Обязанности медицинских организаций по противодействию распространению особо опасных инфекций (включая порядок действий при выявлении пациента с особо опасной инфекцией)
Как мы указали в предыдущей заметке («Международное и российское законодательство в сфере обеспечения защиты от особо опасных инфекций»), недавняя вспышка распространения короновируса (COVID – 19) делает необычайно актуальными вопросы знания медицинскими работниками своих обязанностей в сфере противодействия распространению так называемых «особо опасных инфекций». Независимо от реальной опасности коронавируса, последние действия чиновников от здравоохранения (включая добавление коронавируса в российский перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715) наглядно доказали — отношение власти к возможным инцидентам, связанным с опасными инфекционными заболеваниями, крайне серьезное.
Следует понимать, что любой случай выявления опасной инфекции, рассматривается как чрезвычайное происшествие, по итогам которого нередко и происходит «наказание невиновных и награждение непричастных». Поэтому, чтобы не оказаться «главным козлом отпущения» и избежать обвинений в неправильности/недостаточности проведенных противоэпидемических мероприятий, любой медицинский работник должен знать соответствующие законодательные нормы. Особенно нормы, касающиеся обязанностей по противодействию распространению особо опасных инфекций и порядка действий при выявлении пациента с такой инфекцией. Ведь совершенно не секрет, что нередко действия медработника оцениваются не с точки зрения их эффективности, а с точки зрения соответствии «инструкции». Поэтому в случаях обнаружения опасной инфекции «правильно доложить по инстанции» становиться не менее важной задачей, чем вылечить пациента.
Особенно наличие глубоких знаний законодательства в этой сфере актуально для руководящего состава медицинских организаций (далее — МО). Ведь основополагающим актом в сфере противодействию заносу и распространению инфекционных болезней, способных вызывать чрезвычайные ситуации, являются Методические указания МУ 3.4.2552-09 «Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17 сентября 2009 г.. И значительная часть предписаний, содержащихся в упомянутых Методических указаниях, регламентирует обязанности медицинских организаций (а, следовательно — именно руководство медицинских организаций и будет нести ответственность за их исполнение). Впрочем, значительное количество их норм распространяется и на обычных врачей. Поэтому знание нормативно-правовой базы в сфере противодействия особо опасным инфекциям является неотъемлемой частью общей юридической безопасности медицинского работника.
1. Обязанности медицинских организаций по противодействию распространению инфекций, способных вызвать чрезвычайную ситуацию
Методические указания МУ 3.4.2552-09, подготовленные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержат детализацию санитарно-эпидемиологических мероприятий, предусмотренных к исполнению на национальном и региональном уровнях.
Указания описывают клинико-эпидемиологическую характеристику отдельных нозологических форм, перечень мероприятий, необходимых к исполнению при выявлении больного (трупа), примерные схемы информации и оповещения, лечения и экстренной профилактики, комплектацию укладок для работы в эпидемическом очаге, правила забора и транспортировки материала, применения средств индивидуальной защиты, режимы обеззараживания различных объектов, зараженных патогенными микроорганизмами. Дают рекомендации по составлению комплексного плана действий при выявлении больного (трупа) с подозрением на инфекционные болезни, вызывающие чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основная цель данных МУ 3.4.2552-09 заключается в том, чтобы руководство и персонал МО владели знаниями и практическими навыками в вопросах организации и проведения оперативных мероприятий по предупреждению заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний. В связи с чем все медицинские организации должны настороженно относиться к особо опасным инфекциям, активно выявлять их у пациентов и проводить противоэпидемические мероприятия (пункт 7.6 СП 3.4.2318-08).
Для этого медицинская организация обязана:
- разработать оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий (пункт 4 МУ 3.4.2552-09);
- иметь постоянный запас СИЗ и укладок (приложения 4, 5, 7–9 и 11 МУ 3.4.2552-09, пункт 7.9 СП 3.4.2318-08);
- обеспечить обучение персонала по вопросам эпидемиологии (пункт 4 МУ 3.4.2552-09).
1.1. Оперативный план
Оперативный план действий на случай выявления больного (подозрительного) особо опасной инфекцией утверждает руководитель медицинской организации (пункт 4 МУ 3.4.2552-09, пункт 7.9 раздел VII СП 3.4.2318-08).
Оперативный план включает:
- способ передачи информации руководителю или его заместителю, другим учреждениям;
- порядок оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время);
- порядок действий специалистов;
- мероприятия для каждого места выявления больного;
- перечень и место хранения укладок и СИЗ;
- список учреждений для госпитализации больного, эвакуации больного, проведения дезинфекции (адреса, номера телефонов, фамилии руководителей учреждений);
- материальное обеспечение всех мероприятий, в том числе на случай аварийных ситуаций (выход из строя источников водоснабжения, электроэнергии, связи, транспорта и т.п.);
- в оперативных планах лечебно-профилактических учреждений, выделенных под госпиталь, провизорный госпиталь, изолятор, должны быть составлены графические схемы развертывания этих подразделений (поэтажные планы) с указанием назначения каждого помещения, а также списочный состав формирований (основной и дублирующий), список необходимого оборудования для полного целевого функционирования данного формирования с указанием учреждений и организаций, которые должны будут поставлять недостающее оборудование и т.п.
Структура и содержание оперативного плана зависят от вида оказываемой медицинской помощи в медицинской организации (приложение 3 МУ 3.4.2552-09). Перечень мероприятий перечислен в разделах 5 и 6 МУ 3.4.2552-09. С оперативным планом знакомят всех работников медицинского учреждения под подпись. За каждое действие в оперативном плане отвечают назначенные руководителем ответственные лица.
1.2. Средства индивидуальной защиты, укладки, дезсредства и медикаменты
В медорганизации должен быть запас СИЗ, укладок со средствами личной экстренной профилактики, укладок для забора материала, дезсредства и контейнеры для приготовления рабочих растворов дезинфектантов, медикаменты для оказания неотложной помощи (приложения 4, 5, 7–9 и 11 МУ 3.4.2552-09). СИЗ и укладки на случай выявления больного ООИ должны иметь все медорганизации независимо от вида медуслуг, в том числе при оказании консультативной помощи в кабинете, отделении, обособленном подразделении (п. 7.6 СП 3.4.2318-08) исходя из положения о том, что каждый пациент потенциально инфицирован.
Перечень медикаментов, разрешенных для экстренной личной профилактики ООИ, подробно изложен в МУ 3.4.2552-09. Должно быть минимум по одной укладке каждого наименования: для забора материала от людей, дезсредств, средств личной профилактики и для оказания неотложной помощи больному (приложение 3 МУ 3.4.2552-09).
В клинике должно быть достаточно комплектов СИЗ: комбинезоны из воздухонепроницаемого материала с маской для защиты органов дыхания, перчатками медицинскими и сапогами (бахилами медицинскими), противочумный костюм «Кварц» с запасом сменных фильтров для одного костюма не менее трех штук или защитный комбинезон «Тайкем С». В амбулаторных медучреждениях должно быть минимум четыре защитных комплекта, в стационарах – семь. Расчет необходимого запаса защитных костюмов – в приложении 11 МУ 3.4.2552-09.
Укладки должны храниться в доступных в круглосуточном режиме для дежурного медперсонала местах, а сотрудники должны быть извещены под роспись, где хранятся укладки, ключи от комнаты, кто отвечает за СИЗ и укладки, его номер телефона. Отвечает за укладки главная медсестра (в т.ч. следит за сроком годности изделий медицинского назначения, средств и медикаментов), если руководитель назначил ее ответственной.
1.3. Подготовка персонала
Руководитель ежегодно организует обучение медработников по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики, порядку действий при выявлении больного ООИ путем проведения обучающих семинаров с отработкой алгоритма действий при выявлении больного с подозрением на ООИ и оценкой качества полученных знаний.
Инструктажи проводит ответственный сотрудник, как правило, врач-эпидемиолог. Именно он отвечает за профилактику внутрибольничного распространения ООИ. Персонал должен знать схему первичных противоэпидемических мероприятий. Для этого необходимо разработать алгоритм, как действовать в очаге ООИ, и памятки для сотрудников и администрации с предупреждением врачей организации о том, что они несут персональную и юридическую ответственность за то, что вовремя госпитализируют пациента. Так, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается ст. 55 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52, административная ответственность за любое «правонарушение, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения», предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (гл. 6, ст. 6.3); Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. (ст. 236) устанавливает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, отравление людей или смерть человека.
2. Порядок действий при выявлении больного с подозрением на опасную инфекцию
Объем и перечень мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний, определяется профилем МО (соматические и инфекционные стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения и т.д.) и установлены в п. 6 МУ 3.4.2552-09 для каждого в отдельности, поскольку от правильного и раннего распознавания сотрудниками медорганизации, от навыков организации первичных противоэпидемических мероприятий зависит, насколько эффективными будут дальнейшие меры по локализации и ликвидации эпидемического очага.
2.1. Общие принципы, порядок организации и проведения противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (трупа)
При подозрении на ООИ медработник до приезда консультантов (врача-инфекциониста) закрывает нос и рот маской или любой повязкой. После этого обрабатывает руки и открытые части тела дезинфицирующим раствором, например 70-процентным спиртом. Если получил укладку – надевает противочумный костюм (4-го типа при подозрении на холеру), проводит экстренную профилактику заражения.
Первую информацию о выявлении больного (трупа) с подозрением на болезнь врач или другой медработник доводит до главного врача лечебно-профилактического учреждения, не покидая кабинет по телефону или через сотрудника, который не контактировал с больным. Запрашивает укладки по ООИ с защитной одеждой, дезсредствами, для забора биологического материала.
В кабинете, где выявлен больной, закрывают двери и окна, отключают вентиляцию или кондиционер, прекращают слив жидкостей в канализацию без предварительного обеззараживания, проводят каждый час текущую дезинфекцию (обеззараживание выделений больного, смывных вод после мытья рук, предметов ухода за больным и т.д.).
Главный врач направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в течение двух часов после установления факта чрезвычайной ситуации в органы и учреждения Роспотребнадзора: Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ; ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Затем вызывает консультантов, чтобы уточнить диагноз, эвакуационную бригаду для транспортировки пациента в инфекционный стационар, а также дезбригаду для заключительной дезинфекции.
Главный врач после получения извещения о выявлении больного направляет в кабинет, где выявлен больной, инфекциониста или опытного терапевта-консультанта с медсестрой (санитаркой), которая доставляет к кабинету дезинфицирующий раствор.
Инфекционист (терапевт-консультант) обрабатывает руки и открытые части тела кожным антисептиком, надевает перчатки, маску и в защитной одежде входит в кабинет к больному для проведения его осмотра (опроса), подтверждения или снятия подозрения на болезнь. Проводится опрос больного, выясняют эпидемиологический анамнез, выявляют лиц, бывших в контакте с больным. Вопрос об изоляции и экстренной профилактике решается после подтверждения диагноза консультантами.
Врач, выявивший больного, после того как передаст его инфекционисту, покидает кабинет, снимает медицинский халат и повязку, защищавшую его дыхательные пути, помещает их в бачок с дезинфицирующим раствором или влагонепроницаемый пакет, обрабатывает дезинфицирующим раствором обувь и переходит в соседний кабинет или другое помещение, где проходит полную обработку, переодевается в запасной комплект одежды (личную одежду и обувь помещают в брезентовый или клеенчатый мешок для обеззараживания) и принимает меры экстренной личной профилактики.
Медработников, которые имели контакт с пациентом, зараженным ООИ, либо изолируют, либо за ними устанавливают медицинское наблюдение на срок инкубационного периода инфекции.
Медсестра перед кабинетом разводит дезинфицирующий раствор для текущей и заключительной очаговой дезинфекции и осуществляет связь инфекциониста (терапевта) с главным врачом.
Главный врач при подтверждении подозрения на болезнь прекращает прием больных в поликлинике, на входных дверях вывешивают соответствующее объявление. Закрывает двери медорганизации или отделения, где выявили больного. Запрещает перемещаться между этажами, выносить вещи из палат и передавать документы. Организует посты на входах и выходах из здания. Допускается прекращение работы в одном из отсеков здания, если планировка позволяет полностью изолировать помещения, которые посещал больной.
При выходе переписывают всех посетителей с указанием их места жительства. Бывших в близком контакте с больным (подозрительным на заболевание) временно изолируют в одном из помещений до решения специалиста Управления (территориального отдела Управления Роспотребнадзора) или эпидемиолога ФГУЗ ЦГиЭ по субъекту (или филиала) о мерах, которые к ним должны применяться (изоляция, экстренная профилактика, медицинское наблюдение), при необходимости (наличии сигнальных симптомов болезни) госпитализируют в провизорный госпиталь в течение инкубационного периода болезни.
Вопрос о порядке госпитализации и лечения больного, подозрительного на особо опасные инфекции, решается в зависимости от тяжести заболевания: все транспортабельные больные немедленно направляются санитарным транспортом с места выявления в предусмотренные для этих случаев стационары; нетранспортабельным больным неотложная помощь оказывается на месте с вызовом оснащенной всем необходимым бригады скорой медицинской помощи для последующего его транспортирования в стационар. При установлении окончательного диагноза санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами по каждой нозологической форме (приложение 4 МУ 3.4.2552-09).
После эвакуации больного и контактировавших с ним лиц бригада дезинфекционного учреждения проводит профилактические и противоэпидемические мероприятия по предупреждению внутрибольничного распространения болезней: заключительную дезинфекцию во всех помещениях, которые посещал больной. Медработники проходят санитарную обработку. Обеззараживают защитную и личную одежду, обувь. После ликвидации эпидемического очага клиника получает разрешение возобновить работу в штатном режиме от местного отделения Роспотребнадзора.
2.2. Изоляция больного ООИ
Чтобы изолировать больных или пациентов с подозрением на инфекцию, необходимо выделить отдельные помещения. Это могут быть изоляторы, боксы, полубоксы или отдельные палаты, обеспеченные санитарно-техническим оборудованием: туалетом и раковиной.
Изоляторы и боксы должны отвечать требованиям ГОСТ р 52539- 2006. Например, в изоляторах для больных с инфекцией, которая передается воздушно-пылевым путем, следует поддерживать отрицательное давление воздуха. Перепад давления между смежными помещениями должен быть не менее 10–15 Па (п. 5.3.3 ГОСТ р 52539- 2006).
В палатах или предбоксниках должны быть предусмотрены условия для медперсонала: переодевания, обработки рук, хранения средств индивидуальной защиты, удаления отходов, смены белья и т. п.
Когда нет отдельных палат или изолировать больного не нужно, организация вправе зонировать какое-либо помещение. Например, реанимацию. В этом случае за каждым участком закрепляется медсестра.
2.3. Проверка противоэпидемической готовности медорганизации
2.3.1. Готовые укладки
Согласно приложению 5 МУ 3.4.2552-09 и СП 3.1/3.2.3146-13 в укладке для забора материала от больного, подозрительного на ООИ, должны быть:
- предметы для забора, хранения и транспортирования проб биологического материала (контейнеры);
- комбинезон защитный ограниченного срока пользования с полимерным покрытием.
Требования к содержанию укладки для экстренной личной профилактики ООИ перечислены в приложении 8 МУ 3.4.2552-09.
2.3.2.Средства индивидуальной защиты
С пациентом все работники контактируют в защитном костюме. Костюм используют дезинфекторы, когда проводят обработку объекта. В медорганизации должны быть защитные костюмы I и II типа, а также медицинские перчатки и бахилы в достаточном количестве. Расчет необходимого запаса защитных костюмов – в приложении 11 к МУ 3.4.2552-09.
Применяют различные СИЗ:
- комбинезон защитный ограниченного срока пользования из воздухонепроницаемого материала с маской для защиты органов дыхания, перчатками медицинскими и сапогами (бахилами медицинскими);
- противочумный костюм «Кварц» с запасом сменных фильтров для одного костюма не менее трех штук;
- комбинезон защитный «Тайкем С».
В состав защитного комплекта входят:
- комбинезон или пижама;
- капюшон или большая косынка (120 × 120 × 150 см);
- противочумный халат (по типу хирургического): длина до нижней трети голени, полы должны далеко заходить друг за друга, длинные завязки у ворота, на полах, у пояса и на рукавах;
- ватно-марлевая повязка (из марли 12 × 50 см со слоем ваты 25 × 17 × 1,5 весом 20 г), или противопылевой респиратор, или фильтрующий противогаз;
- очки-консервы или целлофановая пленка одноразового пользования (17 × 39 с учетом 6 см с каждой стороны для тесемок длиной 30 см);
- резиновые перчатки, носки (чулки);
- сапоги резиновые или бахилы хирургические – в амбулаторно-поликлинических организациях, на СМП и других организациях неинфекционного профиля. Надевают поверх тапочек;
- полотенца.
Чтобы обучить и выработать навыки правильного использования СИЗ с целью сохранения здоровья у работников на рабочем месте, повысить эффективность применения, снизить затраты на приобретение необходимо разработать алгоритм их использования (в соответ. СанПиН 2.1.3.2630-10, СП 1.3.2322-08, приложением 1 к приказу Минздравсоцразвития от 01.09.2010 № 777н, МР 2.2.9.2242– 07, МР 3.5.1.0113-16, Межгосударственный стандарт EN 14683).
2.3.3. Дезсредства
Для дезинфекции инструментария, текущей и заключительной дезинфекции используют дезинфицирующие средства «Жавель-Абсолют», «Сульфохлорантин Д». Они обладают широким спектром антимикробного действия. Можно использовать и другие дезсредства, главное, чтобы они губительно воздействовали на возбудителей ООИ. Обычно информация о бактерицидном и вирулицидном действии средства указана в инструкции предприятия-изготовителя. Укладки с дезсредствами хранят вместе с укладками для забора материала на ООИ.
3. Пробелы законодательства РФ в сфере борьбы с особо опасными инфекционными заболеваниями
После рассмотрения ключевых положений и мероприятий эпиднадзора в рамках применения МУ 3.4.2552-09 можно оценить их вероятную эффективность по нескольким показателям:
3.1. Полнота предусмотренных противоэпидемических мероприятий
Полнота предусмотренных к исполнению противоэпидемических мероприятий и последовательность их исполнения призваны гарантировать эффективность противоэпидемической работы в очаге инфекций, способных вызвать чрезвычайные ситуации.
Вместе с тем результаты анализа требований МУ 3.4.2552-09 дают основания оценить уровень противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционных заболеваний, вызывающих чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия, как недостаточный:
- МУ 3.4.2552-09 не содержат четко определенных требований по исполнению первичных противоэпидемических мероприятий, состоящих в зависимости от уровня ответственности медицинского персонала (врач, заведующий отделением, медицинская сестра, старшая медицинская сестра отделения, заместитель главного врача по лечебной работе). Недостаток осведомленности и отсутствие эффективного управления снижает готовность медицинской организации к работе в эпидемическом очаге.
- Отсутствуют унифицированные формы бланков, используемых в противоэпидемической работе:
- опросный лист на случай выявления больного.
- сведения о случае выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации.
- список лиц, контактировавших с больным, подозрительным на ООИ.
- бланки объявления о временном закрытии МО.
- Не определен объем информации, подлежащий передаче руководителю медицинской организации в случае регистрации инфекционного заболевания, вызывающего чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия;
- Не отработан механизм реализации мер принуждения в отношении лиц, являющихся носителями возбудителя, и представляющих реальную опасность для общества.
- Не освещены этапы и особенности возможной принудительной госпитализации лиц при выявлении у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
- Указанные группы инфекций имеют выраженные клинико-эпидемиологические различия, в связи с чем требуют различных более детальных подходов к выявлению и учету, дифференциальной диагностики, к ведению эпидемиологического надзора, комплекса профилактических, лечебных и противоэпидемических мероприятий в соответствии со степенью эпидемиологической опасности и патогенности возбудителя, а также в случае проявления себя необычным или неожиданным образом.
- Перечень заболеваний, требующих изоляции лиц и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, не классифицирован по тяжести, степени опасности, по возможным последствиям для здоровья является исчерпывающим. Таким образом, не отражена вероятность появления новых штаммов возбудителей или новых инфекционных заболеваний, что не совсем правильно и требует дальнейшей доработки.
- Общая ориентированность на ограниченную и частично устаревшую материльно-техническую базу (СИЗ, укладки, дезсредства), игнорирование инновационных научных достижений.
- Не установлено, возможно ли в таких ситуациях (при эпидемиях) введение чрезвычайного положения в соответствии с п. «б» ст. 3 Федерального Конституционного закона «О чрезвычайном положении».
3.2. Профилактика и контроль неблагоприятных событий, связанных со здоровьем, среди отдельных видов медицинских организаций
Основная цель МУ 3.4.2552-09 заключается в создании условий для быстрого обнаружения и локализации источника опасной инфекции руководством и персоналом медицинской организации. Предполагается, что это должно способствовать улучшению профилактики и усилению контроля за заболеваемостью внутри страны. Анализ эпидемий и пандемий, произошедших в последние годы, наглядно доказывает, что задержка в распознавании инфекционного заболевания и запоздалое реагирование на него могут привести к неблагоприятным последствиям: повышению уровней заболеваемости и смертности, распространению инфекции в другие страны. нарушению торговли и межгосударственных связей.
В связи с этим необходимо усовершенстовать механизмы предупреждения заноса заболеваний, требующих санитарной охраны территории, в медицинские организации амбулаторно-поликлинического профиля, так как именно они являются первым барьером на пути распространения возбудителей опасных инфекционных болезней. Несомненно, эти вопросы требуют отдельной, более детальной и строгой регламентации, поскольку от правильного и раннего распознавания врачами-терапевтами и инфекционистами, от навыков организации первичных противоэпидемических мероприятий зависит, насколько эффективными будут дальнейшие меры по локализации и ликвидации эпидемического очага.
По нашему мнению, следует внести ряд поправок в положения МУ 3.4.2552-09, касающихся мероприятий при выявлении больного в поликлинике, фельдшерское-акушерском пункте или в другой медицинской организации, оказывающей первичную фельдшерско-акушерскую помощь. Также целесообразно установить периодическую оценку готовности, знаний и практических навыков персонала первичного звена здравоохранения в вопросах организации и проведения оперативных мероприятий по предупреждению заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний.
3.3. Своевременное предупреждение заноса и распространение инфекционных болезней
Нормы, касающиеся первичных противоэпидемических мероприятий, установленных в МУ 3.4.2552-09, подразумевают отчетность только о тех событиях, по которым есть требования уведомлять руководителей вышестоящих медицинских учреждений. Однако использование исчерпывающего списка предопределенных угроз крайне затрудняет задачу обнаружения ранее не распознанных патогенов, особенно с бессимптомной передачей. Соответственно не обеспечивается гибкость в отношении предотвращению нестандартных чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
Чтобы улучшить эффективность противодействия заносу и распространению инфекционных болезней, в том числе способных вызывать чрезвычайные ситуации эпидемиологического характера, необходимо ввести обязательное информирование по всем событиям, которые считаются потенциальными ЧС эпидемиологического характера, а также закрепить в нормативно-правовой базе специальные подходы к эпиднадзору, такие как синдромное наблюдение; использование инновационных диагностических технологий; систематическое обучение медицинского, лабораторного, вспомогательного и другого персонала особенностям работы в очаге опасной инфекции. Мы полагаем, что при широком внедрении подобных подходов противоэпидемические мероприятия были бы гораздо более своевременными и эффективными.