Медицинское образование и квалиф. требования
Непрерывное медицинское образование

Непрерывное медицинское образование

Непрерывное медицинское образование: что это такое и кто обязан его получать?

Понятие и основные принципы непрерывного медицинского образования

Вопросы медицинского образования работников регулируются как законодательством об образовании и здравоохранении, так и трудовым законодательством.

Для начала обратимся к нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также — Закон об образовании).

Согласно ч.7 ст.10 Закона об образовании система образования создает условия для непрерывного образования, в том числе и посредством реализации различных дополнительных образовательных программ.

В ч.11 ст.76 Закона об образовании указано, что обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования установлены в ст.82 Закона об образовании.

Так, в соответствии с ч.2 ст.82 Закона об образовании реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Таким образом, законодательство об образовании закрепляет принцип непрерывности совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинскими работниками, при этом подробности этого процесса не раскрывает.

Приказом Минздрава России от 21.11.2017 № 926 утверждена Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года.

Документ определяет основные принципы системы непрерывного медицинского образования, среди которых называются:

  • непрерывность образования, предполагающая накопление интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности;
  • преемственность и последовательность между уровнями и ступенями образования;
  • персонификация дополнительного профессионального образования;
  • информатизация образовательного процесса;
  • регламентность обучения системой контроля и планирования образовательных мероприятий.

Государственная политика в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования проводится на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами», других федеральных и региональных государственных программ.

Обязательность участия в системе непрерывного медицинского образования

С точки зрения законодательства о здравоохранении медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в установленном порядке и в установленные сроки (п.3 ч.2 ст.73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», — далее также — Закон об охране здоровья). При этом медицинская организация со своей стороны обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п.8 ч.1 ст.79 Закона об охране здоровья).

С точки зрения трудового законодательства, а именно частей 4 и 5 статьи 196 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Необходимость выполнения указанных обязанностей медицинскими организациями подтверждается лицензионным законодательством. Так, одним из лицензионных требований к медицинской деятельности является наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (см. пп. «д» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

То есть для медицинских работников дополнительное профессиональное образование является условием выполнения ими работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В связи с чем обязанность медицинских организаций проводить подготовку своих работников и создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования подтверждается нормами трудового законодательства, законодательства о здравоохранении и законодательства о лицензировании. Однако понятие «непрерывного медицинского образования» Закон об охране здоровья не дает. Лицензионное законодательство также отстает от складывающейся практики и не указывает на необходимость именно непрерывного повышения квалификации.

Необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, профессиональное образование определяется лицензирующими органами на основании установленных квалификационных требований.

Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» утверждены приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н.

Изменениями, внесенными в Квалификационные требования с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года № 328н, для ряда специальностей установлено новое требование к дополнительному образованию — непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности.

Новое требование установлено для лиц, получивших образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальностям (уровень специалитета) 31.05.01 Лечебное дело, 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 30.05.01 Медицинская биохимия, 30.05.02 Медицинская биофизика, 30.05.03 Медицинская кибернетика, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 31.05.02 Фармация, а также получивших высшее образование (бакалавриат) по специальности 34.03.01 «Сестринское дело» после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста.

Требование установлено для занятия указанными лицами следующих должностей: врач-терапевт участковый, врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, врач-статистик, врач-педиатр, врач-педиатр участковый, врач-педиатр городской (районный), медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации, врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог.

Таким образом, ряд специалистов при занятии определенных должностей обязаны проходить непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности, медицинская организация обязана это обеспечить. Для других специалистов квалификационными требованиями такая обязанность не установлена.

Трудовое законодательство при определении понятия квалификации работника также оперирует понятием «профессиональный стандарт», под которым понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).

Согласно ст.57 ТК РФ, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Поскольку занятие должностей медицинских работников связывается законодательством с предоставлением компенсаций и льгот и наличием ограничений, то квалификационные требования к ним должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Практически во всех профессиональных стандартах медицинских и фармацевтических работников в характеристиках должностей указано, что с целью профессионального роста, обеспечения соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды предусмотрено обучение по программам дополнительного профессионального образования (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) в следующих формах:

  • стажировка;
  • тренинги в симуляционных центрах;
  • использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
  • участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах;
  • участие в системе непрерывного медицинского образования.

Таким образом, участие в системе непрерывного медицинского образования на сегодняшний день прямо не формулируется в профстандарте как обязательное для занятия должностей медицинских (фармацевтических) работников, но может применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации персонала с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций..

Мы проанализировали нормы законодательства об образовании, о здравоохранении, о лицензировании и о труде и установили, что участие в системе непрерывного медицинского образования является одной из форм совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков. Однако обязанности для всех медицинских специалистов участвовать в системе НМО законодательство на сегодняшний день не содержит. А пункт 9 Положения о модели отработки основных принципов НМО (утверждено приказом Минздрава России № 837) прямо говорит о добровольности непрерывного медицинского образования. Вместе с тем, для занятия ряда должностей квалификационными требованиями (приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н) установлена обязанность проходить непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности, в то время как для других специалистов квалификационными требованиями такая обязанность не установлена. Кроме того, Профессиональные стандарт для специалистов в области здравоохранения предполагает участие в системе НМО в качестве одной из профессиональных характеристик и одной из форм профессионального развития специалиста. Таким образом, несмотря на декларируемою добровольность непрерывного медицинского образования, существуют некоторые предпосылки для того, чтобы истолковать уклонения от участия в НМО как несоответствие квалификационным требованиям или несоответствие требованиям профессиональных стандартов – со всеми негативными последствиями.

Особенности практической отработки основных принципов непрерывного медицинского образования (которая уже началась) и вопросы финансирования НМО рассмотрены нами в отдельной заметке «Особенности организации обучения в рамках НМО».

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ