Правовой статус профессиональных стандартов

Правовой статус профессиональных стандартов

1. Понятие профессионального стандарта

Стандартизация в последнем десятилетии является трендом в правовом регулировании общественных отношений. Начиная с технического регулирования в промышленных отраслях, законодатель постепенно перешел к внедрению стандартов в социальной сфере – образовательных стандартов, стандартов медицинской помощи, профессиональных стандартов.

В широком смысле под стандартом обычно понимается эталон, образец, параметры которого принимаются как исходные для сравнения с характеристиками других аналогичных объектов.

Законодательное определение профессионального стандарта содержится в п.2 ст.195.1 Трудового кодекса РФ:

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Учитывая то, что профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда, он является нормативно-правовым актом и имеет такую же юридическую силу, как и иные приказы федеральных органов исполнительной власти.

Из законодательного определения, во-первых, следует, что профессиональный стандарт неразрывно связан с понятием «квалификация».

Определение квалификации работника дает та же самая статья ТК РФ и обозначает ее как уровень:

  • знаний работника,
  • умений работника,
  • профессиональных навыков работника
  • опыта работы работника.

То есть профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Во-вторых, профессиональный стандарт связан с понятием трудовой функции.

Трудовая функция определяется в статье 57 Трудового кодекса РФ как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

То есть профессиональный стандарт дает такую характеристику квалификации работника, наличие которой позволит ему работать по определенной должности, профессии, специальности и выполнять конкретный вид поручаемой ему работы.

2. Структура профессионального стандарта

Любой стандарт, как и любой эталон, должен иметь единую четкую структуру. В отношении профессиональных стандартов разработан ряд нормативных правовых актов и методических указаний, устанавливающих правила их разработки и структурирования.

Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Разработчиками проекта профессионального стандарта могут быть объединения работодателей, работодатели, профессиональные сообщества, саморегулируемые организации и иные некоммерческие организации с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Разработчиком профессионального стандарта могут быть несколько организаций. Тем не менее, официально всегда выделяется ответственная организация-разработчик.

Так например, в случае с профессиональным стандартом «Врач-нейрохирург», утвержденным Приказом Минтруда России от 14.03.2018 № 141н ответственным разработчиком выступила Общероссийская общественная организация «Ассоциация нейрохирургов России», а другими организациями, принявшими участие в разработке, стали Национальный научно-практический центр нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Казанский государственный медицинский университет, Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова, Российская академия непрерывного профессионального образования, Северо-западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова.

Координирует разработку профессиональных стандартов Минтруд России. В этих целях он утверждает методические рекомендации, макет профессионального стандарта и уровни квалификации.

В частности, макет профессионального стандарта утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н.

В частности, макет профессионального стандарта утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н.

  • I. Общие сведения
  • II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
  • III. Характеристика обобщенных трудовых функций
    • 3.1. Обобщенная трудовая функция «наименование»
    • 3.2. Обобщенная трудовая функция «наименование»
  • IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.

Примечательно, что профессиональный стандарт дает характеристику квалификации работника в привязке не только к должности, но и к отдельной трудовой функции, что позволяет моделировать функционал конкретного работника, исходя только из тех трудовых действий, которые он выполняет. Под трудовым действием понимается процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (см. приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»).

Для правильного понимания содержания профессионального стандарта необходимо понимать различие между обобщенными трудовыми функциями (более широкая категория) и трудовая функция (более узкая категория, одна обобщенная трудовая функция может содержать несколько трудовых функций).

Обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

Для каждой обобщенной трудовой функции профессиональный стандарт содержит указание на:

  • наименование обобщенной трудовой функции;
  • уровень квалификации;
  • возможные наименования должностей, профессий;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы;
  • особые условия допуска к работе;
  • другие характеристики.

Трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Для каждой трудовой функции профессиональный стандарт содержит указание на:

  • наименование обобщенной трудовой функции;
  • уровень (подуровень) квалификации;
  • трудовые действия;
  • необходимые умения;
  • необходимые знания;
  • другие характеристики.

Поскольку профессиональный стандарт дает характеристику именно уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, то для понимания смысла содержащихся в стандарте характеристик необходимо более точно разобраться, какие существуют уровни квалификации. В профессиональном стандарте есть только указание на уровень квалификации, а его содержание определяется отдельным документом.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н.

Уровень Показатели уровней квалификации Основные пути
Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Достижения уровня квалификации
1 уровень Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд) Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт
2 уровень Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). Практический опыт
3 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года). Практический опыт
4 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников Решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт
5 уровень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
8 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
9 уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт

Соответственно, если мы рассматриваем врачей, то должности врачей первичного звена (врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый и т. д.) для замещения которых не требуется окончание ординатуры, относятся к 7 уровню квалификации, должности врачей-специалистов (которые требуют окончания ординатуры) — к 8 уровню.

Следует отметить, что уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

3. Соотношение профессиональных стандартов с образовательными

Как мы видим из структуры профессионального стандарта, характеристика квалификации работника дается через описание требований к образованию и обучению, а уровень квалификации указывает на основные пути достижения необходимого уровня квалификации, к которым относится освоение образовательных программ. Однако, как известно образование и обучение осуществляется в соответствии с образовательными стандартами. Должны ли образовательные стандарты соотносится с профессиональными? Однозначно, корреляция должна быть, причем требования профессиональных стандартов становятся приоритетнее.

Так, пунктом 3 перечня поручений Президента РФ от 26.12.2013 № Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить актуализацию федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ с учётом принимаемых профессиональных стандартов, а также формирование организационных механизмов проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Во исполнение указанного поручения Министерством образования и науки РФ утверждены:

  • Методические рекомендации от 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов»;
  • Методические рекомендации от 20.04.2015 № ДЛ-11/06вн «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов»;
  • Методические рекомендации от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов».

В результате применения приведенных методических рекомендаций будет происходить постепенная гармонизация образовательных и профессиональных стандартов с приоритетом последних.

4. Соотношение профессиональных стандартов и квалификационных справочников

В статье 57 ТК РФ содержится указание на то, что положения профессиональных стандартов содержат квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям. Однако, эти квалификационные требования помимо профессиональных стандартов содержатся также, как указывается в статье, в квалификационных справочниках ( об этом можно узнать подробнее в наших статьях «Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием» и «Квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием»).

Таким образом, существует два вида документов, содержащих квалификационные требования – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Какие документы применять работодателю?

Анализ ст. 57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты.

В тоже время статья 195.2 Трудового кодекса РФ предполагает установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в квалификационных справочниках (ЕТКС, ЕКС) наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 полномочиями по установлению указанной тождественности наименований наделен Минтруда России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Соответственно, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

То есть, можно заключить, что по замыслу законодателя в переходный период допускается альтернативное применение справочников и стандартов, но в перспективе будет осуществлен полный переход на профессиональные стандарты.

Следует отметить, что в в отношении медицинских и фармацевтических должностей установленные профессиональным стандартом требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, являются обязательными для применения работодателем. Впрочем, этот вопрос требует отдельного рассмотрения, что и будет сделано в статье «Обязательность соблюдения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения и ответственность за нарушение их требований».

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ