Уголовная ответственность за преступления в сфере трансплантологии: вся правда о «черной трансплантологии»

Уголовная ответственность за преступления в сфере трансплантологии: вся правда о «черной трансплантологии»

Идея изъятия органов из человеческого организма, пусть даже в медицинских целях, страшит и будоражит умы. Сама возможность изъятия органов у живого человека вызывает у людей тревогу и опасения стать донором вопреки своему желанию. Отсюда неисчерпаемый источник вдохновения для страшных историй о «черных трансплантологах», то есть о незаконном обороте человеческих органов. Однако указанная деятельность – незаконное изъятие человеческих органов — в России категорически запрещена под страхом уголовной ответственности.

1. Уголовная ответственность за принуждение к изъятию органов 

Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.3 Закона РФ от 22.12.1992 №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»).

Согласно ч.1 ст.120 Уголовного кодекса РФ принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации при изъятии органов и (или) тканей у человека в целях трансплантации.

Потерпевшим в преступлении может быть любое физическое лицо.

Объективная сторона преступления включает в себя действия по принуждению (физическому и/или психическому) к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенном с применением насилия или с угрозой его применения.

Под принуждением обычно понимается физическое или психическое воздействие на потерпевшего с целью склонения его к изъятию органов и тканей. Под применением насилия понимаются все виды физического воздействия, способного причинить вред здоровью потерпевшего. Физическое насилие может выразиться в нанесении побоев, причинении легкого либо средней тяжести вреда здоровью.

Что касается угрозы применения насилия, то она означает явно выраженное и реально осуществимое намерение виновного приступить к применению насилия над потерпевшим. Угроза применения насилия предполагает угрозу причинения только физического вреда здоровью любой степени тяжести, включая угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Угроза может быть высказана непосредственно потерпевшему либо доведена до его сведения через третьих лиц.

Преступление считается оконченным с момента начала выполнения действий по принуждению к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, сопровождающихся применением насилия либо с угрозой его применения.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла — для привлечения к уголовной ответственности лицо обязано осознавать общественную опасность своих действий по принуждению к изъятию органов или тканей человека и преследовать цель получить органы и ткани для последующей трансплантации.

Квалифицированный состав данного преступления (ч.2 ст.120 УК РФ) имеет место, если рассмотренное деяние (ч.1 ст.120 УК РФ) совершено в отношении лица, заведомо для виновного находящегося:

  • в беспомощном состоянии, т.е. когда потерпевший не способен в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, малолетние, тяжелобольные, престарелые, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее;
  • либо в материальной или иной зависимости от виновного. Материальная зависимость потерпевшего от виновного может быть обусловлена полным и частичным иждивением, ситуацией, когда от виновного зависит улучшение или ухудшение материального положения потерпевшего, зависимостью должника от кредитора и т.п. Иную зависимость могут образовать, например, брачные отношения, взаимоотношения работника с работодателем, служебная зависимость подчиненного от начальника и т.п.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст.120 УК РФ не имеет значения, привели ли действия виновного к изъятию органов или тканей человека. Однако установление факта изъятия органа или ткани для трансплантации повлечет привлечение виновного с учетом фактически наступивших последствий к дополнительной ответственности. Так, например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего влечет уголовную ответственность по п. «ж» ч.2 ст.111 УК РФ; убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего влечет уголовную ответственность по п.»м» ч.2 ст.105 УК РФ.

Несмотря на наличие состава преступления в Уголовном кодексе РФ судебная практика применения ст.120 УК РФ минимальна.

Пример

Апелляционное постановление Саратовского областного суда № 22К-268/2015 от 4 февраля 2015 г. по делу № 22К-268/2015

Предметом судебного разбирательства стал не сам вопрос привлечения к уголовной ответственности, а жалоба адвоката на бездействие Следственного комитета РФ по заявлению гражданки РФ о привлечении к уголовной ответственности неизвестных лиц, принудивших ее сына к изъятию его органов для трансплантации.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление содержало сообщение о совершении неизвестными лицами преступления, предусмотренного ст. 120 УК РФ, в связи с чем оно подлежало соответствующей регистрации и проведению по нему проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ.

Однако апелляционный суд пришел к выводу, что при наличии сведений о проведении по заявлению проверки органами МВД РФ, проведение проверки по тем же обстоятельствам одновременно еще и органами Следственного комитета РФ противоречит требованиям уголовно-процессуального закона.

Жалоба адвоката оставлена без удовлетворения.

При этом непосредственно вопрос о принуждении к изъятию органов и тканей в суде не рассматривался.

2. Уголовная ответственность за торговлю человеческими органами

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4 ст.1 Закона о трансплантации).

Учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу (ст.15 Закона о трансплантации). Действие настоящего Закона не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.

Несмотря на прямое указание в Законе о трансплантации об уголовной ответственности за куплю-продажу органов и (или) тканей человека, в Уголовном кодексе РФ отсутствует такой состав преступления. Помимо убийства или причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего и принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации существует только такой состав преступления как купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей (п. «ж» ч.2 ст.127.1 УК РФ). Однако в этой статье речь идет о сделках, предметом которых является живой человек, а не изъятые из организма отдельные органы и ткани.

Таким образом в настоящее время УК РФ не содержит ни одной статьи, в которой бы устанавливалась ответственность за куплю-продажу органов и (или) тканей человека.

Высказывается мнение1, что при желании можно было бы использовать ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем». Но, во-первых, органы и ткани человека вряд ли подпадают под термин »имущество»‘, во-вторых, при подобной квалификации из круга преступлений будут выпадать случаи купли-продажи законно добытых анатомических сегментов тела человека (что недопустимо); и, в-третьих, в существующей системе уголовного права незаконный оборот вещей, ограниченных в гражданском обороте или изъятых из него наказывается по отдельным статьям УК РФ (см. ст. ст. 220, 222, 228, 234 УК РФ). Представляется, что органы и ткани человека также относятся к изъятым из оборота вещам, и, следовательно, общественные отношения в сфере их оборота должны иметь специальное уголовно-правовое регулирование. Поэтому логично было бы дополнить действующий УК РФ статьей «Незаконный оборот органов и тканей человека».

Однако, до момента включения в Уголовный кодекс РФ такого состава преступления как незаконный оборот органов и тканей человека привлечение к уголовной ответственности невозможно. Согласно ст.3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. В силу ст.8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. В соответствии с ч.1 ст.14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Таким образом, российскому уголовному праву еще только предстоит определиться с уголовной ответственностью за незаконный оборот органов и тканей человека и за иные преступления в сфере трансплантологии.

Направление для развития российского уголовного права в этом случае задает подписанная Российской Федерацией Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами (СДСE №216, Сантья́го-де-Компосте́ла, 25/03/2015).

3. Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами

Следует помнить, что трансплантация органов и тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки (преамбула к Закону РФ от 22.12.1992 №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»).

Гуманные принципы, провозглашенные международным сообществом, определены в Конвенции Совета Европы против торговли человеческими органами (СДСE №216, Сантья́го-де-Компосте́ла, 25/03/2015).

Министерство иностранных дел РФ сообщало2, что 24 сентября 2015 года в Страсбурге Постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Ю.Алексеев подписал от имени Российской Федерации Конвенцию Совета Европы против торговли человеческими органами.

Конвенция, разработанная при активном российском участии, является первым универсальным договором в области борьбы с торговлей человеческими органами, который направлен на укрепление международного уголовно-правового взаимодействия между государствами в этой области. Она запрещает изъятие человеческих органов, когда это делается без свободного, информированного и конкретного согласия донора или же когда врачу или третьей стороне предлагается финансовая выгода или они ее получают. Конвенция призвана стать эффективным инструментом сотрудничества в борьбе с «чёрной трансплантологией».

Вместе с тем при подписании Конвенции было сделано заявление о том, что Российская Федерация решительно осуждает включение в статью 4 Конвенции, невзирая на возражения многих государств, положения о возможности сделать оговорки, допускающие изъятие человеческих органов без согласия живого донора. Российская сторона рассматривает это положение как отступление от высоких стандартов Совета Европы в области прав человека, существенно подрывающее устанавливаемый Конвенцией режим борьбы с указанными в ней бесчеловечными преступлениями, и рассчитывает, что вступающие в Конвенцию государства воздержатся от таких оговорок (согласно Распоряжение Президента РФ от 24.06.2015 №195-рп «О подписании Конвенции Совета Европы против торговли человеческими органами»).

Конвенция предполагает включение в национальное уголовное законодательство ряда новых составов преступлений в сфере трансплантологии.

1. Незаконный отбор человеческих органов. Предлагается признать преступлением совершенный умышленно отбор человеческих органов у живых или умерших доноров:

  • в тех случаях, когда отбор осуществляется без свободного, информированного и прямо выраженного согласия живого или умершего донора или, если донор мертв, без разрешения отбора в соответствии с внутренним законодательством его государства;
  • в тех случаях, когда в возмещение отобранного органа живому донору или третьему лицу была предложена или была им получена финансовая выгода или сравнимые преимущества;
  • в тех случаях, когда в возмещение отобранного органа у мертвого донора третьему лицу была предложена или была им получена финансовая выгода или сравнимые преимущества.

Преступлением также признается отбор человеческих органов у живых или умерших доноров в тех случаях, когда отбор производится вне рамок внутренней трансплантационной системы права или когда отбор производится в нарушение основополагающих принципов или правил национального трансплантационного законодательства.

В действующей системе российского уголовного права собственно изъятие органов и тканей из организма квалифицируется по статьям о причинении вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «ж» ч.2 ст.111 УК РФ) или смерти в целях использования органов или тканей потерпевшего (п.»м» ч.2 ст.105 УК РФ). Однако ответственность за добровольное «коммерческое» донорство в России не установлена.

2. Использование незаконно отобранных органов в целях имплантации или в иных целях.

Конвенция предлагает признать преступлением совершенное умышленно использование незаконно отобранных органов в целях имплантации или в иных целях. То есть органы и ткани, изъятые у человека с его согласия, но за деньги, использовать нельзя. Данная статья призвана поставить вне закона не только изъятие органов, но и их пересадку. То есть медицинская организации и врачи, а также реципиент должны быть абсолютно уверены, что поступивший для пересадки орган изъят «легально», поскольку в противном случае его пересадка будет незаконна. Для исполнения данного требования вся цепочка передвижения органа от донора до реципиента должна быть полностью прозрачна, начиная с корректно оформленного согласия на изъятие органов и тканей.

Незаконно отобранные органы, согласно Конвенции, не могут быть использованы никаким образом, и, видимо, подлежат уничтожению.

Преступлением признается также любая совершенная умышленно имплантация человеческих органов от живых или умерших доноров в тех случаях, когда имплантация производится вне рамок внутренней трансплантационной системы права или когда имплантация производится в нарушение основополагающих принципов или правил национального трансплантационного законодательства. То есть любая хирургическая операция по пересадке органов и тканей, выполненная вне медицинской организации, имеющей действующую лицензию по трансплантологии и включенную в перечень Минздрава РФ, будет считаться криминальной.

3. Незаконное навязывание услуг, вербовка, предложение или требование неправомерных преимуществ.

Конвенция предлагает квалифицировать в качестве уголовного преступления:

  • совершенное умышленно навязывание услуг и вербовку донора или реципиента в тех случаях, когда указанные действия осуществляются ради финансовой выгоды или сравнимых преимуществ для лица, навязывающего услуги или осуществляющего наем, или для третьей стороны;
  • совершенные умышленно обещание, предложение или предоставление любым лицом прямо или косвенно любого неправомерного преимущества для работников здравоохранения, его должностных лиц или лиц, руководящих частными организациями или работающих в них, независимо от их должности, данное с целью выполнения или содействия в выполнении отбора или имплантации человеческого органа;
  • совершенные умышленно запрос или получение работниками здравоохранения, его должностными лицами или лицами, руководящими частными организациями или работающими в них, независимо от их должности, любого неправомерного преимущества с целью выполнения или содействия в выполнении отбора или имплантации человеческого органа.

Данная норма направлена на криминализацию организационной и посреднической деятельности в области трансплантологии, а также ставит вне закона любые вознаграждения медицинским специалистам за участие в незаконной операции по изъятию или пересадке органов и тканей.

4. Препарирование, консервация, хранение, транспортировка, передача, получение, импорт и вывоз незаконно отобранных человеческих органов.

Конвенция запрещает совершенные умышленно:

  • препарирование, консервацию, а также хранение незаконно отобранных человеческих органов;
  • транспортировку, передачу, получение, ввоз и вывоз незаконно отобранных человеческих органов.

Таким образом, делается попытка охватить всю цепочку действий с незаконно изъятыми огранами и тканями человека – уголовную ответственность должен понести каждый причастный к незаконной схеме торговли человеческими органами. Предлагается привлекать к ответственность также за совершенные умышленно пособничество или подстрекательство к совершению, а также покушение на совершение любого уголовного преступления, признанного таковым в соответствии с Конвенцией.

В качестве наказания Конвенция предписывает использовать эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие санкции, предусматривающие наказания, включающие лишение свободы, которые могут повлечь за собой экстрадицию. Кроме того, должны быть предусмотрены меры в целях разрешения изъятия и конфискации доходов от уголовных преступлений или имущества, стоимость которого соответствует таким доходам; разрешения на временное или бессрочное закрытие любого учреждения, использованного для совершения преступлений, или лишения виновного, временно или бессрочно, права на осуществление профессиональной деятельности, имеющей отношение к совершению преступлений.

Конвенция предполагает признать в качестве отягчающих следующие обстоятельства:

  • преступления, повлекшие смерть потерпевшего или причинение существенного вреда его физическому или психическому здоровью;
  • правонарушение совершено лицом, злоупотребляющим своим положением;
  • преступление было совершено в рамках преступной организации;
  • виновный в совершении преступления ранее был осужден за преступления, признанные таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией;
  • преступление было совершено против ребенка или любого другого особенно уязвимого лица.

И, наконец, помимо мер реагирования Конвенция предполагает установление системы профилактических мер, обеспечивающих:

  • наличие транспарентной внутренней системы трансплантации человеческих органов;
  • равноправный доступ к услугам по трансплантации для пациентов;
  • надлежащий сбор, анализ и обмен информацией, касающейся преступлений, предусмотренных настоящей Конвенцией, в сотрудничестве между всеми компетентными органами.

В целях предотвращения и борьбы с торговлей человеческими органами требуется принять меры для:

  • предоставления информации или усиления профессионального обучения для медицинских работников и соответствующих должностных лиц в сфере профилактики и борьбы с торговлей человеческими органами;
  • содействия адресованным широкой общественности кампаниям по повышению осведомленности о незаконности и опасности торговли человеческими органами.

Должна быть запрещена реклама потребности в человеческих органах или возможности их приобретения с целью предложения или получения финансовой выгоды или сравнимых преимуществ.

Таким образом, Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами (СДСE №216, Сантья́го-де-Компосте́ла, 25/03/2015) предлагает значительно расширить перечень составов преступлений в области трансплантологии в Уголовном кодексе РФ. Помимо ответственности за незаконный оборот органов и тканей человека, которая предусмотрена и самим Законом РФ от 22.12.1992 №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», предлагается криминализировать все действия по трансплантологии вне официальной системы трансплантации, любые коммерческие сделки и вознаграждения в сфере изъятия и пересадки органов и тканей человека, посреднические и организационные услуги, подстрекательство и пособничество в незаконном изъятии и пересадке органов и тканей, а также любые действия с незаконно изъятыми органами.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что несмотря на существование фактов подпольной торговли донорскими органами, эти органы добываются, как правило, либо у умерших, либо у добровольных доноров (в том числе за плату, в незаконном порядке). Следственная и судебная практика не располагает сведениями об убийствах с целью получения донорских органов.

Подобная деятельность сомнительна и с точки зрения здравого смысла, поскольку в современной трансплантологии осуществляется не подбор донора к реципиенту, а подбор реципиента к имеющемуся в наличии органу. Дело в том, что пересаживаемый орган должен быть совместим с организмом реципиента, и поскольку срок пригодности органа к пересадке крайне ограничен в современной практике к каждому органу подбирается именно реципиент из базы данных, а не наоборот.

Потенциальный донор должен быть здоров, должен пройти всестороннее обследование и тесты на совместимость донорских органов, извлечение органов должно проходить в клинике, оборудованной высокотехнологическим оборудованием, хранение донорских органов также требует особых условий, а срок жизнеспособности таких органов очень ограничен. Всё это указывает на то, что вести подобную деятельность подпольно и нелегально, не оставляя следов и обеспечивая достойное качество услуги заказчику практически невозможно.

Поэтому истории о «черных трансплантологах» остаются, скорее. городскими легендами и не получают практического подтверждения в криминальной хронике и судебной практике.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ