База знаний
Что такое санитарно-эпидемиологическое заключение и когда необходимо его получать
Что такое санитарно-эпидемиологическое заключение и когда необходимо его получать

Что такое санитарно-эпидемиологическое заключение и когда необходимо его получать

Любой без исключения хозяйствующий субъект в процессе своей деятельности обязан соблюдать все установленные на законодательном уровне санитарно-эпидемиологические требования. Их несоблюдение и игнорирование нередко вызывают наступление неблагоприятных последствий, причем не только для нарушителя, но и для окружающих его. Особая степень ответственности лежит на учреждениях сферы здравоохранения, так как их деятельность напрямую связана со здоровьем людей и грубое несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований может привести к фатальному результату.

Статьей 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью в числе прочего обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В свою очередь, медицинские организации обязаны в своей деятельности исполнять требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, которые установлены соответствующим СанПиН 2.1.3.2630-1.

Что же такое санитарно-эпидемиологическое заключение и для чего оно выдается, попробуем разобраться.

Понятие санитарно-эпидемиологического заключения раскрыто в Приказе Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (вместе с «Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», «Порядком выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», «Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации»).

Согласно нормам данного Приказа, санитарно-эпидемиологическое заключение подразумевает под собой документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Выдача санитарно-эпидемиологических заключений регламентируются помимо норм Приказа № 224, также нормами изданного в соответствии с данным приказом и Федеральным законом № 52-ФЗ Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора от 26.04.2013 № 01/4900-13-32 «Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений».

Получить такое заключение можно на основании экспертного заключения — документа, выдаваемый центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

Составляется такая экспертиза в соответствии с техническими регламентами, эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием определенных методов и методик, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также техническим регламентам.

В состав санитарно-эпидемиологической экспертизы входит:

  • проведение экспертизы представленных документов;
  • проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
  • обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

Разновидности санитарно-эпидимиологического заключения

Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления следующих видов деятельности:

  • медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • производство лекарственных средств;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • образовательная деятельность;
  • деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;
  • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.

В своем письме № 01/4310-1-32 от 15.04.2011 года Роспотребнадзор пояснил, что заключение должно выдаваться организациям, которые ведут такие виды деятельности:

  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • производство медпрепаратов;
  • работа с источниками ионизирующего излучения;
  • работа с радиоактивными и ядерными веществами;
  • обращение опасных видов отходов;
  • работа с возбудителями инфекционных болезней;
  • образование.

Оформление санитарно-эпидемиологических заключений осуществляется на бланках санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию. Оформление прочих санитарно-эпидемиологических заключений осуществляется на бланках санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги).

Каждое санитарно-эпидемиологическое заключение имеет приложение, в котором указываются:

  • для медицинской деятельности — перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
  • для фармацевтической деятельности — перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

Стоит отметить, что большинство санитарно-эпидемиологических заключений оформляются именно на медицинскую деятельность.

Органы, ответственные за выдачу санитарно-эпидемиологиеского заключения

Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах РФ осуществляют территориальные органы Роспотребнадзора.

Выдача заключений на медицинскую технику, инструменты и гигиенические средства, в том числе физиотерапевтическое, диагностическое и лечебное оборудование осуществляется исключительно самим Роспотребнадзором в лице главного санитарного врача или его заместителей.

При осуществлении деятельности на территории двух и более субъектов РФ санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления вида деятельности, необходимо заинтересованному лицу получать отдельно для осуществления деятельности в каждом из субъектов РФ.

Необходимо указать на тот факт, что новое санитарно-эпидемиологическое заключение следует оформлять при наступлении хотя бы одного из следующих случаев:

  • изменения юридического адреса организации;
  • изменения названия организации;
  • реорганизации юридического лица;
  • изменения адреса проживания ИП;
  • изменения ФИО предпринимателя;
  • изменения названия или сферы применения продукции.

Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения указанными лицами подается заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения подтверждающих изменения.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое).

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения, переоформляемое санитарно-эпидемиологическое заключение подлежит возврату в орган Роспотребнадзора по месту получения санитарно-эпидемиологического заключения.

В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится.

Проведение санитарно-эпидемиологических организационно-технических мероприятий, связанных с санитарно-эпидемиологической экспертизой эпидемиологических заключений, выдаваемый Роспотребнадзором осуществляется ФГУЗ «Информационно-методический центр» Экспертиза» Роспотребнадзора. Для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.

Данное учреждение также осуществляет ведение реестра санитарно-эпидемиологических заключений (далее Реестр) и организацию изготовления, распространение территориальных органов бланков свидетельств государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, имеющих установленные степени защиты. Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Ведется он в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа, а также ежегодного издания на бумажных и магнитных носителях.

Ведение Реестра осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, обеспечивающего хранение и обмен информацией. Внесение в Реестр сведений о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, формирование отчетов о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, подготовка и передача информации в Реестр осуществляется органами Роспотребнадзора. Сведения Реестра являются общедоступными и размещаются на еженедельно обновляемом специализированном поисковом сервере в сети Интернет на сайте Роспотребнадзора.

Федеральные государственные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора осуществляют проведение организационно-технических мероприятий, связанных с проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз и выдачей санитарно-эпидемиологических заключений в субъектах РФ.

Таким образом, в целях реализации полномочий по осуществлению функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, Роспотребнадзор на основании Приказа выдает санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления определенных видов деятельности, в числе которых указаны медицинская и фармацевтическая деятельность, а также организовывает проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг).

Установленный порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений

Основанием для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

  • предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ;
  • определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с КоАП РФ;
  • заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) Роспотребнадзора и его территориальных органов, осуществляемых в рамках предоставления государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, установлены соответствующим Административным регламентом  по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений, утвержденным Приказом № 775 Роспотребнадзора от 12.07.2012 г. (далее Административный регламент № 775).

Согласно пункту 18 Административного регламента № 775 для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган) заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по установленной форме, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 52 Административного регламента № 775 при поступлении заявления и приложенных к нему документов уполномоченный специалист-эксперт осуществляет экспертизу представленных документов.

В пункте 55 Административного регламента № 775 предусмотрено, что при рассмотрении представленных документов уполномоченный специалист-эксперт обращается к заявителю, в соответствующие органы исполнительной власти и организации для получения информации, необходимой для принятия решения.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

При этом согласно пункту 2 статьи 40 Закона № 52-ФЗ обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности.

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией положений ФЗ «О техническом регулировании» в п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми из перечня видов деятельности, обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензий на которые является представление соискателем лицензий санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных видов деятельности, исключены:

  • производство лекарственных средств;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;
  • деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения.

Согласно п.1 ст. 42 Федерального закона 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами Роспотребнадзора, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, и аттестованными экспертами. Проводятся они с целью:

  1. установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
  2. установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений);
  3. установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего ФЗ документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.

На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований Роспотребнадзором выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.

Согласно пункту 9 Приказа № 274 срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет:

Санитарно-эпидемиологическое заключениеСрок действия
На виды деятельности, работы, услуги (за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения)бессрочно
На работу с источниками ионизирующего излученияНе более 5 лет
На проектную документациюсрок действия проектной документации
На деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления1 год

В случае выявления несоответствия фактора среды обитания выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам с указанием причины несоответствия.

Обжалование действия (бездействия) должностных лиц, связанных с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений

Действия (бездействие) должностных лиц при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Жалобы относительно санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний гигиенических и иных видов оценок разрешаются в порядке, установленном законодательством РФ.

Заявитель может обратиться с жалобой на нарушение порядка предоставления государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
  • затребование с заявителя платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;
  • отказ Роспотребнадзора или его территориального органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для признания оспариваемых актов недействительными, а решений, действий незаконными АПК РФ предусматривает совокупность двух условий: несоответствие этих актов, решений закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Примечателен случай из судебной практики по делу № А82-15799/2015, когда одна организация, оказывающая медицинские услуги, оспаривала выданное Роспотребнадзором заключение о несоответствии здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества, в результате чего организация не смогла получить лицензию. Данное дело рассматривалось в Арбитражном суде в двух инстанциях, и в каждой из которых организации не удалось оспорить выданное заключение о несоответствии.

Так, ЗАО «Современные медицинские технологии. Клиника Константа» (далее — ЗАО «СМТ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным выданного Роспотребнадзором по Ярославской области (далее — ответчик, Управление Роспотребнадзора) санитарно-эпидемиологического заключения о несоответствии здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества Общества санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Суть дела заключалось в том, что ЗАО «СМТ» на основании лицензии, выданной Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, осуществляло медицинскую деятельность по определенному адресу в городе Ярославль по оказанию первичной, в том числе, доврачебной и специализированной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-специальной помощи в амбулаторных условиях, первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара, проведению медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и экспертиз.

17.09.2015 г. Общество с целью получения разрешения (лицензии) на оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях обратилось в Управление Роспотребнадзора с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии санитарным правилам используемого соискателем лицензии здания (помещений) для осуществления медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.

К указанному заявлению было приложено подготовленное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» экспертное заключение, согласно которому здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество ЗАО «СМТ», которые предполагалось использовать для осуществления специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

07.10.2015 Управлением Роспотребнадзора по результатам рассмотрения заявления Общества и приложенных к нему документов выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества ЗАО «СМТ» требованиям пункта 2.6 раздела 2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Общество, не согласившись с территориальным органом Роспотребнадзора, обратилось в Арбитражный суд, где Решением суда от 02.02.2016 г. в удовлетворении заявленного требования было отказано, после чего ЗАО «СМТ» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды обоих инстанций мотивировали свой отказ тем, что Пунктом 1.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено в качестве обязательного условия для принятия решения о выдаче лицензии представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности.

При этом согласно пункту 2.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, который предъявляет требования к размещению лечебно-профилактических организаций, в жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа, допускается размещать только амбулаторно-поликлинические лечебно-профилактические организации мощностью не более 100 посещений в смену, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневными стационарами.

Из определений лечебно-профилактических организаций и амбулаторно-поликлинических организаций, данных в приложении № 16 к СанПиН 2.1.3.2630-10, следует, что стационарная медицинская помощь может быть оказана как в условиях дневного стационара, так и в условиях круглосуточного. При этом возможность размещения круглосуточного стационара в жилых домах пунктом 2.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 не предусмотрена.

Суд апелляционной инстанции нашел обоснованными утверждения Управления Роспотребнадзора о том, что оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях на 4 этаже медицинского центра Общества, расположенного в жилом доме, сопряженное с круглосуточным нахождением больных и родственников, стоянкой у дома дополнительного автотранспорта, доставкой пищи транспортом и разгрузка ее возле дома до 4 раз в сутки, приведет к нарушению условий проживания граждан в таком доме. Таким образом, размещение в данном здании круглосуточного стационара не будет отвечать целям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Из данного дела можно сделать вывод, что медицинская организация в случае выдаче ей санитарно-эпидемиологического заключения о несоответствии здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества лишается возможности получить лицензию на оказание медицинских услуг или определенного вида медицинских услуг.

Заключительные положения

Из изложенного выше можно сделать вывод, что санитарно-эпидемиологическое заключение является важным документом в деятельности медицинских организаций, это своего рода показатель надежности оказываемых медицинских услуг, гарантия того, что условия, в которых они предоставляются безопасны и соответствуют санитарным нормативам. Любому заключению предшествует процедура проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, посредством которой будет дана всесторонняя оценка тем условиям и помещениям, в которых оказываются медицинские услуги. Ведь с точки зрения действующего законодательства санэпидзаключение является документом, который подтверждает соответствие помещений медорганизации требованиям ведения медицинской деятельности, нормам СанПиН и другим условиям получения медицинской лицензии.

Подтверждать законность и соответствие своих услуг требованиям нормативов обязаны все медицинские организации.

Другими словами, одним из главных документов, который нужно получить любому медицинскому учреждению для лицензирования – санитарно-эпидемиологическое заключение.

Если медицинская организация будет нарушать требования санитарно-эпидемиологического законодательства, то она должна осознавать всю степень ответственности, которая может наступить в результате таких нарушений, ведь законом предусмотрена в данном случае не только административная, но и уголовная ответственность.

Так, согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет за собой наложение административного штрафа или приостановку деятельности на срок до девяноста суток.

Если такое нарушение повлечет за собой по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий или повлекшее по неосторожности смерть человека наступает уже более серьезное наказание в виде уголовной ответственности, предусмотренной нормами ст. 236 УК РФ (вплоть до лишения свободы).

Что же касается осуществления деятельности медицинской организации, которая не соблюдает лицензионные требования, то здесь законодателем также предусмотрены серьёзные санкции. Административная ответственность для такой организации наступает в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ, но помимо всего прочего контролирующие органы правомочны инициировать процесс ликвидации такого учреждения, что совсем не «на руку» любой медицинской организации. Более того, нормами уголовного законодательства предусмотрено отдельное наказание для лиц, осуществляющих без разрешения медицинскую деятельность и деятельность в сфере фармацевтики и допустившим причинение вреда здоровью или смерть. Санкция — до 5 лет лишения свободы. (ст. 235 УК РФ).

К сожалению, на практике широко распространен факт осуществления медицинской организацией какого-либо вида медицинской деятельности, на который не была получена отдельная лицензия в силу невозможности получения санитарно-эпидемиологического заключения в связи несоответствия установленным санитарным требованиям. В то же время, привлечения медицинской организации к ответственности за предоставление каких-либо медицинских услуг, не включенных в лицензию – вопрос неоднозначный, ведь в данной ситуации чаще всего речь идет о спасении жизни человека, минимизации последствий травмы для здоровья. Медицинские работники, обладающие определенной квалификацией, просто не имеют право оставить в опасности человека, которому требуется срочное оказание помощи, т. к. за такое бездействие предусмотрена действующим законодательством уголовная ответственность.