Отдельные направления медицинской деятельности
Медицинские осмотры авиационного персонала: законодательное регулирование
Медицинские осмотры авиационного персонала: законодательное регулирование

Медицинские осмотры авиационного персонала: законодательное регулирование

В предыдущей статье нами были рассмотрены законодательные требования относительно медицинского освидетельствования авиационных работников. Продолжая развивать эту тему, в данной статье мы подробно изучим вопрос организации медицинских осмотров для работников гражданской авиации.

1. Категории работников гражданской авиации, обязанные проходить медосмотр

В соответствии со статьями 52 и 56, Воздушного кодекса Российской Федерации, работников гражданской авиации условно можно разделить на три категории:

  • работников лётного экипажа (командир воздушного судна, второй пилот, бортштурман, бортовой инженер, бортовой механик, включая инструкторов);
  • работников кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры);
  • специалистов авиационного персонала (диспетчеры управления воздушным движением, полётные диспетчеры, специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов).

Требования, предъявляемые при приеме на работу, и условия труда работников этих категорий различаются между собой. И неудивительно: нагрузка и обязанности этих работников тоже очень разнятся. Члены лётного экипажа гражданского воздушного судна (за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна и беспилотного гражданского воздушного судна) и диспетчеры управления воздушным движением наряду с обязательными предварительными и периодическими медицинскими осмотрами проходят обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с новой статьей 53.1 Воздушного кодекса РФ.

Также указанные лица наряду с соответствующими свидетельствами должны иметь медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное центральной врачебно-летной экспертной комиссией. Медицинским осмотрам специалистов авиационного персонала государственной авиации посвящена статья 53.2 Воздушного кодекса РФ.

Согласно п. 3.1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные и периодические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Порядок проведения таких медосмотров утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2022 г. № 41 «Об утверждении Порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, лиц из числа специалистов авиационного персонала». Медосмотры организуются и финансируются работодателем.

Лица из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, реализующих образовательные программы в области подготовки авиационного персонала государственной авиации, либо обучающихся в таких заведениях должны проходить военно-врачебную экспертизу в целях определения годности к полетам, управлению полетами, управлению беспилотным воздушным судном, парашютным прыжкам, летному обучения. Требования к состоянию здоровья таких лиц и порядок прохождения ими военно-врачебной экспертизы устанавливается ФАП № 437.

Бортпроводники и специалисты из числа авиационного персонала (полётные диспетчеры, работники по техническому обслуживанию воздушных судов итд), не подлежащие медицинскому освидетельствованию, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры согласно Приказу Минтранса России от 11.02.2022 г. № 41 «Об утверждении Порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, лиц из числа специалистов авиационного персонала», который устанавливает объем медицинского освидетельствования, порядок его прохождения, требования к состоянию здоровья. Предварительные медицинские освидетельствования и периодические осмотры бортпроводников оплачиваются за счёт средств работодателя.

2. Порядок прохождения ВЛЭК

Общим правилом при приеме на работу в любую авиакомпанию, а также при поступлении в учебное заведение гражданской авиации является прохождение врачебно-летной экспертной комиссии. Это правило установлено ФАП, утв. Приказом № 437 от 10.12.2021 г., который вступает в силу с 01.09.2022 г. сроком на шесть лет.

Направление на очередное, при восстановлении и поступлении на летную работу медицинское освидетельствование во ВЛЭК осуществляется работодателем или по личному заявлению (п. 14 ФАП № 437).

Перед медицинским освидетельствованием должен предоставляться однодневный отдых. В дни обследования во ВЛЭК (ЦВЛЭК) освидетельствуемые освобождаются от работы. Медицинское освидетельствование проводится, как правило, за один день.

В том же ФАП № 437 установлен определенный перечень документов и объем обследования для освидетельствования во ВЛЭК лиц, поступающих на работу и в учебные заведения гражданской авиации. Согласно п. 16 ФАП № 437 освидетельствуемые предъявляют во ВЛЭК ГА паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; документы о состоянии здоровья (медицинская книжка, амбулаторная карта или выписка из нее с данными прививок, флюорографию органов грудной клетки со снимком и описанием; R-снимок придаточных пазух носа со снимком и описанием, общий анализ крови, мочи; анализ крови на содержание сахара натощак; ЭКГ), медицинские заключения психиатра и врача психиатра-нарколога о состоянии здоровья с результатами тестирования на наличие метаболитов психоактивных веществ. Кандидаты, поступающие в учебные заведения ГА, помимо перечисленного предоставляют также медицинскую справку по форме 086/у, результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты B и C, сифилис.

Лабораторные и диагностические исследования и медицинские осмотры врачами-специалистами проводятся в объеме, предусмотренном Приложением № 3 к ФАП № 437, с соблюдением последовательности (осмотр отоларинголога с результатами рентгенографии придаточных пазух носа, после осмотра стоматолога; заключение дерматолога после осмотра гинеколога с данными анализов на ВИЧ, RW, гепатиты В и С; осмотр хирурга с результатами анализов, после заключений дерматолога и гинеколога; осмотр невролога после осмотра офтальмолога, отоларинголога и психолога; осмотр терапевта с результатами анализов, данными ЭКГ, рентгенографии и осмотра других врачей). Прочие лабораторные обследования проводятся по показаниям.

В общих чертах, процедура следующая: сначала пилоту нужно сдать множество анализов (их перечень может разниться в зависимости от возраста пациента, прежних диагнозов и подозрений врачей). Обычно в списке присутствует: кровь, моча, рентген грудной клетки, ЭКГ, аудиометрия (проверка слуха). Затем идут шесть врачей: невролог, офтальмолог, ЛОР, хирург, терапевт и стоматолог. Если пилот старше 40, к исследованиям добавляется биохимия, «велосипед» (врачи оценивают работу сердца при физических нагрузках), УЗИ, исследование сосудов головы, эзофагогастродуоденоскопия (осмотр пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки), а к списку обязательных для посещения специалистов – психолог.

Все показатели пилотов должны быть в рамках нормы или в худшем случае иметь незначительные отклонения от нее. Есть и конкретный список заболеваний, при которых пилота сразу признают негодным к работе в небе. Он указан в Приложениях № 4, 5 к ФАП № 437.

Рассмотрим материалы судебной практики, связанные с обжалованием результатов медицинского осмотра. Так, примером может служить Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от «08» апреля 2019 г. по делу № 33-16287/2019. Истец Ермаков А.Г. обратился в суд с иском к ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации» (далее — ЦВЛЭК ЦКБ ГА), просил отменить решение Центральной врачебно-летной экспертной комиссии о негодности к летной работе от 01.10.2016 г. как не соответствующее настоящему состоянию здоровья истца и противоречащее действующему законодательству в области авиации.

Из представленных в материалы дела медицинских документов усматривается, что у Ермакова А.Г. имеется стойкое повышение АД при ишемической болезни сердца. Данный факт является основанием негодности к летной работе согласно пунктам 20.1 и 21.1 Приложения № 6 ФАП. Оценив установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, применительно к установленным требованиям закона, приняв во внимание требования Приказа Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», а также ст. 213 Трудового кодекса РФ, ст. 52 Воздушного кодекса РФ, Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пришел к мотивированному выводу о том, что заключения врачей-специалистов принимались в порядке, предусмотренном действующим законодательством и исходя из комплексной оценки состояния здоровья истца, квалифицированными экспертами, с учетом изучения представленных истцом документов, нарушений, ущемляющих права истца, допущено не было.

При принятии заключения о негодности к лётной работе работодатель в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.

В общем, все довольно серьезно. «Валят» в основном по зрению, болезням носа и дыхательных путей, зубам и давлению. Кариес действительно может стать поводом для того, чтобы не выдать заключение – если в полете вдруг разболится зуб, лечить его будет некому. Нос тоже проблема: гайморит, синусит, фронтит – все это на высоте может иметь серьезные последствия. Что касается глаз, то острота зрения должна быть 0,7 без коррекции и 1,0 с коррекцией. Причем сейчас к этому вопросу, подходят либеральнее, чем раньше: можно поучить решение о годности с установлением ограничения при условии, что данное состояние здоровья не ставит под угрозу безопасность полетов. В этом случае медицинский эксперт — председатель ВЛЭК (ЦВЛЭК) оценивает состояние здоровья кандидата на получение медицинского заключения, его способности, навыки, опыт, виды полетов, условия деятельности и степень сохранности функциональных резервов его организма.

Необходимо отметить, что основных специалистов ВЛЭК (терапевт, невролог, хирург, отоларинголог, офтальмолог, гинеколог, ЭКГ) соискатели проходят за счет авиакомпании, а сбор анализов оплачивают сами соискатели. Обратите внимание: на всех заключениях (справках) должна стоять печать лечебного учреждения и подпись врача.

После завершения первичного освидетельствования и признания кандидата на получение медицинского заключения годным по состоянию здоровья к исполнению функций авиационного персонала (обучению), на него формируется личное медицинское дело, включающее протокол его медицинского освидетельствования ВЛЭК (ЦВЛЭК), протоколы заключений врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, а также прочие документы, с учетом которых был установлен диагноз и выносилось решение о годности (негодности) к обучению и работе по состоянию здоровья.

Личное медицинское дело пополняется после каждого освидетельствования кандидата на получение медицинского заключения и хранится во ВЛЭК (ЦВЛЭК) не менее 50 лет (после окончания профессиональной деятельности обладателя свидетельства — не менее 10 лет).

Кандидаты, признанные годными к обучению по состоянию здоровья к выполнению функций членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, либо лицам, претендующим на получение соответствующих свидетельств, выдаются медицинские заключения 1, 2 или 3 классов по форме, приведенной в Приложении № 1 к ФАП № 437.

При несоответствии состояния здоровья кандидата на получение медицинского заключения установленным требованиям ему выдаются справка ВЛЭК (ЦВЛЭК) об обязательном медицинском освидетельствовании и извещение об отказе в выдаче медицинского заключения (Приложении № 9 ФАП № 437). Данные документы в течение 2 рабочих дней по электронным каналам связи передаются в уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Таким образом, существует определенная последовательность проведения медицинского освидетельствования и прохождения обследований и осмотров врачей-специалистов ВЛЭК.

3. Предварительные и периодические медосмотры авиационного персонала

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, регламентированы обязательные медосмотры лиц из числа специалистов авиационного персонала. Выделяют предварительные медосмотры (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности). Они включают в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации полномочия по утверждению порядка проведения медосмотров надлежит самому Минтрансу России. В связи с чем Минтрансом во исполнение пункта 3.1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации Приказом от 11.02.2022 г. № 41 утвержден порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров лиц из числа специалистов авиационного персонала. Приказ вступает в силу «01» сентября 2022 г. и действует 6 лет.

Цель медосмотров — динамическое наблюдение за состоянием здоровья специалистов, своевременное выявление начальных форм профзаболеваний, ранних признаков воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов.

Для проведения медосмотров медорганизацией формируются постоянно действующие врачебные комиссии. Работодатель должен направить специалиста авиационного персонала на обязательный предварительный медицинский осмотр до заключения трудового договора (п. 9 Приказа № 41, ст. 328 ТК РФ, определение ВС РФ от 14.11.2007 г. № 83-Г07-7). В соответствии с п. 5 Приказа № 41, ч. 9 ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан организовывать проведение предварительных медицинских осмотров за счет собственных средств. Причем обязанность работодателя организовать и оплатить прохождение предварительного медицинского осмотра не зависит от результатов данного обследования и последующего заключения трудового договора (Определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от «18» октября 2012 г. по делу № 33-3395).

При этом законодатель не уточняет, в каком именно порядке работодатель должен осуществить оплату медицинских осмотров. Приказом № 41 этот вопрос не урегулирован. Тем не менее, по смыслу, например, Порядка № 29н предполагается заключение между работодателем и медицинской организацией договора, предметом которого является проведение медицинских осмотров работников. Соответственно, и оплата услуг по проведению таких осмотров осуществляется непосредственно самим работодателем в рамках указанного договора. Такой распространенный на практике способ организации предварительных медосмотров, при котором соискатели проходят их самостоятельно и за свой счет, а лишь затем работодатели компенсируют им понесенные расходы, рассматривается органами исполнительной и судебной власти как не соответствующий закону (письма Минфина России от 24.01.2019 г. № 03-15-06/3786, от 26.12.2018 г. № 03-15-06/94821, от 08.02.2018 г. № 03-15-06/7527, определение Свердловского облсуда от 27.07.2018 г. № 33-12610/2018, постановление Октябрьского райсуда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 г. № 12-232/2015).

Если медицинский осмотр все же был пройден специалистом авиационного персонала за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определения Смоленского облсуда от 22.11.2011 г. № 33-3776, Мурманского облсуда от 05.06.2013 г. № 33-1940-2013). Однако, если работодатель направил соискателя для прохождения медицинского осмотра в конкретную медицинскую организацию, с которой у него заключен договор, а соискатель самовольно прошел осмотр за свой счет в другом месте, оплачивать такой осмотр работодатель не обязан. При этом работодатель не вправе не принимать выданное иной организацией в установленном порядке медицинское заключение, подтверждающее прохождение работником соответствующего медицинского осмотра, а также увольнять работника по данной причине.

Предварительный медосмотр авиационного персонала проводится на основании направления, которое подписывается уполномоченным представителем работодателя. Направление может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу (п. 9 Приказа № 41). Работодатели должны обеспечить учет выданных направлений, в том числе в форме электронного документа (п. 10 Приказа № 41).

Для периодических осмотров работодатель должен составить поименный список лиц, подлежащих таким медосмотрам, который направляется во врачебную комиссию медорганизации, в том числе в электронном виде (п. 21 Приказа № 41). Медорганизация согласовывает с работодателем дату начала проведения медосмотра и в срок не позднее 14 рабочих дней до указанной даты, составляет, согласовывает с работодателем и утверждает календарный план проведения периодического медосмотра (п. 23 Приказа № 41). Работодатель не позднее 10 рабочих дней до даты начала проведения периодического медосмотра обязан ознакомить специалистов авиаперсонала с календарным планом (п. 24 Приказа № 41).

По результатам предварительного медосмотра составляется заключение (п. 17 Приказа № 41), по результатам периодического медосмотра — заключение и заключительный акт в соответствии с Порядком № 29н (п. 30, 33 Приказа № 41).

Предварительный осмотр и периодический осмотр специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации и лиц, претендующих на замещение должностей из числа таких специалистов, включают химико-токсикологические исследования (ХТИ). ХТИ проводятся в два этапа:

  1. предварительные ХТИ, направленные на получение результатов выявления в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  2. подтверждающие ХТИ, направленные на идентификацию в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

При получении отрицательных результатов предварительных ХТИ оформляется справка (Приложение № 11 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. № 40).

При получении положительных результатов предварительных ХТИ медицинская организация должна организовать отправку биологического материала в химико-токсикологическую лабораторию медицинской организации для проведения подтверждающих ХТИ. По результатам подтверждающих ХТИ также должна оформляться справка.

4. Периодичность прохождения медосмотров, сроки действия медицинского заключения и основания приостановки их действия

Проведение медицинского освидетельствования осуществляется на регулярной (периодической) основе. Сроки действия медицинского заключения зависят от возраста кандидата и составляют:

  • для медицинского заключения первого класса (линейные и коммерческие пилоты) до 12 мес., старше 40 лет — до 6 мес., для пилота многочленного экипажа старше 60 лет – 6 мес.;
  • второго класса (частные пилоты, пилоты свободного аэростата, пилоты-планеристы, пилоты сверхлегких летательных аппаратов, летчики-наблюдатели, парашютисты, бортпроводники, бортоператоры) — до 60 мес. (старше 40 лет — до 24 мес.), для обладателей свидетельств штурмана, бортинженера (бортмеханика), бортрадиста срок действия медицинского заключения не превышает 12 месяцев;
  • третьего класса (диспетчеры УВД) — до 48 мес. (старше 40 лет — до 24 мес., после 50 лет — до 12 мес.), для обучающихся высших и средних образовательных организаций гражданской авиации по подготовке диспетчеров УВД — 12 месяцев.

Рядовому пилоту до 40 лет нужно проходить комиссию ежегодно. Причем каждые полгода – дополнительный осмотр, попроще. С 40-летнего возраста ВЛЭК ждет летчика уже каждые полгода, а каждые два года – большой осмотр, сродни тому, что проходят абитуриенты летных училищ.

Более того, коммерческие и линейные пилоты авиакомпаний при достижении возраста 55 и 60 лет, а после 60-ти лет ежегодно проходят обязательное медицинское обследование в условиях стационара ФБУ «ЦКБ ГА» с последующим освидетельствованием в ЦВЛЭК. Ко всему прочему, по представлению врача авиационного предприятия или врача-специалиста ВЛЭК председателем ВЛЭК (ЦВЛЭК) может быть принято решение о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования.

В качестве примера, когда ВЛЭК сократил срок действия медицинского заключения, следует привести Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от «20» июля 2021 г. по делу № 33-23390/2021 на решение Тушинского районного суда г. Москвы от «28» января 2021 года. Действующий пилот АНО «Аэроклуб АИСТ-М» обратился с иском к ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации» о признании незаконными действия по выдаче медицинского заключения на срок менее 12 месяцев. В обоснование своих требований он указал, что не осуществляет коммерческие воздушные перевозки, а, следовательно, на него не распространяется требование подп. 1 п. 3 раздела I ФАП МО ГА о сокращении срока действия медицинского заключения до 6 месяцев при достижении 60 лет.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку вид деятельности, которой имеет право заниматься Истец, определяется видом свидетельства, обладателем которого он является, и применение в отношении него положений пп.10 п.11 ФАП МО ГА-2002, и выдача Медицинского заключения I класса сроком до 6 месяцев, в связи с достижением истцом 60 лет, не может рассматриваться как нарушение его прав и законных интересов, поскольку соответствует положениям Федеральных авиационных правил: «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от «12» сентября 2008 года № 147, ФАП МО ГА -2002.

Отметим, что обязательные медицинские осмотры также проводятся после закрытия листка нетрудоспособности (продолжительностью 21 день и более), отстранения на предполетном (предсменном) медицинском осмотре по показаниям, установленным порядком проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров УВД, утверждаемым в соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, после авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, а также, в случаях если это медицинские осмотры абитуриентов — перед началом учебно-производственной практики (учебных полетов).

Срок действия медицинских заключений может быть сокращен либо приостановлен ВЛЭК при наличии медицинских показаний, влияющих на безопасное выполнение функций члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера УВД. К таким факторам согласно п. 11, 11.1 ФАП № 437 относятся:

  • проведение хирургической операции или инвазивной процедуры;
  • назначение регулярного приема какого-либо лекарственного препарата;
  • получение значительного повреждения, которое влечет за собой неспособность выполнять профессиональные обязанности, предусмотренные соответствующим свидетельством авиационного персонала;
  • заболевание, которое влечет за собой неспособность выполнять профессиональные обязанности, предусмотренные соответствующим свидетельством;
  • беременность и роды;
  • госпитализация;
  • использование слухового аппарата;
  • установление предварительного диагноза профессионального заболевания, исключающего возможность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера УВД;
  • установление заключительного диагноза профессионального заболевания, исключающего возможность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера УВД;
  • определение стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
  • если обладатели свидетельств осведомлены о каком-либо снижении их годности по состоянию здоровья, которое повлечет невозможность безопасного осуществления ими своих функций;
  • если обладатели свидетельств принимают или используют какие-либо предписанные или непредписанные лекарственные препараты, которые могут препятствовать безопасному осуществлению функций, предусмотренных соответствующим свидетельством;
  • если обладатели свидетельств получают какое-либо медицинское, хирургическое или иное лечение, которое представляет угрозу безопасности полетов.

Таким образом, периодичность освидетельствования и сроки действия медицинского заключения соответствуют международным стандартам и устанавливаются с учетом возраста, профессиональной принадлежности авиационного персонала и состояния здоровья.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ