Правовое регулирование медицинской помощи детям с орфанными заболеваниями. Часть 2: законодательные новации 2021 г. и их первые результаты
В первой части статьи нами были рассмотрены основные подходы, которые сложились в российском законодательстве по отношению к определению понятия «орфанное заболевание» (этот вопрос очень актуален, так как различные научные школу исповедуют различный подход к этому термину, в то время как от признания патологии орфанной нередко зависит жизнь и судбьа пациента), а также рассмотрели основные правовые акты, гарантирующие медицинскую помощь пациентам с такими заболеваниями.
Отметим, что в этом году законодательная база в сфере медицинской помощи детям с орфанными заболеваниями была значительно усовершенствована. Вопрос необходимости организовать обеспечение маленьких пациентов высококачественной медицинской помощью (включая финансовое обеспечение для приобретения редких лекарственных препаратов и медицинских изделий) был затронут на уровне Президента РФ. В сегодняшней статье мы попытаемся проанализировать принятые нормативно-правовые акты и рассказать об осноных изменениях, произошедших в 2021 году.
Нормативная база в сфере оказания медицинской помощи детям с орфанными заболеваниями
В первую очередь, рассмотрим Указ Президента РФ от 05.01.2021 №16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» (далее – Указ Президента №16). Этим документом:
- Принимается решение о создании Фонда «Круг добра»;
- Определяется учредитель фонда – Минздрав, и основная цель его деятельности — реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями;
- Регламентируется организационная структура Фонда и полномочия отдельных управленческих органов;
- Фиксируется поручение Правительству утвердить:
- порядок обеспечения оказания медицинской помощи конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим, либо группам таких детей;
- порядок приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка, либо для групп таких детей;
- порядок ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая информацию о закупке для таких детей лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации, и сведения о результатах лечения таких детей.
Таким образом, можно сказать, что Указом Президента №16 регламентируются основные направления регуляторной работы в сфере оказания медицинской помощи детям с орфанными заболеваниями.
Примечательно, что в соответствии с Указом полномочие по утверждению перечня тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, в том числе редких (орфанных) заболеваний, и перечня категорий детей с указанными заболеваниями передано Экспертному совету Фонда. То есть это полномочие не реализуется Минздравом как органом исполнительной власти непосредственно, а передано некоммерческой структуре, учредителем которой является Минздрав.
Этот Экспертный совет Фонда включает главных внештатных специалистов Минздрава, представителей научных организаций, образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций, общественных организаций в сфере защиты прав пациентов, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, их ассоциаций (союзов), общественных и религиозных организаций. Не вполне ясна экспертная функция представителей религиозных организаций в вопросах определения перечня тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, а также в вопросах оценки наличия медицинских показаний для оказания детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями медицинской помощи и обеспечения таких детей лекарственными средствами. Последнее также является функцией Экспертного совета Фонда.
Таким образом, широкий спектр полномочий по регулированию и организации оказания медицинской помощи детям, страдающим орфанными заболеваниями, передан Фонду «Круг добра», который будет определять и вести перечни орфанных заболеваний детей, работать с заявками на обеспечение медицинскими препаратами и изделиями, а также осуществлять закупку таких препаратов и изделий.
Во исполнение Указа Президента №16 Правительством были утверждены нормативные акты, определяющие порядок обеспечения оказания медицинской помощи, приобретения лекарственных препаратов и медизделий и ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с соответствующими заболеваниями:
- Постановление Правительства РФ от 21.05.2021 №769 «Об утверждении Правил обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей»;
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2021 №545 «О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей»;
- Постановление Правительства РФ от 08.04.2021 №555 «Об утверждении Правил ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая информацию о закупке для таких детей лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, технических средств реабилитации, и сведения о результатах лечения таких детей».
Рассмотрим указанные документы подробнее.
Постановление Правительства РФ от 21.05.2021 №769 «Об утверждении Правил обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей» (далее – ПП РФ №769).
Этот документ распространяет свое действие на детей до 18 лет. ПП РФ №769 дублирует положения Указа Президента №16, согласно которому Экспертный совет Фонда правомочен утверждать перечни тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, в том числе редких (орфанных) заболеваний и категорий детей с указанными заболеваниями, для которых показано назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации.
Для формирования указанных перечней используются следующие критерии:
Перечень заболеваний | Перечень детей |
---|---|
|
|
Обеспечение оказания медицинской помощи конкретному ребенку с орфанным заболеванием осуществляется по решению Экспертного совета Фонда при наличии копии выписного эпикриза из медицинской карты, выданной федеральной медицинской организацией, в которую ребенок с орфанным заболеванием был направлен. В копии выписного эпикриза указываются сведения о состоянии здоровья (основной и сопутствующий диагнозы, анамнез заболевания, результаты проведенных обследований и проведенное лечение) и рекомендации о необходимости применения для лечения ребенка с орфанным заболеванием сложного вида медицинской помощи.
Чтобы обеспечить оказание медицинской помощи детям с орфанными заболеваниями, Экспертный совет Фонда формирует перечни лекарств и медицинского оборудования для закупок. При этом должны учитываться определенные критерии:
Для лекарственных препаратов: | Для медицинских изделий: | Для технических средств реабилитации: |
---|---|---|
|
|
|
Важным положением документа является то, что в процедуре формирования перечней препаратов и медицинских изделий для закупки Фондом, учитываются предложения общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, благотворительных организаций, законных представителей детей.
Перед включением того или иного препарата в перечень проводится большая экспертиза, включающая анализ информации об этиопатогенезе заболевания, особенностях его течения в детском возрасте, имеющихся методах патогенетического лечения, прогноз заболевания, а также оценку экономических и социальных последствий при патогенетическом лечении заболевания, включения лекарственного препарата, медицинского изделия в стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации.
После утверждения перечней Фондом, они в течение 3 рабочих дней размещаются на официальном сайте Фонда.
ПП РФ №769 содержит указание, что оплата медицинской помощи за пределами Российской Федерации ребенку с орфанным заболеванием осуществляется при отсутствии возможности оказания ему необходимой медицинской помощи на территории Российской Федерации на основании все той же выписной медицинской документации, в которой будет содержаться заключение врачебной комиссии федеральной медицинской организации с рекомендацией о необходимости диагностики и (или) лечения за пределами территории Российской Федерации.
Финансовое обеспечение предназначается для:
- оплаты услуг медицинских организаций, связанных с лечением конкретного ребенка с орфанным заболеванием;
- выплат гражданам Российской Федерации, направляемым на лечение за пределами территории Российской Федерации, и сопровождающим их лицам (родителям, опекунам, медицинским работникам (при наличии показаний)):
- суточных в размере, установленном для работников федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений при служебных командировках на территории иностранных государств;
- средств для оплаты расходов по найму жилого помещения;
- средств для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно.
К расходам на проезд к месту лечения предъявляются дополнительные требования, в зависимости от типа используемого транспорта:
Тип транспорта | Предъявляемые требования для компенсации расходов |
---|---|
воздушный транспорт | перевозка осуществляется в салоне экономического класса, причем билеты должны быть оформлены только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний членов ЕАЭС. Исключение – указанные авиакомпании не осуществляют перевозки к месту лечения либо отсутствуют доступные рейсы в день перевозки; |
железнодорожный транспорт | перевозка осуществляется в купейном вагоне скорого поезда; |
водный транспорт | перевозка осуществляется в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы; |
автомобильный транспорт | перевозка осуществляется в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси). |
Обеспечение оказания медицинской помощи конкретному ребенку с орфанным заболеванием осуществляется на основе заявок региональных Минздравов, которые, в свою очередь, формируются на основании заявлений родителей и иных законных представителей ребенка с орфанным заболеванием, включенным в перечень заболеваний.
По результатам рассмотрения заявок Фонд может принять одно из следующих решений:
- об удовлетворении заявки на конкретного ребенка с орфанным заболеванием и (или) группу детей на один год;
- о необходимости сбора дополнительной информации о состоянии здоровья ребенка, предлагаемом методе лечения, в том числе за пределами Российской Федерации, лекарственном препарате, медицинском изделии, техническом средстве реабилитации;
- об отказе в удовлетворении заявки на конкретного ребенка с орфанным заболеванием и (или) группу детей.
Далее следует этап приобретения лекарственных средств и медицинских изделий, а значит мы обратимся к следующему документу – к Постановлению Правительства РФ от 06.04.2021 №545 «О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей» (далее – ПП РФ №545).
Этот документ регламентирует правоотношения, которые возникают после того, как Экспертный совет Фонда принимает решение об обеспечении детей с орфанными заболеваниями лекарственными препаратами, включенными в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупаемых Минздравом или Фондом. В первом случае, в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного решения, Фонд направляет информацию о потребности в лекарственных препаратах в Минздрав РФ с приложением перечня государственных клиник — получателей лекарственных препаратов. Минздрав, в свою очередь, осуществляет закупки этих препаратов.
Во втором случае, Фонд получает решение Экспертного совета о необходимости закупки лекарственных препаратов самим Фондом. В этом случае, мониторинг движения и учета закупленных лекарственных препаратов, медицинских изделий и (или) их перераспределение между организациями-получателями осуществляется Фондом.
Закупленные препараты и медизделия могут быть перераспределены между медицинскими организациями на основании решения Фонда, согласованного с Минздравом.
Лекарственные препараты детям с орфанными заболеваниями назначаются с учетом способа введения и применения лекарственного препарата в амбулаторных или стационарных условиях. В зависимости от того, зарегистрирован ли в Российской Федерации препарат/медицинское изделие, отличается порядок передачи таких препаратов/медизделий детям:
- Если препарат зарегистрирован в Российской Федерации, а ребенок находится на лечении в амбулаторных условиях, организуется их отпуск аптечными организациями на основании рецептов либо передача законному представителю ребенка медицинской организацией, в которой ребенок находится на лечении в амбулаторных условиях.
- Если препарат или медизделие не зарегистрированы в Российской Федерации, они передаются законному представителю ребенка медицинской организацией, в которой ребенок находится под постоянным медицинским наблюдением в амбулаторных условиях, на курс лечения в соответствии с назначением лечащего врача и с учетом обеспечения непрерывного курса лечения.
Параллельно должен осуществляться мониторинг эффективности и безопасности приобретенных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Наконец, необходимо рассмотреть порядок ведения информационного ресурса, который содержит информацию о детях с орфанными заболеваниями и о закупке необходимых им препаратов. Для этого обратимся к Постановлению Правительства РФ от 08.04.2021 №555 «Об утверждении Правил ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая информацию о закупке для таких детей лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, технических средств реабилитации, и сведения о результатах лечения таких детей» (далее – ПП РФ №555).
Информационный ресурс, упоминаемый в постановлении, обобщает в себе всю информацию, касающуюся обеспечения детей с орфанными заболеваниями медицинской помощью, лекарствами и медицинскими изделиями, а также закупок соответствующих лекарств и изделий.
Информационный ресурс состоит из двух сегментов: федерального и регионального. Причем сведения, внесенные в региональный сегмент автоматически в режиме реального времени включаются в федеральный сегмент информационного ресурса.
Ведение ресурса осуществляет Фонд «Круг добра», а его пользователями являются Минздрав РФ; федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС); региональные минздравы; федеральные ведомства, в ведении которых находятся медицинские организации (если у них есть пациенты детского возраста с орфанными заболеваниями); медицинские организации — в части сведений о пациентах детского возраста с орфанными заболеваниями.
Основные функции информационного ресурса следующие:
- обработка и хранение заявок региональных минздравов и заявлений законных представителей детей с орфанными заболеваниями на обеспечение оказания им медицинской помощи;
- размещение утвержденных экспертным советом Фонда перечней орфанных заболеваний и категорий детей, страдающих такими заболеваниями; перечня лекарственных препаратов, закупаемых Минздравом РФ для нужд Фонда, и закупаемых Фондом самостоятельно, для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми орфанными заболеваниями; а также сведений о предложениях, на основании которых сформированы указанные перечни;
- формирование, подписание и размещение протоколов заседаний экспертного совета Фонда и протоколов заседаний попечительского совета Фонда;
- учет информации о детях с орфанными заболеваниями и их родителях (законных представителях);
- сбор и анализ сведений об обеспечении детей с орфанными заболеваниями лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации.
Информационный ресурс включает в себя следующие сведения:
Категории сведений | |||
---|---|---|---|
информация о поступивших заявлениях, заявках: | информация о перечнях и предложениях, а также о протоколах заседаний экспертного совета Фонда и протоколах заседаний попечительского совета Фонда: | информация о детях с орфанными заболеваниями: | информация о родителях (законных представителях) детей с орфанными заболеваниями: |
|
— |
|
|
Наполнение информационного ресурса осуществляется тремя типами субъектов:
- Региональными минздравами;
- Фондом «Круг добра»;
- Минздравом РФ или подведомственным ему казенным учреждением.
ПП РФ №555 предусматривает и требования к актуализации сведений в информационном ресурсе. Так, сведения об изменениях в состоянии здоровья ребенка и сведения об оказанной медицинской помощи актуализируются не реже чем через 6, 9 и 12 месяцев со дня первоначального размещения сведений о ребенке с орфанным заболеванием в информационном ресурсе. До перенесения этих сведений в архивную часть информационного ресурса они актуализируются не реже одного раза в год.
Относительно перевода сведений в архивную часть информационного ресурса следует отметить, что он возможен в двух случаях:
- В случае, если ребенок с орфанным заболеванием достиг возраста совершеннолетия – 18 лет;
- В случае смерти ребенка с орфанным заболеванием.
Для перевода сведений в архивную часть реестра предусмотрен срок – не более 2 рабочих дней со дня наступления одного из указанных событий.
Первые результаты работы Фонда и новые проблемы
В феврале 2021 года Фонду был направлен первый транш в размере 10 млрд рублей. Еще 50 млрд должно быть направлено в течение 2021 года.
В конце июня 2021 года Экспертный совет Фонда подвел первые итоги работы за полгода. Отчет Фонда демонстрирует следующие цифры. Менее чем за 6 месяцев Фонд профинансировал закупку:
- 1670 флаконов препарата Майозам для 16 детей;
- 1776 флаконов препарата Стрензик для 19 детей;
- 1826 флаконов препарата Спинраза для 561 ребенка;
- 6981 флакона препарата Эврисди для 397 детей;
- 8234 флаконов препарата Вимизайм для 34 детей;
- 142 флаконов препарата Иларис для 20 детей.
Стоимость одной упаковки препарата Стрензик, например, оценивается более чем в 4 млн рублей, а препарата Вимизайм – около 100 тыс. рублей.
Фонд сообщает, что за неполные полгода работы лекарствами были обеспечены больше тысячи детей.
Тем не менее, работа Фонда не решает всех существующих проблем, а иногда и создает новые. Так, в июле 2021 года родители детей с онкологическим орфанным заболеванием (нейробластома) обратились с открытым письмом к правительству России, в котором просили взять под контроль ситуацию с лечением таких пациентов. Причина обращения заключается в том, что после появления сообщений о том, что фонд «Круг добра» пообещал закупить препарат для лечения нейробластомы, многие регионы стали снимать с себя обязанности по лечению детей с этим диагнозом. В итоге сложилась ситуация, в которой дети остаются и без региональной поддержки, и без обещанного фондом препарата.
Таким образом, отсутствие четкого разделения полномочий между Фондом и региональными минздравами в сфере обеспечения детей с орфанными заболеваниями необходимыми препаратами создает пробелы, из-за которых регионы досрочно прекращают деятельность по закупке препаратов, а Фонд не успевает совершить такие закупки. Пациенты, в свою очередь, не имеют достаточной информации о сроках закупки ни от региональных властей, ни от Фонда.
Проблема усугубляется еще и за счет того, что Фонд, фактически являясь некоммерческой организацией, обладает полномочиями госоргана и оперирует бюджетными средствами, а не благотворительными пожертвованиями. Поэтому для корректной работы Фонда важно понимать точные сроки перевода и объемы бюджетных средств на закупку препаратов для детей с орфанными заболеваниями. Полагаем, что функции Фонда по закупке препаратов должны быть прописаны более четко в регламентирующих работу Фонда документах.
Заключение
Несмотря на новое регулирование, проблема обеспечения детей с орфанными заболеваниями по-прежнему не является до конца решенной. К сожалению, это регулирование не упростило процедуру получения препаратов для родителей детей с орфанными заболеваниями.
Тем не менее, следует отметить, что сам факт наличия усилий по решению данной проблемы – достижение и важный шаг в обеспечении конституционных прав детей с редкими заболеваниями.
Можно предположить, что по итогам первого года работы Фонда в нормативно-правовые акты могут быть внесены дальнейшие корректировки, уточняющие обязанности Фонда по закупке препаратов, а также уточняющие полномочия региональных властей в вопросах обеспечения детей с орфанными заболеваниями необходимыми лекарствами и медизделиями.
Кроме того, следует ожидать расширения перечня орфанных заболеваний детей, что позволит закупать за счет средств Фонда больше дорогостоящих препаратов и медицинской техники.