Отдельные направления медицинской деятельности
Правовое регулирование медицинского освидетельствования в гражданской авиации
Правовое регулирование медицинского освидетельствования в гражданской авиации

Правовое регулирование медицинского освидетельствования в гражданской авиации

Здоровье и профессиональное долголетие работников гражданской авиации являются одним из ключевых факторов, определяющих полетов. Считается, что из всех аварийных ситуаций в воздухе более половины происходит в связи с «человеческим фактором». В ряде случаев это связано с потерей капитаном корабля способности управления самолетом из-за утомления, засыпания и нарушений в состоянии здоровья.

Задачи авиационной медицины очень многогранны, но одним из основных направлений деятельности является проведение предварительных и периодических медицинских осмотров силами врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК); проведение предполетных и послеполетных медицинских осмотров; медицинское обеспечение работников гражданской авиации. Несмотря на непрерывно возрастающий уровень государственной системы охраны здоровья в Российской Федерации, нельзя не отметить ряд недостатков, в основе которых лежат труднопреодолимые причины, связанные с нехваткой финансирования, избыточной нагрузкой на медицинский персонал, сохраняющейся пока диспропорцией между уровнями оказания первичной медико-санитарной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Соблюдение требований к охране здоровья авиационных работников является неотъемлемой частью комплекса мероприятий, направленных на поддержание надлежащего уровня безопасности на авиационном транспорте. Одним из важнейших ее разделов является врачебно-лётная экспертиза гражданской авиации (далее — ВЛЭ ГА), основная цель которой — оценка профессиональной пригодности авиационного персонала установленным медицинским требованиям по состоянию здоровья.

Важнейшая задача, стоящая перед ВЛЭ ГА — обеспечение качества проведения обязательных медицинских осмотров. Врачебно-лётная экспертная комиссия (далее — ВЛЭК) — функциональное подразделение поликлинического отделения в составе больницы, осуществляющее проведение медосмотров лиц, подлежащих данным осмотрам в соответствии с Воздушным кодексом РФ, уполномоченное выносить заключения о пригодности этих лиц к работе или обучению, либо о несоответствии состояния здоровья требованиям профессиональной деятельности.

Экспертиза профессиональной пригодности является важнейшей составляющей в медицинском обеспечении безопасности авиаперелетов, поскольку дает возможность раннего выявления состояний, несовместимых с напряженной, опасной работой на воздушном транспорте, чем способствует предотвращению аварийных ситуаций.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности медицинского обеспечения безопасности движения на воздушном транспорте в РФ.

1. Организация медобеспечения полетов и медосвидетельствования членов экипажей, авиационного персонала в РФ.

Организация отечественной ВЛЭ ГА базируются на общепринятых международных требованиях и в то же время имеет свои национальные особенности. В России существует трехзвеньевая система медицинского обеспечения безопасности полетов:

  • ВЛЭК проводит медицинское освидетельствование, здравпункты организаций ГА отвечают за прохождение предполетных/предсменных медицинских осмотров, врачи организаций ГА осуществляют межкомиссионное наблюдение, подготовку к ВЛЭК, направлению на стационарное медицинское обследование, консультацию;
  • и трехуровневая система медицинского освидетельствования (ВЛЭК, ЦВЛЭК, медицинские эксперты), с возможностью обжалования решения в судебном порядке с привлечением независимых экспертов.

На сегодняшний день система медицинского обеспечения безопасности полетов представлена 38 региональными ВЛЭК, одной центральной ВЛЭК (ЦВЛЭК) и медицинскими экспертами, образованными (назначенными) приказом Министерства транспорта России от 26 июня 2017 года № 241 «Об утверждении Порядка образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов и Требований к членам центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий и медицинским экспертам».

ЦВЛЭК, ВЛЭК, медицинские эксперты осуществляют деятельность в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе выполнение/оказание работ и услуг по ВЛЭ, и должны соответствовать требованиям Приказа Минтранса России (Министерство транспорта РФ) от «10» декабря 2021 г. № 437 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением» (далее – ФАП № 437) . Составы ВЛЭК/ЦВЛЭК утверждаются, медицинские эксперты назначаются приказом органа по выдаче свидетельств сроком на три года. Правовое регулирование также предусматривает юридическую ответственность сторон (как заявителя, так и врача-эксперта — принцип взаимной ответственности) при проведении медицинского освидетельствования.

В полномочия ВЛЭК входит медицинское освидетельствование авиационного персонала в соответствии с ФАП № 437 и вынесением медицинских заключений первого, второго и третьего классов; внесение ограничений в медицинское заключение или приостановление его действия; принятие решения о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования и направления в ЦВЛЭК.

Более широкие полномочия имеет ЦВЛЭК: проводит освидетельствование с вынесением медицинских заключений первого, второго, третьего классов и официальных медицинских заключений, в том числе после обязательного стационарного обследования в ФГБУ «ЦКБ ГА»; дает оценку в сложных диагностических и экспертных случаях; принимает решения о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования специалистов авиационного персонала; утверждает заключения ВЛЭК или медицинских экспертов; рассматривает обжалования ВЛЭК или медицинскими экспертами, апелляции; ограничивает или приостанавливает действие медицинского заключения; осуществляет анализ и оценку медицинских заключений, выданных ВЛЭК или медицинскими экспертами; проводит анализ информации о случаях невозможности выполнения профессиональной деятельности в полете, медицинских данных в процессе выдачи медицинских заключений с целью выявления факторов риска для безопасности полетов; осуществляет организационно-методическое руководство, включая контроль качества и безопасности деятельности ВЛЭК, медицинских экспертов.

По результатам проверки соответствия состояния здоровья специалистов авиационного персонала требованиям ФАП № 437 ведутся электронные базы данных выданных медицинских заключений, а также формируются ежегодные отчеты о результатах медицинского освидетельствования. Сведения, указанные в выданном медицинском заключении, направляются в орган по выдаче свидетельств в течение двух дней от даты выдачи по электронным каналам связи.

В случае несогласия с заключением ВЛЭК авиационный работник имеет право обжаловать его в установленном законом порядке. В качестве примера рассмотрим Определение Московского городского суда от «24» августа 2011 г. № 4г/1-7253 на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 29.09.2010 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.04.2011 г. по гражданскому делу по иску Моисеенко А.К. к ФГУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации» о признании незаконным отказа в выдаче медицинского заключения.

Судом установлено, что истец занимал должность диспетчера управления воздушного движения (далее по тексту УВД) (руководителя полетов) филиала «А» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», т.е. входил в состав авиационного персонала.

Как следует из выписки из истории болезни Моисеенко А.В., он находился на стационарном обследовании в экспертном отделении ФГУ «Центральная клиническая больница Гражданской авиации» в период с 16.11.2009 г. по 01.12.2009 г., и при обследовании была выявлена отрицательная динамика в состоянии здоровья по сравнению с предыдущим ежегодным освидетельствованием.

Суды первой и кассационной инстанции при разрешении спора сослались на ст. 5 Приложения 6 к ФАП МО ГА-2002 Требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводников, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации, которая включает … с любыми формами клинического проявления, в том числе с …, а также … не уточненной этиологии к числу симптомов, препятствующих выполнению работы по управлению воздушным движением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд принял во внимание характеристику врача службы Управления воздушным движением Филиала «Аэронавигации Центральной Сибири» С.Г.Ф. о том, что в выдаче заключения о годности к работе диспетчером УВД (управления воздушным движением) отказано по результатам обследования в стационарном подразделении ЦКБ ГА в связи с несоответствием состояния здоровья нормативным требованиям. Давая оценку указанной характеристике, суд обоснованно указал, что не доверять данным выводам специалиста оснований не имеется.

Отметим что здесь (и далее по тексту статьи) рассматриваются судебные дела, относящееся к периоду действия Приказа Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002)». Однако, поскольку действующий порядок, установленный ФАП № 437, содержит схожее регулирование по данному вопросу, полагаем, что эти тезисы не утратили своей актуальности.

В случае если авиационный персонал признается ВЛЭК негодным к работе/обучению, то оформляется свидетельство о болезни, которое вместе с медицинскими документами в пятидневный срок должно быть направлено для рассмотрения и утверждения в ЦВЛЭК. Также, рассмотрению и утверждению в ЦВЛЭК подлежат случаи восстановления, ранее признанных негодными к летной работе во ВЛЭК.

Контроль за деятельностью ВЛЭК, ЦВЛЭК, а также медицинских экспертов осуществляют Росавиация и Ространснадзор, периодические плановые проверки проводятся также инспекторами международной организации гражданской авиации (ICAO — ИКАО).

Для работы ВЛЭК/ЦВЛЭК характерен комиссионный способ освидетельствования. В состав ВЛЭК входят медицинский эксперт — председатель, врачи-специалисты (врач-терапевт, врач-невролог, врач-хирург, врач-оториноларинголог, врач-офтальмолог), врач-профпатолог, медицинский психолог и секретарь (из числа специалистов среднего медицинского персонала). ЦВЛЭК состоит из медицинского эксперта — председателя, заместителя председателя, врачей-специалистов (врач-терапевт, врач-невролог, врач-хирург, врач-оториноларинголог, врач-офтальмолог, врач-кардиолог, врач-психиатр, врач — психиатр-нарколог, врач-профпатолог), медицинского психолога, врача-методиста, секретаря (из числа специалистов среднего медицинского персонала).

Квалификационные требования к членам ВЛЭК/ЦВЛЭК установлены Приложением № 14 к ФАП № 437. Так, согласно данным требованиям медицинский эксперт — председатель должен иметь высшее медицинское образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации, высшую квалификационную категорию по основной медицинской специальности, опыт работы в области авиационной медицины: для медицинского эксперта — председателя ЦВЛЭК — не менее 7 лет, для медицинского эксперта — председателя ВЛЭК — не менее 5 лет.

Члены ЦВЛЭК, ВЛЭК должны иметь высшее медицинское образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по основной медицинской специальности.

Медицинский эксперт — председатель, члены ЦВЛЭК, ВЛЭК должны иметь документ о повышении квалификации по авиационной медицине (врачебно-летной экспертизе), а также не реже одного раза в 5 лет повышать квалификацию по основной специальности и авиационной медицине.

Медицинское заключение выносится на заседании ВЛЭК/ЦВЛЭК. Решение на заседании принимается коллегиально на основе предложенных вариантов и высказанных мнений путем совместного обсуждения и принимается единогласно с достижением консенсуса при отсутствии возражений по существенным вопросам. В сложных экспертных случаях может проводиться консилиум — совещание группы врачей-специалистов для определения состояния здоровья освидетельствуемого и прогноза, а также выбора правильной диагностической и лечебной тактики. Заключение консилиума подписывается всеми участниками и приобщается к медицинским документам. При решении ряда вопросов могут запрашиваться производственная характеристика с места работы, привлекаться к работе врачи и руководители авиационного предприятия, дополнительные профильные специалисты. В сложных экспертных случаях региональные ВЛЭК могут направлять освидетельствуемого на консультацию или освидетельствование в ЦВЛЭК.

Проведение заседаний оформляется в журнале протоколов, подписывается председателем, членами комиссии и секретарем, заверяется печатью. В исключительных случаях при несовпадении точки зрения решение принимается большинством голосов, а в журнале протоколов заседаний ЦВЛЭК выносится «Особое мнение» с кратким обоснованием.

Председатель ВЛЭК/ЦВЛЭК координирует работу членов комиссии, обеспечивает качество медицинского освидетельствования и обоснованность медицинского заключения, подписывает и выдает медицинское заключение установленной формы. Направлять авиационный персонал на консультацию разрешается только по предварительному согласованию с председателем ЦВЛЭК. Таким образом, при наличии совещательной модели ВЛЭК/ЦВЛЭК существует единоначалие председателя комиссии.

Проиллюстрируем данные положения на примере Апелляционного определения Московского городского суда от «30» августа 2013 г. № 11-23636/13 на Решение Пресненского районного суда г. Москвы от «07» февраля 2013 г. о признании незаконным и отмене распоряжения о направлении на дополнительное прохождение ВЛЭК.

Судом при рассмотрении дела было установлено, что истец работал в ОАО «Аэрофлот» в должности командира воздушного судна Ил-96 летного отряда самолетов Ил-96. 14 апреля 2011 г. истец прошел очередную ВЛЭК и был признан пригодным к летной работе. Однако распоряжением заместителя директора Департамента производства полетов-главного пилота ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» Якимчук А.П. № 150-39р Кнышов С.А. был отстранен от работы и направлен для дополнительного прохождения ВЛЭК.

Основанием для принятия данного решения послужил инцидент имевший место 15.04.2011 г. в здании ДПП ОАО «Аэрофлот» в кабинете N330 связанный с нарушением правил трудовой дисциплины и трудового распорядка работником Кнышовым С.А., выразившийся в оскорблениях и угрозах физической расправы в отношении заместителя командира ЛО ВС Ил-96 Мешкова К.Н.

Удовлетворяя требования Кнышова С.А. и признавая незаконным распоряжение заместителя директора Департамента производства полетов-главного пилота ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» Якимчук А.П. N150-39р, которым Кнышов С.А. был направлен для дополнительного прохождения ВЛЭК, суд первой инстанции исходил из того, что решение о дополнительном медицинском осмотре в соответствии с п. 11 ФАП МО ГА-2002 принимает председатель ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) по представлению врача авиационного предприятия (врача-специалиста ВЛЭК ГА), в то время как оспариваемый документ был принят неуполномоченным лицом, в нарушение определённого порядка, без учета того обстоятельства, что работник прошел накануне ВЛЭК и был признан и годным к осуществлению полетов.

В отличии от РФ в многих (170 из 190) странах-членов ИКАО медицинское освидетельствование осуществляется единолично авиамедицинским экспертом. Единоличное решение является основным принципом деятельности зарубежных авиамедицинских экспертов, а в России допускается только для назначенных медицинских экспертов, у которых существенно меньше уровень компетенций и количество освидетельствований, чем у ВЛЭК. Выработка коллективного решения (совещательная форма коллегиальности) позволяет учитывать мнение каждого участвующего в заседании, дает возможность каждому участнику заседания приобщить свой опыт, устранить возможность принятия «однобоких» или предвзятых решений, а также серьёзных экспертных ошибок.

Важным моментом в организации медосвидетельствования в гражданской авиации РФ является единообразное применение требований, необходимых для обеспечения безопасности полетов. Единый порядок организационно-методической работы используется при ведении делопроизводства ВЛЭК и медицинском освидетельствовании. Унифицированная схема обследования также используется при проведении врачебно-летной экспертизы.

ФАП № 437 содержит порядок медицинского освидетельствования и вынесения медицинских заключений во ВЛЭК/ЦВЛЭК; оформление медицинской документации с образцами основных документов; оснащение кабинетов ВЛЭК; объем обследования в целях ВЛЭ; требования к состоянию здоровья с пояснениями, на основании которых определяется профессиональная пригодность и организация медицинского наблюдения в межкомиссионный период, перечень методов и методик по проведению исследований, нормативы основных используемых показателей, а также некоторые алгоритмы экспертной оценки. ФАП № 473 также предусматривают единый порядок составления, оформления, обработки и хранения документов; последовательность, объем, применение методов обследований; протоколов оценки состояния здоровья. Используются также электронный учет и обработка данных для облегчения обработки документов и обеспечения безопасности полетов, наряду с бумажным документооборотом.

Несмотря на имеющиеся особенности, правила по проведению медицинского освидетельствования в гражданской авиации РФ разработаны с учетом международных требований, установленных Международной организацией гражданской авиации и Европейским обществом авиационной медицины (ESAM). Так, например, официальное медицинское заключение о годности к летной работе/управлению воздушным движением содержит информацию на русском языке, продублированную на английском языке. Таким образом, Стандарты и Рекомендуемая практика (SARP S) способствуют унификации основных положений по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала и оказывают значительное влияние на национальное законодательство.

2. Правовые основы медицинского освидетельствования в гражданской авиации

Статья 65 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) устанавливает правовые основы медицинского освидетельствования и определяет его как совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований. Из понятия, данного в ст. 65, следует, что цель медицинского освидетельствования — определение состояния здоровья человека.

Медицинское освидетельствование влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Следует отметить, что сама по себе процедура медицинского освидетельствования, определяемая общими положениями ФЗ № 323, обусловливает наступление юридических последствий, предусмотренных нормативными актами иной отраслевой принадлежности. В ч. 2 ст. 65 ФЗ № 323 приведен общий перечень видов медицинского освидетельствования, однако список не носит закрытый характер и может быть расширен законодательством РФ.

Медицинское освидетельствование может проводиться только медицинским работником. Медицинское освидетельствование, проведенное работником, не имеющим должной медицинской квалификации и категории, является незаконным. Законодательство может устанавливать юридические последствия и для иных видов освидетельствования, связанных с выявлением состояния здоровья работника, но приоритет при конкуренции результатов будет всегда за медицинским освидетельствованием. Примером сочетания двух видов освидетельствований — медицинского и немедицинского — может служить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Широко известно, что во многих субъектах РФ прокурорские работники инициируют получение сведений из психиатрических больниц о нахождении граждан на соответствующем учете, придавая юридическое значение самому факту учета и отождествляя его с результатом медицинского освидетельствования. Однако Верховный Суд РФ пресек эту порочную практику, указав что сам по себе факт постановки на диспансерный учет с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя» не может являться основанием для наступления юридических значимых последствий.

Медицинская организация может проводить медицинское освидетельствование только при наличии соответствующей лицензии. Осуществление деятельности по медицинскому освидетельствованию медицинской организацией без соответствующей лицензии повлечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В отношении медицинских услуг, входящих в объем медицинских освидетельствований, также возникают судебные споры. В частности, как пример следует привести апелляционное определение Магаданского городского суда от 13.02.2014 г. В основу спора легло обращение гражданина З. в МОГБУЗ «Городская поликлиника» по поводу прохождения медицинской комиссии для определения его годности к выполнению функций пилота воздушного судна. Гражданину было предложено заключить договор на оказание разовой платной медицинской услуги, который предусматривал прием врачей-специалистов и проведение лабораторных и иных исследований. З. посчитал, что стоимость услуг завышена. Кроме того, он полагал, что имеет место навязывание ему дополнительных платных услуг, что противоречит Закону о защите прав потребителей.

Суд постановил следующее:

Ввиду отсутствия в ФАП МО ГА-2002 перечня необходимого объема обследований в отношении пилотов, не занятым выполнением коммерческих воздушных перевозок, учреждение в своей деятельности руководствуется приказом Минздравсоцразвития России от «12» апреля 2011 г. № 302н (далее — Приказ № 302н). Данным нормативно-правовым актом определено, что при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в двух проекциях (прямая и правая боковая легких); биохимический скрининг; содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина и т. д. По результатам диагностических исследований врач-специалист может дать заключение о наличии либо отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами. Суд отметил, что Приказ № 302н не содержит прямого указания на то, что он распространяет свое действие на случаи медицинского освидетельствования пилотов сверхлегкого воздушного судна. Однако данный документ регламентирует сходные правоотношения, в силу чего подлежит применению к спорным правоотношениям в порядке аналогии закона согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ.

Отметим, что при медицинском освидетельствовании на наличие медицинских противопоказаний к управлению воздушными суднами необходимо учитывать письмо Минздрава России от 05.04.2012 г. № 14–5/10/2–3374. В письме сделана ссылка на обязательность применения в данном случае приказа № 302н и определена обязательность электроэнцефалографии как необходимого для освидетельствования функционального исследования: «Выдача результатов психиатрического освидетельствования (заключения о состоянии здоровья) без проведения необходимых и дополнительных функциональных исследований является нарушением порядка проведения психиатрического освидетельствования». Материалы судебной практики также дополняют данную формулировку: «Данное обстоятельство не может быть расценено как нарушение прав пилотов сверхлегкого воздушного судна, поскольку… и ранее действовавшее законодательство не предусматривало разного порядка медицинского освидетельствования профессиональных и непрофессиональных пилотов, а устанавливало в отношении профессиональных членов экипажа лишь более строгие медицинские ограничения по допуску к управлению воздушным судном».

Подведем некоторые итоги. Медицинское освидетельствование является разновидностью медицинского вмешательства, полностью подпадающего под режим действия ФЗ № 323. Исходя из этого, медицинскому работнику следует руководствоваться общими правилами получения согласия на медицинское вмешательство, учета мнения законных представителей, отказа от медицинского вмешательства, предоставления информации по результатам освидетельствования и др. ФЗ № 323 не содержит закрытого перечня видов медицинского освидетельствования, виды освидетельствования могут устанавливаться иными федеральными законами. Это создает дополнительные трудности, поскольку медицинскому работнику в этом случае следует руководствоваться не только нормами ФЗ № 323, но и нормами специальных нормативных актов, а значит, самостоятельно определять, какая именно правовая норма обладает большей юридической силой.

Правовой основой деятельности ВЛЭ ГА являются как общеправовые (Конституция; законодательство Российской Федерации о труде; законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие направления развития гражданской авиации; Воздушный кодекс), так и отраслевые документы (приказы Министерства транспорта РФ, нормативные и методические документы, регламентирующие летную работу), которые устанавливают основные положения и порядок проведения медосвидетельствования, регулируют предоставление медицинской услуги. Наблюдение за здоровьем членов лётного и кабинного экипажей также регламентируется внутренними документами российских авиакомпаний.

До настоящего времени деятельность по медицинскому освидетельствованию членов экипажа воздушного судна, специалистов авиационного персонала регламентировались постановлением Правительства РФ от «06» августа 2013 г. № 670 и приказом Минтранса России от «22» апреля 2002 г. № 50. Однако воздушным законодательством РФ не были предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти об издании нормативного правового акта, определяющего порядок медицинского обследования и медицинского освидетельствования специалистов авиационного персонала, подлежащих медицинскому освидетельствованию во врачебно-лётных комиссиях.

Отметим, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ст. 21 Воздушного кодекса РФ). Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим, помимо прочего, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Таким образом, в целях устранения правовых коллизий были внесены изменения в Воздушный кодекс РФ, предусматривающие, что порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается Минтрансом России по согласованию с Минздравом России.

Неурегулированность подзаконными актами многих аспектов медицинского освидетельствования в ГА, отсутствие четкого порядка его проведения выявило необходимость принять Минтрасом РФ ряд подзаконных нормативных актов, в частности ФАП № 437.

Одно из ключевых положений, принятых Минтрансом, заключается в введении обязательной нормы проверки состояния здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением на предмет выявления признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, включая остаточные явления. При этом медосмотр экипажей должен проводиться не только перед, но и после полета. Освидетельствование авиадиспетчеров — до и после рабочей смены.

Введение новой системы контроля на алкоголь и наркотики — не единственное существенное нововведение транспортного ведомства. Среди других новшеств Минтранса — запрет на прием на работу в экипаж или диспетчерами управления воздушным движением для лиц, подвергнутых административному наказанию за употребление наркотических средств, психотропных веществ или любых новых потенциально опасных психоактивных веществ. Но этот запрет предлагается устанавливать на период действия административного наказания.

В период между прохождением врачебно-летной экспертизы в отношении членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением введены профилактические полугодовые медицинские осмотры, а также медицинские осмотры после перерыва в работе более 28 дней.

Членам летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчерам управления воздушным движением запрещается без назначения врача принимать лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных препаратов, влияющих на способность выполнять их функции.

Предусмотрена возможность расторжения трудового договора с лицом из числа специалистов авиационного персонала в период, когда указанное лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а также в случае, если указанное лицо не прошло обязательный периодический медицинский осмотр или обязательное медицинское освидетельствование, освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Предусмотрено формирование автоматизированной централизованной базы персональных данных, касающихся состояния здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением.

Статья 54 Воздушного кодекса РФ дополнена пунктом об обязательном медицинском освидетельствовании лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением.

Таким образом, принятые нововведения носят комплексный характер и направлены на ужесточение требований к системе медицинского обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации. Данные меры направлены на повышение уровня безопасности полетов.

Считается, что российская система допуска пилотов к работе – одна из самых жестких в мире. Пройти ВЛЭК нужно уже при поступлении в лётное училище, причем в рамках этой комиссии придется сдать тест на профпригодность у психолога. И очень важное значение имеет категория годности, указанная в военном билете – если она ниже «А», это может стать весомым препятствием для успешной лётной карьеры.

Отсюда и взялся такой страх перед ВЛЭК у отечественных пилотов. Сначала комиссия может преградить человеку путь в профессию, а затем – легко оборвать карьеру или на время прервать. Так что важность ВЛЭК трудно переоценить.

В целом, требования к состоянию здоровья, устанавливаемые ВЛЭК с годами, ужесточаются. Восьмидесятые-девяностые пилоты вспоминают с теплотой – то были времена приветливых бабушек в комиссиях, с которыми всегда можно было договориться. Если, конечно, показания были «в пределах погрешности». Сейчас же с этим сложнее – хоть взятки медикам и пытаются давать даже люди уровня главного пилота «Аэрофлота», это легко может стать достоянием общественности со всеми вытекающими последствиями. Недавно на трех медэкспертов авиакомпаний «Россия» и «Балтийские авиалинии» завели уголовное дело по ст. 204 УК РФ. Их обвинили в фальсификации результатов освидетельствования пилотов. По данным следствия, за несколько лет эксперты создали преступную группировку и подделали результаты ВЛЭК для 25 летчиков. Как отмечается, медики — председатель врачебно-летной экспертизы, врач и медсестра — получали деньги за успешные результаты исследований в ходе медосмотров. Таким образом в медицинских документах пилотов оказывались сведения об их здоровье, которые не отражали истинную картину. Между тем подделкой могут признать и меддокумент без реквизитов или с недостоверной информацией.

Вместе с тем ситуация с организацией и проведением периодических медицинских осмотров остается напряженной. На многих территориях качество организации данных периодических медицинских осмотров продолжает оставаться неудовлетворительным, а именно: по-прежнему заключение о временном или постоянном переводе на другую работу врачами медицинских организаций, осуществляющих медосмотры, не выдается. Большинство актов заключительных комиссий не содержат указанных данных. Кроме того, лицам с установленной профпатологией с начальными и легкими формами профзаболевания не дается рекомендаций о необходимости прекращения работы в конкретных условиях, вследствие чего профбольные продолжают работать вплоть до получения инвалидности (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от «18» октября 2012 г. по делу № 11-21310).

Все вышеперечисленное делает невозможным проведение санитарно-гигиенических профилактических мероприятий и является одной из важнейших причин роста профессиональной заболеваемости и инвалидности, прежде всего, среди пилотов. Профилактика профессиональной заболеваемости у лётного состава может осуществляться только путем проведения целого комплекса мероприятий, таких как: нормирование лётного труда и отдыха; исключение продления норм лётного времени, особенно у пилотов с нейросенсорной тугоухостью в начальной стадии заболевания; динамическое наблюдение за лицами лётного состава; использование средств индивидуальной и коллективной защиты от шума; проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе амбулаторно или в отделениях реабилитации; снижение шума, в том числе разработка инженерных и конструкторских решений, направленных на создание авиационной техники и оборудования воздушных судов со сниженными уровнями шума, создание радиогарнитур с более высокой акустической эффективностью.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ