Отдельные направления медицинской деятельности
Законодательные основы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Законодательные основы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Законодательные основы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Специфика оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях связана с рядом организационных особенностей. Этим объясняется и специальный режим правового регулирования данной сферы, основные нормы которого мы рассмотрим далее.

1. Общие положения

Согласно ст.41 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Всероссийской службой медицины катастроф.

В зависимости от уровня реагирования, руководство и координацию организации оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель службы медицины катастроф соответствующего уровня или уполномоченное им лицо.

Численность медицинских работников в медицинских формированиях и организациях ВСМК, привлекаемых для оказания медицинской помощи и медицинской эвакуации, может изменяться в зависимости от характера чрезвычайной ситуации.

При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации используются медицинские ресурсы Минздрава России и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. При этом, Всероссийская служба медицины катастроф осуществляет решение задач по:

  • быстрому реагированию, мобилизации материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;
  • ликвидации эпидемических очагов;
  • созданию резерва материальных запасов;
  • обучению оказания медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

Ключевой особенностью оказания медицинской помощи при чрезвычайной ситуации является быстрота реагирования. То есть, в условиях чрезвычайной ситуации вся возможная медицинская помощь оказывается в экстренной форме без учета сроков ожидания, установленных для режима повседневной деятельности.

Отметим, что из текста закона следует, что, целью медицинской помощи при чрезвычайной ситуации является спасение жизни и сохранение здоровья наибольшего числа людей. То есть, законодательно допускается ситуация, когда медицинская помощь может быть оказана не всем нуждающимся, если ресурсов для ее оказания будет недостаточно. В режиме повседневной деятельности отказ от оказания медицинской помощи в экстренной форме не допускается.

Законодателем также подчеркивается, что при чрезвычайной ситуации оказывается вся доступная медицинская помощь без ограничения по ее видам, хотя, безусловно, пострадавшим в первую очередь нужна скорая и специализированная медицинская помощь. При этом, в отличие от маршрутизации пациентов в режиме повседневной деятельности при чрезвычайной ситуации применяется система этапного лечения пострадавших с их эвакуацией по назначению.

2. Система этапного лечения пострадавших при чрезвычайных ситуациях

Порядок организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации, утвержден приказом Минздрава России от 06.11.2020 № 1202н.

Система этапного лечения предусматривает последовательное и преемственное оказание медицинской помощи в зоне (вблизи зоны) поражения и на этапах медицинской эвакуации в медицинские организации, способные обеспечить оказание необходимой медицинской помощи (п.4 Порядка).

При организации и оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС принимаются меры к выполнению следующих условий:

  • своевременное оказание медицинской помощи в экстренной форме в зоне (вблизи зоны) ЧС;
  • проведение в кратчайшие сроки медицинской эвакуации пострадавших при ЧС, нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в медицинские организации, имеющие соответствующие лечебно-диагностические возможности для оказания необходимой медицинской помощи;
  • сокращение количества этапов медицинской эвакуации.

Согласно п.9 Порядка пострадавшим при ЧС оказывается медицинская помощь следующих видов:

  1. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь — оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи и авиамедицинскими бригадами (п.15 Порядка).
  2. Первичная медико-санитарная помощь — включает мероприятия по медицинскому наблюдению, профилактике, диагностике, лечению, а также систематический контроль за состоянием здоровья пострадавших при ЧС и лиц, находящихся в зоне ЧС (п.16 Порядка). Первичная медико-санитарная помощь пострадавшим при ЧС оказывается непосредственно в зоне ЧС полевым многопрофильным госпиталем, медицинскими организациями по соответствующему профилю и включает в себя: первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь (п.17 Порядка). Систематический контроль за состоянием здоровья пострадавших при ЧС, а также лиц, находящихся в зоне ЧС, включает подворовые обходы, профилактические мероприятия, предусматривающие иммунизацию по эпидемическим показаниям и медицинское наблюдение (п.18 Порядка).
  3. Специализированная медицинская помощь — оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику осложнений, диагностику и лечение травм, поражений, отравлений (заболеваний) и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. При наличии медицинских показаний пострадавшие при ЧС могут быть направлены из полевого многопрофильного госпиталя в другую медицинскую организацию для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается медицинскими специалистами полевого многопрофильного госпиталя, а также медицинскими специалистами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС (п.19 Порядка).

Здесь стоит обратить внимание на то, что статья 41 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» не ограничивает оказываемую медицинскую помощь, а напротив подчеркивает возможность оказания пострадавшим всех видов медицинской помощи. В то время как в п.9 Порядка не упоминается высокотехнологичная и паллиативная медицинская помощь. Данное противоречие возможно объяснить тем, что законодателем высокотехнологичная помощь относится к специализированной и выделяется в отдельную категорию в большей степени постольку, поскольку требует особого финансирования в силу своей ресурсоемкости и технологичности. Что касается паллиативной помощи, то она может быть оказана пострадавшему при чрезвычайной ситуации в последствии в плановом порядке в режиме повседневной деятельности.

Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в следующих формах:

  • экстренной — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • неотложной — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в следующих условиях:

  • вне медицинской организации — по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;
  • амбулаторно — в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение;
  • в дневном стационаре — в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения;
  • стационарно — в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.

При этом, вид медицинской помощи, условия и формы ее оказания пострадавшим при ЧС определяются медицинским работником с учетом особенностей и условий медико-тактической обстановки конкретной ЧС (п.11 Порядка).

К условиям, усложняющим процесс оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС (п.5 Порядка) относится оказание медицинской помощи:

  • в труднодоступных и отдаленных местностях;
  • вне крупных населенных пунктов с большим числом пострадавших при ЧС;
  • при нарушении транспортной доступности;
  • при повреждении (разрушении) объектов здравоохранения;
  • в случае временно невозможного доступа медицинских работников к пострадавшим;
  • при сохранности воздействия опасных и неблагоприятных факторов.

Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, учитывая особенности и условия медико-тактической обстановки конкретной ЧС (п.14 Порядка).

3. Медицинская помощь пострадавшим на месте – в зоне чрезвычайной ситуации

Медицинская помощь пострадавшим при чрезвычайной ситуации оказывается:

  • выездными бригадами скорой медицинской помощи,
  • авиамедицинскими бригадами (п.15 Порядка),
  • экстренными консультативными специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи – при необходимости (п.20 Порядка),
  • бригадами экстренного реагирования – БЭР (п.15 Порядка),
  • медицинскими работниками полевого многопрофильного госпиталя (ПМГ),
  • медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях,
  • штатными и нештатными формированиями (госпитали, отряды, бригады, группы).

Оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС может осуществляться с применением дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий. При организации и проведении телемедицинского консилиума используются ресурсы стационарных и мобильных телемедицинских комплексов (п.21 Порядка).

Изначально в зону ЧС выдвигается бригада экстренного реагирования в целях:

  • предварительной оценки медико-санитарных последствий ЧС,
  • предварительной оценки числа пострадавших лиц и их состояния,
  • определения путей медицинской эвакуации пострадавших
  • определения районов развертывания полевого многопрофильного госпиталя,
  • определения мест для сбора и погрузки пострадавших лиц на транспорт для эвакуации в медицинские организации.

Затем органом повседневного управления создается полевой многопрофильный госпиталь в качестве структурного подразделения медицинской организации службы медицины катастроф.

Правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения полевого многопрофильного госпиталя утверждены приказом Минздрава России от 06.11.2020 № 1202н.

Полевой госпиталь возглавляет главный врач, прошедший повышение квалификации по вопросам медицины катастроф (п.п.3, 4 Правил). При этом, обеспечение и контроль деятельности полевого госпиталя осуществляет руководитель медицинской организации, на базе которой он создан (п.15 Правил).

В зависимости от характера чрезвычайной ситуации, медико-тактической обстановки, структуры и предполагаемого числа пострадавших, возлагаемых задач и других условий, могут развертываться полевые госпитали по следующим основным профилям:

  • инфекционный,
  • терапевтический,
  • хирургический,
  • иного профиля.

Основные функции полевого многопрофильного госпиталя (п.10 Правил):

К основным функциям полевого многопрофильного госпиталя относятся:

  • организация и оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС;
  • оказание консультативной медицинской помощи медицинским специалистам других привлекаемых медицинских организаций;
  • подготовка пострадавших при ЧС к медицинской эвакуации;
  • сбор и представление данных о характере ЧС, медико-санитарных последствиях, проделанной работе, о проблемных вопросах функционирования полевого госпиталя и других формирований службы медицины катастроф, работающих в зоне ЧС;
  • взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями, организациями, работающими в зоне ЧС, в целях своевременного и качественного оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС и осуществления их медицинской эвакуации;
  • осуществление комплектования и контроля за условиями хранения, состояния, обновления и восполнения лекарственных средств, медицинского и других видов имущества, предназначенного для обеспечения деятельности полевого госпиталя;
  • ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности полевого госпиталя;
  • иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Для работы полевого госпиталя должны быть обеспечены:

  • мобильность и постоянная готовность к передислокации автомобильным, железнодорожным, водным и авиационным транспортом с соблюдением условий транспортировки по всем видам дорог и бездорожью;
  • работа основных средств, находящихся на оснащении функциональных подразделений в полевых условиях;
  • способность развёртывания функциональных подразделений с возможностью оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах;
  • возможность применения модульного принципа составляющих модули между собой;
  • оснащение структурных подразделений системами и устройствами жизнеобеспечения;
  • технические решения системы энергообеспечения структурных подразделений с обеспечением электробезопасности;
  • монтаж (демонтаж) и эксплуатация оборудования, проводимые в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;
  • создание необходимого запаса лекарственных препаратов, медицинских изделий, дезинфицирующих и антисептических средств;
  • соблюдение актов законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • функциональность в любое время года и суток в условиях прямого воздействия атмосферных осадков;
  • соблюдение технических и регламентных норм эксплуатации;
  • хранение и транспортировка медицинского и иного имущества в соответствующих упаковках для хранения и транспортировки.

В структуре полевого госпиталя создается приемно-сортировочное отделение

Правила организации деятельности приемно-сортировочного отделения полевого многопрофильного госпиталя утверждены приказом Минздрава России от 06.11.2020 № 1202н.

В структуре приемно-сортировочного отделения рекомендуется предусматривать:

  • сортировочный пост,
  • сортировочные и эвакуационные палатки,
  • санитарный пропускник
  • пост специальной обработки.

Основные функции приемно-сортировочного отделения:

  • осуществление приема поступающих пострадавших, их регистрации, медицинской сортировки;
  • оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи;
  • при необходимости осуществление консультативной помощи врачам-специалистам медицинских организаций муниципального и регионального уровней;
  • распределение поступающих пострадавших по функциональным подразделениям полевого госпиталя и их доставке в соответствующие подразделения;
  • выявление пострадавших, представляющих опасность для окружающих (инфекционные больные; пострадавшие, пораженные аварийно-опасными химическими веществами; имеющие радиоактивные поражения и загрязнение выше допустимых уровней);
  • выполнение санитарной и частичной специальной обработки пострадавших;
  • осуществление комплектации и контроля за условиями хранения, состоянием, обновлением и восполнением содержания медицинских укладок (оснащения), предназначенных для обеспечения деятельности отделения;
  • предэвакуационная подготовка;
  • сбор и представление данных руководству госпиталя о характере ЧС, медико-санитарных последствиях, проделанной работе, необходимости в дополнительных медицинских силах и средствах;
  • представление отчетности, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

В структуре полевого госпиталя создается операционно-перевязочное отделение

Правила организации деятельности операционно-перевязочного отделения полевого многопрофильного госпиталя утверждены приказом Минздрава России от 06.11.2020 № 1202н.

Основные функции операционно-перевязочного отделения:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи;
  • проведение предоперационной подготовки пострадавших с механической, термической травмами тяжелой и средней степени тяжести;
  • проведение неотложных и срочных хирургических вмешательств при ранениях, травмах и хирургических заболеваний;
  • оказание консультативной помощи врачам-специалистам других подразделений полевого госпиталя и привлекаемых медицинских организаций;
  • осуществление комплектации и контроля за условиями хранения, состоянием и обновлением содержания медицинских укладок (оснащения), предназначенных для обеспечения деятельности отделения;
  • представление отчетности, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

В структуре полевого госпиталя создается госпитальное отделение

Правила организации деятельности госпитального отделения полевого многопрофильного госпиталя утверждены приказом Минздрава России от 06.11.2020 № 1202н.

Основные функции госпитального отделения:

  • оказание специализированной медицинской помощи пострадавшим в соответствии с профилем на фактически развернутых койках;
  • размещение и лечение пострадавших;
  • временная госпитализация и интенсивное наблюдение нетранспортабельных пострадавших;
  • подготовка пострадавших к медицинской эвакуации;
  • выполнение врачебных назначений пострадавшим, находящимся на стационарном лечении;
  • временное раздельное размещение пострадавших с воздушно-капельными и острыми кишечными инфекциями, представляющими эпидемиологическую угрозу в изоляторах;
  • временная изоляция пострадавших с острой психической патологией в психиатрическом изоляторе;
  • оказание консультативной помощи врачам-специалистам других подразделений полевого госпиталя и привлекаемых медицинских организаций;
  • осуществление комплектации и контроля за условиями хранения, состоянием и обновлением содержания медицинских укладок (оснащения), предназначенных для обеспечения деятельности отделения;
  • представление отчетности, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

Помимо приёмно-сортировочного, операционно-перевязочного и госпитального отделений в структуре полевого госпиталя предусматриваются:

  • диагностическое отделение;
  • отделение анестезиологии и реанимации;
  • бригада экстренного реагирования;
  • отделение дезинфекции;
  • аптека;
  • административно-хозяйственные подразделения, включая пищеблок;
  • помещение для временного хранения трупов.

При необходимости возможна организация дополнительных структурных подразделений полевого госпиталя, применительно к варианту его модульного развертывания и работе, которые размещаются в пневмокаркасных модулях или иных помещениях.

4. Медицинская эвакуация из зоны чрезвычайной ситуации

При необходимости оказания лицам, пострадавшим при чрезвычайной ситуации, медицинской помощи в стационарных условиях медицинскими работниками формирований Всероссийской службы медицины катастроф организуется и осуществляется медицинская эвакуация.

Медицинская эвакуация представляет собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) – см. ч.4 ст.35 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Правила осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи утверждены приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н.

Медицинская эвакуация включает в себя:

  1. санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;
  2. санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

Санитарно-авиационная эвакуация осуществляется в случаях:

  • если тяжесть состояния пациента, требует его скорейшей доставки в медицинскую организацию, при наличии технической возможности использования авиационного транспорта и невозможности обеспечить санитарную эвакуацию в оптимальные сроки другими видами транспорта;
  • при наличии противопоказаний к медицинской эвакуации пострадавшего наземным транспортом;
  • при удаленности места происшествия от ближайшей медицинской организации на расстояние, не позволяющее доставить пациента в медицинскую организацию в возможно короткий срок;
  • наличия климатических и географических особенностей места происшествия и отсутствия транспортной доступности;
  • масштабов происшествия, не позволяющих выездным бригадам скорой медицинской помощи осуществить медицинскую эвакуацию другими видами транспорта.

При осуществлении медицинской эвакуации пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации с применением воздушного транспорта их транспортировка производится непосредственно в специализированные отделения многопрофильных медицинских организаций или в специализированные медицинские организации, расположенные на значительном удалении от зоны ЧС.

Медицинская эвакуация пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться одновременно в несколько медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором произошла чрезвычайная ситуация, а также за его пределами.

Решение о необходимости медицинской эвакуации пострадавших при чрезвычайной ситуации принимается на основе заключения врачей-специалистов соответствующего профиля и после предварительного согласования с медицинской организацией, в которую планируется направлять пострадавшего.

Подготовка пациента к медицинской эвакуации проводится медицинскими работниками полевого многопрофильного госпиталя и включает все необходимые мероприятия для обеспечения стабильного состояния пациента во время медицинской эвакуации в соответствие с профилем и тяжестью заболевания (состояния), предполагаемой длительности медицинской эвакуации.

Во время осуществления медицинской эвакуации пострадавших медицинские работники осуществляют мониторинг состояния функций организма пациента и оказывают ему необходимую медицинскую помощь.

Выбор медицинской организации для доставки пострадавших при чрезвычайной ситуации при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из:

  • тяжести состояния пострадавших,
  • минимальной по времени транспортной доступности до места расположения медицинской организации
  • профиля медицинской организации, в которую они будут доставлены.

При осуществлении эвакуации больных инфекционными заболеваниями (подозрением на заболевания) обеспечивается соблюдение актов законодательства Российской федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По мере завершения медицинской эвакуации медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады:

  • передает пациента и соответствующую медицинскую документацию под подпись о приеме уполномоченному медицинскому работнику приемного отделения или стационарного отделения скорой медицинской помощи или травматологического пункта медицинской организации
  • информирует ответственное должностное лицо о завершении медицинской эвакуации пациента.

В случае массового поступления пострадавших при чрезвычайной ситуации медицинская организация должна осуществлять:

  • одновременный прием и оказание медицинской помощи пострадавшим,
  • перепрофилизацию или дополнительное развертывание коек, предусмотренных для пострадавших при чрезвычайной ситуации,
  • медицинскую сортировку
  • подготовку пострадавших к последующей медицинской эвакуации — при необходимости.

При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайной ситуации и осуществления их медицинской эвакуации на территории субъекта Российской Федерации могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти других субъектов Российской Федерации и организаций по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями.

Таким образом, организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Всероссийской службой медицины катастроф. Основной целью при этом является спасение жизни и сохранение здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме. Применяется система этапного лечения, которая предусматривает последовательное и преемственное оказание медицинской помощи в зоне (вблизи зоны) поражения и на этапах медицинской эвакуации в медицинские организации, способные обеспечить оказание необходимой медицинской помощи. Вид медицинской помощи, условия и формы ее оказания пострадавшим при чрезвычайных ситуациях определяются медицинским работником с учетом особенностей и условий медико-тактической обстановки конкретной чрезвычайной ситуации. Для оказания медицинской помощи на месте – в зоне чрезвычайной ситуации развертывается полевой многопрофильный госпиталь. При необходимости оказания лицам, пострадавшим при чрезвычайной ситуации, медицинской помощи в стационарных условиях медицинскими работниками формирований Всероссийской службы медицины катастроф организуется и осуществляется медицинская эвакуация.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ