База знаний
Требования к пожарной безопасности в медицинских организациях
Требования к пожарной безопасности в медицинских организациях

Требования к пожарной безопасности в медицинских организациях

Любая медицинская организация (далее — МО) независимо от своей профильной направленности и масштаба деятельности обязана с должной степенью ответственности уделять особое внимание организации и бесперебойному функционированию в учреждении мер противопожарной безопасности. Выполнение в полном объеме всех мер противопожарной безопасности, включая заблаговременное планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования МО при пожаре, планов пожарной безопасности и плана действий МО в случае возникновения пожара, позволят снизить риск его возникновения, а в случае возникновения пожара минимизировать его последствия.

Сами меры пожарной безопасности (далее — ПБ) представляют собой комплекс действий по обеспечению и выполнению требований противопожарной безопасности. Разрабатываются данные меры в каждой конкретной МО в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и нормативными документами по пожарной безопасности, которые, в свою очередь разрабатываются на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Стоит подчеркнуть ту важность, которую играют требования ПБ на стадии предварительного проектирования зданий МО. Выполнение проекта здания МО в строгом соответствии со всеми актуальными требованиями ПБ позволяют обеспечить в будущем, когда здание МО будет находиться уже в эксплуатации, своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей, их оперативное перемещение эвакуационными путями и выходами из здания, позволяет оперативно организовать спасение пациентов и персонала, подвергшихся воздействию огня. При этом под спасением согласно нормам СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выход» понимается вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Если в МО случается пожар, то спасение сотрудников и пациентов должно обеспечиваться конструктивными, объемно-планировочными, инженерно-техническими и организационными мероприятиями, к которым относятся:

  • устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами;
  • устройство наружных пожарных лестниц и других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим «перевозки пожарных подразделений»;
  • противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания, зон безопасности;
  • оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей;
  • размещение на территории поселения или объекта подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащенных пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия.

При этом реализация перечисленных мероприятий будет зависит от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания.

Обеспечивается пожарная безопасность в МО как за счет соблюдения правил ПБ при проектировании, строительстве и эксплуатации МО, так и за счет должного обучения персонала МО технике ПБ и контроля за последующим ее соблюдением этим персоналом.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПБ В РАЗНЫХ ТИПАХ МО

Здания и помещения каждой МО имеют разную планировку, оснащенность и разную профильную направленность. При проектировании вновь возводимой или капитально ремонтируемой МО технический проект с учетом специфики будущего медицинского учреждения будет иметь свои персональные технические особенности. По типу пребывания людей МО делят на несколько видов. Тушение и профилактика пожаров зависит от этого параметра, а также от характеристик здания, природы возникновения очагов и задымлений, расположения коммуникаций. Обеспечение мер ПБ также будет завесить от вида МО.

В соответствии со сводом правил 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.02.2014 г. № 58/пр (далее СП 158.13330) здания медицинских организаций предназначены для диагностики, лечения и ухода за пациентами. Как правило, они являются многофункциональными и, помимо подразделений для круглосуточного или временного пребывания пациентов (стационары, поликлиники, пансионаты для амбулаторных больных), могут включать в себя подразделения, обеспечивающие их деятельность (стерилизационные, дезинфекционные, патолого-анатомические отделения, прачечные, пищеблоки, административно-служебные подразделения, банки крови и кожи, медицинские архивы, лаборатории и др.).

Согласно пунктов 6.1.2 и 6.1.2а СП 158.13330 МО, предназначенные непосредственно для пациентов, подразделяют на две группы: стационарные и амбулаторно-поликлинические. В составе медицинских организаций могут быть следующие структурные подразделения: стационары, консультативно-диагностические отделения, лечебные отделения, вспомогательные, хозяйственные, служебно-бытовые, помещения клинических кафедр, дневные стационары. При этом к амбулаторно-поликлиническим организациям относятся: ФАПы, СВА, офисы врачей общей практики, территориальные, ведомственные и специализированные поликлиники, диспансеры, медицинские центры, центры восстановительного лечения без стационаров.

В составе амбулаторно-поликлинических организаций могут быть следующие структурные подразделения: отделения амбулаторно-поликлинического приема, консультативно-диагностические, лечебные отделения, дневные стационары, вспомогательные (в том числе отделения помощи на дому), хозяйственные, служебно-бытовые.

Пункт 7.1.1 СП 158.1330 обязывает для выполнения требований пожарной безопасности здания медицинских организаций обеспечивать системами водяного пожаротушения. В недоступных для пожарных машин местах зданий сложных конфигурации должны быть предусмотрены точки подключения противопожарного водопровода (совмещенного с хозяйственным или специального), сухотрубов или пожарные емкости (резервуары) в соответствии с СП 4.13130 и СП 8.13130.

Проектирование внутреннего противопожарного водопровода следует предусматривать по СП 10.13130. Наружное водоснабжение должно выполняться в соответствии с СП 8.13130, а при наличии системы автоматического пожаротушения следует руководствоваться СП 5.13130.

Законодатель относит здания МО к нормальному уровню ответственности, в том числе здания отделений лучевой и радионуклидной диагностики и терапии, т.е. здания и сооружения МО не являются объектом повышенной пожароопасности, по сути это обычные общественные здания со своими профильными особенностями.

Стоит отметить, что практически каждый второй пожар в МО происходит на объектах, имеющих стационары. Именно поэтому со стороны органов государственного пожарного надзора им уделяется повышенное внимание, в том числе и при осуществлении административно-правовой деятельности.

ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА ДЛЯ МО

Совсем недавно, в частности, 16 сентября 2020 года в рамках механизма «регуляторной гильотины», Правительство РФ своим Постановлением № 1479 утвердило новые Правила противопожарного режима (далее новые Правила). Вступят в действия указанные правила с 01 января 2021 года и будут действовать до 31 декабря 2026 года.

До указанного срока вступления новых Правил действуют нормы Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в РФ»). Новые Правила, как и прежние, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Как и в ныне действующих Правилах в новых Правилах глава VIII посвящена противопожарному режиму в МО.

Каких-то радикальных изменений глава, посвященная противопожарному режиму в МО, не претерпела. Часть норм была расширена, а часть исключена.

В новых Правилах появилось дополнение в виде необходимости наличия в каждой МО средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого работника дежурной смены медицинской организации. Также установлено требование по расстоянию между кроватями в больничных палатах, которое должно быть не менее 0,8 метра, а центральный основной проход шириной не менее 1,2 метра. Стулья, тумбочки и другая мебель не должны будут загромождать эвакуационные пути и выходы, уменьшая ширину путей эвакуации, установленную требованиями пожарной безопасности. Размещение палат для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также для детей нормы новых Правил рекомендуют предусматривать в соответствии с проектной документацией — преимущественно на первых этажах зданий.

В прежних Правилах пункт 136 устанавливает в целях ПБ ряд запретов для МО, в новых Правилах аналогичный пункт также есть, это пункт 117. В отношении его можно сказать, что запреты остаются в том же объеме, за исключением некоторых корректировок.

В частности, остались прежними такие запреты как:

  • запрет обустраивать и использовать в корпусах с палатами для пациентов помещения, не связанные с лечебным процессом (кроме помещений, определенных нормами проектирования);
  • запрет устанавливать кровати в коридорах, холлах и на других путях эвакуации;
  • запрет устраивать топочные отверстия печей в палатах.

Прежние Правила в указанном пункте содержали также запрет на размещение в подвальных и цокольных этажах мастерских, складов и кладовых, не предусмотренных проектной документацией. В новых Правилах данный запрет уже не содержится непосредственно в этом разделе.

Также интересно отметить, что в прежних Правилах МО запрещалась устанавливать и хранить баллоны с кислородом в зданиях. Теперь для МО, для которых предусмотрено проектной документацией их установка и хранение, данный запрет снят.

К числу новых запретов в пункте 117 новых Правил добавился запрет на группировку более, чем двух кроватей.

Пункт 137 прежних Правил допускал установку кипятильников, водонагревателей и титанов, стерилизацию медицинских инструментов, а также разогрев парафина и озокерита только в предназначенных для этих целей помещений. Аналогичный пункт 118 содержится и в новых Правилах.

В пункте 137 прежних Правил также был подпункт, в котором указывалось, что применять керогазы, керосинки и примусы для кипячения медицинских изделий и белья запрещено. Этот подпункт исключен из новых Правил в силу неиспользования в современных условиях данных приспособлений для кипячения медицинских изделий и белья.

Пункт 138 прежних Правил, который гласит, что в лабораториях, отделениях медицинских организаций и кабинетах медицинских работников допускается хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий, относящихся к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям (спирт, эфир и др.), общим весом не более 3 килограммов с учетом их совместимости в закрывающихся на замок металлических шкафах, остался в неизменном виде, за исключением его нумерации (п. 119 новых Правил).

Аналогичная ситуация и с пунктом 139 прежних Правил. В указанном пункте был установлен еще один запрет по части ПБ для МО, в частности, запрет на размещение в зданиях медицинских организаций V степени огнестойкости, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с печным отоплением более 25 человек больных (взрослых и (или) детей). Данный пункт не претерпел никаких изменений (в новых Правилах это пункт 120).

Исключили из новых Правил требование, которое содержалось в пункте 140 прежних Правил, обязующее МО, расположенных в сельской местности, иметь приставные лестницы из расчета 1 лестницу на здание.

Помимо изменений, внесенных в раздел VIII, регулирующий правила ПБ для МО, новые Правила содержат и других разделах ряд поправок, которые так или иначе касаются в том числе и учреждений здравоохранения. Например, некоторые изменения касаются правил составления и ведения инструкций о мерах ПБ и фиксации проверок.

Согласно пунктам 393 и 394 новых Правил теперь будет требоваться включение в инструкцию о мерах ПБ информации:

  • о порядке содержания путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю и т.д.);
  • об обязанности и действия работников при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.);
  • сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.

Новые Правила предусматривают ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Большинство проверочных мероприятий, которые сейчас требуют составления акта или протокола, придется дополнительно фиксировать в этом журнале.

В общем разделе новых Правил есть также общие требования по мерам ПБ для всех помещений и зданий независимо от сферы деятельности и профильной направленности. Так в п. 2 новых Правил установлено требование, что в случае обнаружения пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) любому лицу, обнаружившему признаки пожара, необходимо:

  • немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану с указанием наименования объекта защиты, адреса места его расположения, места возникновения пожара, а также фамилии сообщающего информацию;
  • принять меры по эвакуации людей, а при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей — меры по тушению пожара в начальной стадии.

В отношении каждого здания, сооружения МО должна будет утверждаться инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII новых Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

Среди общих требований по ПБ осталось требования п.3 как прежних, так и новых Правил, обязывающих допускать к работе лиц на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Ранее такое обучение сводилось к проведению противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Согласно же норм новых Правил обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Руководитель каждой организации самостоятельно определяет порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности, при этом им должны учитываться требования действующих нормативно-правовых актов РФ.

Важно отметить также, что ранее на руководителя организации возлагалась обязанность по назначению лица, ответственного за пожарную безопасность, которое должно обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты. В свете новых Правил теперь данное требование не является обязанностью руководителя, а уже устанавливается п. 4 раздела I новых Правил как право руководителя назначать лиц, ответственных за ПБ. При этом данные лица назначаются из числа лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.

Так как здания и помещения МО являются объектами защиты с массовым пребыванием людей и объектами с постоянными рабочими местами, то на них распространяются также требования п. 5 раздела I новых Правил, согласно которым руководителем МО организуется разработка планов эвакуации людей при пожаре. Такие планы должны размещаться на видных местах. Согласно п. 48 раздела I новых Правил направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В свою очередь, стационары являются объектом защиты с круглосуточным пребыванием людей, в связи с чем на них распространяются нормы п. 6 раздела I новых Правил обязывающие руководителя организации организовывать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивать обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении (п.9 раздела I новых Правил).

В отличие от новых Правил прежние Правила обязывали в дополнение к тренировке по эвакуации людей периодичностью раз в полугодие, еще проводить подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты, к действиям по эвакуации, в случае возникновения пожара, маломобильных групп населения (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные).

Прежние Правила обязывали руководителей организаций обеспечивать ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информацию о количестве людей (пациентов, дежурных врачей и т.д.), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время). В новых Правилах данное требование отсутствует.

В новых Правилах в одном пункте сконцентрирован целый перечень запретов, установленных для всех объектов защиты, включая МО. Этим пунктом является пункт 6 раздела I новых Правил. К таким запретам относятся:

  • запрет на хранение и применение на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, баллонов с горючими газами, товаров в аэрозольной упаковке, отходов любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
  • запрет на использование чердаков, технических, подвальных и цокольных этажей, подпольев, вентиляционных камер и других технических помещений для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
  • запрет на размещение и эксплуатацию в лифтовых холлах кладовых, киосков, ларьков и других подобных помещений, а также запрет на хранение горючих материалов;
  • запрет устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности;
  • запрет проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода);
  • запрет устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В соответствии с нормами действующего законодательства ответственность за ПБ в любой МО несет лично ее руководитель, в частности, главный врач. При этом в зависимости от характера выявленных нарушений и вызванных данным нарушением последствий для руководителя МО наступить административная и уголовная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ. Новые правила особо концентрируют внимание на ответственности руководителей организаций, включая и учреждения здравоохранения, за организацию различный мер ПБ. В новых Правилах содержится целый перечень норм, возлагающий обязанности на руководителей по организации и обеспечению проведения тех или иных мер ПБ.

Действующие на сегодняшний день Правила ПБ для учреждений здравоохранения, утвержденные приказом Минздрава ССССР от 30.08.1991 №250 (далее ППБО 07-91), направлены на разграничение обязанностей по обеспечение мер ПБ между различными должностными лицами одной МО. ППБО 07-91 устанавливают основные требования пожарной безопасности для лечебно-профилактических, санитарно-профилактических, аптечных и детских учреждений, научно-исследовательских центров и институтов, учебных заведений, других организаций и предприятий системы здравоохранения. Несмотря на давность разработки и утверждения ППБО 07-91, а также на наличие в нем устаревших норм, все же данные правила в настоящее время не утратили своей юридической силы и включенные в них положения подлежат применению в МО.

Как и было сказано, обязанности по обеспечению мер ПБ в ППБО 07-91 возлагаются помимо руководителя МО также на:

  • руководителей лаборатории, отделов, отделений, цехов, складов, мастерских, медпунктов, гаражей, прачечных, пищеблоков, котельных и других структурных подразделений, которые несут ответственность соответственно за пожарную безопасность лабораторий, отделов, отделений, цехов, установок, складов, мастерских, медпунктов, участков, гаражей, прачечных, пищеблоков, котельных, инженерных сетей и других структурных подразделений;
  • ответственных дежурных по учреждению, которые должны контролировать соблюдение правил пожарной безопасности, а также знать количество находящихся в учреждении людей (больных, отдыхающих и т.д.), порядок вызова пожарной охраны, эвакуации людей и материальных ценностей, места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, пожарных щитов и т.д.), средств связи и сигнализации (телефонов, радиостанций, кнопочных пожарных извещателей) и порядок пользования ими;
  • инженера (старшего инженера) по пожарной безопасности, на которого возлагается обязанность по руководству пожарно-профилактической работой, контролю соблюдения действующих правил и норм по пожарной безопасности, а также установлению противопожарного режима в учреждении. При отсутствии в штатах МО указанной должности, обязанности по пожарной безопасности возлагаются на инженера (специалиста) по охране труда с соответствующей выплатой компенсации.

В любом случае, передача полномочий и установление ответственности по обеспечению мер ПБ в МО должны быть оформлены в виде организационно-распорядительных документов (таких как приказ, положение, должностная инструкция) не противоречащих действующим нормативно-правовым актам.

Возложение обязанностей по обеспечению ПБ в МО на иных должностных лиц помимо руководителя МО, не освобождает его от персональной ответственности за обеспечение пожарной безопасности в МО. Руководитель МО может делегировать на других лиц только права и обязанности по обеспечению тех или иных мер ПБ, но не ответственность за саму ПБ в МО.

Согласно нормам пп.1.2.2 ППБО руководитель МО обязан:

  • установить на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях объекта строгий противопожарный режим, обеспечить соблюдение его всеми руководителями структурных подразделений, медицинским и обслуживающим персоналом, инженерно-техническими работниками, служащими, учащимися, рабочими, больными и отдыхающими;
  • ежегодно разрабатывать конкретные планы практических мероприятий по совершенствованию уровня противопожарной защиты учреждения, включать в планы экономического и социального развития объекта противопожарные мероприятия;
  • организовать разработку памяток для больных и отдыхающих и инструкций по пожарной безопасности, исходя из особенностей пожарной опасности отдельных помещений, участков и производств, не допуская при этом снижения требований безопасности, установленных ППБО 07-91;
  • назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность по каждому участку территории, зданию, сооружению, отделению, помещению, инженерной сети, установке и т.п.;
  • организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины и пожарно-технической комиссии, обеспечить их работу в соответствии с действующими положениями;
  • обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала в учреждениях с постоянным пребыванием людей;
  • регулярно (но не реже одного раза в месяц) проверять качество несения дежурства работниками сторожевой охраны и ответственными дежурными из числа обслуживающего персонала, а также знание ими своих действий на случай пожара или иных чрезвычайных ситуаций. Обеспечить дежурных ручными электрическими фонарями;
  • установить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, место проведения инструктажа и занятий;
  • определить перечень должностей и структурных подразделений, работники которых должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума;
  • обеспечить разработку (корректировку) планов эвакуации людей и материальных ценностей на случай пожара и инструкций к этим планам, проводить не реже одного раза в год практические занятия по их отработке;
  • каждое здание, помещение, участок территории МО обеспечить необходимыми средствами пожаротушения, связи и сигнализации, наглядной агитацией, знаками безопасности, системами оповещения людей на случай пожара и обеспечить содержание их в постоянном исправном состоянии;
  • обеспечить своевременное эксплуатационно-техническое обслуживание систем противопожарной защиты в сроки и объемах, предусмотренных инструкциями предприятий-изготовителей и действующими нормативными документами;
  • приказом по учреждению определить порядок проведения огневых, огнеопасных и строительно-монтажных работ;
  • обеспечить своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предлагаемых органам государственного пожарного надзора.

Новые правила, в свою очередь, также возлагают на руководителей различных организаций целый перечень обязанностей в целях обеспечения ими в организации мер ПБ. Как и ранее озвучивалось в силу того, что любое медицинское учреждение является местом с массовым пребыванием людей, то на руководителя (главного врача) МО, данный перечень обязанностей также распространяется.

Так, в силу п. 12 раздела I новых Правил, именно руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте. Следует отметить, что определение класса зоны производится в соответствии с главами 5, 7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Значительное число обязанностей, связанных с процессом эксплуатации здания организации, лежит на её руководителе. Среди данных обязанностей можно выделить обязанности по:

  • обеспечению содержания наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время (п. 17 раздела I новых Правил);
  • организации не реже 1 раза в 5 лет проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 раздела I новых Правил);
  • определению порядка и сроков проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта. При этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 44 раздела I новых Правил);
  • обеспечению исправности гидравлических затворов (сифонов), исключающих распространение пламени по коммуникациям ливневой или производственной канализации зданий и сооружений, в которых применяются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (п. 17 раздела I новых Правил);
  • обеспечению исправности клапанов мусоропроводов и бельепроводов, которые должны находиться в закрытом положении и иметь уплотнение в притворе (п. 46 раздела I новых Правил);
  • извещению подразделения пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого (п. 48 раздела I новых Правил);
  • обеспечению исправности, своевременного обслуживания и ремонта наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организации проведения их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
  • организации работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающих исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (п. 54 раздела I новых Правил);
  • обеспечению наличия в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта (п. 56 раздела I новых Правил);
  • обеспечению объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX новых Правил и приложениям № 1 и 2, а также по обеспечению соблюдения сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя (п. 60 раздела I новых Правил). При этом учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

Таким образом, главную ответственность за противопожарные мероприятия в учреждениях здравоохранения несет руководитель. Он распределяет обязанности между сотрудниками, обеспечивает организацию профилактики и соблюдение правил безопасности. Во время тушения пожара руководитель — главный врач или лицо, его замещающее на законных основаниях также обязан принимать непосредственное участие: он управляет важными процессами и напрямую сотрудничает с работниками пожарных подразделений.

Нарушением правил ПБ является несоблюдение именно тех противопожарных правил, которые установлены комплексом нормативно-правовых актов. К сожалению, наличие большого количества требований, разрозненных в разных нормативно-правовых актах, часть из которых отменяется, а часть заменяется новыми правовыми актами, усложняют выполнение задачи по обеспечению мер ПБ для любого руководителя. Нередки случаи, когда нормы устаревших актов противоречат новым требованиям. Данные обстоятельства делают требования ПБ сложными для полного и своевременного их исполнения. В то же время руководитель МО должен постоянно осознавать ту степень ответственности, которая лежит на нем в плане ПБ. Незнание или непонимание многочисленного перечня требований не освобождает руководителя МО от юридической ответственности. Именно руководитель МО должен организовать обучение персонала, обеспечение требованиям противопожарного режима, а также работу по устранению нарушений и приведению объекта в противопожарное состояние.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для учреждений здравоохранения четкое и полное урегулирование на официальном уровне правил ПБ, а также регулярная актуализация этих требований далеко не всегда является исчерпывающим способом организации должной системы пожаробезопасности в учреждении. Одной из ключевых проблем в обеспечении мер ПБ практически для любой МО является недостаточность бюджетного финансирования и неполная оснащенность средствами противопожарной защиты. Следствием этого, как правило, является невозможности проведения мероприятий по выполнению требований ПБ, что позволяет все же говорить о пожароопасности многих медицинских организаций.

Среди наиболее часто встречающихся нарушений, выявляемых в ходе проведения соответствующих проверок органами, осуществляющими государственный надзор в сфере ПБ, можно выделить следующие нарушения:

    объекты не оборудованы системами пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре или же эти системы находятся в неисправном состоянии;

    электрооборудование МО требует ремонта;

    МО не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением;

    пожарные краны в учреждениях не укомплектованы необходимым оборудованием;

    деревянные конструкции чердачных помещений многих зданий не обработаны огнезащитным составом;

    во многих учреждениях эвакуационные пути и выходы не соответствуют требованиям безопасности;

    персонал большинства больниц не обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания;

    неисправно печное отопление (к сожалению, во многих ФАП, расположенных в отдаленных малонаселенных районах, это далеко не экзотика;

    здания не обеспечены спасательными устройствами;

    пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки и т.д.) отделаны сгораемыми материалами.

На сегодняшний день большую тревогу вызывает состояние стационарных учреждений, где целый комплекс нерешенных проблем, связанных с обеспечением пожарной безопасности, усугубляется еще и тем, что в учреждениях данной категории круглосуточно находятся люди с ограниченными физическими возможностями и их эвакуация в случае возникновения пожара может быть затруднена. Помимо общих для объектов здравоохранения противопожарных нарушений, многие такие МО не обеспечены в необходимом объеме элементарными носилками для эвакуации больных. А в ночное время пациенты некоторых стационаров остаются под присмотром явно недостаточного количества медицинских работников.

Очень часто результатом проведения проверки госорганом соблюдения требований ПБ в МО становится выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. На практике МО оказывается просто не в состоянии выполнить требования, изложенные в предписании, в силу отсутствия материальной базы для выполнения необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений. Руководитель МО при всем своем желании не способен выполнить то, что от него требует надзорный орган по причине отсутствия необходимых финансовых средств. В связи с данными обстоятельствами в судебной практике не раз бывали случаи, когда на основании решений судов деятельность МО после невыполнения требований предписания, приостанавливалась.

Проблема может быть решена только при активном участии государства путем выделения МО финансовых средств (в рамках соответствующих целевых программ) для выполнения первоочередных противопожарных мероприятий, что значительно улучшит пожарную безопасность в учреждениях здравоохранения.