Медицинское образование и квалиф. требования
Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием

Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием

Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием

1. Квалификация, присваиваемая при получении образования

С точки зрения законодательства об образовании квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (п.5 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу ч.1 ст.12 Закона об образовании содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

То есть, с точки зрения законодательства об образовании, квалификация – это готовность к профессиональной деятельности.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки (ч.7 ст.60 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.11 Закона об образовании Министерство науки и высшего образования РФ утверждает перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 N 1061 утверждены, перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования.

При получении высшего медицинского образования документами об образовании и о квалификации являются диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра и диплом об окончании ординатуры. Указанные документы подтверждают присвоение квалификации по специальности, указанной в приказе Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (ч.9 ст.82 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.60 Закона об образовании уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

То есть общему правилу документ об образовании и квалификации подтверждает права осуществлять профессиональную деятельности. Гражданин, завершив образовательные отношения, имеет правовую возможность, вступить в трудовые отношения с работодателем. Однако это справедливо, если федеральным законом не установлено иное.

2. Соответствие требованиям к медицинской специальности

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

3. Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам с высшим медицинским образованием приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерство и гинекология» необходимо получить высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» и пройти подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицина» согласно перечню специальностей высшего образования – специалитета и перечню специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре вместо прохождения интернатуры/ординатуры по новой специальности. Это удобный инструмент, позволяющий врачу переквалифицироваться и работать в новой должности без длительного обучения в ординатуре.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Торакальная хирургия» возможно только через подготовку в ординатуре по специальности «Торакальная хирургия».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

3. Необходимость непрерывного повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности. Изменениями, внесенными в квалификационные требования с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н, для ряда специальностей установлено новое требование к дополнительному образованию — непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности. Новое требование установлено для лиц, получивших образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальностям (уровень специалитета) 31.05.01 Лечебное дело, 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 30.05.01 Медицинская биохимия, 30.05.02 Медицинская биофизика, 30.05.03 Медицинская кибернетика, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 31.05.02 Фармация, и высшее образование (бакалавриат) по специальности 34.03.01 «Сестринское дело» после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста. Требование установлено для занятия указанными лицами следующих должностей: врач-терапевт участковый, врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, врач-статистик, врач- педиатр, врач-педиатр участковый, врач-педиатр городской (районный), медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации, врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В подавляющем большинстве случаев для занятия одной должности медицинского работника предусмотрены единые квалификационные требования.

Однако, есть исключения, — например, должность врача-терапевта участкового, разрешено занимать при соответствии квалификационным требованиям по одной из трех медицинских специальностей:

1. Специальность «Терапия»:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

2. Специальность «Общая врачебная практика (семейная медицина)»:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина) » или профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

3. Специальность «Лечебное дело»:

  • Высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» при получении образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прохождении аккредитации специалиста;
  • Непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности.

4. Квалификация работника и квалификационные требования

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты врачей в части требований к образованию и обучению ссылаются на Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

То есть квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

Так, например, для врача по водолазной медицине профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 707н для специальности «Водолазная медицина» установлены следующие квалификационные требования:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в ординатуре по специальности «Водолазная медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Водолазная медицина» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Вместе с тем, в письме Минздравсоцразвития России от 20.10.2011 N 16-1/10/2-10354 до введения специальности «Водолазная медицина» диагностику и профилактику острых и хронических заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью водолазов, а также медицинское обеспечение водолазных спусков осуществляли служащие в Вооруженных Силах Российской Федерации офицеры медицинской службы и лица из числа гражданского персонала.

В связи с изложенным, ведомство предлагало при направлении врачей на циклы повышения квалификации и профессиональной переподготовки и при приеме их на упомянутые циклы учитывать нормы ранее действовавшего приказа Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» (в настоящее время действует приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»):

При наличии продолжительности военной службы в воинских должностях (стажа работы на должностях гражданского персонала) согласно приложению к письму от 5 до 10 лет врачи должны пройти профессиональную переподготовку по специальности «Водолазная медицина» продолжительностью свыше 500 часов, а лица, продолжительность прохождения военной службы которых (имеющие стаж работы) 10 лет и более, — повышение квалификации по специальности «Водолазная медицина» в объеме от 100 до 500 часов.

Данное требование также распространяется на врачей-военнослужащих, а также офицеров запаса и в отставке, проходящих (проходивших) военную службу на воинских должностях независимо от их наименования, для которых штатом воинской части (учреждения) предусмотрены следующие воинские учётные специальности (ВУС), соответствующие профилю специальности «Водолазная медицина»: 9040022, 9040023, 9041032, 9041033, 9040003.

Продолжительность прохождения военной службы в указанных воинских должностях и (или) в должностях с указанными ВУС должна быть подтверждена выписками из личного дела офицера, выданного кадровыми органами Вооруженных Сил Российской Федерации или военными комиссариатами.

Таким образом, при отсутствии утвержденного профессионального стандарта для врача по водолазной медицине необходимо руководствоваться квалификационными требованиями, а также дополнительными нормами и разъяснениями Минздрава России.

Приведем также в качестве примера должность «Судовой врач». Такая должность предусмотрена номенклатурой должностей, однако соответствующая медицинская специальность отсутствует. Профстандарт для судового врача не утвержден.

Приказ 707н разрешает занимать должность «Судовой врач» при соответствии квалификационным требованиям по одной из трех медицинских специальностей:

1. Специальность «Терапия»:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

2. Специальность «Общая врачебная практика (семейная медицина)»:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина) » или профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

3. Специальность «Хирургия»:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Хирургия»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Таким образом, при отсутствии утвержденного профессионального стандарта для судового врача необходимо руководствоваться квалификационными требованиями.

5. Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно п.2 Приказа 541н наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России, то есть в соответствии с приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. При этом по общему правилу наименование должности соответствует наименованию медицинской специальности.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 707н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 707н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

6. Квалификационные требования как лицензионные требования

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ