Отдельные направления медицинской деятельности
Возвращение вытрезвителей: как организована их деятельность и что угрожает попавшему туда?
Возвращение вытрезвителей: как организована их деятельность и что угрожает попавшему туда?

Возвращение вытрезвителей: как организована их деятельность и что угрожает попавшему туда?

Вытрезвителями называют специализированные организации для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Вопрос их существования всегда был дискуссионным. С одной стороны, граждане в состоянии опьянения часто совершают противоправные действия (появление в общественных местах в состоянии опьянения, управление транспортным средством в состоянии опьянения и т.д.), и, соответственно, они попадают в поле зрения полиции. С другой стороны, лицам, страдающим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, гарантируется медицинская (наркологическая) помощь, в том числе экстренная, в силу чего при состоянии опьянения могут возникнуть основания для направления гражданина в медицинскую организацию. С третьей стороны, часть пьющих граждан, тем не менее, часто становится жертвами преступлений или неправомерных действий и может нуждаться в социальной защите. Комплексность проблемы не позволяет отнести ее к компетенции одного ведомства (полиции, наркодиспансера или социальной службы), а требует совместных согласованных действий. Для решения таких вопросов и созданы вытрезвители, являющиеся, по своей сути, буферной зоной, задача которой временно принять человека в состоянии опьянения, и дать возможность понять, что с ним делать — направить на лечение, привлечь к ответственности или оказать срочную социальную помощь.

Разберемся, как будут организованы современные вытрезвители.

1. Кому подчиняются вытрезвители?

С 01 января 2021 года Федеральный закон от 29.12.2020 № 464-ФЗ отнес к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации организацию и осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, включая создание специализированных организаций для оказания помощи указанным лицам. Порядок создания вытрезвителей должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации, но общие правила их создания, включая виды помощи, которая оказывается в таких специализированных организациях, утверждаются совместно Минздравом России, МВД России и Минтруда России.

Правила организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения утверждены совместным приказом Минздрава России, Минтруда России и МВД России от 30.06.2021 № 689н/440н/509. Документ вступил в силу с 24 сентября 2021 года.

Важным нововведением является то, что объекты вытрезвителей отнесены к объектам соглашения о государственно-частном партнерстве, то есть могут создаваться путем объединения государственных ресурсов и частного капитала.

Таким образом, вытрезвители создаются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, в том числе, на основании соглашений о государственно-частном партнерстве.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации при создании специализированных организаций должны определить:

  • требования к организационной структуре;
  • требования к руководству;
  • требования к правилам внутреннего распорядка;
  • требования к организации хозяйственно-бытового обслуживания;
  • требования к зданиям и помещениям, их укрепленности и оснащению инженерно-техническими средствами охраны и наблюдения;
  • требования к обеспечению охраны специализированных организаций и находящихся в них лиц;
  • требования к организации пропускного режима.

На момент подготовки материала региональные законы о порядке создания вытрезвителей находятся на этапе разработки.

2. Относятся ли вытрезвители к медицинским организациям?

Несмотря на то, что основной задачей вытрезвителей согласно п.1 Правил является обеспечение естественного вытрезвления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, их деятельность частично включает в себя медицинскую деятельность, в связи с чем вытрезвители в этой части подпадают под действие правовых норм, регулирующих деятельность медицинских организаций.

Что позволяет прийти к такому выводу?

Во-первых, в п.20 Правил прямо указано, что лицам в состоянии опьянения в период временного пребывания в специализированных организациях при необходимости оказывается первичная доврачебная медико-санитарная помощь.

При этом в п.7 Правил специально подчеркивается, что в вытрезвитель помещаются лица, не имеющие медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

В п.25 Правил отмечается, что с целью оказания скорой медицинской помощи доставленным (обратившимся) лицам осуществляется вызов скорой медицинской помощи.

Таким образом, вытрезвитель не оказывает ни стационарную, ни скорую медицинскую помощь, но оказывает при необходимости первичную доврачебную медико-санитарную помощь.

Во-вторых, на основании п.4 Правил в структуре специализированных организаций рекомендовано предусмотреть кабинет фельдшера (медицинской сестры); в штате специализированных организаций рекомендовано предусмотреть должность фельдшера (медицинской сестры); в первичном осмотре доставленного (обратившегося) лица в обязательном порядке принимает участие медицинский работник специализированной организации (п.11 Правил); сам осмотр включает оценку состояния сознания, ориентации, способности к передвижению, поведения и речевой способности и выявление наличия признаков причинения вреда здоровью (п.12 Правил), а также установление отсутствия медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (п.15 Правил).

Таким образом, в штате вытрезвителя предусмотрена должность фельдшера (медицинской сестры), в должностные обязанности которого входит осмотр граждан, выявление признаков причинения вреда здоровью, оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи и установление медицинских показаний для оказания иных видов медицинской помощи.

В-третьих, в стандарт оснащения специализированной организации включен перечень медицинских изделий, в том числе медицинская мебель, стетоскоп, тонометр, термометр, шпатель для языка, а также ручной аппарат искусственной вентиляции легких.

Согласно п.11 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Исходя из этого, поскольку вытрезвители наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую деятельность в виде первичной доврачебной медико-санитарной помощи, к ним в части, касающейся этой деятельности, применяются положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», регулирующие деятельность медицинских организаций.

Отсюда следует также, что вытрезвители должны иметь медицинскую лицензию на оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи (п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

3. Типовая структура вытрезвителя

Согласно п.4 Правил в структуре специализированных организаций рекомендуется предусмотреть:

  • комнату первичного осмотра;
  • санитарную комнату;
  • комнаты временного пребывания (отдельно для мужчин и женщин);
  • душевые и туалеты для лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (отдельно для мужчин и женщин);
  • помещение для хранения вещей, ценностей и документов;
  • буфетную (раздаточную);
  • помещение для сбора грязного белья;
  • помещение для хранения чистого белья;
  • кабинеты руководителя и заместителя (помощника) руководителя;
  • кабинет фельдшера (медицинской сестры);
  • кабинеты работников;
  • комнату отдыха для работников;
  • душевую и туалет для работников;
  • помещение для хранения уборочного инвентаря;
  • кладовую;
  • архив.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации при создании специализированных организаций должны определить требования к организационной структуре вытрезвителей (п.3 Правил). При этом окончательная структура специализированной организации устанавливается ее руководителем (п.5 Правил).

4. Кого помещают в вытрезвитель?

В вытрезвитель человек может обратиться самостоятельно, но в подавляющем большинстве случаев в вытрезвители граждан доставляют сотрудники полиции.

Порядок доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции утвержден приказом МВД России от 13.04.2021 № 212.

В вытрезвители доставляются лица, находящиеся на улицах, площадях, стадионах, вокзалах, железнодорожных станциях, платформах, в скверах, парках, поездах дальнего следования и пригородного сообщения, аэропортах, морских и речных портах, автовокзалах и автостанциях, привокзальных площадях, и других общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утратившие способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.

Также в вытрезвители доставляются лица, находящихся в жилище в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу. Доставление в вытрезвитель таких лиц осуществляется по письменному заявлению граждан, находящихся совместно с ними в жилище.

Сотрудники полиции при принятии решения о нахождении лица в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения руководствуются критериями, установленными Минздравом России.

Согласно п.6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н, критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, являются:

  • запах алкоголя изо рта;
  • неустойчивость позы и шаткость походки;
  • нарушение речи;
  • резкое изменение окраски кожных покровов лица.

К помещению в специализированные организации принимаются лица, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и не имеющие медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (п.7 Правил).

Важным условием согласно п.16 Правил является то, что помещение и временное пребывание лица в состоянии опьянения в специализированной организации осуществляются с его согласия, которое оформляется на бумажном носителе (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к Правилам).

В случае если состояние лица в состоянии опьянения не позволяет ему выразить свою волю, указанное согласие оформляется в течение периода временного пребывания лица в состоянии опьянения в специализированной организации.

Отказ лица в состоянии опьянения от помещения и временного пребывания в специализированной организации оформляется на бумажном носителе (рекомендуемый образец приведен в приложении № 7 к Правилам).

Таким образом, условиями помещения лица в вытрезвитель в совокупности являются:

  1. При доставлении из общественного места:
    • нахождение в общественных местах;
    • состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • утрата способности самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;
    • отсутствие медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
    • письменное согласие на помещение в специализированную организацию.
  2. При доставлении из жилища:
    • состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • наличие оснований полагать, что гражданин может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
    • письменное заявление граждан, находящихся совместно в жилище;
    • отсутствие медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
    • письменное согласие на помещение в специализированную организацию.
  3. При самостоятельном обращении:
    • состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • отсутствие медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
    • письменное согласие на помещение в специализированную организацию.

5. Порядок оформления помещения в вытрезвитель

№ п/пНаименование этапаДокументальное оформление
1РегистрацияЖурнал регистрации на бумажном носителе (приложение № 3 к Правилам)
2ПриемАкт приема на бумажном носителе (приложение № 4 к Правилам)
3Первичный осмотр Акт осмотра и наблюдения на бумажном носителе (приложение № 5 к Правилам)
4Помещение
Отметка в Акте осмотра и наблюдения
Согласие на помещение на бумажном носителе (приложение № 6 к Правилам)
При заполнении Журнала регистрации, Акта приема и Акта осмотра и наблюдения персональные данные доставленных (обратившихся) лиц указываются на основании документов, удостоверяющих их личность. При отсутствии указанных документов запись об этом делается в Журнале регистрации, Акте приема и Акте осмотра и наблюдения.

После приема доставленного (обратившегося) лица в специализированной организации проводится первичный осмотр доставленного (обратившегося) лица, в котором принимают участие медицинский работник специализированной организации и работник специализированной организации одного пола с доставленным (обратившимся) лицом.

В ходе проведения первичного осмотра доставленного (обратившегося) лица работники специализированной организации, принимающие участие в указанном первичном осмотре, осуществляют:

  • сбор жалоб и информации об употреблении психоактивных веществ, лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • визуальный осмотр, включающий оценку состояния одежды и обуви, выявление наличия нарушений кожи и видимых слизистых, телесных повреждений, признаков инфестаций;
  • оценку состояния сознания, ориентации, способности к передвижению, поведения и речевой способности;
  • выявление наличия признаков причинения вреда здоровью, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий;
  • измерение температуры тела, частоты дыхания, пульса и артериального давления.

На основании результатов первичного осмотра доставленного (обратившегося) лица одним из работников специализированной организации, которые принимали участие в указанном первичном осмотре, составляется Акт осмотра и наблюдения.

В случае если проведение первичного осмотра доставленного (обратившегося) лица в полном объеме не представляется возможным из-за состояния доставленного (обратившегося) лица, об этом делается запись в Акте осмотра и наблюдения.

Акт осмотра и наблюдения подписывается работниками специализированной организации, которые принимали участие в первичном осмотре доставленного (обратившегося) лица.

Работники специализированной организации принимают решение о помещении в специализированную организацию доставленного (обратившегося) лица в случае выявления у него по результатам первичного осмотра состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и отсутствия медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

Работники специализированной организации принимают на хранение в специализированной организации на период временного пребывания лица в состоянии опьянения имеющиеся у него при себе вещи, ценности и документы, о чем делают запись в Акте приема, приобщенном к Акту осмотра и наблюдения.

6. Сроки и порядок пребывания в вытрезвителе

Срок временного пребывания лица в состоянии опьянения в специализированной организации не должен превышать 24 часов. Начало срока нахождения доставленного (обратившегося) лица в вытрезвителе исчисляется с момента его доставления (обращения), указанного в Журнале регистрации. В случае истечения срока временного пребывания в ночное время (с 22 часов до 6 часов) временное пребывание лица в состоянии опьянения в специализированной организации продлевается до истечения ночного времени (п.18 Правил).

В специализированных организациях лица в состоянии опьянения размещаются в комнатах временного пребывания (мужчины и женщины размещаются раздельно).

Лицам в состоянии опьянения в период временного пребывания в специализированных организациях оказываются виды помощи, которые включают:

  • содействие в передвижении и ориентации в окружающей обстановке;
  • санитарная обработка;
  • предоставление индивидуального спального места;
  • обеспечение водно-питьевого режима;
  • первичная доврачебная медико-санитарная помощь (при необходимости);
  • разъяснение порядка предоставления социальных услуг (при необходимости).

Работники специализированных организаций осуществляют постоянное наблюдение за лицами в состоянии опьянения в течение периода временного пребывания в специализированных организациях, в том числе с использованием технических средств наблюдения.

Результаты наблюдения за лицами в состоянии опьянения в течение периода временного пребывания в специализированных организациях работники специализированных организаций отражают в Акте осмотра и наблюдения.

При прекращении временного пребывания лица в состоянии опьянения в специализированной организации работники специализированной организации возвращают лицу в состоянии опьянения вещи, ценности и документы, имевшиеся у него при себе и принятые на хранение в специализированной организации, о чем делают запись в Акте приема, приобщенном к Акту осмотра и наблюдения.

7. Информирование дежурных частей МВД о помещенных в вытрезвитель

На основании п.24 Правил работники специализированных организаций в течение 3 часов с момента помещения в них лиц в состоянии опьянения информируют об этом дежурные части территориальных органов МВД России по месту своего нахождения. Запись об информировании делается в Акте осмотра и наблюдения с указанием даты, времени, фамилии и инициалов сотрудника территориального органа МВД России, принявшего сообщение.

В ряде случаев проинформировать дежурную часть требуется незамедлительно, а именно не позднее 1 часа с момента выявления:

  • доставленных (обратившихся) лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе и не имеют при себе документы, удостоверяющие их личность;
  • доставленных (обратившихся) лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • доставленных (обратившихся) лиц, имеющих телесные повреждения и иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий;
  • доставленных (обратившихся) лиц, которые имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;
  • совершения доставленными (обратившимися) лицами противоправных действий;
  • смерти доставленных (обратившихся) лиц, личность которых не установлена.

Таким образом, в настоящее время государство делает новую попытку организовать систему вытрезвителей в целях оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. С одной стороны стоит задача согласовать работу правоохранительных органов, медицинских организаций и социальных служб – и в этой части спецорганизация (вытрезвитель) играет роль буферной зоны. С другой стороны немаловажным моментом является защита прав самих помещенных в вытрезвитель лиц. Для этого введено правило о согласии на помещение в вытрезвитель, прописаны основания для помещения в вытрезвитель, регламентировано время пребывания в вытрезвителе, гарантируется безопасность для помещенных в вытрезвитель лиц. Большое значение будет иметь реализация правовых норм на практике – ранее существовавшей системой вытрезвителей многие были недовольны, в первую очередь, из-за широких возможностей произвола со стороны работников и сотрудников полиции и ненадлежащего уровня безопасности данных учреждений. Возможно, новые принципы государственно-частного партнерства помогут создать более эффективную систему.