Отдельные направления медицинской деятельности
Законодательное регулирование народной медицины (целительства)
Законодательное регулирование народной медицины (целительства)

Законодательное регулирование народной медицины (целительства)

Народная медицина существует не одно тысячелетие, имея при этом различные названия, и наравне с традиционной, активно используется в жизни населения не только Российской Федерации, но и других стран мира.

К понятию нетрадиционной медицины следует отнеси те направления которые не преподаются в стенах медицинских вузов и не предусмотрены стандартами лечения министерства здравоохранения. Хотя в наше время уже многие медицинские университеты включают в свой курс изучение биологически активных добавок (БАД), разных видов массажа и других направлений нетрадиционной медицины.

Народная медицина распространена во всем мире. Не случайно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла Стратегию народной медицины (2014 — 2023 гг.), в которой к системам народной медицины отнесла традиционную китайскую медицину, индийскую аюрведу, арабскую медицину унани. В странах, где система здравоохранения основана на аллопатической медицине или где народная медицина не включена в национальную систему здравоохранения, она часто определяется как дополнительная или нетрадиционная.

8 ноября 2008 г. была принята Пекинская декларация Конгресса ВОЗ по народной медицине, в которой отмечается, что «знания народной медицины, видов лечения и практики должны уважаться, сохраняться, пропагандироваться, широко распространяться и надлежащим образом основываться на обстоятельствах каждой страны. Правительства несут ответственность за здоровье населения своих стран и должны формулировать национальную политику, правила и стандарты в рамках всеобъемлющей национальной системы здравоохранения с целью обеспечения надлежащего, безопасного и эффективного использования народной медицины». В развитие положений Пекинской декларации в мае 2009 г. на 62-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция WHA62.13 «Народная медицина», где нетрадиционная медицина признается одним из ресурсов служб первичной медико-санитарной помощи, который мог бы способствовать улучшению результатов в отношении здоровья.

Основным актом, дающим право каждому гражданину Российской Федерации на получение медицинской помощи, является Конституция. Согласно статье 41 Конституции РФ «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Выполнение данного постулата возложено на существующую систему здравоохранения, одним из элементов которой является народная медицина, что подтверждено ст. 50 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Некоторые люди весьма скептически относятся к результатам практического применения народной медицины. Одной из причин служит тот факт, что под видом оказания такой помощи мошенники изымают денежные средства у доверчивых граждан, а реального положительного эффекта, в большинстве случаев, не наблюдается.

Данная статья не является пропагандой позиции ни сторонников, ни противников народной медицины и посвящена юридическим особенностям применения частными лицами народной (нетрадиционной, альтернативной) медицины на территории Российской Федерации. Факты и примеры, изложенные в настоящей публикации, предполагают наличие нескольких дискуссионных точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. По нашему мнению, к подобному виду врачевания надо относится лояльно, поскольку каждый вправе самостоятельно выбирать во что ему верить и какими методами и способами лечиться.

Перед тем, как рассматривать непосредственно особенности законодательного регулирования народной медицины, представляется необходимым детально определиться, с правовой точки зрения, о каких терминах будет идти речь и что под ними понимается.

Понятие народной медицины и ее отличия от медицинских услуг, подлежащих лицензированию, религиозной деятельности и оккультно-магических услуг.

Понятие «народной медицины» раскрывается в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее — ФЗ № 323) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ч.1 ст. 50 — «Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья». При этом отдельно указывается, что «оказание услуг оккультно-магического характера» не относится к данному понятию, равно как и совершение религиозных обрядов. То есть законодатель допускает саму возможность занятия целительством, признавая, что для лечения можно использовать не только лекарственные средства, но и практические навыки и умения.

Итак, понятие народной медицины содержит ряд обязательных признаков. Во-первых, ее целью является оздоровление, профилактика, диагностика, лечение. Имеется указание на характер традиции — в основе народной медицины должен лежать опыт многих поколений людей. Кроме того, не требуется официального разрешения в общем порядке на конкретную методику лечения. Народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, поэтому обращение к ней — личное дело каждого.

Многие методы оздоровления, используемые народной медициной, находят полное научное подтверждение и применяются в официальной медицине. Например, фитотерапия, медолечение, глинолечение. К сожалению, этот вид деятельности весьма привлекателен для шарлатанов, стремящихся заработать на страданиях больных. По этой причине в законе специально уточняется, что народная медицина не имеет ничего общего с оккультизмом и религиозными обрядами.

При этом правового определения «услугам оккультно-магического характера» не даётся, однако интересно, что попытки её сформировать уже предпринимались. Например, в октябре 2013 года был предложен законопроект, в котором была сделана попытка выработать дефиницию данного понятия: «Оккультно-мистическими услугами в сфере здравоохранения являются действия немедицинского характера, осуществляемые лицами, не обладающими соответствующими специальными медицинскими знаниями и навыками, направленные на излечение пациентов с помощью сверхъестественных способностей организма». Интересно, что подобная инициатива была отклонена по причине невозможности дать оценку качеству оказываемых услуг, поскольку они не поддаются научной характеристике, а соответственно, отсутствуют критерии, по которым будет устанавливаться ответственность за некачественное оказание подобной помощи.

Кроме того, представляет интерес ст. 2 ФЗ № 323, где регламентировано, что «медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях». В части 1 статьи 69 этого же закона указано, что «право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста».

Таким образом, необходимо определить, как разграничить обычную профессиональную медицину и народную медицину.

Для разрешения данного вопроса обратимся к такому документу, как «ОК 010–2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий», введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст. В нём, в группе специалистов высшего уровня квалификации в области здравоохранения, под кодом 223 указаны «Высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины», а также — под кодом 323 «Лекари народной медицины и целители». Кроме того, дано объяснение, что именно является предметом их деятельности, впрочем, не имеющее принципиальных отличий от ФЗ № 323. Примерами же занятий выделяют иглоукалывание, гомеопатию, фитотерапию.

Интересный факт, что целители, оказывающие лечение через духовные практики, без использования травяной терапии и медикаментов, могут быть отнесены в иную группу — служители церкви, не имеющие духовного сана под кодом 3413. Представляется, что данная оговорка означает невозможность применение к ним требований, а равно и ответственности при их нарушении, по ФЗ № 323. А, следовательно, они вполне на законных основаниях в обход запрета ФЗ № 323 об использовании в народной медицине услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов могут использовать в своей деятельности народные практики (особенно это касается методов народной медицины «малых народов») и психотерапевтические аспекты неотделимые от религиозных, основанных на верованиях конкретных культур и народов.

Теперь, когда мы знаем, какую именно деятельность осуществляют целители и лекари народной медицины, представляется возможным обратиться к приказу Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». В нём дан перечень деятельности, считающейся медицинской, среди которого, из всех видов занятий целителей по классификатору, наличествует лишь фитотерапия под кодом A20.30.025. На наш взгляд, данный факт даёт право однозначно относить занятие фитотерапией к медицинской деятельности, со всеми вытекающими последствиями. В том числе это создает некоторые предпосылки для преследования народного целителя-фитотерапевта за осуществление медицинской деятельности без лицензии. А в отношении прочих видов деятельности народной медицины – позволяет руководствоваться принципом от противного и утверждать, что применительно к ним понятие медицинской деятельности не относится.

Следует обратить внимание и на то, что ОКВЭД включает в обязанности народных целителей «осуществление ухода и лечения физических травм, связанных с вправлением и исцелением переломов и вывихов костей, на основе традиционных методов физического воздействия и травяной терапии». Данные виды медицинских услуг также входят в Номенклатуру медицинских услуг (A16.04.018 – вправление вывиха сустава, A15.04.001 – наложение повязки при вывихах (подвывихах) суставов, A21.03.001 – массаж при переломе костей и т.д.). Таким образом, если врач-травматолог в нерабочее время неудачно вправит вывихнутый сустав своему знакомому, это будет квалифицироваться как уголовное преступление – незаконное осуществление медицинской деятельности (ч.1 ст. 235 УК РФ). Если же это (причем за плату) попытается сделать народный целитель, то это не незаконное осуществление медицинской деятельности, а «народная медицина». Максимум, что ему угрожает – это гражданский иск.

Кроме этого, народная медицина не включена в перечень деятельности, которую необходимо лицензировать. Это доказывается Приложением к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291, где указан весь перечень медицинской деятельности, которая требует получения лицензии.

В письме Росздравнадзора от 27.04.2006 № 01И-363/06 «О деятельности народных целителей» отмечалось, что народная медицина отнесена к сфере здравоохранения, но не включена в номенклатуру лицензируемых работ и услуг по медицинской деятельности. Вследствие этого потребители лишены возможности получать достоверную информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, предоставляющих услуги в области народной медицины. С целью обеспечения прав потребителей Росздравнадзор ввел в действие Систему добровольной сертификации услуг в области народной медицины «Реестр целителей» (приказ от 25.01.2006 №154-Пр/06). Система сертификации зарегистрирована Федеральным агентством по техническом урегулированию и метрологии 7 декабря 2005 г. (регистрационный номер РОСС RU.0273.04PL(00).

Хотя сертификация обозначена как добровольная, в письме отмечается, что территориальные управления Росздравнадзора при проведении соответствующих проверок принимают во внимание наличие сертификатов соответствия услуг и выписок о включении в Реестр целителей. Подобная политика представляет собой пример подмены действующего законодательного регулирования. Она должна либо найти подтверждение в нормах ФЗ № 323, либо лечь в основу добровольной самоорганизации народных целителей.

Таким образом, в настоящее время в России отсутствует адекватная правовая база, позволяющая регламентировать деятельность граждан или юридических лиц, занимающихся целительством. Малочисленные правовые нормы не позволяют сделать однозначный вывод о понятии целительства и народной медицины, категориях целителей, возможной стандартизации их деятельности. На сегодняшний день довольно трудно отличить специалиста в области народной медицины от мага, колдуна, экстрасенса, шарлатана и иного лица, практикующего сомнительные методы воздействия на человека. Опасность такой деятельности заключается в нанесении вреда здоровью людей, которые обращаются за помощью к подобным «врачевателям».

Целителем может быть любой человек, получивший «справку», наличие диплома не требуется, но необходимо соблюсти еще одно условие — получение разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан. Рассмотрим подробнее это требование.

Получение разрешения на занятия народной медициной

По разным оценкам в настоящее время народной медициной в Российской Федерации занимаются порядка 100 тыс. специалистов. Но в реестре лиц, имеющих разрешения, числятся единицы.

Такое положение дел является следствием несовершенства действующего в настоящее время механизма правового регулирования народной медицины. Важным аспектом которого является тот факт, что согласно п. 2 ст. 50 ФЗ № 323 для занятий народной медициной необходимо получить разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Решение о его выдаче «принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение».

Таким образом, подробное регулирование данной проблемы переносится на региональный уровень, представляя каждому субъекту самостоятельно устанавливать требования к кандидату. Единственным проявлением регулирования выступает то, что разрешение дает право на занятие народной медициной только на территории того субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого оно было выдано.

Для оценки эффективности такого подхода, отданного на откуп субъектам РФ, рассмотрим несколько действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере народной медицины на территории отдельных субъектов.

Необходимо отметить, что большая часть нормативных правовых актов, регулирующих осуществление народной медицины в субъектах Российской Федерации, содержит свою терминологию, смысловое наполнение которой имеет существенные отличия.

Также существуют различия в сроке действия разрешения на занятие народной медициной. В соответствии с законодательством некоторых субъектов Российской Федерации, такое разрешение может быть выдано на 2 года (например, в Кабардино-Балкарии), на 3 года (во Владимирской области, Алтайском крае, в республике Марий Эл и Удмуртии), в других же субъектах РФ такое разрешение может быть выдано на 5 лет (например, в Тюменской и Воронежской области), в отдельных субъектах РФ такое разрешение действует бессрочно (например, в Белгородской области, Оренбургской области). В большинстве нормативных актов отсутствует указание на срок действия разрешения, и только в Положении о разрешении на занятие народной медициной и порядке занятия народной медициной на территории Ямало-Ненецкого автономного округа прямо говорится, что разрешение действует бессрочно.

Принципиальные отличия есть и в части правового статуса лица, изъявившего желание получить разрешение на осуществление деятельности в сфере народной медицины. Так, к примеру, в соответствии с п.1 Положения о порядке выдачи (лишения) разрешения на занятие народной медициной на территории Астраханской области заявителем может быть гражданин, обратившийся в министерство здравоохранения Астраханской области с заявлением о выдаче разрешения с целью осуществления оздоровления пациентов, с использованием методов, утвердившихся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья (Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 29.12.2011 № 73П «Об организации занятия народной медициной на территории Астраханской области»).

Приказом Главного управления Алтайского Края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 11.07.2013 № 548 в п. 3.3, 3.4 и 3.5 ст.3 установлены следующие специальные требования к кандидату: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, список планируемых к применению методов, представление от медицинской организации содержащее тот же список методов и «информацию о наличии или отсутствии подготовки по ним». Таким образом, не требуется не только наличия медицинского образования, но даже необязательно иметь подготовку по методам, на основе которых кандидат собирается оказывать помощь пациентам.

В приказе Департамента здравоохранения Костромской области от 19.04.2012 № 248 «О порядке выдачи разрешений на занятия народной медициной на территории Костромской области» наблюдается абсолютно идентичная ситуация, с тем уточнением в ст. 3, что «требовать от претендента разрешения представления документов, не предусмотренных настоящим Порядком, не допускается».

Иной подход к правовому статусу такого лица содержится в п. 1.2.3. Положения о порядке занятия народной медициной и получения разрешения на занятие народной медициной на территории Краснодарского края: претендентом на получение разрешения на занятие народной медициной может быть только физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обратившееся в министерство здравоохранения с заявлением о выдаче разрешения на занятие народной медициной на территории Краснодарского края (Приказ Министерства здравоохранения Краснодарского края от 19.10.2015 № 5961 «О порядке занятия народной медициной на территории Краснодарского края»).

В ряде субъектов (Кабардино-Балкария, Марий Эл) правом на занятие народной медициной обладают только граждане РФ. В соответствии с приказом департамента здравоохранения Воронежской области от 31.06.2012 № 11108 заявителем может быть вообще только гражданин РФ, зарегистрированный и проживающий на территории Воронежской области. В защиту столь строго ограничения, скажем только, что нововведение, по которому народной медициной на территории страны иностранные граждане могут заниматься безоговорочно, весьма сомнительно. В этой сфере деятельности нередко эксплуатируется необычность «заморского» лечения, к сожалению, в действительности не имеющего ничего общего с оздоровлением. В таких случаях для подтверждения безусловного авторитета «народного целителя» мошеннику достаточно иметь подходящие внешние данные в придачу с сертификатом «с Тибета» невнятного содержания.

Однако имеет место быть и противоположная практика. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа «О разрешении на занятие народной медициной и порядке занятия народной медициной на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» от 9 октября 2012 года № 830-П в п. 2.4 ст. 2 прямо прописано требование к кандидату в виде наличия «копий документов, подтверждающих наличие среднего или высшего медицинского образования, засвидетельствованных в нотариальном порядке».

Законодательство отдельных субъектов Российской Федерации включает в себя ограничения по осуществлению деятельности в сфере народной медицины в отношении некоторых категорий пациентов. Так, к примеру, в соответствии с п.6. Порядка занятия народной медициной в Архангельской области (Постановления Министерства здравоохранения Архангельской области от 01.11.2018 № 11-пз «Об утверждении Порядка занятия народной медициной в Архангельской области»), целитель не имеет права применять методы народной медицины к больным со злокачественными новообразованиями, психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также инфекционными заболеваниями, включая туберкулез; к детям до 15 лет включительно, а к страдающим наркоманией и алкоголизмом — до 16 лет включительно; при лечении наркомании и алкоголизма при отсутствии высшего медицинского образования и соответствующей подготовки. Достойны внимания ограничения, установленные нормативными актами таких субъектов РФ как Кабардино-Балкария и Марий Эл, где закрепляется, что гражданин, получивший разрешение, не имеет права лечения больных со злокачественными новообразованиями, инфекционными заболеваниями, включая туберкулез; наркомании и алкоголизма, если у него нет высшего медицинского образования и соответствующей подготовки.

К примеру, в части осуществления деятельности лицом, получившим разрешение, в соответствии с п.5.4. Порядка занятия народной медициной на территории Кемеровской области указывается, что оно должно применять конкретные методы народной медицины при наличии договоров, заключенных с пациентами или их законными представителями (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.10.2014 № 435 «Об утверждении Порядка занятия народной медициной на территории Кемеровской области»). В договоре в обязательном порядке указываются виды, объемы, порядок, сроки и очередность применения методов, необходимых пациенту; размер и порядок оплаты услуг пациентом (при возмездном оказании услуг); права и обязанности лица, получившего разрешение, и пациента; ответственность лица, получившего разрешение, в случае нарушения условий договора, в том числе в случае некачественного применения методов.

Иной подход к содержанию договора, заключаемого между гражданином, занимающимся народной медициной и гражданами, содержится в п.3 Порядка занятия народной медициной в Красноярском крае (Постановление Правительства Красноярского края от 18.05.2012 № 197-п «Об утверждении Порядка занятия народной медициной в Красноярском крае»): в договоре в обязательном порядке указываются: виды, объемы, порядок, сроки и очередность предоставления услуг, необходимых заявителю; размер и порядок оплаты услуг заявителем (при возмездном оказании услуг); права и обязанности целителя и заявителя; ответственность целителя в случае нарушения условий договора, в том числе в случае некачественного оказания услуг. В тексте договора должно содержаться указание на то, что заявителю разъяснены: сущность используемых целителем методов оздоровления; противопоказания и риски причинения вреда здоровью гражданина при оказании услуг; возможность и (или) необходимость получения медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, и в медицинских организациях, подведомственных Министерству.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в ряде субъектов РФ получить право на занятие народной медициной и целительством не представляется затруднительным, поскольку достаточно лишь наличия некой «подготовки», либо практического стажа, что определённо открывает возможность использовать данный институт отнюдь не в законных целях.

Интересно, что данная проблема активно освещается и на судебном уровне, однако практика демонстрирует противоположное отношение судов к необходимости соответствующего образования у целителей и знахарей. Так, мнение Верховного Суда по данной проблеме выражено в Апелляционном определении ВС РФ от 02.03.2016 № 82-АПГ16–1. Рассматривая ситуацию с занятием народной медициной по ст. 50 ФЗ № 323 в совокупности со ст. 69 поименованного федерального закона, суд распространяет требование к лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, о наличии специального образования, и на целительство. Таким образом, уравнивая медицинскую деятельность и занятие народной медициной, хотя напрямую законодательство подобного исхода не предусматривает, отдельно регулируя второе, что было рассмотрено выше. Единообразно с мнением Верховного Суда действуют и прочие суды. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2006 № А33–29585/04-С2-Ф02–59/06-С2 по делу № А33–29585/04-С2 установлено аналогично, что целителям и иным практикам в области народной медицины, помимо прочих требований, необходимо иметь соответствующее медицинское среднее или высшее образование.

Справедливости ради, необходимо указать, что суд ссылается на утратившие силу с 1 января 2012 года «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487–1), в которых народное целительство относилось к праву на занятие частной медицинской практикой, а следовательно — требовалось наличие соответствующего образования. В пришедшем ему на смену ФЗ № 323 данный термин и вовсе отсутствует, как, соответственно, и подобное требование.

Таким образом, даже если не учитывать вышеуказанное Постановление и ему подобные, под тем предлогом, что они ссылаются на утратившие, на данный момент, силу нормативно-правовые акты, невозможно игнорировать Апелляционное определение Верхового Суда РФ, данное им после вступления в силу нового закона — ФЗ № 323. Однако при его оценке неизбежно попадание в неоднозначную ситуацию. С одной стороны, Россия относится к странам с континентальной системой права, характерной чертой которой является то, что судебная практика не может выступать источником права, а соответственно, не имеет силы закона на территории страны. Вместе с тем, другая сторона проблемы заключается в том, что судебные органы нередко, при вынесении решения по спорным, неоднозначным ситуациям ориентируются на определения Верховного Суда или Конституционного Суда РФ по схожим проблемам. Кроме того, тем же Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25.04.2018 года № 17-П установлено, что гарантированное Конституцией РФ равенство всех перед законом и судом «может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями».

Согласно ч. 3 ст. 50 ФЗ № 323 решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Однако, в нормативных актах субъектов РФ по большей части отсутствует четкое указание на то, какая именно профессиональная медицинская ассоциация может вносить представление. Дается лишь выдержка из текста федерального закона. Уточнения содержит Административный регламент комитета здравоохранения Читинской области по исполнению государственной услуги по выдаче дипломов целителя и установлению порядка занятия народной медициной.

Регламент устанавливает, что к письменному заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • представление профессиональной медицинской ассоциации
  • официальное заключение, выданное в результате прохождения соискателем диплома проверочных квалификационных испытаний по теории и практике народной медицины (целительства), вопросам законодательства в области народной медицины (целительства), содержащее в себе перечень видов и методов целительских услуг, на осуществление которых претендует соискатель диплома, а также содержащее в себе информацию о том, что данные методы и виды оздоровления, профилактики, лечения основаны на опыте многих поколений людей, утвердились в народных традициях и незарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ либо – заявление заинтересованного гражданина с указанием видов народного целительства, которыми он владеет, и официального заключения, выданного совместно профессиональной медицинской ассоциацией и медицинским учреждением, имеющим лицензию на соответствующий вид деятельности.

Что касается представления, то, учитывая важность этого документа для получения разрешения, хочется понять, о какой конкретно медицинской профессиональной организации идет речь в ФЗ № 323. Вопросов бы не возникло, если бы в России (по примеру многих стран Западной Европы) существовала единая профессиональная корпорация медиков, однако о существовании такой организации на сегодняшний день говорить не приходится. Возникает вопрос: какая же именно профессиональная медицинская некоммерческая организация изо всех существующих может давать представления соискателям для получения разрешений на занятие народной медициной?

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» для создания общественной организации требуется инициатива всего трех человек. Таким образом, «нужную» организацию можно учредить в течение месяца. Например, какую-нибудь региональную ассоциацию народных медиков такого-то субъекта РФ. После этого достаточно прописать соответствующие полномочия в уставе организации и можно смело выдавать представления о выдаче разрешений новоявленным адептам «народной медицины». Такая ситуация недопустима, хотя она и свидетельствует о повышении роли саморегулирования в сфере здравоохранения. Создаваемое объединение медиков должно четко определить критерии профессиональной деятельности, в том числе применительно к народной медицине. К сожалению, саморегулирование развивается медленно и не занимает того места, которое должно принадлежать ему по праву. Из-за этой неопределенности в некоторых субъектах Федерации не регламентирован порядок осуществления народной медицины (например, соответствующих документов нет в Пензенской области).

Большинство актов регламентируют порядок выдачи разрешения, но при этом в них отсутствует описание порядка лишения права на занятие народной медициной. Скупы по содержанию нормы, определяющие порядок контроля за народными целителями. Заслуживает поддержки правило, установленное в Забайкальском крае, согласно которому контрольными полномочиями наряду с отраслевым органом управления наделена также профессиональная медицинская ассоциация, выдавшая представление на получение соответствующего разрешения. В Кабардино-Балкарии гражданин, получивший разрешение, должен не реже одного раза в пять лет подтверждать способности к занятию народной медициной путем прохождения аттестации в профессиональной медицинской ассоциации. В большинстве субъектов РФ вопрос о выдаче разрешений (и о лишении права) принимается специально создаваемой комиссией.

Хотелось бы обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. ФЗ № 323 почему-то потерял норму, запрещающую сеансы массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации. Сейчас установление такого запрета можно обусловить обязательностью индивидуального подхода к лечению конкретного человека. Однако, не во всех субъектах РФ установлены запреты на сеансы массового целительства, хотя иные аспекты освещаются весьма подробно. Например, в Удмуртской Республике в Порядке занятия народной медициной детально описаны права пациента и процедура оказания медицинской помощи, при этом за основу взяты федеральные правила оказания «стандартной» медицинской помощи. Однако о запрете на массовые сеансы народной медицины ничего не сказано. Порядок занятия народной медициной в Красноярском крае, закрепляя требования к занятию народной медициной, запрещает использование методов, средств, ритуалов оккультно-магического характера, совершения религиозных обрядов, но не содержит запрет массового целительства.

Приведенные сравнительные характеристики законодательства субъектов РФ в сфере народной медицины по отдельным аспектам указывают на то, что правовое регулирование в рассматриваемой сфере является весьма неоднородным, решение сходных вопросов осуществляется по-разному. Недостатки правового регулирования отчетливо видны в приведенном анализе нормативных актов субъектов РФ. Их можно систематизировать следующим образом:

  • нет единого подхода к содержанию терминологии;
  • отсутствует единообразный подход к вопросам порядка осуществление деятельности в сфере народной медицины;
  • нет единого порядка предоставления, переоформления разрешения на занятие народной медициной, срока выдачи такого разрешения и возможности его продления;
  • отсутствует регламентация порядка лишения разрешения на занятие народной медициной;
  • нет единообразного подхода к правовому статусу лица, изъявившего желание получить разрешение на осуществление деятельности в сфере народной медицины;
  • не во всех субъектах РФ установлены запреты на сеансы массового целительства.

Заключение

Подводя итог исследованию особенностей законодательного регулирования народной медицины на территории РФ, можно прийти к выводу, что в данной сфере отсутствует необходимая полновесная нормативная база. В частности:

  • в законодательстве нет единого мнения, является ли народная медицина медицинской деятельностью, поскольку к таковой относится только фитотерапия из всего многообразия видов деятельности народных лекарей и целителей;
  • порядок и требования к кандидатам определяются субъектами самостоятельно, не всегда требуя от лиц наличия образования, в то время как судебная практика свидетельствует о противоположном, указывая на необходимость среднего или высшего медицинского образования.

Определившись с правовой регламентацией целительства, представляется возможным перейти к мерам ответственности за нарушения при оказании услуг в данной сфере. Эти вопросы будут проанализированы в нашей отдельной статье — «Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении деятельности в сфере народной медицины»

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ