База знаний
Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности в медицинских организациях
Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности в медицинских организациях

Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности в медицинских организациях

Согласно положениям действующего законодательства под пожарной безопасностью (далее — ПБ) понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В связи с этим, каждый сотрудник медицинской организации (далее —МО) обязан знать и строго выполнять установленные правила ПБ.

Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Также несоблюдение правил ПБ может повлечь возникновение пожара и является угрозой для жизни и здоровья как пациентов, так и персонала МО.

Следует учитывать, что современное МО — это комплексное многопрофильное учреждение, оснащённое большим количеством сложного медицинского оборудования, а также системами подачи кислорода, что повышает пожарную нагрузку на здание МО и увеличивает риск возникновения пожара.

Недостаточное внимание мероприятиям по ПБ хотя бы по одному из направлений может свести к минимуму эффективность вкладываемых в противопожарные мероприятия средств. Систематический, грамотный, доступный инструктаж персонала и, в некоторых случаях, пациентов, поможет в случае возникновения пожара правильно организоваться и тем самым избежать возможных человеческих жертв. С этой точки зрения, наиважнейшим является грамотный инструктаж тех, кто в силу своих должностных обязанностей может первым столкнуться с потенциальной угрозой безопасности.

Безопасность МО так же должна быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защитой. Меры пожарной профилактики подразумевают под собой комплекс проводимых в целях предупреждения возникновения пожара или уменьшения последствий пожара мероприятий. Под активной пожарной защитой понимаются меры, обеспечивающие успешную борьбу с возникающими пожарами или взрывоопасной ситуацией, которые включают в себя мероприятия профилактического характера и устройство систем пожарной защиты (системы оповещения, сигнализации и пожаротушения).

Пожарная безопасность в любой МО требует ответственного отношения со стороны не только руководителя МО, но и должной степени ответственности со стороны органов государственной власти, ответственных за финансирование деятельности МО, включая выделение денежных средств на мероприятия по осуществлению необходимого комплекса противопожарных мероприятий.

Ответственные за ПБ в МО лица должны всегда ориентироваться в сфере организации противопожарных мер на актуальные нормы законодательства, так как мероприятия по ПБ детально регламентируется действующим законодательством и в рамках проводимых реформ активно изменяются. В связи с этим руководителю МО и иным ответственным за ПБ лицам рекомендуется уточнять положения нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности в актуальных редакциях.

На сегодняшний день действует целый комплекс нормативно-правовых актов в сфере противопожарной безопасности. Далее речь пойдет об основных нормах действующего законодательства, которыми должна руководствоваться каждая МО при организации противопожарных мер в медицинском учреждении.

При разработке планов по организации первичных мер ПБ необходимо руководствоваться действующими правилами ПБ в РФ, а также Правилами ПБ для учреждений здравоохранения, предписаниями органами государственного пожарного надзора, рекомендациями Министерства здравоохранения РФ, в том числе изданных в связи с пожарами, произошедшими в тех или иных МО.

Как раз обновлением новых правил по ПБ законодатели занимались совсем в недавнее время. Результатом этого обновления стало принятие Правительством РФ новых Правил Противопожарного режима (далее новые Правила), которые были утверждены 16 сентября 2020 года в рамках механизма «регуляторной гильотины». Вступают в действия указанные правила с 01 января 2021 года и будут действовать до 31 декабря 2026 года.

До указанного срока вступления новых Правил действуют нормы Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в РФ»). Новые Правила, как и прежние, устанавливают требования ПБ, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Распределение обязанностей в сфере обеспечения противопожарных мероприятий в МО осуществляется руководителем на основе разработанных и утвержденных должностных инструкций, технологических характеристик МО и действующих нормативных правил. В свою очередь, сотрудники МО должны соблюдать действующие нормы путем поддержания противопожарного режима на конкретном участке, если нет других ограничений и выполнять требований инструкции по ПБ.

Упомянутая инструкция состоит из нескольких разделов, в первом разделе описываются общие положения, в частности, организация противопожарных мероприятий, включая описание действий персонала при пожаре в МО, обеспечение объекта необходимыми средствами и оборудованием, обязанности и права руководителя в данной сфере.

В следующем разделе, как правило, указываются правила содержания территории, установок, коммуникаций, оборудования, зданий и сооружений. Также в инструкцию включаются такие разделы как:

  • порядок осмотра и закрытия помещений по окончанию работы;
  • расположение мест курения, применения открытого огня, проведения огневых или пожароопасных работ, в том числе временных;
  • порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли.

В качестве заключительных положений указывается порядок расследования пожара и участники комиссии. В зависимости от условий в каждой конкретной МО ее пункты могут меняться. В любом случае в качестве первостепенной задачи при тушении пожара будет всегда являться спасение людей.

Что касается правил составления инструкции, то в прежних Правилах в разделе XVIII были закреплены требования к ее составлению. В новых же Правилах есть аналогичные требования, которые также определены в разделе XVIII. Теперь инструкция о мерах пожарной безопасности должна будет учитывать требования новых Правил, а также, как и прежде, требования нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. Большинство требований к инструкции не претерпели никаких изменений, часть из требований были дополнены, уточнены или расширены. Рассмотрим более подробно в сравнении требования прежних и новых Правил, предъявляемых к составлению инструкции.

Подпункт «а» п. 461 прежних Правил обязывал включать в инструкцию порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей. В новых Правилах это требование (подпункт «а» пункта 393 новых Правил) дополнено обязанностью включения в инструкцию порядка содержания не только эвакуационных путей, но и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.).

Без изменения остались требования прежних Правил по включению в инструкцию:

  • мероприятий по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ (пп. «б» п. 393 раздела XVIII новых Правил);
  • порядка и норм хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов (пп. «в» п. 393 XVIII новых Правил);
  • порядка осмотра и закрытия помещений по окончании работы (пп. «г» п. 393 XVIII новых Правил);
  • расположения мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ (пп. «д» п. 393 XVIII новых Правил);
  • порядка сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды (пп. «е» п. 393 XVIII новых Правил);
  • допустимого количества единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (пп. «ж» п. 393 XVIII новых Правил);
  • предельных показаний контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв (пп. «и» п. 393 XVIII новых Правил).

Среди пунктов, в которые были внесены дополнения и изменения, можно указать пункт «з» п. 393 XVIII новых Правил, который гласит, что в инструкции должен быть указан порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, ветоши (в прежних Правилах слово «ветоши» отсутствовало).

Требования пп. «к» п. 393 XVIII новых Правил сводятся к включению в инструкцию обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения). В сравнении с аналогичным пунктом прежних Правил, в новых Правилах дополнением в указанном подпункте является: «открытие и блокирование в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей».

Новым требованием в сравнении с прежними Правилами при составлении инструкции является пп. «л» п. 393 раздела XVIII новых Правил, в соответствии с которым необходимо указывать в инструкции допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.

Нормы прежних и новых Правил обязуют указывать в инструкции лиц, ответственных за пожарную безопасность. Ранее в п. 462 прежних Правил содержался перечень мер ПБ, за исполнение которых должны быть назначены ответственные лица. В новых Правилах это п. 394 раздела XVIII, который в сравнении с п. 462 прежних Правил был несколько расширен. Так, согласно п.394 новых Правил в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

    а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных (слово «аварийных» появилось в данном пункте уже в новых Правилах) служб объекта защиты;

    б) организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических (слово «технических» появилось в данном пункте уже в новых Правилах) средств;

    в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты). Данный пункт в сравнении с аналогичным пунктом прежних Правил остался без изменения;

    г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;

    д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения.

Ранее требования подпунктов «г» и «д» были указаны в одном подпункте «г» прежних Правил и вместо формулировки «отключения аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций», соответственно в пункте «г» новых Правил появилась формулировка «устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия».

В неизменном виде сохранились остальные подпункты пункта 462 прежних Правил. В новых Правилах аналогичными требованиям для пункта 462 прежних Правил являются требования пункта 394, указанные в подпунктах «е»-«о». В этих подпунктах указан перечень мер ПБ, в отношении проведения которых должны быть назначены ответственные лица, в частности, такие меры как:

  • прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
  • удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;
  • осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;
  • обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
  • организация одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
  • встреча подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
  • сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
  • по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
  • организация привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ