Общие требования к медицинской деятельности
Получение санитарно-эпидемиологического заключения: юридическое регулирование и порядок процедур
Получение санитарно-эпидемиологического заключения: юридическое регулирование и порядок процедур

Получение санитарно-эпидемиологического заключения: юридическое регулирование и порядок процедур

Наше государство последовательно продолжает проводить административную реформу во многих сферах жизнедеятельности. Не исключение и сфера санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ведь с одной стороны любой хозяйствующий субъект, а тем более медицинская организация, должны осуществлять свою деятельность в жестких рамках постоянного соблюдения установленных санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, а с другой стороны, нельзя допускать бюрократического давления и чрезмерного государственного вмешательства в систему функционирования учреждений здравоохранения. Именно такую цель — сокращение количества злоупотребления государственными служащими и количества совершаемых ими ошибок, преследует государство в настоящее время, разрабатывая и внедряя в действие новые Административные регламенты. На сегодня главная задача для государства в ходе реализации административной реформы — это создать правовые институциональные механизмы, которые обеспечат надежный контроль административных процессов, что в свою очередь, позволит повысить качество работы чиновников во всех органах власти.

В текущем году обновление регламента административных процедур произошло и в сфере получения и переоформления санитарно-эпидемиологического заключения (далее СЭЗ) в силу того, что Приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 № 747 был утвержден новый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче СЭЗ на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (далее Административный регламент № 747). Вступил в силу данный регламент совсем недавно, а именно 11.07.2021 г.

Соответственно, ранее действовавший Административный регламент, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 признан утратившим силу.

Административный регламент № 747, равно как и предыдущий регламент, устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Роспотребнадзором и его территориальными органами при предоставлении государственной услуги, но уже с некоторым отличием.

Так, новый регламент определяет порядок взаимодействия между должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальными органами, а также порядок взаимодействия Роспотребнадзора и его территориальных органов с органами государственной власти и иными органами (ранее было указание на порядок взаимодействия только Роспотребнадзора с иными федеральными органами государственной власти). Кроме того, в формулировке нового регламента добавился порядок взаимодействия Роспотребнадзора с юридическими, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Теперь более подробно попробуем разобраться в процедуре получения СЭС и проанализировать, какие нововведения появились с принятием нового Административного регламента № 747.

Для начала напомним, что представляет собой СЭЗ. Понятие СЭЗ раскрыто в Приказе Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (вместе с «Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», «Порядком выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», «Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации»).

Согласно нормам данного Приказа СЭЗ – это не что иное, как документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Выдача СЭЗ регламентируются помимо норм Приказа № 224, также нормами изданного в соответствии с данным приказом и Федеральным законом № 52-ФЗ Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора от 26.04.2013 № 01/4900-13-32 «Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений».

Согласно Приказу № 224 хозяйствующий субъект может получить СЭЗ как на продукцию, так и на отдельные виды деятельности (работ, услуг).

Также СЭЗ может выдаваться о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления следующих видов деятельности:

  • медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • производство лекарственных средств;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • образовательная деятельность;
  • деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;
  • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.

В предыдущей статье мы уже озвучивали, что получить СЭЗ можно на основании экспертного заключения — документа, выдаваемый центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее экспертное заключение).

В состав санитарно-эпидемиологической экспертизы входит:

  • проведение экспертизы представленных документов;
  • проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
  • обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

Круг заявителей и сроки выдачи СЭЗ

Рассмотрим более подробно процедуру получения СЭЗ в свете принятия нового Административного регламента и тех изменений, которые он повлек за собой.

В первую очередь отметим, что несколько изменилась формулировка относительно круга заявителей. Ранее законодатель указывал, что заявителем являлись юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в заявлении о выдаче СЭЗ и информация, о котором указывается в строке «Заявитель» СЭЗ на производство (виды деятельности, работы, услуги), или указываемое в качестве организации-разработчика в СЭЗ на проектную документацию. Сейчас в качестве заявителей могут быть любые юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица в случае, предусмотренном частью 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, а также их уполномоченные представители.

Согласно п. 9 Административного регламента № 747 выдается СЭЗ Роспотребнадзором. Выдачу СЭЗ на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах РФ осуществляют территориальные органы Роспотребнадзора.

Выдача заключений на медицинскую технику, инструменты и гигиенические средства, в том числе физиотерапевтическое, диагностическое и лечебное оборудование осуществляется исключительно самим Роспотребнадзором в лице главного санитарного врача или его заместителей.

При осуществлении деятельности на территории двух и более субъектов РФ СЭЗ о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления вида деятельности, необходимо заинтересованному лицу получать отдельно для осуществления деятельности в каждом из субъектов РФ.

Если ранее в качестве результата предоставления услуги в пункте 15 Административного регламента № 775 указывалось выдача СЭЗ или внесение сведений о выданном СЭЗ в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), проектной документации, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам, то сейчас в п. 11 нового регламента установлено, что результатами предоставления государственной услуги являются:

  • выдача СЭЗ;
  • отказ в выдаче СЭЗ;
  • переоформление СЭЗ;
  • отказ в переоформлении СЭЗ.

Теперь результат рассмотрения заявления о выдаче или переоформлении СЭЗ всегда оформляется в виде электронного документа. В случае, если заявитель желает получить решение в бумажном виде, необходимо для этого сделать отдельный запрос и тогда Роспотребнадзором будет на бланке установленной формы оформлен результат рассмотрения заявления.

Также произошли некоторые изменения в сроках рассмотрения заявления на выдачу СЭЗ. Ранее срок рассмотрения заявления о выдаче СЭС составлял 30 календарных дней, если же документы и заявление поступали в электронном виде, то срок сокращался до 20 календарных дней со дня получения заявления о выдаче СЭЗ.

Согласно нормам нового Административного регламента, в частности п. 14, срок выдачи СЭЗ на проект санитарно-защитной зоны не может превышать 15 рабочих дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Срок выдачи СЭЗ о размещении объектов, указанных в части 3 статьи 4 Закона № 135-ФЗ (далее — объект), не может превышать 10 календарных дней.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения СЭЗ и способы их получения заявителем

В новом Административном регламенте в п. 16 указан перечень документов, которые необходимо предоставить заявителю в территориальный орган Роспотребнадзора. Так, в случае необходимости получения заявителем СЭЗ на виды деятельности (работы, услуги), проектную документацию (за исключением СЭЗ о размещении объекта) необходимо предоставить:

  • подписанное заявителем (уполномоченным представителем заявителя) заявление о выдаче СЭЗ о соответствии санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, ИП, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, проектной документации по формам, установленным в приложениях № 1 и № 2 к Административному регламенту № 747 соответственно;
  • результаты экспертных заключений, проведенных и оформленных в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224.

Для выдачи СЭЗ о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов санитарным правилам, вышеуказанные документы представляются заявителем в Роспотребнадзор.

Предыдущий Административный регламент содержал аналогичный перечень документов для получения СЭС. Здесь особо ничего не изменилось, лишь несколько изменилась сама форма заявления. В частности, в форме заявления теперь кроме юридического лица и индивидуального предпринимателя указан как возможный заявитель и физическое лицо. Также необходимо в заявлении указывать способ получения результата предоставления государственной услуги (в электронном виде или на бумажном носителе), в качестве заявителя в новой форме теперь прописан в том числе уполномоченный представитель. Сама новая форма заявления, равно как и предыдущая форма, не представляет сложности в заполнении, она небольшая по содержанию и полностью доступна к понимаю того, что в ней следует указывать.

В случае выдачи СЭЗ о размещении объекта необходимо предоставить в территориальный орган Роспотребнадзора:

  • подписанное заявителем (уполномоченным представителем заявителя) заявление о выдаче СЭЗ по форме, установленной в приложении № 2 к Административному регламенту № 747, с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором предусматривается размещение объекта (при наличии), и сведений о функциональном назначении объекта с указанием его основных технико-экономических параметров — предельной высоты, площади застройки (для объектов социального и жилищного назначения), типов водоснабжения и водоотведения, класса опасности (при наличии) (в соответствии с пунктом 12.1 приказа № 224);
  • документы, предусмотренные пунктом 12.1 приказа № 224 (градостроительный план земельного участка, на котором предусматривается размещение объекта, экспертное заключение о соответствии (не соответствии) размещения объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы).

Нормы Административного регламента № 747 предоставляют возможность направления указанных документов следующими способами:

  • на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган Роспотребнадзора,
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;
  • в форме электронного документа путем заполнения формы заявления, размещенной на Едином портале госуслуг, с прикреплением соответствующих документов. При выборе данного способа подачи заявления необходимо подписать заявление усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (далее ЭЦП).

Если с заявлением и пакетом документов обращается представитель организации или ИП в обязательном порядке должна быть надлежащим образом оформлена доверенность на такого представителя. Если представитель подает документы в электронном виде, то доверенность, подтверждающая правомочие на обращение с заявление на выдачу или переоформление СЭЗ, выданная организацией, удостоверяется ЭЦП правомочного должностного лица организации, а доверенность, выданная физическим лицом или индивидуальным предпринимателем — ЭЦП нотариуса.

В пункте 20 Административного регламента №747 указано, что заявитель вправе на свое усмотрение предоставить в дополнение к обязательному перечню документов также:

  • сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • сведения из государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра недвижимости;
  • сведения из Реестра аккредитованных лиц.

Это право заявителя, а не обязанность, поэтому в случае не предоставления указанных документов, они при необходимости могут быть запрошены Роспотребнадзором в государственных органах, в распоряжении которых находятся указанные документы, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ).

Переоформление СЭЗ

Нередко возникает в практике ситуация, когда организации необходимо переоформить СЭЗ, так как нормы п. 91 Административного регламента № 747 обязывают получать новое СЭЗ в случаях:

  • реорганизации, изменении наименования, места нахождения юридического лица либо изменение фамилии, имени и отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя;
  • сокращения перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • смена фамилии, имени, отчества (при наличии) владельца участка (физического лица), а также смена владельца участка (в случае получения оформлении СЭЗ на размещение объекта).

Для переоформления СЭЗ заинтересованным лицом подается соответствующее заявление.

В результате переоформление заявитель получает новое СЭЗ с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте СЭЗ реквизитов (номера СЭЗ взамен которого выдается новое), а старое СЭС соответственно возвращается в выдавший его орган Роспотребнадзора.

В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится.

Для переоформления СЭЗ заявитель предоставляет в территориальный орган Роспотребнадзора:

  • подписанное заявителем (уполномоченным представителем заявителя) заявление о переоформлении СЭЗ с указанием причины переоформления по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту № 747, с приложением документов, подтверждающих вносимые изменения;
  • оригинал бумажного бланка переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения на бумажном носителе);
  • сведения о ранее выданном санитарно-эпидемиологическом заключении (в случае выдачи переоформляемого санитарно-эпидемиологического заключения в электронном виде или утери ранее выданного бумажного бланка и информирования об утере регистрационного органа, выдавшего утерянный бланк).

В перечне документов на переоформление СЭЗ также, как и при первоначальной подаче заявления на выдачу СЭЗ особо ничего не поменялось, единственное ранее указывалось на то, что при подаче заявления на переоформление СЭЗ необходимо сдать ранее выданное СЭЗ, а теперь в регламенте разделили данное указание на два подвида требования в зависимости от способа первоначального получения СЭЗ, в электронном виде или на бумажном носителе. Если заявитель получил СЭЗ в электронном виде, то при переоформлении предоставляются только сведения о нем, если на бумажном носителе было оформлено СЭЗ, то сдается соответственно его оригинал.

Срок рассмотрения заявления на переоформление СЭЗ остался прежним и составляет 7 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов, необходимых для переоформления СЭЗ.

Способы подачи заявления на переоформление СЭЗ аналогичны способам подачи заявления на выдачу СЭЗ.

В случае если СЭЗ о несоответствии выдается взамен ранее полученного СЭЗ о соответствии, в новом СЭЗ о несоответствии указываются номер и дата выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого оно выдается.

Перечень оснований для отказа в приеме документов

Ранее в качестве единственного основания для отказа в приеме документов на выдачу или переоформления СЭЗ являлось представление заявителем документов, не отвечающих по составу и оформлению требованиям Административного регламента.

В действующем новом Административном регламенте № 747 в пункте 23 указаны основания для отказа в приеме документов на выдачу СЭЗ, к которым относятся:

  • обращение с заявлением о выдаче СЭЗ, оформление которого Законом 52-ФЗ и Законом 135-ФЗ не предусмотрено;
  • несоответствие представленных заявителем документов (сведений) требованиям пунктов 16 - 19 Административного регламента № 747;
  • представление не в полном объеме документов и (или) сведений, предусмотренных пунктами 16 - 19 Административного регламента № 747;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя;
  • недействительность ЭЦП заявителя, выявленная в результате ее проверки, в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме посредством Единого портала госуслуг.

Если предыдущий Административный регламент признавал в качестве оснований для отказа предоставлении государственной услуги отсутствие в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о государственной регистрации заявителя, а также наличие недостоверных сведений в документах, содержащих результаты экспертного заключения и представленных заявителем для предоставления государственной услуги, то в новом регламенте основания для приостановки или отказа в предоставлении услуги не предусмотрено.

Услугами, необходимыми и обязательными для выдачи или переоформления СЭЗ, согласно пункту 26 Административного регламента № 747 являются санитарно-эпидемиологические экспертизы, проводимые в соответствии со статьей 42 Закона 52-ФЗ. Ранее в аналогичный пункт (№ 25) регламента также включался подпункт о обязательной регистрации юридического лица, ИП в налоговом органе. В новом регламенте эта требование уже не содержится.

Взимание государственной пошлины за выдачу или переоформление СЭЗ законодательством РФ не предусмотрено, а сама плата за экспертное заключение рассчитывается в соответствии с Методикой определения размера платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907 

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий)

Для начала стоит отметить, что глобальных изменений в состав самих административных процедур по выдаче СЭЗ новый регламент не внес. В состав обязательно включаются такие этапы как:

  • прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов;
  • формирование и направление межведомственных запросов;
  • экспертизу документов (сведений), представленных заявителем (ранее этот пункт звучал как экспертизу результатов проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок);
  • принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче СЭЗ (ранее отказ в выдаче СЭЗ не входил в состав административных процедур), внесение сведений в Реестр (ранее ведение реестра выданных СЭЗ);
  • получение заявителем результата предоставления государственной услуги;
  • переоформление (отказ в переоформлении) СЭЗ (новый пункт).

В Административном регламенте № 747 появились нормы, которые регулируют порядок подачи документов на получение или переоформление СЭЗ через МФЦ.

В любом случае, когда в Роспотребнадзор поступает заявление, будь оно на бумажном носителе или подано в электронном виде первостепенная задача, которая стоит перед специалистом, проанализировать, есть ли основания для отказа в приеме документов или нет.  В случае, если специалистом будет установлены основания для отказа, предусмотренные пунктом 23 Административного регламента № 747, в этом случае последует отказ в принятии документов с указанием причин отказа.

Если оснований для отказа нет, то заявление регистрируется и проводится проверка. Отказ в зависимости от способа подачи заявления направляется либо на бумажном носителе посредством почтовой связи или в случае подачи заявления и документов в электронном виде – отказ придет в личный кабинет на портале госуслуг.

После того, как заявление будет зарегистрировано, уполномоченный специалист-эксперт в рамках проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, при необходимости формирует и направляет с использованием СМЭВ в электронной форме запросы о предоставлении сведений в налоговые органы, в Росреестр или федеральную службу по аккредитации.

Обязанностью уполномоченного специалиста-эксперта Роспотребнадзора является проведение экспертизы документов (сведений), представленных заявителем, на предмет полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах заявителя сведений, в том числе проверку области аккредитации испытательной лаборатории (центра) и соответствия информации, содержащейся в результатах санитарно-эпидемиологических экспертиз требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, полноту проведенных исследований и испытаний.

Если специалистом будут установлены в ходе проверки основания для отказа в выдаче СЭЗ, он подготавливает уведомление об отказе в выдаче СЭЗ с указанием причин отказа. Среди оснований для отказа в выдаче СЭЗ пунктом 66 Административного регламента предусмотрены такие основания как:

  • отсутствие действующего аттестата аккредитации и (или) соответствующей области аккредитации у организации, эксперта, оформивших результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз;
  • отсутствие или несоответствие представленной информации сведениям, содержащимся в Росреестре;
  • отсутствие в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений о государственной регистрации заявителя или несоответствие представленной информации сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • несоответствие информации, содержащейся в результатах санитарно-эпидемиологических экспертиз соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также проведение не в полном объеме исследований и испытаний, их несоответствие методикам.
  • непредставление сведений о ранее выданном СЭЗ (в случае выдачи переоформляемого СЭЗ в электронном виде или утери ранее выданного бумажного бланка СЭЗ);
  • непредставление бумажного бланка переоформляемого СЭЗ (в случае выдачи переоформляемого СЭЗ на бумажном носителе).

Несколько изменилась и процедура принятия решения о выдаче СЭЗ. Ранее нормами предыдущего регламента устанавливалось, что специалист-эксперт печатает СЭЗ на бланке установленного образца, затем передает для подписи главному государственному санитарному врачу России, который в свою очередь, в случае согласия с проектом СЭЗ подписывает прилагаемое к нему СЭЗ на бланке установленного образца.

Теперь, согласно нормам нового Регламента, в частности, п. 68, сформированный проект СЭЗ о соответствии или несоответствии факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и ИП, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, направляется на согласование руководителю ответственного структурного подразделения Роспотребнадзора, который обязан рассмотреть проект СЭЗ и в случае согласия заверить, после чего согласованный проект уже отправляется для принятия решения главному государственному санитарному врачу РФ (его заместителю) (главному государственному санитарному врачу по субъекту РФ) (его заместителю).

В случае принятия решения о выдаче СЭЗ, главный государственный санитарный врач заверяет проект СЭЗ с использованием ЭЦП или, при наличии замечаний, возвращает его на доработку уполномоченному специалисту-эксперту, который в течение 1 рабочего дня вносит соответствующие исправления в проект СЭЗ и повторно передает его для принятия решения главному санитарному врачу. Ранее доработка проекта СЭЗ и его повторное направление главному врачу производилась в сроки, исключающие возможность нарушения установленных сроков предоставления государственной услуги, т.е. четко определенного срока не было.

После принятия решения о выдаче СЭЗ, ему автоматически присваивается номер и сведения о СЭЗ вносятся в Реестр. Ранее подписанное главным государственным врачом СЭЗ передавалось уполномоченному специалисту-эксперту для дальнейшего оформления (заверение гербовой печатью, наклеивание голограмм), сейчас данный процесс стал автоматизированным.

В новом Административном регламенте появился целый раздел, который посвящен особенностям выполнения административных процедур (действий) в электронной форме. В этот раздел входят пункты 101-112 Административного регламента № 747.

Кратко отметим, что само заявление в электронном виде подается через портал госуслуг, подписывается он как уже указывалось ранее ЭЦП, к заявлению прикрепляются сканы требуемых документов. Само экспертное заключение должно быть подписано ЭЦП организации или конкретного эксперта, сделавшего экспертизу. Далее уже сама программа проверяет правильность и корректность заполнения заявления. Если будут выявлены ошибки, заявитель в автоматизированном порядке будет об этом уведомлен.

Сам результат оказание государственной услуги будет получен заявителем также через личный кабинет на портале госуслуг в течение срока действия результата предоставления государственной услуги.

Важная и интересная норма предусмотрена пунктом 112 Административного регламента №747, которая предусматривает при формировании заявления в электронной форме возможность автоматического принятия решения по выдаче СЭЗ с учетом применения системы управления рисками после реализации автоматических процессов получения исчерпывающих сведений, необходимых для предоставления государственной услуги. Максимальный срок оказания услуги для выдачи СЭЗ с реализованной возможностью автоматического принятия решения не должен превышать 3 рабочих дня.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспотребнадзора и его территориальных органов

Пункт 122 Административного регламента № 747 предоставляет право заявителю обжаловать действия (бездействие) должностных лиц при оформлении СЭЗ в вышестоящий орган Роспотребнадзора, главному санитарному врачу или в суд.

В зависимости от того, чьи действия (бездействие) конкретно хочет обжаловать заявитель, зависит то, куда необходимо направить эту жалобы и нормами каких правовых актов необходимо руководствоваться при ее подаче. Так, например, согласно п. 123 Административного регламента № 747 жалоба подается в Роспотребнадзор и (или) его территориальные органы в соответствии с главой 2.1 Закона № 210-ФЗ. Жалоба на решения и действия (бездействие) территориального органа Роспотребнадзора и его должностных лиц подается в территориальный орган Роспотребнадзора, предоставляющий государственную услугу.

В свою очередь, жалоба на решения руководителя территориального органа Роспотребнадзора, и его действия (бездействие) подается в Роспотребнадзор и рассматривается им в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для признания оспариваемых актов недействительными, а решений, действий незаконными АПК РФ предусматривает совокупность двух условий: несоответствие этих актов, решений закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, на Едином портале, федеральном реестре, на информационных ресурсах Роспотребнадзора и его территориальных органов в сети «Интернет».

Заключительные положения

В заключение хотелось бы отметить, что активно разрабатывая и утверждая новые административные регламенты в разных сферах деятельности, государство пытается таким способом упорядочить отношения между органами власти, оказывающими государственные услуги и их получателями. Активно проводимая в последние годы административная реформа направлена на повышение качества и доступности предоставления государственных услуг, упрощение процедур и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг.

Как можно заметить, акцент делается прежде всего на развитие реестровой модели учета результатов предоставления государственных услуг, так как предоставления государственных услуг, включая выдачу (отказ в выдаче) или переоформление СЭЗ учитываются и подтверждаются путем внесения органами в государственные информационные системы сведений в электронной форме. Результат предоставления государственной не оформляется в форме документа на бумажном носителе (только по запросу). Электронные регламенты в целом можно квалифицировать как один из важнейших стимулов повышения качества и прозрачности работы органов государственной власти.

При этом заявителям на получение или переоформление СЭЗ следует помнить, что несмотря на законодательную проработку предоставления услуг в электронной форме и через МФЦ, действие Федеральным законом № 210-ФЗ не предусмотрена обязанность МФЦ по организации предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются экспертами.

Соответственно, заявитель обязан самостоятельно обращаться к экспертам и предоставлять в МФЦ сведения, документы и (или) информацию, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, и получаемые у уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертов (это следует из норм часть 4 статьи 15.1 Федерального закона № 210-ФЗ).

К таким документам относится и экспертного заключения (акта обследования, протокола исследований (испытаний) входящего в обязательный пакет документов, подаваемых вместе с заявлением на выдачу СЭЗ.

Таким образом, если подача заявления на выдачу СЭЗ или его переоформление максимально упрощена, то процедура получения экспертного заключения (акта обследования, протокола исследований (испытаний), без которого подача заявления на выдачу СЭЗ невозможна, остается большей частью «на плечах» заявителя.

Отдавая дольное позитивным новациям Админрегламента № 747, стоит также некоторые недостатки, оставшиеся со времен прошлой редакции регламента. Так, в новом Административном регламенте, аналогично предшествующему, положения, касающиеся порядка обжалования действий (бездействия) должностных лиц, порядка информирования заявителей и заинтересованных лиц, предмета контрольно-надзорных проверок и некоторых других важных процедур наносят скорее формальный характер. С принятием Административного регламента № 747 не была решен и вопрос нормативного закрепления норм, указывающих на персональную ответственность должностных лиц, ответственных за принятие решения о выдаче СЭЗ.

Но, в целом, можно констатировать факт, что на примере нового Административного регламента № 747 мы видим попытки законодателя с учетом современных технологических возможностей и развития системы электронного оказания государственных услуг упростить бюрократическую основу взаимодействия государственных органов, которые оказывают государственные услуги и их получателей, максимально сократить время и облегчить процесс получения и переоформления СЭЗ. Новый Административный регламент принят с целью необходимости урегулирования электронного взаимодействия между Роспотребнадзором и заявителями на выдачу или переоформление СЭЗ.