Противоэпидемические меры и иммунопрофилактика
Законодательство в сфере обеспечения защиты от опасных инфекций

Международное и российское законодательство в сфере обеспечения защиты от особо опасных инфекций

Международное и российское законодательство в сфере обеспечения защиты от особо опасных инфекций

Уже несколько месяцев ведущие мировые и российские СМИ создают «ажиотаж» и нагоняют излишнюю панику вокруг новостей о китайском коронавирусе. По последним данным ВОЗ, за время эпидемии её жертвами стали в общей сложности 416 686 человек, из которых 18 589 умерли.

А более 114 775 человек уже излечились, и процент смертности в целом держится на относительно невысоком уровне — 3-4 %. Для сравнения, от обычного сезонного гриппа по данным ВОЗ каждый год умирает от 290 до 650 тысяч человек. Из чего напрашивается логический вывод, что опасность коронавируса несколько преувеличена, а его летальность не дотягивает до масштабов вспышек ТОРС (атипичной пневмонии) в 2003 г. или лихорадки Эбола в 2013-2016 гг.

Поэтому читая высказывания очередного «эксперта» или журналиста о том, что коронавирус — это особо опасное заболевание, которое является одной из главных причин смертности на планете Земля и прочие выдумки, на которые так горазда пресса, не стоит впадать в панику и слепо верить в чьи-то домыслы. Угроза нового вируса не столь экстраординарна, как это пытаются представить в СМИ.

Обратим внимание и на то, что коронавирус не числится в списках заболеваний, любое событие с участием которых всегда оценивается как чрезвычайное согласно Международным медико-санитарным правилам (2005 г.).

Тем не менее, 31 января этого года Правительство добавило коронавирус в российский перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, тем самым породив очередную волну паники и необоснованных страхов, а также всяческого рода спекуляций на чрезмерной мнительности населения страны.

Целесообразность подобного решения вызывает вопросы, все-таки вспышка нового коронавируса несопоставима по степени риска для общественного здравоохранения с такими заболеваниями как, например, чума или сибирская язва.

Вместе с тем, события подобные текущей вспышке распространения коронавируса (COVID — 19) переводит вопросы законодательного регулирования защиты от особо опасных инфекций в самую практическую плоскость. Особенно актуальную для медицинских работников, которые должны четко представлять себе какие именно инфекции считаются «особо опасными» и какими законодательными актами руководствоваться в случае обнаружения пациента с подобным заболеванием.

Таким образом в первую очередь мы должны понять, как именно вопросы противодействия опасным инфекционным заболеваниям регулируются на международном и национальном уровнях, и есть ли между ними различия. Для этого следует рассмотреть и проанализировать Международные медико-санитарных правила ВОЗ (2005 г.), а также отечественные законодательные нормы, регулирующие противоэпидемические мероприятия в сфере защиты от особо опасных инфекционных заболеваний.

Международная классификация инфекционных заболеваний (согласно медико-санитарным правилам)

Перечень и меры профилактики от распространения так называемых особо опасных инфекций (далее — ООИ) были закреплены в Международных медико-санитарных правилах (ММСП), принятых 22-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ «26» июля 1969 года. В 2005 году на 58-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ приняла новые ММСП, в которых были введены довольно многочисленные и серьёзные изменения, действующие по настоящее время и представляющие собой важный шаг в использовании международного права в целях общественного здравоохранения.

Одним из наиболее важных аспектов ММСП-2005 года является создание глобальной системы эпиднадзора за чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения, имеющими международное значение. ММСП-2005 года расширяет сферу применения правил, укрепляет авторитет ВОЗ в области эпиднадзора и ответных мер, содержит более строгие обязательства по эпиднадзору и ответным действиям и применяет принципы прав человека к мероприятиям общественного здравоохранения.

Стоит отметить, что такого понятия, как ООИ, в ММСП-2005 г. не содержится. Этот термин используется только в странах СНГ и то, преимущественно, неофициально (в ХХ веке такой термин действительно существовал в законодательстве, однако сейчас его используют, скорее, по привычке). Согласно же ст. 1.1 ММСП-2005 г. ВОЗ определяет любую инфекцию как заболевание или состояние здоровья, которое угрожает или может угрожать здоровью человека независимо от его источника или происхождения и разделяет на:

  1. болезни, которые являются необычными и могут оказать серьёзное влияние на здоровье населения:
    • оспа,
    • полиомиелит, вызванный диким полиовирусом;
    • человеческий грипп, вызванный новыми подтипами;
    • тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) или (SARS);
  2. болезни, любое событие с которыми всегда оценивается как опасное, поскольку эти инфекции обнаружили способность оказывать серьёзное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах:
    • холера,
    • легочная форма чумы,
    • желтая лихорадка,
    • лихорадка Ласса,
    • лихорадка Марбург,
    • лихорадка Эбола,
    • лихорадка Западного Нила.
    • лихорадка денге,
    • лихорадка Рифт-Валли,
    • менингококковая болезнь (менингококковая инфекция).
  3. болезнь или медицинское состояние, любые события с которыми потенциально имеют международное значение, включая события с неизвестными причинами или источниками.

Таким образом, в настоящее время сфера применения ММСП-2005 г. не ограничивается конкретными инфекционными болезнями, что позволяет не только быстро реагировать и предупреждать распространение уже известных заболеваний, но и применять соответствующие меры к новым и постоянно изменяющимся рискам для здоровья населения. С учетом тенденции глобализации распространения инфекций, неуклонного появления новых и возвращения старых инфекционных заболеваний, роста миграционной активности населения и торговли, всеобщей урбанизации и новых условий хозяйствования, такой подход является более содержательным и предпочтительным для практического применения.

Цели и основные методы ММСП-2005 г.

Одним из приоритетов ММСП-2005 г. является обеспечение своевременного информирования ВОЗ о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения, в связи с чем была введена концепция «чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение».

Чтобы помочь странам определить, о каких событиях следует сообщать, новые правила предоставляют механизм оценки того, являются ли события потенциальными международными угрозами. Государства-члены должны в течение 48 часов оценить любое событие, происходящее на их территории, и определить, может ли это быть чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения с использованием алгоритма (см. Приложение № 2 ММСП-2005 г.).

Признавая важность быстрого реагирования, правила требуют, чтобы государства-члены сообщали ВОЗ о потенциальных чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения в течение 24 часов после их выявления и оценки. Государства-члены также должны назначить «национального координатора» для связи с ВОЗ. В отличие от предыдущих правил, первоначальное уведомление ВОЗ может быть сделано на конфиденциальной основе.

ММСП-2005 г. также позволяют ВОЗ рассматривать неофициальные «отчеты из других источников, кроме уведомлений или консультаций». Это означает, что, если правительственные чиновники в государстве-члене откладывают сообщение о потенциальной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, ВОЗ может использовать информацию из неофициальных источников, которая может быть доступна по электронной почте или через Интернет и социальные сети, например, для оценки ситуации. ВОЗ проконсультируется с заинтересованным государством-членом и попытается получить подтверждение, прежде чем предпринимать какие-либо действия; однако в некоторых ситуациях он может делиться информацией с другими государствами-членами и даже напрямую с общественностью. Эти альтернативы для сбора информации важны, потому что нормативные акты не предусматривают санкций для государств-членов, которые не сообщают информацию или допускают иные нарушения ММСП-2005 г.

Помимо защиты общественного здоровья, другой важной целью ММСП-2005 г. является предотвращение ненужного экономического ущерба. В случае возможной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, страны могут стремиться закрыть свои границы, чтобы защитить свое население. Однако преждевременное или необоснованное закрытие границ может иметь серьезные негативные экономические последствия.

Для эффективного ограничения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, Правила пытаются предотвратить ненужное вмешательство в международные поездки и торговлю, делая ВОЗ главным арбитром при принятии решений, касающихся контроля угроз общественному здравоохранению. После того как ВОЗ получила информацию о событии, Генеральный директор ВОЗ несет ответственность за определение (с учетом рекомендаций комитета экспертов) того, является ли это событие «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение». В случае положительного ответа и признания ЧС, именно ВОЗ решает, какие временные рекомендации будут быть выпущены для руководства государств-членов ВОЗ. Рекомендации должны учитывать мнения пострадавшей страны, научные принципы и фактические данные, наименее навязчивые меры, обеспечивающие защиту, и соответствующие международные соглашения. Например. временные рекомендации могут включать требование медицинских осмотров или прививок, установить карантин или изоляцию людей или товаров, или осуществлять отказы во въезде на территорию государства. Государства-члены не ограничиваются этими рекомендациями. Однако, если они вводят меры, которые превышают рекомендованные, они должны соответствовать ряду условий, изложенных в ММСП-2005

Препятствия в реализации ММСП-2005 г.

Несмотря на серьезный шаг вперед в глобальном эпиднадзоре, существует ряд недостатков и проблем в реализации требований ММСП-2005 г.:

  • многие развивающиеся страны не имеют возможности выявлять и реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения в силу банального отсутствия необходимых для этого ресурсов и соответствующей инфраструктуры эпиднадзора (лишним тому подтверждением является вспышка лихорадки Эбола в 2014-2016 гг. в Западной Африке);
  • некоторые страны могут принять решение действовать в одностороннем порядке исключительно в собственных интересах, где собранная информация и биологические данные совсем не обязательно передаются международному сообществу. такая ситуация имела место в 2007 году, когда правительство Индонезии отказалось передавать ВОЗ штаммы птичьего гриппа, опасаясь завышенных цен на вакцину и требуя гарантии того, что ни одна фармацевтическая компания не станет продавать вакцину с коммерческой целью (что сделало бы вакцинопроофилактику нереально дорогой для страны);
  • во многом Международные медико-санитарные правила рассматривают интересы здоровья населения, как подчиненные по отношению к проблемам государственной безопасности и состоянию экономики. Поэтому меры их реализации в значительной степени сводятся к чрезмерному надзору, со значительно меньшим вниманием к вопросам помощи развивающимся странам;
  • отсутствуют правовые механизмы для обеспечения соблюдения установленных ММСП-2005 г. требований. Таим образом, накладывая определенные обязательства на государства-участники, ВОЗ не предусмотрело никакой ответственности за их нарушение, тем самым подрывая надежность в осуществлении достигнутых договоренностей.

Положительные тенденции в области международного здравоохранения

Расширение спектра событий общественного здравоохранения, находящихся под наблюдением, и использование критериев оценки риска при принятии решения , о каких инцидентах следует сообщать ВОЗ, возможно, является единственным наиболее важным достижением в области эпиднадзора в ММСП-2005 г. Это изменение значительно повышает эффективность эпиднадзора за возникающими инфекционными заболеваниями, которые недавно появились в человеческой популяции или существовали в виде спорадических случаев, но теперь быстро растут по частоте или географическому охвату.

Стратегия надзора ММСП-2005 г., особенно в части инструментов принятия решений, была специально разработана для того, чтобы сделать ММСП-2005 г. непосредственно применимым к возникающим случаям инфекционных заболеваний, которые обычно являются неожиданными, и угрожают распространиться на международном уровне.

Противодействие особо опасным инфекционным заболеваниям в нормативно-правовых актах РФ

Российская Федерация как социальное государство в полном объеме реализует право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одним из способов реализации данного права является обеспечение благоприятной окружающей среды, в том числе путем ограничения распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — это инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Для выяснения, какие же заболевания могут быть опасны для окружающих, возникновение которых может привести не только к чрезвычайным ситуациям (ЧС) в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера, представляющих опасность для населения, но и к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения, имеющим международное значение, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории стоит обратиться к п. 3 Методических указаний МУ 3.4.2552-09 «Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения»:

  • Оспа
  • Полиомиелит, вызванный диким полиовирусом
  • Человеческий грипп, вызванный новым подтипом
  • Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)
  • Холера
  • Чума
  • Желтая лихорадка
  • Лихорадка Ласса
  • Болезнь, вызванная вирусом Mapбург
  • Болезнь, вызванная вирусом Эбола
  • Малярия
  • Лихорадка Западного Нила
  • Крымская геморрагическая лихорадка
  • Лихорадка Денге
  • Лихорадка Рифт-Валле (долины Рифт)
  • Meнингококковая болезнь

При этом в отношении инфекционных заболеваний, не входящих в указанный перечень (в том числе перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715), первичные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п.2.3 СП 3.4.2318-08), т.е. согласно другим правилами и руководящим и инструктивным документам по профилактике конкретного инфекционного заболевания.

Таким образом, перечень заболеваний, требующих изоляции лиц и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, не классифицирован по тяжести, степени опасности, по возможным последствиям для здоровья и является исчерпывающим, т.е. в целом не определен вариационный ряд событий в связи с новыми и постоянно изменяющимися рисками для здоровья населения, что не совсем корректно и требует дальнейшей доработки.

В отечественном законодательстве также детально регламентированы обязанности медицинских организаций и медицинских работников, связанные с обеспечением защиты от инфекционных заболеваний, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. В частности установлен порядок действий при обнаружении пациента с особо опасной инфекцией. Подобные законодательные нормы заслуживают особого обсуждения и будут рассмотрены нами в статье «Обязанности медицинских организаций по противодействию распространению особо опасных инфекций».

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ