Почему введение режима ЧС или ЧП – не панацея? (размышления медицинского юриста)
Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться.
М. Булгаков
Режим повышенной готовности, введенный вследствие эпидемии коронавируса, затронул, наверное, каждого из нас. Прежняя жизнь закончилась и многое из того, что раньше казалось картинкой из фантастических фильмов, начало воплощаться в реальность. Необходимость проводить целые дни дома в самоизоляции, дефицит масок и других медицинских изделий, спад потребительского спроса и проблемы во многих секторах бизнеса — все это осложняет и так непростую ситуацию, настраивая на пессимистический лад.
Конечно, многим хочется разрешить эту проблему одним решительным действием, так сказать «разрубить гордиев узел». Поэтому в сети нередко слышаться призывы не ограничиваться режимом повышенной готовности и сразу же объявить чрезвычайную ситуацию или чрезвычайное положение.
Врачи, представители бизнеса, да и просто обеспокоенные граждане в последнее время нередко спрашивают меня как юриста: «Да почему же не объявят ЧС или ЧП? Неужели закон запрещает это?». Отвечу – нет, ничего не мешает. Даже наоборот – в соответствующих федеральных законах эпидемии прямо названы в числе оснований для введения чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. Но последствия введения режима ЧС и ЧП для подавляющей части населения будут более чем неприятными. Я бы сказал, что после введения чрезвычайного положения, режим повышенной готовности покажется «потерянным раем», временем необычайной свободы и процветания.
Следует отметить и то, что с режимом ЧП многие люди связывают абсолютно необоснованные надежды. Так, например, очень многие предприниматели, считают, что объявление чрезвычайной ситуации или, тем более, чрезвычайного положения обяжет государство компенсировать им все убытки и предоставить помощь. Обычные граждане также нередко ассоциируют чрезвычайное положение с получением регулярных и безвозвратных выплат от государства (с чем-то вроде пресловутого «безусловного базового дохода»). Как юрист с более чем 15-летним стажем, уверяю – ничего общего с законодательством эти надежды не имеют. А что же тогда принесет введение режимов чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения в реальности?
Для начала, рассмотрим отличия чрезвычайной ситуации от чрезвычайного положения. К сожалению эти два понятия путают не только обыватели, но и казалось бы вполне респектабельные СМИ – чем вносят еще большую неразбериху. С юридической же точки зрения это два совершенно разных режима (хотя не исключено развитие событий, когда вначале объявляют режим чрезвычайной ситуации, а затем уже и чрезвычайного положения).
При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей. Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей.
В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.
Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.
Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.
Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.
Чрезвычайная ситуация и Чрезвычайное положение: сравнительная таблица
Чрезвычайная ситуация (ЧС) | Чрезвычайное Положение (ЧП) | |
---|---|---|
Краткое определение
|
Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
|
Особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей
|
Основной законодательный акт
|
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
|
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
|
Где вводится
|
Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях.
|
Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях.
|
Кто вводит
|
В случае ЧС федерального или межрегионального характера — Правительство РФ.
В случае ЧС регионального или межмуниципального характера — органы государственной власти субъектов РФ.
В случае ЧС муниципального характера — органы местного самоуправления.
|
Всегда — Президент РФ
|
Необходимость утверждения
|
Нет
|
Да, Советом Федерации в течение 72 часов
|
Срок
|
Не ограничен
|
Если ЧП введено на всей территории РФ — до 30 суток*
Если ЧП введено в отдельных местностях — до 60 суток*
*С возможностью продления Указом Президента РФ, если цели введения ЧП не были достигнуты
|
Введение органов особого управления территориями и назначение комендантов территорий
|
Нет
|
Да
|
Приостановка полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления либо отмена их нормативно-правовых актов
|
Не возможна
|
Возможна
|
Имущество граждан и организаций
|
Имущество граждан — неприкосновенно
Имущество организаций — в качестве дополнительной меры может быть принят порядок использования имущества организаций, ограничивающий некоторые элементы права собственности.
|
Возможна «мобилизация» некоторых видов имущества организаций и граждан (по сути, говорится о реквизиции согласно статьи 242 Гражданского кодекса РФ)
|
Права граждан
|
Не ограничиваются
Предоставляется ряд дополнительных прав связанных с возмещением ущерба причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС
|
Допускается ограничение прав и свобод, в том числе и некоторых конституционных
|
Обязанности граждан
|
Появляется обязанность выполнять Правила поведения при введения режима ЧС
|
Появляется множество дополнительных обязанностей — вплоть до обязанности трудоспособного населения на принудительной основе участвовать в «неотложных работах» (то есть, фактически, речь о трудовой повинности) и обязанности предоставить свои транспортные средства государству.
|
На правах и обязанностях граждан во время ЧС или ЧП мы остановимся немного подробнее, так как именно эти вопросы интересовали большинство тех, кто обращался ко мне за консультацией юриста.
Права граждан во время ЧС и ЧП
Введение режима чрезвычайной ситуации (ЧС) с формальной точки зрения не сужает права граждан. Ни одна норма Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не говорит об ограничении прав граждан. Более того, в соответствии с пп. «д» п. 10 статьи 4 указанного закона руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации может осуществлять меры направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, только если они не ограничивают прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем, режим чрезвычайной ситуации предполагает исполнение гражданами Правила поведения при введения режима повышенной готовности или ЧС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417. Некоторые из этих правил могут значительно затруднить реализацию тех или иных прав граждан. Вместе с тем, следует отметить, что в упомянутых Правилах также не говорится о сужении прав граждан. Наши власти рассматривают режим повышенной готовности и режим ЧС как вызванное объективными причинами изменение порядка реализации прав граждан, а не как приостановку прав. На мой взгляд, такая трактовка далеко не бесспорна и тут есть предмет для дискуссий. Впрочем, это уже тема для отдельной статьи и отдельного разговора.
Значительный интерес представляют нормы статьи 19 ФЗ «О ЧС», предоставляющие ряд дополнительных прав, преимущественно связанных с возмещением ущерба причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС. Давайте рассмотрим их поподробнее. Так, в частности, ФЗ «О ЧС» предполагает для граждан Российской Федерации право:
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конечно, все это выглядит на бумаге очень красиво… Однако. Давайте разбирать по порядку. Основное из этих прав — это именно «возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций». Это право отсылает нас к статье 16.1 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую компенсацию ущерба причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. Именно эта норма вдохновляет некоторых наших предпринимателей требовать введения режима ЧС. Они ошибочно полагают, что именно это норма будет служить основанием для компенсации убытков, полученных вследствие простоя бизнеса и ограничения на передвижения.
К сожалению, они не обращают внимание на то, что в гражданском законодательстве термины «убытки» и «ущерб» не являются синонимами. В соответствии со частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ убытки делятся на:
- расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб),
- неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, ФЗ «О ЧС» предусматривает компенсацию исключительно за ущерб — то есть за утрату или повреждение имущества, но не за упущенные выгоду. Если дело дойдет до объявления ЧП и, скажем, реквизиции личного автотранспорта (об этом будет сказано позднее), компенсация будет предоставляться. Но компенсацию упущенных доходов бизнеса, равно как и невыплаченных зарплат наемных работников или любых других неполученных доходов, режим ЧС не предусматривает.
Также внимание граждан привлекает задекларированное право на «компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций», а также на «бесплатную юридическую помощь». Но следует отметить, что надежды получить подобные компенсации также большей частью безосновательны. В соответствии с ч.2 ст.18 ФЗ «О ЧС», механизмы таких компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В настоящее время такие механизмы в отношении эпидемии коронавируса в своей большей части не предусмотрены. Будут ли они разработаны, когда и в какой мере будет осуществляться такая компенсация — неизвестно (не исключено, что вся компенсация будет сведена к продлению проездных билетов на общественный транспорт — закон ничего не говорит о размерах и объемах такой компенсации). Как юрист могу сказать, что без соответствующего массива подзаконных нормативно-правовых актов, эти нормы остаются декларацией и тут введение режима ЧС ничем не поможет.
Наконец, пенсии. Как видно из ФЗ «О ЧС», на специальные пенсии смогут рассчитывать лишь лица, официально исполнявшие обязанности по ликвидации ЧС (а например, подавляющее большинство обычных медицинских работников, продолжающих работать по своему основному месту работы к ним отнесено не будет), ставшие вследствие этого инвалидами и, самое главное, сумевшие доказать то, что потеря трудоспособности произошла именно вследствие выполнения их обязанностей по защите от ЧС. Право на специальные пенсии по случаю потери кормильца в некоторых случаях будут иметь также родственники лиц, погибших при исполнении своих обязанностей по ликвидации ЧС. В случае чрезвычайной ситуации, связанной с эпидемией, число лиц получивших такую пенсию будет крайне мало так как одним из условием её получения станет доказательство того, что погибший (ставший инвалидом) заразился при исполнении своих обязанностей по ликвидации ЧС, а не где-то на улице.
Таким образом, введение режима ЧС не приносит обычным гражданам никаких зримых преимуществ. А как же обстоят дела с чрезвычайным положением?
К сожалению, гораздо хуже. Введение чрезвычайного положения не только не предусматривает каких-либо видов государственной помощи или компенсаций, но и вводит существенные ограничение прав. В частности, следует обратить внимание на:
- Установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. Тут, полагаю, комментарии не нужны. Этот пункт разрешает введение блокпостов, «закрытые территории» и комендантский час.
- Установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Таким образом речь может идти о чем угодно — вплоть до пресловутого запрета на хождение наличных денег (о тотальном контроле и полном нивелировании понятий «банковская тайна» и «коммерческая тайна», наверное, даже не нужно говорить). Кроме того ограничения могут вводится на перемещение любого товара или услуг, что позволит государству перейти в режим «ручного контроля» любого вида экономической деятельности. О свободе предпринимательской деятельности в такой ситуации придется также забыть.
- Установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости. Это достаточно растяжимый пункт при реализации которого возможно всё что угодно — начиная от создания госмонополий и заканчивая введением карточной системы на продукты.
- Запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий. Запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций. Некоторые недовольные граждане высказывают мнение, что у нас не все хорошо со свободой слова. При введении ЧП очень многим придется узнать, что же такое настоящее ограничение свободы слова.
- Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра. Федеральный закон «О ЧП» не говорит о степени таких ограничений. Поэтому теоретически возможна полная приостановка транспорта, включая запрет на пользование личным транспортом.
- Введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под карантином понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные ограничительные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. То есть, снова-таки речь идет о сужении прав.
Это далеко не полный перечь прав граждан и организаций, которые ограничиваются во время чрезвычайного положения. Объема настоящей статьи не хватает, чтобы проанализировать все возможные варианты ограничения прав, которые позволяет вводить ФЗ «О ЧП».
Следует отметить, что такие ограничение не являются прихотью законодателя, а исходят из самой сущности режима ЧП, который является экстраординарной мерой.
Обязанности граждан во время ЧС и ЧП
Федеральный Закон «О ЧС», отдающий предпочтения мерам сравнительно «мягкого» воздействия не обременяет граждан многими дополнительными обязанностями. Большинство из обязанностей, предусмотренных ФЗ «О ЧС» не особо отличаются от обычных обязанностей законопослушного гражданина (соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности и т. д.). Тем не менее, две обязанности, на наш взгляд заслуживают особого внимания.
Первая из них — это обязанность выполнять Правила поведения при введения режима повышенной готовности или ЧС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417. Некоторые из этих Правил могут быть весьма раздражающими для обычного гражданина (иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина; не осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц; не заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону и т. д.).
Также следует обратить внимание на обязанность граждан во время ЧС при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Хотелось бы отметить, что в случае ЧС речь идет лишь о «содействии в выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ», а не их выполнении.
Это принципиально отличается от норм, устанавливающих дополнительные обязанности граждан в случае введения чрезвычайного положения, где всё становится намного жестче. В качестве примера можно привести хотя бы следующее:
- Пункт «е» статьи 13 ФЗ «О ЧП» позволяющий проводить мобилизацию трудоспособного населения для аварийно-спасательных и других неотложных работ. Тут несколько иносказательно, но в тоже время достаточно явно говорится о введении обязательной трудовой повинности. При этом нигде не говорится, что работы должны совпадать с профессией привлекаемого к труду. Поэтому данный пункт не позволяет исключить возможность привлечения бездействующих офисных работников к неотложным работам в качестве, например, младшего медицинского персонала, то есть санитаров.
- Тот же пункт «е» статьи 13 ФЗ «О ЧП» разрешает, кроме всего прочего, и привлечение транспортных средств граждан для аварийно-спасательных и других неотложных работ. Хотя слова «реквизиция автотранспорта» и не употребляются, но речь, очевидно, идет именно об этом. И не стоит взывать к «священному праву частной собственности». Согласно части 1 статьи 242 Гражданского кодекса РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Возможно остается утешится только тем, что эта же статья Гражданского Кодекса обещает, что при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, бывший собственник сможет требовать через суд возврата ему сохранившегося имущества.
- Если очень хочется, то реквизировать имущество в случае ЧП можно будет не только у граждан, но и у частных предприятий (в более мягком варианте — частичное переподчинение предприятия государству). И они обязаны будут подчинится. Пункт «в» статьи 13 ФЗ «О ЧП» допускает мобилизацию ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентацию указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности. Полагаю, что все потери бизнеса, связанные с простоем в результате «режима повышенной готовности» покажутся по сравнению с этим детскими забавами.
- Что будет если хозяин-предприниматель не захочет «мобилизовать ресурсы своей организации», проигнорировав свои обязанности по Закону «О ЧП»? В таком случае на время действия чрезвычайного положения он будет отстранен от работы (согласно пункту «д» статьи 13 ФЗ «О ЧП»), а его место может занять назначенный государством «временно исполняющий обязанностей». Обращаю особое внимание, что такие отстранения возможны и в отношении руководителей негосударственных организаций.
- И даже уютная безопасная квартира (или дом) не могут во времена ЧП служить надежным убежищем. Пункт «а» статьи 13 ФЗ «О ЧП» предусматривает обязанность жителей подчинится решению о их временном отселении жителей в безопасные районы. Таким образом, режим ЧП теоретически позволяет временно отселить жителей квартала (или даже района) соседствующего с пораженным эпидемией в другое место. Небольшим утешением может быть только то, что такое отселение временно и не прекращает права собственности на жилье, а также то, что решение об отселении возможно только при условии обязательного предоставления таким жителям стационарных или временных жилых помещений.
Как и в случае с правами граждан, я рассмотрел далеко не все обязанности граждан и организаций, возникающие при введении ЧП (так, например, остался не рассмотренным интереснейший комплекс обязанностей, связанных с введением комендантского часа). Тем не менее даже беглый анализ возможных обязанностей граждан при ЧП говорит о том, что введение такого режима вряд ли понравится большинству наших соотечественников.
Заключение
В заключение я хотел бы отметить, что в данной статье рассматривались лишь возможные (!) варианты влияния ЧС и ЧП на права и обязанности граждан. Так, например, лично я уверен, что никакого отселения граждан, реквизиций или «трудовой мобилизации» не будет — даже при худшем сценарии развития событий.
Вместе с тем, мне хотелось бы, чтобы эта статья послужила своеобразным предупреждением тем, кто не разобравшись в юридических тонкостях, требует вводить режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Оба этих режима не дадут обычным гражданам (включая предпринимателей) никаких дополнительных льгот или преимуществ по сравнению с текущей ситуаций. Но они могут привести к значительному сужению гражданских прав и возникновению новых, тяжелых и раздражающих обязанностей.
Особенно сказанное выше относится к режиму чрезвычайного положения. Законодатель, принимая соответствующий закон, рассматривал чрезвычайное положение как «средство последней надежды», которое следует вводить только в критических обстоятельствах, когда угроза нависла над самим государством. Как и любое сильнодействующее лекарственное средство, чрезвычайное положение имеет серьезные «побочные эффекты». Не следует применять его без надобности.
Конечно, бывают ситуации, когда введение ЧС или даже ЧП оправдано и без этого никак не обойтись. Но желать этого, призывать к этому — просто недальновидно. Михаил Булгаков сказал: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Подозреваю, что результаты введения режима чрезвычайного положения крайне разочаровали бы его сторонников и уже на второй день они требовали бы его отмены. Чрезвычайное положение по своим правовым особенностям во многом подобно положению военному (хотя, конечно, там есть свои значительные юридические отличия). И я рискну предположить, что мало кто предпочел бы «законы военного времени» обычной жизни, пусть и с ограничениями (режим повышенной готовности).
Что же, завершая статью хочу пожелать всем читателям здоровья и того, чтобы все обсуждения ЧС и ЧП оставались только в спорах юристов-теоретиков, чтобы никто не столкнулся с этими весьма неприятными правовыми режимами в своей реальной жизни!