Общие требования к медицинской деятельности
Стандарты медицинской помощи — обязательно ли их соблюдение?
Стандарты медицинской помощи — обязательно ли их соблюдение?

Стандарты медицинской помощи — обязательно ли их соблюдение?

Увлечение законодателя идеей стандартизации, логичной и понятной применительно к техническому регулированию, привело к распространению этого процесса на социальную сферу – образование, медицину, социальное обслуживание. У многих специалистов стандартный подход вызывает недоумение, ведь «врачевание» — это призвание, а не ремесло. Однако чиновники, в свою очередь, приводят аргументы: применение стандартов позволяет решить многие вопросы в масштабах отрасли – определить единые подходы к финансированию всего многообразия медицинской помощи и установить единый минимальный уровень качества оказанной медицинской помощи. В настоящей статье мы разберем, что такое стандарт медицинской помощи и в каких случаях его применение является обязательным.

1. Понятие стандарта медицинской помощи

Обычно под стандартом понимают эталон, образец, количественные и качественные характеристики (параметры) которого принимаются как исходные для сравнения с характеристиками других аналогичных объектов, а также нормативно-технический документ, который законодательно устанавливает единицы величин, термины и их определения; технические, органолептические и иные качественные характеристики продукции, которым она должна соответствовать; требования, предъявляемые к производственным процессам, соблюдение которых обеспечивает качество выпускаемой продукции, безопасность работников, окружающей среды и т.п.

Нормативное определение стандарта дано в п.5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», согласно которому национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. Однако указанное определение практически не применимо к медицинской помощи

Законодатель не дает нормативное определение стандарта медицинской помощи и раскрывает его через перечисление элементов, включенных в состав стандарта.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В приведенной норме заложен важный принцип – централизации – при утверждении стандартов медицинской помощи. Ранее, до 2012 года в каждом регионе утверждались свои медико-экономические стандарты, однако с введением «одноканального» финансирования в системе обязательного медицинского страхования все региональные стандарты утратили силу и применению подлежат только стандарты, утвержденные Минздравом России.

Далее, в соответствии с ч.14 ст.37 Закона об основах охраны здоровья стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, видов лечебного питания, иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

В приведенной норме указано еще несколько важных признаков современного определения стандарта медицинской помощи.

Во-первых, стандарт медицинской помощи имеет особый порядок разработки, утвержденный Минздравом РФ, который мы рассмотрим далее.

Во-вторых, в современной парадигме содержание стандартов подчинено содержанию клинических рекомендаций. Это новшество последних лет, когда в правовое поле Федеральным законом от 25 декабря 2018 года №489-ФЗ введены клинические рекомендации, в связи с чем самостоятельная роль стандартов в правовом регулировании медицинской помощи постепенно снижается, уступая место клиническим рекомендациям.

В-третьих, стандарт медицинской помощи устанавливает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения мероприятий по медицинской помощи. Усредненный показатель частоты предоставления означает вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов для медицинского применения (медицинских изделий), включенных в стандарт медицинской помощи, которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 — указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания.

Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение стандарта медицинской помощи.

Стандарт медицинской помощи – нормативный правовой акт Минздрава России, разработанный в установленном им порядке на основе клинических рекомендаций, включающий в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, видов лечебного питания и иных мероприятий, с учетом которого организуется и оказывается медицинская помощь.

2. Порядок разработки стандартов медицинской помощи

С 01 января 2018 года согласно изменениям, введенным Федеральным законом от 29.07.2017 №242-ФЗ, стандарты медицинской помощи должны разрабатываться в особом порядке, утвержденном Минздравом России.

С 1 января 2019 года согласно изменениям, введенным Федеральным законом от 25 декабря 2018 года №489-ФЗ, стандарты медицинской помощи должны разрабатываться на основе одобренных и утвержденных клинических рекомендаций.

Отсюда следует, что в настоящее время в правовом поле существуют:

  • стандарты медицинской помощи, разработанные и утвержденные в общем порядке, установленном для принятия ведомственных нормативных актов Минздрава России;
  • стандарты медицинской помощи, разработанные в специальном порядке, но не на основе одобренных и утвержденных клинических рекомендаций;
  • стандарты медицинской помощи, разработанные в специальном порядке на основе одобренных и утвержденных клинических рекомендаций.

Поскольку действие ранее принятых стандартов медицинской помощи ни Федеральным законом от 29.07.2017 №242-ФЗ, ни Федеральным законом от 25 декабря 2018 года №489-ФЗ не отменялось, они продолжают действовать до их отмены.

Порядок разработки стандартов медицинской помощи утвержден приказом Минздрава России от 08.02.2018 №53н.

Разработка стандарта медицинской помощи включает в себя формирование проекта стандарта медицинской помощи и проекта нормативного правового акта об утверждении стандарта медицинской помощи.

Предложения по разработке проекта стандарта медицинской помощи в Министерство здравоохранения Российской Федерации направляются:

  • главными внештатными специалистами Минздрава РФ;
  • органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья;
  • Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;
  • департаментами Минздрава РФ.

Медицинские организации не наделены правом направлять в Минздрав РФ предложения по разработке стандарта медицинской помощи.

В настоящее время разработка стандарта медицинской помощи осуществляется на основе соответствующих клинических рекомендаций не позднее 6 месяцев после их размещения на официальном сайте Минздрава РФ. Включение в проект стандарта медицинской помощи медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, осуществляется с учетом наличия их в клинических рекомендациях.

Для подготовки проектов стандартом в Минздраве РФ разработана специальная информационная система, посредством которой осуществляется взаимодействие участников процесса.

Организационное и методическое обеспечение разработки стандартов медицинской помощи осуществляется ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России.

В рамках организационного и методического обеспечения разработки стандартов медицинской помощи осуществляется:

  1. размещение проектов стандартов медицинской помощи в информационной системе;
  2. медико-экономическая оценка стандартов медицинской помощи;
  3. экспертиза стандартов медицинской помощи в части:
    • соответствия медицинских услуг номенклатуре медицинских услуг, а также корректности усредненных показателей частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг;
    • наличия государственной регистрации лекарственных препаратов на основании сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств;
    • соответствия указания фармакотерапевтической группы анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
    • соответствия средних доз лекарственных препаратов инструкции по применению лекарственного препарата и клиническим рекомендациям и корректности усредненных показателей частоты предоставления лекарственных препаратов;
    • соответствия медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденному Перечню медицинских изделий;
    • соответствия средних доз компонентов крови клиническим рекомендациям и корректности усредненного показателя частоты предоставления компонентов крови;
    • наличия государственной регистрации специализированных продуктов лечебного питания.

Приказом ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России от 27 сентября 2019 г. № 148-од утверждены методические рекомендации по разработке проектов стандартов медицинской помощи.

Согласно методическим рекомендациям, на первом этапе осуществляется анализ содержания клинических рекомендаций по заболеванию или состоянию (группе заболеваний или состояний) и формирование перечня описанных в них этапов диагностики, лечения, в том числе реабилитации, а также видов лечения и методов лечения.

На втором этапе осуществляется формирование стандартизированных модулей. Структура стандартизированного модуля соответствует структуре проекта стандарта медицинской помощи и включает паспортную часть и разделы с перечнями и усредненными показателями частоты и кратности применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, компонентов крови, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания. При этом стандартизированный модуль, в отличие от стандарта медицинской помощи, формируется на отдельный этап диагностики (в случае его выделения) и на каждый метод лечения.

На третьем этапе из стандартизированных модулей формируется проект стандарта медицинской помощи при заболевании или состоянии (группе заболеваний или состояний), включающий этап диагностики (в случае его выделения) и методы лечения. Проекты стандартов медицинской помощи формируются с учетом количества случаев оказания медицинской помощи для каждого стандартизированного модуля, которое определяется с использованием статистических данных и экспертных оценок. Для каждого стандартизированного модуля (метода лечения) определяется доля случаев путем деления количества случаев для определенного стандартизированного модуля на общее количество случаев для вида лечения. Суммарная доля случаев для стандартизированных модулей (методов лечения) в рамках вида лечения должна равняться 1.

После завершения проведения оценки проекта стандарта медицинской помощи в информационной системе ответственный департамент подготавливает с соблюдением установленных процедур проект нормативного правового акта об утверждении стандарта медицинской помощи и формирует пакет документов, необходимых для его издания. Нормативный правовой акт Министерства, утверждающий стандарт медицинской помощи, подлежит государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Структура стандарта медицинской помощи

Стандарт медицинской помощи имеет наименование, в котором отражаются вид медицинской помощи, возрастная категория, заболевание или состояние (группа заболеваний или состояний) в соответствии с классификацией МКБ-10, вид и метод лечения. Например, «Стандарт медицинской помощи взрослым при миокардитах (диагностика и лечение)».

Стандарт медицинской помощи включает паспортную часть и табличные разделы со сведениями о медицинских услугах, лекарственных препаратах, компонентах крови, медицинских изделиях, имплантируемых в организм человека, видах лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания.

Паспортная часть содержит основную дифференцирующую характеристику стандарта:

  • заболевание или состояние (группа заболеваний или состояний) с указанием кодов МКБ-10;
  • возрастная категория пациентов;
  • пол пациентов;
  • фаза течения заболевания (при наличии);
  • стадия/степень тяжести заболевания (при наличии);
  • вид, условия и форма оказания медицинской помощи;
  • требование к условиям оказания медицинской помощи;
  • профиль;
  • вид лечения/этап диагностики;
  • метод лечения;
  • длительность оказания медицинской помощи, дней (минимальная, средняя, максимальная).

Разделы стандарта медицинской помощи имеют следующую структуру:

  • Медицинские услуги для диагностики заболевания, состояния с указанием усредненных показателей частоты и кратности предоставления по следующим подразделам:
    • прием (осмотр, консультация) врача-специалиста;
    • лабораторные методы исследования;
    • инструментальные методы исследования;
    • иные методы исследования;
  • Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением с указанием усредненных показателей частоты и кратности предоставления по следующим подразделам:
    • прием (осмотр, консультация) и наблюдение врача-специалиста;
    • наблюдение и уход за пациентом средним и младшим медицинским работником;
    • лабораторные методы исследования;
    • инструментальные методы исследования;
    • иные методы исследования;
    • хирургические, эндоскопические, эндоваскулярные и другие методы лечения, требующие анестезиологического и/или реаниматологического сопровождения
    • немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации.
  • Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием:
    • кода группы анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
    • международного непатентованного или группировочного (химического) наименования (МНН), а в случаях их отсутствия – торгового наименования лекарственного препарата;
    • пути введения;
    • типа лекарственной формы по агрегатному состоянию на момент потребления;
    • типа лекарственной формы по виду высвобождения;
    • единицы измерения;
    • средней разовой дозы;
    • среднего количества приемов в день;
    • средней длительности приема, дней;
    • усредненного показателя частоты предоставления.
  • Перечень компонентов крови с указанием:
    • наименования компонента крови;
    • усредненного показателя частоты предоставления;
    • единицы измерения;
    • средней суточной дозы (ССД);
    • средней курсовой дозы (СКД).
  • Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека с указанием:
    • кода вида медицинского изделия;
    • наименования вида медицинского изделия;
    • усредненного показателя частоты предоставления;
    • среднего количества.
  • Перечень лечебного питания с указанием:
    • наименования вида лечебного питания;
    • усредненного показателя частоты предоставления;
    • количества.
  • Перечень специализированных продуктов лечебного питания с указанием:
    • наименования специализированного продукта;
    • усредненного показателя частоты предоставления;
    • единицы измерения;
    • средней разовой дозы;
    • среднего количества приемов в день;
    • средней длительности приема, дней.

4. Обязательность применения стандарта медицинской помощи

В настоящее время медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи. До 01 января 2019 года медицинская помощь организовывалась и оказывалась на основе стандартов медицинской помощи. Если ранее стандарты были положены в основу медицинской помощи, то сейчас они лишь учитываются при оказании медицинской помощи. Законодатель постепенно снижает значимость стандартов медицинской помощи, выводя на первый план клинические рекомендации. Содержание стандартов подчиняется содержанию клинических рекомендаций.

Тем не менее, стандарт медицинской помощи – нормативный правовой акт – приказ Минздрава России, устанавливающий общеобязательные правила поведения, соответственно, игнорировать нормы стандарта медицинской помощи нельзя. Необходимо разобраться, в каких случаях применение стандарта обязательно, а в каких – допускается отклонение от стандарта.

Так, в каждом стандарте медицинской помощи при установлении усредненного показателя частоты предоставления, указывается, что под этим понимается вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов (медицинских изделий), которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 — указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания.

Из этого следует, что услуги, препараты и изделия, для которых установлен показатель частоты предоставления, равный единице, оказываются пациенту в обязательном порядке.

На основании п.1 ч.3 ст.80 Закона об основах охраны здоровья пациент вправе при наличии медицинских показаний требовать назначения и применения медицинских мероприятий, включенных в стандарт медицинской помощи, бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь по государственной программе, имеет право не выполнять медицинское мероприятие, указанное стандарте только в следующих случаях:

  • пациент отказался от медицинского вмешательства, воспользовавшись правом, предоставленным ему ч.3 ст.20 Закона об основах охраны здоровья и отказ оформлен надлежащим образом;
  • отсутствуют медицинские показания для применения тех медицинских мероприятий, для которых показатель частоты предоставления менее единицы;
  • имеются медицинские противопоказания для применения медицинского мероприятия в отношении конкретного пациента.

Законодательно предусмотрена также возможность превысить объем бесплатной медицинской помощи, установленной стандартом. Так, в силу ч.3 ст.81 Закона об основах охраны здоровья территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения установленных федеральной программой финансовых нормативов могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

В письме Минздравсоцразвития России от 24.11.2011 №14-3/10/2-11668 также разъясняется, что законодательством предусмотрена возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии наличия медицинских показаний с учетом индивидуальных особенностей пациента, особенностями течения заболевания, по назначению лечащего врача. При наличии показаний и по результатам лабораторных и инструментальных исследований больному могут быть проведены дополнительные диагностические исследования, не указанные в стандарте.

Кроме того, законодатель оставил возможность в исключительных случаях заменять медицинское мероприятие, предусмотренное стандартом, по решению врачебной комиссии медицинской организации. Так, согласно ч.5 ст.37 Закона об основах охраны здоровья назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Указанное решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии (п.6 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н).

В письме Минздравсоцразвития России от 24.11.2011 №14-3/10/2-11668 также разъясняется, что суточные и курсовые дозы лекарственных препаратов могут быть изменены по медицинским показаниям с учетом инструкции по применению. Например, при беременности, при развитии аллергических или токсических реакций, индивидуальных особенностей организма, наличия сопутствующих, фоновых и конкурирующих заболеваний или состояний.

Таким образом, при оказании бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий медицинская организация обязана выполнять стандарт медицинской помощи в части назначения медицинских мероприятий, для которых установлен показатель частоты предоставления, равный единице. Иные медицинские мероприятия, указанные в стандарте, выполняются по медицинским показаниям. При этом допускается невыполнение стандарта в части медицинских вмешательств, от которых пациент отказался или которые пациенту противопоказаны. В случаях, установленных территориальной программой, допускается превышение усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи. Превышение стандарта допускается также при условии наличия медицинских показаний с учетом индивидуальных особенностей пациента, особенностями течения заболевания. При индивидуальной непереносимости и (или) по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии допускается назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи. Суточные и курсовые дозы лекарственных препаратов могут быть изменены по медицинским показаниям с учетом инструкции по применению.

Медицинские организации, оказывающие платные медицинские услуги, имеют еще больше свободы в применении стандартов медицинской помощи. В соответствии с ч.4 ст.84 Закона об основах охраны здоровья платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. То есть, по договору с пациентом медицинская организация вправе как выполнить стандарт частично, так и превысить объем медицинской помощи по сравнению со стандартом.

5. Правовые последствия невыполнения стандарта медицинской помощи

Поскольку стандарт медицинской помощи, в первую очередь, является медико-экономическим документом, то основные последствия его невыполнения лежат в плоскости оплаты медицинской помощи. В первую очередь эти последствия касаются медицинских организаций, работающих в системе ОМС.

Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) утвержден приказом Минздрава России от 19.03.2021 №231н.

Так, к нарушениям, выявляемым при проведении экспертизы качества медицинской помощи, отнесены, в том числе:

  • Невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения, не регламентированных порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, стандартами медицинской помощи мероприятий, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица, либо создавшее риск прогрессирования имеющегося заболевания, либо создавшее риск возникновения нового заболевания;
  • Преждевременное с клинической точки зрения прекращение оказания медицинской помощи при отсутствии клинического эффекта (за исключением случаев отказа застрахованного лица от медицинского вмешательства в установленных законодательством Российской Федерации случаях);
  • Необоснованное назначение лекарственных препаратов; одновременное назначение лекарственных препаратов со схожим фармакологическим действием; нерациональная лекарственная терапия, в том числе несоответствие дозировок, кратности и длительности приема лекарственных препаратов клиническим рекомендациям и стандартам медицинской помощи, связанные с риском для здоровья пациента.

На основании части 1 статьи 41 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию, Федеральный фонд.

При этом в письме Минздравсоцразвития России от 24.11.2011 №14-3/10/2-11668 разъясняется ряд ситуаций, не являющихся нарушениями при оказании медицинской помощи, и не влекущими отказа в оплате.

Так, при оплате по тарифу за законченный случай лечения в соответствии со стандартом учитывается соотношение утвержденной и фактической длительности лечения по стандарту. При определении сроков средней продолжительности случая лечения субъектам федерации рекомендуется установить предельные отклонения от средней длительности лечения, при которых применяется действующий тариф законченного случая.

Если необходимый результат лечения был достигнут в более короткий срок, чем это предписывается стандартом медицинской помощи, в том числе вследствие применения новых медицинских технологий, но в пределах установленного отклонения, медицинская организация вправе выписать данного пациента из стационара, а оплата за данный случай лечения должна быть произведена в полном объеме.

Если больной провел в стационаре менее необходимого по стандарту срока лечения (самовольный уход, перевод в другое учреждение, отказ от продолжения лечения и т.д.), то оплата осуществляется за фактический объем медицинской помощи по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Если по медицинским показаниям при наличии факторов, утяжеляющих течение патологического процесса, длительность лечения больного превысила сроки, регламентированные стандартом медицинской помощи с учетом установленного отклонения, оплата осуществляется за фактический объем медицинской помощи по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Таким образом, медицинская организация, работающая в системе ОМС, обязана своевременное и надлежащее выполнять необходимые пациенту диагностические и (или) лечебные мероприятия, оперативные вмешательства с учетом стандартов медицинской помощи; воздержаться от выполнения непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения, не регламентированных стандартами медицинской помощи мероприятий; не допускать преждевременного с клинической точки зрения прекращение оказания медицинской помощи при отсутствии клинического эффекта; следить за соответствием дозировок, кратности и длительности приема лекарственных препаратов стандартам медицинской помощи. В противном случае это может привести к неоплате оказанной медицинской помощи из средств ОМС.

Кроме того, применение медицинскими организациями стандартов медицинской помощи относится к предмету государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п.3 чт2 ст.88 Закона об основах охраны здоровья).

Согласно пп. «д» п.12 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 №1152, при проведении проверок осуществляется оценка соблюдения стандартов медицинской помощи, в том числе в части:

  • обоснованности назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее 1, а также полноты выполнения медицинских услуг с усредненной частотой предоставления 1;
  • обоснованности и полноты назначения лекарственных препаратов, имплантируемых в организм человека медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания.

В то же время следует подчеркнуть, что в отличие от порядков оказания медицинской помощи, отклонения от стандартов не являются нарушением лицензионных требований к медицинской деятельности и не могут служить основанием для приостановки действия медицинской лицензии.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ