Фармацевтическое право
Обязанности медицинских и фармацевтических организаций в сфере фармаконадзора
Обязанности медицинских и фармацевтических организаций в сфере фармаконадзора

Обязанности медицинских и фармацевтических организаций в сфере фармаконадзора

Ранее в статье «Фармаконадзор и его законодательное регулирование» нами были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие фармаконадзор. Сегодняшняя статья посвящена важному практическому аспекту фармаконадзора — законодательным нормам, устанавливающим обязанность медицинских и фармацевтических организаций извещать о нежелательных реакциях на лекарственный препарат, а также правовым нормам, определяющим сроки и порядок такого извещения.

Передача сообщений о нежелательных реакциях медицинскими организациями

Как показывает клиническая практика, абсолютно безопасных лекарственных средств не существует, любой препарат может вызвать нежелательные реакции. Лекарственное средство считается безопасным для использования, если польза от его применения превышает риски. Специалист на основании имеющейся информации о препарате и сведений о пациенте принимает решение о соотношении «польза/риск» в конкретной клинической ситуации, и соответственно, принимает решение о назначении лекарственного препарата.

Таким образом, сфера использования лекарств в клинической практике основана на обязательной оценке соотношения «польза/риск». Ожидаемая польза от применения лекарств должна существенно превышать потенциальные риски.

В соответствии с п. 36 Порядка проведения фармаконадзора, утвержденного приказом Росздравнадзора от 15.02.2017 № 1071 (далее — Порядок проведения фармаконадзора) медицинские организации в срок, не превышающий 15 календарных дней, сообщают в Росздравнадзор следующую информацию:

  • о серьезных нежелательных реакций на лекарственные препараты;
  • о случаях передачи инфекционного заболевания через лекарственный препарат;
  • о случаях отсутствия заявленной эффективности лекарственных препаратов, применяемых при заболеваниях, представляющих угрозу для жизни человека, вакцин для профилактики инфекционных заболеваний, лекарственных препаратов для предотвращения беременности, когда отсутствие клинического эффекта не вызвано индивидуальными особенностями пациента и (или) спецификой его заболевания;
  • о нежелательных реакциях, возникших вследствие злоупотребления препаратом, в случаях умышленной передозировки лекарственного препарата, при воздействии, связанном с профессиональной деятельностью, или в случаях использования лекарственного препарата в целях умышленного причинения вреда жизни и здоровью человека

Иной срок для медицинских учреждений установлен в случае, когда нежелательная реакция повлекла за собой летальный исход или возникла серьезная угроза жизни. В этом случае нормы пункта 35 Порядка проведения фармаконадзора сокращают срок подачи извещения медицинской организацией до трех дней с момента выявления такой реакции.

Для медицинских учреждений в Порядке проведения фармаконадзора есть разработанная форма извещения о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата. Данная форма извещения указана в Приложении №1, которая после ее заполнения полежит направлению в Росздравнадзор.

Указанную форму можно заполнить непосредственно в АИС Росздравнадзора (об этой автоматизированной системе мы подробно рассказывали в статье «Фармаконадзор и его законодательное регулирование»), что в большинстве случаев будет удобнее и проще как для Росздравнадзора, так и для самого сообщающего. Но нередко случается так, что на территории РФ находится лекарственный препарат, произведённый и зарегистрированный за пределами РФ, сведения о котором отсутствуют в базе данных Государственного реестра лекарственных средств Минздрава России и автоматическое указание сведений о котором в ресурсе «Фармаконадзор» АИС Росздравнадзора не представляется возможным. В этом случае предпочтительным способом представления информации будет являться направление извещения о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата по рекомендованному образцу Приложения 1 к приказу Порядка осуществления фармаконадзора на электронный адрес: importnpr@roszdravnadzor.ru.

Таким образом, для медицинских учреждений доступно два способа передачи сообщений о нежелательной реакции: заполнить и отправить сообщение в Росздравнадзор через АИС либо самостоятельно заполнить извещение и отправить его по электронной почте.

Что касается отчетности, то предоставление периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов не предусматривают отправки заполненной формы посредством использования электронной формы. Их необходимо предоставлять в Росздравнадзор либо через АИС Росздравнадзора, либо на электронных носителях. Также допускается отправка такого сообщения на факс, указанный на сайте Росздравнадзора, посредством использования сервиса онлайн сообщений на сайте www.roszdravnadzor.gov.ru или же отправления заполненной формы письмом на почтовый адрес Росздравнадзора.

В извещении необходимо указывать основные данные о пациенте (включая ФИО, код пациента, возраст, пол, наличие или отсутствие аллергии, какой вид лечения получал пациент, указание на беременность в случае ее наличия). Далее описывается лекарственное средство, вызвавшее нежелательную реакцию, с указанием его торгового наименования, производителя, номера серии, дозы и пути введения, длительности терапии. Необходимо как можно более подробно описать наступившую нежелательную реакцию, указать дату начала нежелательной реакции и дату, когда данная реакция разрешилась. Также в этом сообщении указываются критерии серьезности нежелательной реакции, т.е. те последствия, которые были вызваны побочным действием при приеме лекарственного препарата (смерть, наступление инвалидности и т.д.) либо указывается отсутствие таких последствий.

Правильность и полнота заполнения извещения играет значимую роль. Поступающие сведения обеспечивают возможность анализа Росздравнадзором данных о безопасности лекарственных препаратов, установления причинно-следственной связи между их применением и возникновением побочных действий, оценки их тяжести и исхода, а также рассмотрения вопроса о проведении мероприятий по контролю качества, эффективности и безопасности данных лекарственных препаратов. Поэтому Росздравнадзор в своих обращениях настоятельно рекомендует пациентам передавать информацию о наступивших нежелательных реакциях через медицинских работников, которые в свою очередь, на основе полученной от пациента информации, самостоятельно передадут в надлежащей форме соответствующее извещение в Росздравнадзор.

Также в сообщении в обязательном порядке необходимо указать другие лекарственные средства (с указанием наименования лекарственного средства и его производителя, дозы, периода приема, наименования, показаний к назначению), которые принимал пациент по назначению или по собственному желанию в последние три месяца. В заключении извещения следует уточнить, кем данное извещение подается (врачом, иным специалистом здравоохранения, пациентом или прочими лицами). Копии сообщений, направленных в Росздравнадзор необходимо сохранять в медицинской документации пациентов.

Каждая конкретная медицинская организация самостоятельно посредством своих внутренних приказов регламентирует работу по выявлению нежелательных реакций и иных случаев, связанных с применением лекарственных препаратов, которые мониторятся в порядке фармаконадзора. Поэтому в разных медицинских учреждениях организация и проведение работы по данному направлению, включая должности и количество работников, на которых возложены обязанности по составлению и передачи извещений, а также периодической отчетности по безопасности лекарственный препаратов, может существенно отличаться.

Передача сообщений о нежелательных реакциях организациями, осуществляющими клинические исследования

Для организаций, осуществляющих клинические исследования, перечень информации по безопасности исследуемого лекарственного препарата, возникших нежелательных и серьезных нежелательных реакций, подлежащей сообщению в Росздравнадзор, а также сроки предоставления такой информации определены в Приложении № 11 к Правилам надлежащей клинической практики ЕАЭС. Следует также отметить, что данные требования распространяются не только на исследуемый препарат, но и на препарат сравнения (как активный, так и плацебо).

Нормами п.1.2.1. Приложения 11 Правил надлежащей клинической практики ЕАЭС на спонсора клинического исследования, проводимого на территории РФ, возложена обязанность представлять информацию обо всех серьезных непредвиденных нежелательных реакциях на исследуемый препарат, выявленных в ходе клинических исследований, в Росздравнадзор и Экспертный совет организации (Независимый этический комитет) (далее — ЭСО (НЭК)) соответствующих клинических центров в течение 7 дней с момента их наступления, если они привели к смерти или возникновению угрозы для жизни. В случае выявления иных серьезных непредвиденных нежелательных реакций срок для подачи сообщения увеличивается до 15 дней.

В этой части нормы Порядка проведения фармаконадзора увязаны с Правилами ЕАЭС. В статьях 22 и 23 Порядка проведения фармаконадзора также указано о необходимости организациям, имеющим разрешение на проведение клинических исследований на территории РФ, сообщать о серьезных непредвиденных нежелательных реакциях в аналогичные сроки (если иное не предусмотрено одобренным протоколом клинического исследования). Для сообщений, касающихся безопасности исследуемого лекарственного препарата в Порядке проведения фармаконадзора, также как и в Правилах ЕАЭС, установлен срок для подачи сообщений, не превышающий 15 календарных дней. Соответствующие отсылки к Правилам ЕАЭС указаны в ст.25 Порядка осуществления фармаконадзора.

Нормы ст. 1.2.2. Приложения 11 Правил надлежащей клинической практики ЕАЭС устанавливают для спонсора клинического исследования дополнительные сроки, в случае если у него на момент предоставления срочного сообщения о наступившем факте смерти или развитии жизнеугрожающей реакции отсутствовала полная информация, и ему необходимо время для получения полной информации. В этом случае срок продляется на 8 календарных дней с момента предоставления первого срочного сообщения.

Если последствия нежелательной реакции не были связаны со смертью или угрозой жизни, и у организатора появилась новая информация по данной выявленной реакции, то он обязан данную информацию предоставить в течение 15 календарных дней с даты ее получения в виде последующего (например, вторичного) сообщения.

Организациям, имеющим разрешение на проведение клинических исследований на территории РФ, рекомендуется направлять сообщения о серьезной непредвиденной нежелательной реакции на лекарственный препарат в Росздравнадзор по образцу, указанному в Приложении № 2 Порядка проведения фармаконадзора.

Нормами Порядка проведения фармаконадзора также предусматривается возможность представления в Росздравнадзор сведений в произвольной форме в случае:

  • если описание возникшей нежелательной реакции в ходе лечения пациента или в ходе клинического исследования не представляется возможным описать в рекомендуемой Росздравнадзором форме;
  • если указанные сведения были выявлены за пределами Российской Федерации.

В пункте 1.6.1 Приложения 11 Правил надлежащей клинической практики ЕАЭС указано, в какой форме следует предоставлять данные о непредвиденной нежелательной реакции. Норма данного пункта требует соответствия формата сообщений Руководству Международной конференции по гармонизации «Управление данными по безопасности — элементы данных для передачи сообщений об индивидуальных случаях нежелательных реакций» Е2B.

На сегодняшний день форма извещения, указанная в Приложении 2 к Порядку проведения фармаконадзора полностью соответствует требованиям действующих норм Правил надлежащей клинической практики ЕАЭС. В действующую версию АИС Росздравнадзора интегрированы соответствующие требования к форме и содержанию Правил надлежащей клинической практики ЕАЭС. Поэтому организатор клинического исследования вправе подать в ЭСО (НЭК) извещение по той же форме, что и извещение, которое будет предоставлено в Росздравнадзор.

Бывают в практике клинических исследований инциденты, когда нежелательную реакцию дал не сам исследуемый лекарственный препарат, а иное принимаемое человеком уже зарегистрированное лекарственное средство, которое принималось им в рамках сопутствующей терапии. В этом случае соответствующее сообщение отсылается в уполномоченные органы государств — членов Союза или соответствующим держателям регистрационных удостоверений в соответствии с законодательством этих государств.

Как уже было сказано ранее, форма извещения о серьезной непредвиденной нежелательной реакции на лекарственный препарат, изучающийся в клиническом исследовании, указана в Приложении 2 к Порядку осуществления фармаконадзора. Первоочередным к заполнению является указание на:

  • номер и наименование протокола исследования;
  • наименование лекарственного средства;
  • номер разрешения на проведение клинического исследования на территории РФ.

Если реакция была установлена на территории РФ, то обязательно указывается наименование лечебного учреждения, в котором выявлена нежелательная реакция.

В разделе 1 сообщения необходимо указать данные о пациенте и наступившей нежелательной реакции, дате наступления и ее последствиях.

В разделе 2 указывается информация о подозреваемом лекарственном препарате (включая его международное непатентованное название или группировочное наименование), которое предположительно вызвало серьезную нежелательную реакцию. В данном разделе также следует указать суточную дозу исследуемого препарата, способ введения, показания к его назначению, даты начала и окончания лечения и продолжительность терапии. Необходимо также отметить имелся ли факт исчезновения нежелательной реакции после отмены препарата, и появилась ли вновь такая реакция после повторного применения препарата.

После заполнения второго раздела, необходимо заполнить раздел три, в котором отмечается о применении сопутствующей терапии, с указанием (в случае применения такой терапии) лекарственных препаратов и даты их применения, а также другие релевантные данные анамнеза.

В заключительной части извещения указываются данные о производителе лекарственного препарата, дата выявления нежелательной реакции производителем и источник получения информации о нежелательной реакции (это может быть само исследование, литература и прочее). В случае наступления нежелательной реакции необходимо указывать рандомизационный код, если иное не предусмотрено протоколом клинического исследования.

Согласно ст.27 Порядка проведения фармаконадзора не подлежат сообщению сведения о нежелательных реакциях, произошедших у участников клинических исследований, получавших плацебо. Но в то же время нормы Правил надлежащей клинической практики ЕАЭС указывают на то, что требования по передаче сообщения о наступившей серьезной нежелательной реакции распространяются и на плацебо. В этой части пока существует правовая коллизия.

В ситуации, когда клиническое исследование на территории государств – членов Евразийского экономического союза формально считается активным, но уже состоялся последний визит последнего пациента на территорию РФ, то не требуется предоставления срочных сообщений о серьезных нежелательных реакциях, выявленных в ходе данного исследования на территории других государств после последнего визита последнего пациента в РФ.

Организация, которая проводит клинические исследования на территории РФ, обязана предоставлять ежегодно в Росздравнадзор периодические отчеты по безопасности разрабатываемого (исследуемого) лекарственного препарата (РООБ) в соответствии с пунктом 4 приложения № 12 Правил надлежащей клинической практики ЕАЭС. Указанные отчеты предоставляются в срок, отсчитываемый от даты начала первого клинического исследования лекарственного препарата или от даты его первой государственной регистрации в мире. К РООБ прилагается копия брошюры исследователя клинического исследования, действующая на момент представления РООБ.

При выявлении сведений, изменяющих отношение ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, Росздравнадзор вправе запросить внеочередной РООБ, который должен быть предоставлен в срок, не превышающий 60 календарных дней от даты получения соответствующего запроса Росздравнадзора.

На сегодняшний день продолжается активная законодательная работа по гармонизации национального законодательства как с Правилами по проведению фармаконадзора ЕАЭС, так и с Правилами надлежащей клинической практики ЕАЭС. Поэтому отслеживание вступающих в силу изменений и дополнений к действующему Порядку проведения фармаконадзора требует постоянного внимания со стороны работников здравоохранения.

Ответственность в сфере фармаконадзора

Действующее законодательство не обошло стороной и вопрос ответственности за несообщение или сокрытие информации о наступлении нежелательной информации или иной информации о безопасности лекарственного средства, т.е. тех сведений, которые предусмотрены частью 3 статьи 64 Федерального Закона «Об обращении лекарственных средств». Исходя из смысла правовых норм, абсолютно все субъекты сферы обращения лекарственных средств несут ответственность за неисполнения обязанности передачи соответствующей информации о наступлении негативной реакции, которая стала субъекту известна в процессе осуществления детальности в сфере обращения лекарственных средств. В частности, возможна административная ответственность по статье 19.7 Кодекса об административных нарушениях («непредставление сведений (информации)») или даже уголовная ответственность в соответствии со статьей 237 Уголовного кодекса РФ («Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей»).

В отношении организаций, имеющих разрешение на осуществление на территории РФ клинических исследований, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязанностей по фармаконадзору (например, непредставление обязательной отчетности по безопасности лекарственных средств, наступления серьезных нежелательных реакций, несообщения об установленных побочных действиях лекарственного препарата, непредставление ответов на запросы Росздравнадзора о безопасности лекарственного препарата и т.д.), Росздравнадзор уполномочен рассмотреть вопрос о приостановлении применения лекарственного препарата (до устранения выявленных нарушений). Полномочия по окончательному принятию такого решения закреплено за Минздравом РФ, который издает соответствующий приказ о приостановлении применения лекарственного препарата на территории РФ.

Заключительные положения

Безопасность лекарственных средств становится на сегодняшний день одной из ключевых проблем для всего мирового сообщества. Вызвано это, не в последнюю очередь, массовой разработкой и введением в обращение различных инновационных лекарственных препаратов.

Эффективность выявления проблем безопасности лекарственных препаратов во многом зависит от внимания к фармаконадзору врачей и фармацевтических работников, их готовности информировать Росздравнадзор и фармацевтических производителей о выявленных нежелательных реакциях.

В последнее время количество сообщений о нежелательных реакциях на то или иное лекарственное средство стабильно растет. Но все же, к большому сожалению, стоит констатировать тот факт, что медицинские сотрудники и работники фармацевтической сферы сообщают далеко не обо всех побочных действиях, с которыми сталкиваются.

Крайне важно изучать действие лекарственных препаратов на всех стадиях их обращения, но особое внимание следует уделять их изучению после государственной регистрации и выпуску в гражданский оборот. Ответственный подход к этому вопросу и осознанное понимание значимости своевременных сообщений о нежелательных реакциях со стороны фармацевтических работников и специалистов здравоохранения во многом предопределяет масштабы и последствия проявлений нежелательных реакций на тот или иной лекарственный препарат. Только при тесном взаимодействии надзорных органов и субъектов сферы обращения лекарственных средств можно обеспечить максимальную безопасность и эффективность лекарственных препаратов.

Руководство медицинского учреждения фармацевтической компании должно принять меры по ознакомлению каждого из сотрудников с методиками выявления причинно-следственной связи между нежелательной реакцией и лекарственным препаратом, определением степени риска, обучить сотрудников правилам оформления бланка извещения.

В тоже время, к сожалению, нельзя сказать, что в настоящий момент медицинские работники готовы сообщать о каждом проявлении побочных эффектов применяемых в клинической практике лекарственных препаратов.

Это происходит в силу разных причин: в некоторых случаях из-за недостаточности знаний в области фармаконадзора, в некоторых — из-за опасений получить негативную оценку со стороны руководства, возможных сомнений в правильности назначенного лечением, вероятности наступления юридической ответственности. Иногда медик просто может не осознавать, насколько значима с точки зрения безопасности лекарственного препарата информация о наступившей нежелательной реакции.

Повышение уровня эффективности мониторинга безопасности лекарственных средств возможно разными способами, но ни в коем случае не путем усиления юридической ответственности. Ужесточение ответственности может привести к обратному результату, когда под страхом применения санкций, медики и фармацевты будут просто умалчивать о фактах наступления негативной реакции или их сообщения будут носить сугубо формальный характер.

В своих публичных сообщениях и интервью Министерство здравоохранения РФ не раз подчеркивало, что тесно сотрудничает по практическим аспектам организации фармаконадзора с Всемирной организацией здравоохранения и ее международным центром мониторинга лекарственных средств в Упсале (Швеция). Сам Росздравнадзор активно принимает участие в работе Международной конференции по гармонизации законодательства в сфере фармаконадзора, на постоянной основе отслеживает и анализирует зарубежные регуляторные решения, связанных с безопасностью лекарств по всему миру.

По нашему мнению, получаемый надзорным органом опыт и информация от участия в сфере международного фармаконадзора должна быть доведена в понятной и доступной форме до каждого сотрудника медицинских и фармацевтических организаций. При этом акцент должен делаться не на «запугивание» медицинских и фармацевтических работников персональной ответственностью за несообщение информации, а на пропаганду значимости извещений о нежелательных реакциях с точки зрения возможной угрозы жизни и здоровью каждого человека.

Разъяснительная работа по внедряемым в систему национального фармаконадзора международным стандартам, мотивирование врачей и фармацевтов к активному участию в мониторинге безопасности лекарственных средств должна проводится регулярно, в том числе в виде специально ориентированных семинаров, вебинаров и информационных консультаций. В идеале, каждый врач, независимо от его специализации или опыта работы, должен обладать базовыми знаниями по фармаконадзору. Для этого следует на законодательном уровне усилить вовлеченность в этот процесс региональных органов управления здравоохранения и региональные центры мониторинга безопасности лекарственных средств.

Таким образом, вывод очевиден: национальная система фармаконадзора потенциально может достичь максимальной степени эффективности, при которой будут оперативно отслеживаться неблагоприятные последствия применения лекарственных средств и своевременно приниматься соответствующие меры по защите здоровья и жизни граждан. Однако это возможно только при совместной отлаженной работе лечебных учреждений, аптечных организаций, Росздравнадзора и региональных органов здравоохранения, а также региональных центров мониторинга лекарственных средств.