Правовой статус профессиональных стандартов
1. Понятие профессионального стандарта
Стандартизация в последнем десятилетии является трендом в правовом регулировании общественных отношений. Начиная с технического регулирования в промышленных отраслях, законодатель постепенно перешел к внедрению стандартов в социальной сфере – образовательных стандартов, стандартов медицинской помощи, профессиональных стандартов.
В широком смысле под стандартом обычно понимается эталон, образец, параметры которого принимаются как исходные для сравнения с характеристиками других аналогичных объектов.
Законодательное определение профессионального стандарта содержится в п.2 ст.195.1 Трудового кодекса РФ:
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Учитывая то, что профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда, он является нормативно-правовым актом и имеет такую же юридическую силу, как и иные приказы федеральных органов исполнительной власти.
Из законодательного определения, во-первых, следует, что профессиональный стандарт неразрывно связан с понятием «квалификация».
Определение квалификации работника дает та же самая статья ТК РФ и обозначает ее как уровень:
- знаний работника,
- умений работника,
- профессиональных навыков работника
- опыта работы работника.
То есть профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Во-вторых, профессиональный стандарт связан с понятием трудовой функции.
Трудовая функция определяется в статье 57 Трудового кодекса РФ как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
То есть профессиональный стандарт дает такую характеристику квалификации работника, наличие которой позволит ему работать по определенной должности, профессии, специальности и выполнять конкретный вид поручаемой ему работы.
2. Структура профессионального стандарта
Любой стандарт, как и любой эталон, должен иметь единую четкую структуру. В отношении профессиональных стандартов разработан ряд нормативных правовых актов и методических указаний, устанавливающих правила их разработки и структурирования.
Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Разработчиками проекта профессионального стандарта могут быть объединения работодателей, работодатели, профессиональные сообщества, саморегулируемые организации и иные некоммерческие организации с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Разработчиком профессионального стандарта могут быть несколько организаций. Тем не менее, официально всегда выделяется ответственная организация-разработчик.
Так например, в случае с профессиональным стандартом «Врач-нейрохирург», утвержденным Приказом Минтруда России от 14.03.2018 № 141н ответственным разработчиком выступила Общероссийская общественная организация «Ассоциация нейрохирургов России», а другими организациями, принявшими участие в разработке, стали Национальный научно-практический центр нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Казанский государственный медицинский университет, Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова, Российская академия непрерывного профессионального образования, Северо-западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова.
Координирует разработку профессиональных стандартов Минтруд России. В этих целях он утверждает методические рекомендации, макет профессионального стандарта и уровни квалификации.
В частности, макет профессионального стандарта утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н.
В частности, макет профессионального стандарта утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н.
- I. Общие сведения
- II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
- III. Характеристика обобщенных трудовых функций
- 3.1. Обобщенная трудовая функция «наименование»
- 3.2. Обобщенная трудовая функция «наименование»
- IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.
Примечательно, что профессиональный стандарт дает характеристику квалификации работника в привязке не только к должности, но и к отдельной трудовой функции, что позволяет моделировать функционал конкретного работника, исходя только из тех трудовых действий, которые он выполняет. Под трудовым действием понимается процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (см. приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»).
Для правильного понимания содержания профессионального стандарта необходимо понимать различие между обобщенными трудовыми функциями (более широкая категория) и трудовая функция (более узкая категория, одна обобщенная трудовая функция может содержать несколько трудовых функций).
Обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.
Для каждой обобщенной трудовой функции профессиональный стандарт содержит указание на:
- наименование обобщенной трудовой функции;
- уровень квалификации;
- возможные наименования должностей, профессий;
- требования к образованию и обучению;
- требования к опыту практической работы;
- особые условия допуска к работе;
- другие характеристики.
Трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
Для каждой трудовой функции профессиональный стандарт содержит указание на:
- наименование обобщенной трудовой функции;
- уровень (подуровень) квалификации;
- трудовые действия;
- необходимые умения;
- необходимые знания;
- другие характеристики.
Поскольку профессиональный стандарт дает характеристику именно уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, то для понимания смысла содержащихся в стандарте характеристик необходимо более точно разобраться, какие существуют уровни квалификации. В профессиональном стандарте есть только указание на уровень квалификации, а его содержание определяется отдельным документом.
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н.
Уровень | Показатели уровней квалификации | Основные пути | ||
---|---|---|---|---|
Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Достижения уровня квалификации | |
1 уровень | Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность | Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд) | Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний | Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт |
2 уровень | Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность | Выполнение стандартных заданий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения | Применение специальных знаний | Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). Практический опыт |
3 уровень | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность | Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения | Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний | Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года). Практический опыт |
4 уровень | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников | Решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности | Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией | Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт |
5 уровень | Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения | Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач | Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
6 уровень | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации | Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
7 уровень | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации | Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
8 уровень | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли | Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов | Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности | Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
9 уровень | Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях | Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов | Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера | Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
Соответственно, если мы рассматриваем врачей, то должности врачей первичного звена (врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый и т. д.) для замещения которых не требуется окончание ординатуры, относятся к 7 уровню квалификации, должности врачей-специалистов (которые требуют окончания ординатуры) — к 8 уровню.
Следует отметить, что уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
3. Соотношение профессиональных стандартов с образовательными
Как мы видим из структуры профессионального стандарта, характеристика квалификации работника дается через описание требований к образованию и обучению, а уровень квалификации указывает на основные пути достижения необходимого уровня квалификации, к которым относится освоение образовательных программ. Однако, как известно образование и обучение осуществляется в соответствии с образовательными стандартами. Должны ли образовательные стандарты соотносится с профессиональными? Однозначно, корреляция должна быть, причем требования профессиональных стандартов становятся приоритетнее.
Так, пунктом 3 перечня поручений Президента РФ от 26.12.2013 № Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить актуализацию федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ с учётом принимаемых профессиональных стандартов, а также формирование организационных механизмов проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Во исполнение указанного поручения Министерством образования и науки РФ утверждены:
- Методические рекомендации от 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов»;
- Методические рекомендации от 20.04.2015 № ДЛ-11/06вн «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов»;
- Методические рекомендации от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов».
В результате применения приведенных методических рекомендаций будет происходить постепенная гармонизация образовательных и профессиональных стандартов с приоритетом последних.
4. Соотношение профессиональных стандартов и квалификационных справочников
В статье 57 ТК РФ содержится указание на то, что положения профессиональных стандартов содержат квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям. Однако, эти квалификационные требования помимо профессиональных стандартов содержатся также, как указывается в статье, в квалификационных справочниках ( об этом можно узнать подробнее в наших статьях «Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием» и «Квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием»).
Таким образом, существует два вида документов, содержащих квалификационные требования – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Какие документы применять работодателю?
Анализ ст. 57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты.
В тоже время статья 195.2 Трудового кодекса РФ предполагает установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в квалификационных справочниках (ЕТКС, ЕКС) наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 полномочиями по установлению указанной тождественности наименований наделен Минтруда России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Соответственно, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.
То есть, можно заключить, что по замыслу законодателя в переходный период допускается альтернативное применение справочников и стандартов, но в перспективе будет осуществлен полный переход на профессиональные стандарты.
Следует отметить, что в в отношении медицинских и фармацевтических должностей установленные профессиональным стандартом требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, являются обязательными для применения работодателем. Впрочем, этот вопрос требует отдельного рассмотрения, что и будет сделано в статье «Обязательность соблюдения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения и ответственность за нарушение их требований».