Новости
Особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих

Особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих

Особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих

Василий Орленко, к.ю.н, управляющий партнёр «Б&О Барристерс»

2 июля 2020 г. Правительством РФ было принято Постановление «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих». 8 июля 2020 г. оно вступило в силу.

Что же, это действительно очень актуальное постановление. Отметим, что мы писали о необходимости усовершенствования отечественного медицинского законодательства в сфере борьбы с особо опасными инфекционными заболеваниями еще до начала карантинных мер и введения «режима повышенной готовности». Причем писали неоднократно.

Отрадно видеть, что после эпидемии коронавируса на этот важный аспект правового регулирования медицинской деятельности наконец-то обратили внимание. Отмечу, что нужно подобный акт нужно было принять уже давно. Так как дело даже не в пресловутом COVID-19. И без него было ясно, что принципы организации медицинской помощи в случае эпидемий по настоящему опасных инфекционных заболеваний (таких как холера, чума, сибирская язва, геморрагические лихорадки и т. д.) должны иметь существенные отличия от рутинных методик, применяемых при ОРЗ и гриппе.

Радует, что Особенности оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих утверждены Постановлением Правительства. Соответственно этот акт имеет большую юридическую силу чем приказы Минздрава, а внесение изменений и дополнений в него (равна как и его отмена) возможны только коллегиальным решением Правительства РФ. Это внушает надежду, что он не будет отменен даже после угасания эпидемии COVID-19.

Принятие этого правительственного акта означает следующие нововведения, относящиеся к случаям возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний либо социально значимых заболеваний :

  • Медицинские работники будут руководствоваться временным порядком оказания медпомощи, который включает требования по профилактике, диагностике и лечению заболевания. Указанный порядок должен будет утверждать Минздрав с учётом конкретной эпидемиологической ситуации.
  • В случае, если в отношении заболевания, представляющего угрозу, не разработаны Клинические рекомендации, следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минздрава. На большинстве новостных медицинских сайтов об этой норме почему-то забывают. А она, тем не менее, крайне важна. Замечу, что в отношении очень многих опасных инфекций Клинические рекомендации не разработаны. Постановление Правительства втаком случае официально делает Методические рекомендации Минздрава обязательными (!!!). Практикующему врачу это очень важно знать, так как слово «рекомендации» могут легко ввести в заблуждение и создать опасную иллюзию о необязательности их выполнения.
  • В случаях развития неблагоприятной эпидемической ситуации официально разрешается перепрофилирование структурных подразделений стационаров. Отметим, что вопреки распространенному мнению, Постановление правительства не содержит норм о перепрофилировании медицинских организаций (стационаров) в целом. В тексте речь идет исключительно о перепрофилировании структурных подразделений («медицинская помощь…может оказываться в стационарных условиях в перепрофилируемых или дополнительно создаваемых структурных подразделениях медицинских и иных организаций»).
  • Росздравнадзором будет вестись специальный перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (отдельную лицензию или иное разрешения для подобного вида медицинской деятельности получать не нужно — что уже хорошо);
  • К оказанию медицинской помощи смогут привлекаться медицинские работники вне зависимости от специальности и фармацевтические работники, прошедшие обучение по соответствующим краткосрочным дополнительным профессиональным программам. Отмечу. Что подобные меры были успешно апробированы во время эпидемии коронавируса. Теперь же, судя по всему, Правительство собирается распространить их и на случаи возможных эпидемий других опасных инфекционных заболеваний.
  • Руководители медицинских организации в случае распространения опасных инфекционных заболеваний должны будут определить структурные подразделения своей медицинской организации, которые будут оказывать медицинскую помощь пациентам с таким заболеванием и лицам из «групп риска». В связи с эти он должен будет также сформировать временное штатное расписание медицинской организации.
  • Должен быть создан резерв медицинских и фармацевтических работников, который предполагается использовать в случае возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний. Данные «врачей-резервистов» должны будут содержаться в специальных регистрах, формирование и ведение которых возлагается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Требования к ведению регистров должны утверждаться Минздравом РФ.
  • При угрозе распространения опасных заболеваний допускается использование телемедицинских технологий для формирования в электронной форме следующих документов:
    — листка нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам (с письменного согласия гражданина на выдачу листка нетрудоспособности в форме электронного документа);
    — рецепта на лекарственный препарат (при коррекции лечения, ранее назначенного лечащим врачом после установления диагноза на очном приеме).

Хотелось бы также подчеркнуть, что Постановление правительства РФ распространяется не только на коронавирусную инфекцию, но и на все нозологии, включенные в Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (!).

С этим связан один сомнительный момент. Ведь в указанные Перечни входят заболевания, совершенно различные по степени своей опасности. Например, в Перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих мирно соседствуют педикулез и чума. Осмелюсь предположить, что чума всё же немного опаснее и принципы организации оказания медицинской помощи при угрозе её распространения должны отличаться от таковых при педикулезе.

А если говорить о Перечне социально значимых заболеваний — то следует заметить, что тот включает не только лишь одни инфекционные заболевания (в то время как Особенности организации оказания медицинской помощи, утвержденные Постановлением Правительства, явно рассчитаны на применение в случае угрозы эпидемий). Так, например, в Перечень социально значимых заболеваний входят «болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением». Вряд ли Постановление Правительства предназначалось для борьбы с именно ними.

Я полагаю, что несмотря на все прогрессивное значение Постановления Правительства РФ «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих» оно является лишь первым и довольно-таки несмелым шагом в области правового сопровождения механизмов обеспечения протвоэпидемической защиты в отношении особо опасных инфекционных заболеваний. Совершенно понятно, что законодательный акт на 4 страницы (а именно столько занимают Особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих) может закреплять лишь какие-то базовые положения, которые подлежат последующему раскрытию и уточнению в других нормативно-правовых актах. И первое с чего, как я считаю, следует начать — это переработка Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих и Перечня социально значимых заболеваний с целью разделению заболеваний, входящих них на различные категории в зависимости от их опасности. Очень важно, чтобы было более явно видно отличие степени опасности между, скажем, чесоткой, дифтерией и лихорадкой Марбург — им именно от такого различия в степени опасности отталкивались в дальнейшем особенности оказания медицинской помощи при угрозе их распространения.

Искренне надеюсь, что пандемия коронавируса привлекла необходимое внимание к необходимости создания подробной и эффективной правовой базы в сфере эпидемической безопасности, и в ближайшее время мы действительно дождемся адекватного (только действительно адекватного, а не введения очередных малообоснованных проверок и запретов!) усовершенствования законодательства в этой важнейшей области.