Конфликты между медработниками и пациентами
Жалобы пациентов в правоохранительные органы
Жалобы пациентов в правоохранительные органы

Жалобы пациентов в правоохранительные органы

Конфликт медицинской организации с пациентом может быть настолько серьёзным, что помимо жалоб в контролирующие органы пациент или его родственники обратятся за защитой своих прав в правоохранительные органы. Здесь, конечно, речь идет не о нарушениях прав потребителей, а о случаях причинения вреда здоровью или летальных исходах в результате оказания медицинской помощи. В этих ситуациях потерпевшая сторона стремиться “наказать врачей”, допустивших “врачебную ошибку”, и считает, что медицинские работники или руководство медицинской организации совершили преступление и должны быть подвергнуты уголовному преследованию и привлечены к ответственности. В строгом смысле слова это уже не жалобы, а заявления и сообщения о совершении преступления, которые рассматриваются органами МВД РФ и Следственного комитета РФ по правилам уголовного производства.

1. Полномочия полиции при расследовании уголовных дел в отношении медицинских работников

Компетенция полиции в общем виде сформулирована в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (далее — Закон о полиции). Так, согласно ст.2 Закона о полиции к основным направлениям деятельности полиции отнесено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; а также государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Основные права полиции регламентированы статьей 13 Закона о полиции, в которой среди прочего названы следующие права:

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • вызывать в полицию граждан и должностных лиц;
  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
  • подвергать приводу в полицию граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;
  • запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан;
  • производить следственные и иные процессуальные действия;
  • проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Стоит обратить внимание, что каждое предоставленное полиции право имеет очерченные законом рамки реализации. Так, например, оперативно-разыскные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”; следственные и иные процессуальные действия — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Кроме того, порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется Министерством внутренних дел России.

Так, например, приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

2. Полномочия Следственного комитета РФ при расследовании уголовных дел в отношении медицинских работников

Помимо полиции расследованием уголовных дел в отношении медицинских работников занимается Следственный комитет РФ. Этот орган был образован около десяти лет назад в результате реформирования прокуратуры. Полномочия по расследованию уголовных дел были постепенно выведены из компетенции прокуратуры — сначала был образован следственный комитет при прокуратуре, а спустя несколько лет — самостоятельный орган — Следственный комитет РФ.

Правовой статус Следственного комитета РФ определен Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”.

Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета (ч.1 ст.5 Закона о Следственном комитете).

К основным задачам Следственного комитета относятся оперативное и качественное расследование преступлений; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина (ч.4 ст.1 Закона о Следственном комитете).

Возникает закономерный вопрос: если и полиция, и следственный комитет (а еще и ФСБ) занимаются расследованием уголовных дел, то как определить, какой орган будет расследовать конкретное дело? Для этого существуют правила подследственности, указанные в ст.151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Подробнее о подследственности следственного Комитета можно прочитать в нашей статье «Полномочия следственного Комитета РФ по расследованию преступлений с сфере здравоохранения».

Также важно понимать, что существует две формы расследования преступлений — следствие и дознание. Например, по уголовным делам о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, по общему правилу производится дознание дознавателями органов внутренних дел РФ (п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ).

В тоже время по уголовным делам о причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ.

Кроме того, тяжкие и особо тяжкие преступления в отношении несовершеннолетних расследуются следователями Следственного комитета РФ.

Однако в строгие правила подследственности может вмешаться прокурор — по его письменному указанию уголовные дела с дознания могут быть переданы для производства предварительного следствия, а по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести вместо предварительного следствия может проводится дознание (части 3,4 ст.150 УПК РФ).

Таким образом, расследованием уголовных дел в отношении медицинских работников могут заниматься как следователи и дознаватели органов внутренних дел, так и следователи Следственного комитета РФ в соответствии с правилами подследственности.

Стоит отметить, что, если Следственный комитет РФ занимается именно расследованием уголовных дел, то компетенция МВД России намного шире. Это ведомство, например, может проверить в медицинской организации соблюдение требований по обороту наркотических и психотропных лекарственных препаратов и соблюдение миграционного законодательства при найме иностранных работников.

3. Полномочия прокуратуры по рассмотрению жалоб на медицинских работников

В настоящее время прокуратура не занимается непосредственно расследованием уголовных дел, полномочия следователей прокуратуры переданы в Следственный комитет РФ. Тем не менее, прокуратура является одним из самых популярных органов, в который обращаются граждане за защитой своих прав. Причина этого, с одной стороны, кроется в том, что пациенты не всегда разбираются в многообразии органов контроля и не понимают, кому и на что можно пожаловаться, и действуют по принципу “не знаешь, куда идти, — иди в прокуратуру”.

Прокуратура действительно принимает от граждан жалобы практически по всем вопросам, поскольку она осуществляет от имени государства общий надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и надзор за исполнением законов (см. ст.1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 “О прокуратуре Российский Федерации”). Однако при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, о чем специально упомянуто в п.2 ст.26 Закона о прокуратуре.

Согласно п.1 ст.10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утверждена приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.

Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб пациентов значительно отличаются от полномочий органов государственного контроля.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в установленные сроки, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (п.2 ст.22 Закона о прокуратуре).

При осуществлении функций по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор также:

  • рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (п.2 ст.27 Закона о прокуратуре).

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях (п.3 ст.27 Закона о прокуратуре).

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (п.4 ст.27 Закона о прокуратуре).

Рассмотрение прокурором жалобы пациента на медицинскую организацию может завершиться вынесением одного из актов прокурорского реагирования:

  • предостережение о недопустимости нарушения закона;
  • представление об устранении нарушений закона;
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Таким образом, прокуратура имеет самые широкие полномочия при рассмотрении жалоб граждан, в том числе жалоб пациентов на медицинские организации.

4. Рекомендации по взаимодействию с правоохранительными органами

При взаимодействии медицинских работников и администрации клиники с правоохранительными органами основным условием является действие в правовом поле. На практике при вызове медицинского работника к дознавателю или следователю можно порекомендовать следующее:

  • У правоохранителей широкий круг полномочий, однако это вовсе не означает допустимость произвола с их стороны. Поэтому всегда рекомендуется проверять служебное удостоверение и документы, являющиеся процессуальным основанием действий сотрудника.
  • Прежде чем начинать общение с правоохранителем следует уточнить процессуальный статус проводимого мероприятия и статус вашего участия в нем. Каждое процессуальное мероприятие имеет свой регламент проведения, закрепленный в законодательстве, в частности в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. В зависимости от вашего процессуального статуса у вас появляется набор процессуальных прав и обязанностей.
  • Необходимо помнить, что вы не всегда обязаны что-либо рассказывать сотрудникам правоохранительных органов. Например, если вас приглашают для дачи пояснений при проведении доследственной проверки по сообщению о преступлении, то от дачи пояснений можно отказаться без объяснения причин. При допросе всегда можно отказаться свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, сославшись на статью 51 Конституции РФ.
  • Перед общением с правоохранителями целесообразно провести совещание в медицинской организации с участием юриста и выработать позицию клиники по возникшей ситуации, на основании выработанной позиции провести инструктаж с работниками, которых вызывают для дачи пояснений или показаний. Работникам также целесообразно разъяснить их процессуальные права и оказать психологическую и юридическую поддержку.
  • Не стоит пренебрегать услугами юристов и адвокатов. Правоохранители часто пользуются незнанием гражданами законодательства и процессуальных прав и обязанностей. Присутствующие при опросе или допросе адвокат или юрист разъяснят, на какие вопросы можно не отвечать, проконтролируют соблюдение законодательства сотрудником правоохранительных органов, защитят от произвола.

Если сотрудники правоохранительных органов пришли в медицинскую организацию целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

  • При внезапном посещении рекомендуется проверить полномочия правоохранителей и узнать цель визита. Для этого попросите предъявить служебные удостоверения и процессуальный документ, являющийся основанием для проведения выездного мероприятия. Если сотрудники полиции отказываются предъявить служебные удостоверения и объяснить цели визита, целесообразно вызвать полицию от своего имени и позвонить дежурному прокурору.
  • Цели посещения могут быть весьма разнообразными, но от статуса проводимых мероприятий зависит как объем полномочий полицейского, так и содержание обязанностей медицинской организации. Так, если визит полиции имеет статус “посещение”, то медицинская организация вправе ограничиться предъявлением только общедоступной информации, которая находится в открытом доступе (Устав, свидетельства о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговой, лицензия и т.д.). Сотрудники при этом вправе отказаться от дачи каких-либо пояснений.
  • Целесообразно непрерывно сопровождать всех сотрудников полиции и наблюдать за их действиями на территории медицинской организации.
  • Процесс визита полиции в клинику целесообразно фиксировать на видео — попросите одного-двух сотрудников вести непрерывную съемку всех действий полиции.
  • Привлеките штатного юриста клиники для наблюдения за действиями полиции, изучения предъявленных процессуальных документов, постановки вопросов сотрудникам полиции и разъяснения работникам и администрации их прав и обязанностей при взаимодействии с правоохранителями.
  • При проведении следователем выемки документов: оцените возможность выдать запрашиваемые документы добровольно и воспользуйтесь этим правом на основании ч.5 ст.183 УПК РФ, в этом случае следственное действие завершится. При выемке документов, содержащих врачебную тайну, потребуйте предъявить постановление судьи о разрешении производства данного следственного действия на основании ч.3 ст.183 УПК РФ. Потребуйте изготовления копий изымаемой документации и заверения ее сотрудником полиции. По завершении выемки запросите копию протокола следственного действия на основании ч.15 ст.182 УПК РФ.

Еще одной распространенной формой взаимодействия с полицией является получение запроса на предоставление информации. Следственные органы запрашивают как информацию о потерпевших (запросы о госпитализации в стационар, об обращении в травмпункт и т.д.), так и о подозреваемых и обвиняемых (о нахождении на учете у врача-психиатра и врача-психиатра-нарколога). При получении запроса от следователя или дознавателя необходимо помнить, что информация о пациентах в большинстве случаев подпадает под режим врачебной тайны и ее раскрытие третьим лицам допускается в строго определенных случаях согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Стоит обратить внимание, что информация о пациенте должна предоставляться только по официальному запросу и только в рамках конкретного расследования или судебного разбирательства. Это означает, что запрос должен быть письменным, зарегистрированным как исходящая корреспонденция, в нем должна быть указана должность дознавателя, следователя и реквизиты дела. Кроме того, запрашиваемые сведения о пациенте не должны быть избыточными, то есть должны соответствовать целям конкретного расследования. Если запрос этим требованиям не соответствует, за медицинской организацией сохраняется право уточнить запрос, чтобы иметь на руках доказательства правомерности своих действий в случае претензии со стороны пациента.

В целях экономии времени правоохранительные органы часто направляют запрос по факсу или электронной почте. Как относится к таким запросам? Запрос, направленный по факсу, представляет собой копию документа. Запрос по электронной почте с приложением сканированной копии письменного запроса также является копией документа. Запрос в электронном виде как оригинальный документ должен быть оформлен в системе электронного документооборота и подписан электронной подписью. Получатель запроса при этом должен иметь возможность удостоверится в подлинности электронной подписи. Таким образом, запросы, оформленные надлежащим образом в бумажной форме, но направленные по факсу или электронной почте, не являются документами, а представляют собой копии документов.

Достаточно ли получения копии запроса для возникновения обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений? Поскольку законодательство не ограничивает способы направления запроса в медицинскую организацию, то на наш взгляд, запрос, оформленный надлежащим образом в бумажной форме, но направленный по факсу или электронной почте, необходимо исполнить. При этом законодательство не запрещает медицинской организации уточнить информацию, указанную в запросе. При уточнении запроса рекомендуется настоять на передаче подлинного документа (запроса) с оригиналом подписи и необходимыми реквизитами.

Еще одним важным моментом при выполнении запроса на предоставление информации является способ исполнения запроса со стороны медицинской организации. На наш взгляд, сведения, составляющие врачебную тайну, запрошенные по факсу или электронной почте, не могут быть направлены медицинской организацией в правоохранительный орган с помощью аналогичных средств связи. Медицинская организация обязана принять разумные меры защиты информации от неправомерного доступа. Отправка конфиденциальной информации по факсу или электронной почте может обернуться ее получением неуполномоченным лицом. В связи с этим запрошенную информацию рекомендуется направить одним из следующих способов: курьерской доставкой лично направившему запрос следователю или дознавателю с вручением под роспись в служебном кабинете; курьерской доставкой с передачей в приемную / секретариат / канцелярию в закрытом конверте с указанием направившего запрос следователя или дознавателя в качестве адресата и пометкой о конфиденциальности; заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При соблюдении данных условий медицинская организация с одной стороны выполнит законные требования уполномоченных органов, с другой стороны — исполнит обязанность по защите информации, составляющей врачебную тайну.

Таковы общие рекомендации по взаимодействию медицинских организаций и работников с правоохранительными органами.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ