Международное право и зарубежные юрисдикции
Оказание медпомощи отдельным категориям иностранцев и ответственность за нарушение медицинских миграционных требований
Правила оказания медицинской помощи для отдельных категорий иностранных граждан и ответственность за нарушение медицинских миграционных требований

Правила оказания медицинской помощи для отдельных категорий иностранных граждан и ответственность за нарушение медицинских миграционных требований

В данной статье мы завершаем цикл публикаций, посвященный оказанию медицинской помощи на территории РФ иностранным гражданам, начатый в статьях «Особенности оказания медицинской помощи иностранным гражданам: основы законодательного регулирования» и «Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, находящимся на территории России».

В первую очередь, следует отметить, что установленный Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утв. ПП РФ от 06.03.2013 г. № 186, порядок оказания медпомощи носит общий характер, но, в то же время, для отдельных категорий иностранцев он может быть изменен международным договором.

Граждане Беларуси

Для граждан Беларуси действует отдельный порядок оказания медпомощи (схема). Его регулирует Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (ратифицировано Федеральным законом от 28.02.2008 № 12-ФЗ) и законодательством Российской Федерации.

По условиям Соглашения граждане Беларуси, постоянно проживающие в России, имеют равные права с российскими гражданами, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно ст. 6 Соглашения, граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в РФ и работающие в организациях РФ по трудовым договорам, имеют равные с работающими в этих организациях гражданами РФ права на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России.

Не трудоустроенным временно пребывающим и временно проживающим гражданам Беларуси гарантирована скорая медицинская помощь, а также медпомощь при заболеваниях, опасных для окружающих.

Оказание медпомощи в особом порядке, установленном Соглашением, применяется только для государственных или муниципальных систем здравоохранения. Медпомощь белорусам оплачивают:

  • за счет бюджетных средств;
  • средств ОМС;
  • личных средств граждан и других источников.

Большинство граждан Беларуси должны подпадать под обязательное медицинское страхование. Постоянно и временно проживающие в России — в силу общих норм статьи 10 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ. Временно пребывающие и работающие белорусы — как граждане государства — члена Евразийского экономического союза.

В нескольких информационных письмах (Минздравсоцразвития от 21.07.2011 № 20–1/10/2–7112; Минздрава России от 22.04.2015 г. № 17-1/10/2-1621) указано, что гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим в ее организациях по трудовым договорам, вне зависимости от принадлежности к системе ОМС, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России оказывается наравне с гражданами РФ за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта РФ, в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.

Временно пребывающим и работающим в России гражданам Беларуси для получения бесплатной медицинской помощи требуется, как правило, подать заявление на имя главного врача медицинского учреждения по месту жительства, приложить копию паспорта, копию документов, подтверждающих постановку на миграционный учет по месту пребывания, или копию договора на аренду жилого помещения.

Определение объемов, видов и условий оказания бесплатной медицинской помощи, а также способов ее финансирования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Перечень бесплатных медицинских услуг следует уточнять в конкретном учреждении здравоохранения или территориальных органах здравоохранения.

В упомянутых информационных письмах также сообщается, что граждане Республики Беларусь, временно пребывающие в Российской Федерации, не подлежат обязательному медицинскому страхованию, полисы обязательного медицинского страхования им не выдаются и суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в их пользу страховыми взносами не облагаются.

Таким образом, граждане Беларуси имеют право на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения наравне с гражданами России вне зависимости от принадлежности к системе ОМС, в соответствии с территориальной программой оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (которая включает диспансерное наблюдение в период беременности), за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации.

Порядок оказания медпомощи для граждан Беларуси

Граждане Украины

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о медицинском страховании граждан Российской Федерации, временно находящихся в Украине, и граждан Украины, временно находящихся в Российской Федерации, подписанное в Москве 28.10.1999, не затрагивает действующую в Российской Федерации систему обязательного медицинского страхования граждан.

Стороны Соглашения определили, что медицинское страхование граждан Российской Федерации, временно находящихся в Украине, и граждан Украины, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется страховыми медицинскими организациями, уполномоченными Сторонами (граждан Российской Федерации на территории Украины – государственной акционерной страховой компанией “Укринмедстрах”, граждан Украины на территории Российской Федерации – закрытым акционерным обществом “Городская страховая компания”).

Уполномоченные страховые медицинские организации обеспечивают гражданам Российской Федерации и гражданам Украины возможность свободного приобретения страховых медицинских полисов как в стране проживания, так и в стране пребывания. При этом медицинское страхование граждан Российской Федерации и граждан Украины, временно находящихся на территории государства другой Стороны, производится за счет личных средств граждан или за счет иных источников.

В соответствии с Порядком реализации указанного Соглашения, подписанного Сторонами (далее – Порядок), страховой полис выдается страхователю (застрахованному) уполномоченной страховой организацией после полной оплаты страхового взноса. Наличие у граждан Российской Федерации и граждан Украины страховых медицинских полисов уполномоченных страховых организаций контролируется органами пограничного контроля Украины и другими государственными службами, в том числе при пересечении государственной границы для въезда на территорию другой Стороны. Страховыми случаями в данной области медицинского страхования признаются острые заболевания, травмы, отравления, требующие экстренной медицинской помощи, иные события, связанные со здоровьем, с наступлением которых возникает обязанность уполномоченных страховых организаций по обеспечению застрахованного своевременной медицинской помощью.

В целях реализации данного Соглашения приказом Минздрава России от 24.11.1999 № 423 руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, других заинтересованных учреждений и подразделений даны соответствующие

При этом Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 1134 «Об оказании медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям» выделена отдельная категория граждан Украины, которым предоставляется на бесплатной основе следующие виды медицинской помощи:

  • первичная медико-санитарная помощь и специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в неотложной форме при заболеваниях и состояниях, включенных в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • проведение профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В остальных случаях гражданам Украины медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается на общих основаниях в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 186. Согласно пункту 6 которых медицинская помощь иностранным гражданам в плановой форме оказывается в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования и (или) заключенными в пользу иностранных граждан договорами в сфере обязательного медицинского страхования.

Особенности административной ответственности за нарушение требований Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

У вопроса оказания медицинской помощи иностранным гражданам существует и вторая сторона, касающаяся в большей степени трудовых мигрантов, пребывание которых на территории Российской Федерации носит временный характер. В настоящее время с целью сохранения благополучной санитарной ситуации на территории Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми иностранный гражданин, прибывший в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживания, а также в течение 30 суток после получения разрешения на трудовую деятельность документы, подтверждающие отсутствие у него заболеваний наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний определен Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2015 г. № 384н. В случае выявления у иностранных граждан и лиц без гражданства инфекционных заболеваний, входящих в этот перечень, эти лица подлежат депортации.

Несмотря на норму Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» о необходимости полиса медицинского страхования, действительного на территории Российской Федерации, у иностранного гражданина или лица без гражданства, фактически такой въезд без указанного документа на территорию нашей страны не запрещен.

Это нашло свое отражение и в судебной практике. Так решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 13.08.2015 г. по делу № 12-181/2015 было отменено постановление УФМС России по Тамбовской области в Мичуринском районе № 107930 от 23.04.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ. Согласно данному постановлению гражданин республики Узбекистан Хамдамов Ш.З. был привлечён к административной ответственности за нарушение п. 5 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в виде отсутствия оформленного медицинского полиса и подвергнут административному наказанию — штраф в размере 2000 руб. Суд пришел к выводу, что на граждан Республики Узбекистан не распространяется требование п. 5 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», поскольку согласно Соглашению Правительств государств — участников стран СНГ от 27.03.1997 граждане государств-участников имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи.

Аналогичные выводы содержит решение Московского городского суда от 22.11.2016 г. по делу № 7-14870. Из анализа п. 4 Приложения № 30 к Договору о присоединении Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года во взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», определяющей объем прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи, следует, что граждане государств-членов имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования. В свою очередь, в базовую программу в соответствии с ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ входят первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь в определенных случаях.

Таким образом, гражданам государств — участников Договора, временно пребывающим на территории Российской Федерации, должна предоставляться первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь наравне с гражданами Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о принадлежности данной категории иностранных граждан к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.

Следовательно, обязанность по оформлению полиса добровольного медицинского страхования, обеспечивающего оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, на граждан Республики Кыргызстан не распространяется. Такая медицинская помощь должна им предоставляться бесплатно в силу международного договора Российской Федерации.

Приведенное положение, оцениваемые применительно к ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года, позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости представления иностранным гражданином при въезде в Российскую Федерацию полиса медицинского страхования не распространяется на иностранных граждан, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи на территории Российской Федерации, для которых оформление полиса медицинского страхования не является обязательным.

Отсутствие обязательного требования прохождения медицинского обследования иностранными гражданами существенным образом увеличивает разрыв между количеством иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию Российской Федерации, и количеством лиц, прошедших медицинское освидетельствование. Это связано, с тем, что не решен вопрос о прохождении медицинского освидетельствования иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента и о обеспечении территориальной доступности лечебно-профилактических учреждений, уполномоченных осуществлять медицинское освидетельствование. Прохождение медицинского освидетельствования за счет собственных средств трудового мигранта, отсутствие должного контроля со стороны работодателя, большое количество мигрантов, работающих без оформления трудовых отношений ставит под сомнение гарантированность прохождения этого медицинского освидетельствования.

В связи с чем видится целесообразным ужесточение требований к прохождению медицинского освидетельствования на законодательном уровне в качестве одной из мер, направленных как на сохранение здоровья, прибывающих в нашу страну иностранных граждан и лиц без гражданства, так и на профилактику распространения опасных инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации.

Проанализировав законодательство по вопросу оказания медицинской помощи иностранным гражданам, нетрудно увидеть, что нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу медицинского обеспечения иностранных граждан, имеют достаточно разрозненный характер. У каждого из них свой предмет правового регулирования, каждый в отдельности выполняет свойственные лишь ему одному функции и задачи, имеет собственный субъектный состав. Но несмотря на взаимозависимость и тесную связь они не способны в полной мере обеспечить комплексное правовое регулирование проблемы медицинского обеспечения иностранных граждан в России, а, следовательно, реализацию права на охрану здоровья этой категории лиц.

В заключение хочется отметить, что основная масса иностранных граждан, находящихся на территории РФ, из-за незнания не пользуется своими правами на бесплатную медицинскую помощь и получает ее на платной основе. Множественность нормативно-правовых актов, регулирующих порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, затрудняет получение такой помощи иностранными гражданами, что приводит к нарушению прав нерезидентов РФ и, как следствие, к отсутствию возможности получить ее бесплатно. Для преодоления этих проблем необходимо повысить эффективность системы государственного контроля за соблюдением работодателями прав иностранных работников и надлежащим оформлением трудовых отношений с ними. Следует проводить просветительскую работу с целью повышения уровня правовой грамотности иностранных граждан, прибывших в Россию. Считаем целесообразным принять федеральный закон «Об общих правилах оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации». Этот закон должен детально прописывать порядок предоставления медицинской помощи на территории РФ, в том числе правила обязательного медицинского страхования иностранцев. Принятие такого закона поможет упорядочить все нормы о медицинском обеспечении иностранных граждан и привести их в соответствие с действующим законодательством.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ