Положения среди лицензионных требований называет наличие заключивших с организацией трудовые договоры работников, имеющих сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
То есть несмотря на то, что ряд специалистов после получения образования проходит процедуру аккредитации и получает свидетельство об аккредитации, лицензионное законодательство не учитывает эти изменения и требует наличия только сертификатов.
По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 № 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.
Действующие квалификационные требования к медицинским работникам, утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, также содержат только частичные указания на процедуру аккредитации. Так, в настоящий момент предусмотрено восемь специальностей, получив образование по которым (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и пройдя аккредитацию специалиста, допускается занятие должностей врачей и провизоров (специальности «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», «Педиатрия», «Стоматология общей практики», «Фармация»).
Тем не менее Минздрав РФ подготовил проект новых квалификационных требований. После их утверждения планируется установить отдельные квалификационные требования для лиц, завершивших обучение в вузе после 2016 года. Авторы проекта поясняют, что для лиц, завершивших обучение в вузе после 2016 года и прошедших процедуру первичной аккредитации, квалификационным требованием будет освоение программы ординатуры по специальности в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям профессионального стандарта.
Так например, для получения специальности «Дерматовенерология» будет сохранено ранее действовавшее требование подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Дерматовенерология» (для лиц, завершивших обучение в вузе до 2016 года) и появится новое требование для лиц, завершивших обучение в вузе после 2016 года и прошедших процедуру первичной аккредитации, — освоение программы ординатуры по специальности «Дерматовенерология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям профессионального стандарта «Врач — дерматовенеролог».
При этом современные профстандарты уже учитывают переход на систему аккредитации и предусматривают среди особых условий допуска к работе наличие либо сертификата специалиста, либо свидетельства об аккредитации специалиста.
Изменение квалификационных требований несомненно требует внимания медицинских организаций при трудоустройстве медицинских работников.
3. Аккредитационные площадки
Положение об аккредитации специалистов утверждено приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (далее — Положение).
Согласно п.7 Положения аккредитация специалистов проводится в помещениях образовательных и научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования, и имеющих специальное организационно-техническое оснащение. При этом в помещениях должна быть обеспечена техническая возможность записи видеоизображения и аудиосигнала, при этом качество видеозаписи и расположение технических средств записи видеоизображения и аудиосигнала должны обеспечивать возможность обзора всего помещения и манипуляций, производимых аккредитуемым, а запись аудиосигнала должна содержать речь аккредитуемого (п.36 Положения).
Более подробно законодательство не уточняет требования к оснащению, но они доводятся до сведения организаций в ведомственных письмах.
Так, например, письмом Минздрава России от 27.03.2018 № 16-5/10/2-1912 сообщается, что Департаментом медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении совместно с ФГБУ ДПО «ВУНМЦ» Минздрава России и Методическим центром аккредитации специалистов Минздрава России для всех базовых специальностей среднего медицинского и фармацевтического образования подготовлены примерные перечни оснащения и оборудования, которые могут использоваться при проведении второго этапа аккредитации специалистов — оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях. Сами перечни приведены в приложении к письму.
Стоит отметить, что оснащение помещений для создания симулированных условий приближенно к оснащению реальных медицинских помещений в их идеальном представлении и включает медицинскую мебель, медицинские инструменты, расходные материалы, манекены, фантомы, тренажеры и медицинскую документацию. Навыки использования всех этих объектов и должен продемонстрировать аккредитуемый.
В письме Минздрава России от 27.03.2018 № 16-5/10/2-1912 поясняется, как формируются аккредитационные площадки. Изначально составляется перечень всех образовательных организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, выпускники которых в текущем году подлежат аккредитации специалистов, при условии, что такие организации получили государственную аккредитацию образовательных программ по соответствующим специальностям. Затем, на основании примерного перечня оборудования из всего перечня определяются образовательные организации, соответствующие требованиям. Отобранные организации считаются аккредитационными площадками.
4. Принятие и оформление решения об аккредитации
Аккредитация подразделяется на первичную, первичную специализированную и периодическую. Следует сказать, что если прохождение периодической аккредитации происходит в один этап (оценка портфолио комиссией), то первичная и первичная специализированная аккредитация проходят в несколько этапов:
- тестирование;
- оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
- решение ситуационных задач (для лиц, получивших высшее медицинское образование по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина», а также для для лиц, получивших после 1 января 2020 г. среднее медицинское образование, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача).
Подробнее о порядке их прохождения рассказывается в нашей заметке «Прохождение первичной и периодической аккредитации медицинских работников».
Аккредитуемый допускается к следующему этапу аккредитации специалиста в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как «сдано» (п.35 Положения).
Оценка результата прохождения каждого этапа и решения аккредитационной подкомиссии о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим отдельный этап аккредитации специалиста отражаются в протоколах заседания аккредитационной подкомиссии. Протокол подписывается в день завершения этапа аккредитации и в течение 2 рабочих дней размещается на официальном сайте аккредитационной площадки и ее информационных стендах (п.46 Положения).
Аккредитационная комиссия принимает решение о признании аккредитуемого прошедшим аккредитацию специалиста или не прошедшим аккредитацию специалиста по итогам рассмотрения протоколов аккредитационной подкомиссии о результатах прохождения специалистом этапов аккредитации. Аккредитуемый, чей результат прохождения каждого этапа аккредитации специалиста оценивается как «сдано», признается аккредитационной комиссией прошедшим аккредитацию специалиста.
Решение о признании аккредитуемого прошедшим аккредитацию специалиста отражается в итоговом протоколе заседания аккредитационной комиссии, подписываемом в день проведения заседания аккредитационной комиссии.
Итоговый протокол в течение 5 календарных дней со дня подписания направляется ответственным секретарем аккредитационной комиссии в Министерство здравоохранения Российской Федерации (п.47 Положения).
Если аккредитуемый не явился, или имел при себе и использовал средства связи о чем имеется соответствующая запись в протоколе заседания аккредитационной подкомиссии (то есть попросту пытался «списать» ответ), или получил оценку «не сдано», он признается не прошедшим этап аккредитации (п.48 Положения). В течение 5 рабочих дней он может обратиться с заявлением о повторном прохождении этапа.
При пропуске срока или в случае трехкратного признания аккредитуемого не прошедшим соответствующий этап аккредитации, последний признается не прошедшим аккредитацию в целом (п.п.49,51 Положения). Повторно обратиться с заявлением о допуске к прохождению аккредитации можно не ранее чем через один месяц, заново собрав пакет документов.
В течение 2 рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа аккредитации имеется возможность подать жалобу на принятое решение (апелляция). Для рассмотрения таких жалоб из членов аккредитационной комиссии формируется апелляционная комиссия, которая должна рассмотреть жалобу в течение 5 рабочих дней со дня её подачи. При удовлетворении жалобы принимается решение об аннулировании решения аккредитационной комиссии, о чем аккредитуемый уведомляется в день рассмотрения жалобы, после чего он вправе продолжить прохождение процедуры аккредитации специалистов начиная с этапа, который он не прошел. Решения аккредитационной комиссии и апелляционной комиссии могут быть обжалованы в Министерство здравоохранения Российской Федерации. К сожалению, текущее законодательство пока что не конкретизирует как именно должна происходить процедура обжалования решения апелляционной комиссии в Минздрав РФ.
В течение 3 дней с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии аккредитуемому выдается выписка из протокола, содержащая соответствующие решения. Выписка из протокола заверяется печатью (при наличии):
- профессиональной некоммерческой организации, представителем которой является председатель аккредитационной комиссии
- образовательной и (или) научной организации, в помещениях которой проводилась аккредитация специалиста.
Лицу, признанному аккредитационной комиссией прошедшим процедуру аккредитации специалиста, выдается свидетельство об аккредитации специалиста (п.61 Положения).
Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста утвержден приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н.
Свидетельство об аккредитации выдается не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии (п.3 Порядка).
То есть существует временной разрыв между принятием решения об успешном прохождении аккредитации и выдачей свидетельства об аккредитации.
В письме Минздрава России от 08.08.2019 № 16-7/И/2-7280 подчеркивается, что завершением процедуры аккредитации специалиста с признанием его успешно прошедшим данную процедуру и, как следствие, фактическим получением права на осуществление профессиональной деятельности является решение аккредитационной комиссии, зафиксированное в итоговом протоколе. Наряду с выдачей свидетельства об аккредитации специалиста также предусмотрен еще один механизм подтверждения факта успешного прохождения процедуры аккредитации специалиста — выдача в течение трех дней выписки из итогового протокола, содержащей соответствующее решение. В связи с изложенным в настоящее время в медицинских и фармацевтических организациях, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, могут осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность лица, успешно прошедшие в процедуру первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов, имеющие выписку из итогового протокола и не имеющие до настоящего времени на руках свидетельства об аккредитации специалиста.
Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся ответственным секретарем аккредитационной комиссии в Федеральный регистр медицинских работников. В письме Минздрава России от 08.08.2019 № 16-7/И/2-7280 отмечается, что осуществление проверки факта успешного прохождения процедуры аккредитации специалистом может осуществляться путем получения соответствующей информации из ФРМР в процессе формирования личного дела при трудоустройстве указанного лица в медицинскую организацию. Факт успешного прохождения лицом аккредитации специалиста также может быть проверен на официальном сайте образовательной и (или) научной организаций, на базе которой проводилась аккредитация специалиста, путем сверки данных в выписке с данными в итоговом протоколе.
Таким образом, несмотря на то, что процесс перехода на систему аккредитации медицинских специалистов практически запущен с 2016 года, остается большое количество неснятых вопросов. Правовое регулирование, особенно в смежных отраслях права отстает от норм, формируемых Минздравом России: лицензионное и налоговое законодательство до сих пор не учитывают фактически произошедшие изменения. Роспотребнадзор в письме от 20.02.2017 № 01/2125-17-32 также отмечает, что в настоящее время работа над документами, определяющими правила проведения повторной аккредитации, не завершена соответствующим ведомством; остаются дискуссионными такие важные вопросы, как перечень специальностей для специализированной аккредитации, проведение аккредитации врачей, имеющих более одной специальности, система взаимозачета кредитов между специальностями, и другие.