Отдельные направления медицинской деятельности
Случаи и порядок обязательного медицинского освидетельствования водителей
Случаи и порядок обязательного медицинского освидетельствования водителей

Случаи и порядок обязательного медицинского освидетельствования водителей

В современной жизни личный автомобиль давно стал привычным явлением и естественным средством передвижения. При этом многие не задумываются, что, согласно гражданскому законодательству, транспортное средство отнесено к источникам повышенной опасности, и владелец автомобиля обязан возместить причиненный им вред в особом порядке — если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст.1079 Гражданского кодекса РФ).

Защищая интересы своих граждан, государство устанавливает особый нормативный порядок для доступа к управлению автомобилем, исключающий бесконтрольный допуск к управлению автотранспортным средством как источником повышенной опасности.

В этих целях, законодателем установлены следующие ограничения:

  • возрастной ценз – необходимость достижения определенного возраста (от шестнадцати до двадцати одного года в зависимости от категории транспортного средства) в соответствии с требованиями ч.2 ст.26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • образовательный ценз – необходимость прохождения профессионального обучения по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории в соответствии с требованиями ч.2 ст.26 Закона о БДД;
  • медицинский барьер – отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами по результатам медицинского освидетельствования в соответствии с требованиями ст.23 Закона о БДД;
  • квалификационный барьер – необходимость сдачи экзамена на право управления транспортными средствами в соответствии с ч.2 ст.25 Закона о БДД.

В этой статье подробнее остановимся на медицинском барьере на пути к получению права на управление транспортным средством и рассмотрим случаи и порядок обязательного медицинского освидетельствования водителей.

1. Понятие, цели и случаи медицинского освидетельствования водителей

Согласно данному законодателем определению ─ медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (ч.1 ст.65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинское освидетельствование отличается от медицинского осмотра именно тем, что его результат влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Так, работников-водителей по результатам медосмотра работодатель может отстранить от работы, но лишить их права управления транспортным средством могут только по результатам медицинского освидетельствования.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ст.23 Закона о БДД).

Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Например, сюда относятся шизофрения, умственная отсталость и другие психические расстройства, в том числе, связанные с употреблением психоактивных веществ, а также эпилепсия, ахроматопсия и слепота обоих глаз.

Медицинскими показаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), при которых управление транспортным средством допускается при оборудовании его специальными приспособлениями, либо при использовании водителем транспортного средства специальных приспособлений и (или) медицинских изделий, либо при наличии у транспортного средства определенных конструктивных характеристик. Например, существуют показания к управлению транспортным средством с ручным управлением, с автоматической трансмиссией, с акустической парковочной системой, а также в очках (контактных линзах) и с использованием слухового аппарата.

Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категорий, назначения и конструктивных характеристик. Например, больше всего ограничений установлено для управления грузовым и пассажирским транспортом.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604.

Медицинское освидетельствование проводится в следующих основных случаях, установленных ч.1 ст.23 Закона о БДД:

  • обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия,
  • обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами;
  • внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

2. Основные изменения в медицинском освидетельствовании водителей с 01.03.2022г.

С 01.03.2022 г. вступает в силу новый порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, утвержденный приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1092н.

Рассмотрим основные изменения в медицинском освидетельствовании водителей:

1. Во-первых, Минздрав РФ принял компромиссное решение по проведению таких исследований как определение наличия психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя.

Напомним, что в соответствии с действующим порядком данные исследования проводились только при выявлении врачом психиатром-наркологом симптомов и синдромов психического расстройства и расстройства поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Приказом от 10.09.2019 № 731н Минздрав России предпринял попытку сделать данные исследования обязательными для всех освидетельствуемых, что затрудняло проведение медосвидетельствования, увеличивало его сроки и стоимость и вызвало значительное сопротивление у заинтересованных лиц. В связи с этим, законодатель неоднократно откладывал вступление в силу поправок, последний раз отложив их до 01.03.2022г., ввиду чего на данный момент приказ Минздрава России от 15.06.2015 № 344н считается утратившим силу.

В итоге, с 01.03.2022г. определение наличия психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя проводятся в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя в следующих случаях:

  • при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством,
  • при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях,
  • при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).

2. Во-вторых, введены некоторые послабления в части лицензионных требований к медицинским организациям, участвующим в медицинском освидетельствовании.

Так, для проведения обследования врачом-психиатром достаточно только наличие соответствующей медицинской лицензии на право осуществления медицинской деятельности по «психиатрии». Лицензия по «психиатрическому освидетельствованию» с 01.03.2022г. не требуется. Для проведения обследования врачом-психиатром требование о наличии указанной лицензии действительно представляется избыточным и необоснованным.

Кроме того, в случае отсутствия у наркологического диспансера (больницы) лицензий по «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике», и (или) необходимого медицинского оборудования такие медицинские организации привлекают медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, имеющие лицензии, предусматривающие выполнение (оказание) указанных видов работ (услуг), и соответствующее оснащение.

То есть, определение наличия психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя наркологические диспансеры (больницы) вправе организовывать без лицензии по «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике». Для этого разрешается заключить договор с государственными или муниципальными медицинскими организациями, имеющими указанные лицензии и соответствующее оснащение. Такое нововведение, с одной стороны, снимает возможные вопросы с оснащением наркологических диспансеров в регионах, а с другой стороны увеличивает как время, так и стоимость проведения освидетельствования, поскольку цепочка участников еще сильнее растягивается.

3. В-третьих, установлены случаи обязательного проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований вне зависимости от результатов предварительных химико-токсикологических исследований.

Подтверждающие исследования проводятся при выявлении в ходе обследования врачом-психиатром-наркологом у освидетельствуемого не менее трех клинических признаков из перечня, приведенного в приказе.

Кроме того, установлено, что срок доставки пробы мочи в лабораторию для подтверждающих исследований не должен превышать десяти рабочих дней со дня отбора пробы, а срок проведения подтверждающих исследований не должен превышать трех рабочих дней со дня поступления пробы.

В остальном, порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств в целом воспроизводит нормы ранее действовавшего приказа Минздрава России от 15.06.2015 № 344н.

3. Какие медицинские организации и врачи участвуют в медицинском освидетельствовании водителей?

3.1 Объем медицинского освидетельствования

Основное требование для проведения освидетельствования к медицинской организации – это наличие соответствующей лицензии.

Так, согласно п.5 Порядка, медицинское освидетельствование проводится в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (оказание услуг) по:

  • «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством»,
  • «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)»,
  • «офтальмологии»,
  • «неврологии»,
  • «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)»,
  • «функциональной диагностике».

Согласно п.4 Порядка медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования в следующем объеме.

При освидетельствовании на категории «А», «В», «М» и подкатегории «ВЕ», «А1» и «В1»:

Обязательный объем медицинского освидетельствования:

  1. осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом);
  2. осмотр врачом-офтальмологом;
  3. обследование врачом-психиатром;
  4. обследование врачом-психиатром-наркологом.

Дополнительный объем медицинского освидетельствования:

  1. осмотр врачом-неврологом (по направлению врача-терапевта или врача общей практики (семейного врача);
  2. электроэнцефалография (по направлению врача-невролога);
  3. определение наличия психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя (по направлению врача-психиатра-нарколога, а также при медицинском освидетельствовании в связи с возвратом водительского удостоверения после лишения прав).

При освидетельствовании на категории «C», «D», «CE», «DE», «Tm», «Tb» и подкатегории «C1», «D1», «C1E», «D1E:

Обязательный объем медицинского освидетельствования:

  1. осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом);
  2. осмотр врачом-офтальмологом;
  3. обследование врачом-психиатром;
  4. обследование врачом-психиатром-наркологом.
  5. осмотр врачом-неврологом;
  6. осмотр врачом-оториноларингологом;
  7. электроэнцефалография.

Дополнительный объем медицинского освидетельствования:

  1. определение наличия психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя (по направлению врача-психиатра-нарколога, а также при медицинском освидетельствовании в связи с возвратом водительского удостоверения после лишения прав).

Однако, представляется что единолично медицинская организация не может выполнить весь объем медицинского освидетельствования в силу наличия установленных законодателем императивных норм об участии специализированных медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания освидетельствуемого.

3.2. Участие специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения

В п.5 Порядка говорится о двух специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения:

  • организации, имеющие лицензию по «психиатрии»;
  • организации, имеющие лицензию по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике».

Понятие «специализированная медицинская организация» в законодательстве не раскрывается. Определено понятие «специализированная медицинская помощь» — медицинская помощь, оказываемая врачами-специалистами и включающая в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию (ч.1 ст.34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»).

Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 566н.

Согласно нормам «Порядка для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи» при психических расстройствах и расстройствах поведения по территориальному принципу предназначены психоневрологический диспансер и психиатрическая больница. При этом, в целях приближения к месту жительства, месту работы или обучения населения в структуре психоневрологического диспансера и психиатрической больницы создаются кабинеты врача-психиатра участкового.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» утвержден приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н.

Согласно п.18 «Порядка» ─ специализированная медицинская помощь при наркологических расстройствах оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях или их структурных подразделениях по профилю «психиатрия-наркология», в том числе в наркологических диспансерах, наркологических больницах, реабилитационных наркологических центрах, специализированных научно-практических центрах. Правила организации деятельности наркологического диспансера (наркологической больницы) утверждены приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н.

Наркологический диспансер (наркологическая больница) создаются для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» по территориальному принципу (п.п.2 и 4 Правил). Участие в проведении медицинских освидетельствований отнесено к функциям наркологического диспансера (наркологической больницы) — п.11 Правил. При этом, в целях приближения к месту жительства, месту работы или обучения населения в структуре наркологического диспансера (наркологической больницы) создаются кабинеты участкового врача психиатра-нарколога.

Таким образом, если под «специализированными медицинскими организациями» понимать медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, то обследование врачом-психиатром при проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) должно осуществляться в психоневрологическом диспансере или психиатрической больнице, а также в их структурных подразделениях; обследование врачом-психиатром-наркологом — в наркологическом диспансере или наркологической больнице, а также в их структурных подразделениях.

Если непосредственно по месту жительства освидетельствуемого отсутствуют специализированные медицинские организации и их структурные подразделения, то обследование врачом-психиатром и обследование врачом психиатром-наркологом должно осуществляться в тех структурных подразделениях специализированных медицинских организаций, к территории обслуживания которых отнесен данный населенный пункт в соответствии с территориально-участковым принципом оказания медицинской помощи.

Наличие императивных норм об участии в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения может значительно усложнить жизнь как освидетельствуемому, так и медицинским организациям. Сложность может возникнуть, если гражданин проживает в провинции далеко от регионального центра, где территориально расположены соответствующие диспансеры, а также если фактически гражданин проживает вне места регистрации.

Так, если гражданин, проживающий вне места регистрации (что актуально для мегаполисов), решит честно получить все необходимые справки, то даже при получении прав на категорию В и при отсутствии противопоказаний, этот процесс займет до двух недель. Цепочка действий в этом случае будет выглядеть примерно так:

  • гражданин обращается в психоневрологический диспансер по месту фактического нахождения и оформляет запрос в аналогичный диспансер по месту регистрации о том, что он «не состоит на учете»;
  • далее гражданин связывается с диспансером по месту регистрации и узнает сроки ответа на запрос;
  • после получения ответа гражданин вновь обращается в психоневрологический диспансер по месту фактического нахождения и проходит обследование врача-психиатра;
  • параллельно гражданин проделывает аналогичные действия с наркологическим диспансером;
  • после получения двух справок из диспансеров по месту фактического нахождения гражданин обращается в медицинский центр для прохождения оставшихся обследований и оформления медицинского заключения.

Некоторые медцентры пытаются обойти установленные требования и самостоятельно проводят обследование врачом-психиатром и врачом-наркологом. Другие проводят освидетельствование только при условии предоставления справок из диспансеров. Третьи заключают соглашения с государственными диспансерами и организуют совместные обследования на территории одной из организаций.

Таким образом, наличие императивных норм об участии специализированных медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения, с одной стороны дает устойчивый спрос на платные услуги таких учреждений, а с другой – значительно осложняет жизнь гражданам и частным медцентрам.

3.3. Проведение химико-токсикологических исследований

Определение наличия психоактивных веществ в моче проводится при выявлении врачом психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством, а также при медицинском освидетельствовании водителей после лишения прав.

Положение об организации работы химико-токсикологической лаборатории наркологического диспансера (наркологической больницы) утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 27.01.2006 № 40.

С 01.03.2022 г. в случае отсутствия у наркологического диспансера (больницы) лицензий по «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике», и (или) необходимого медицинского оборудования, такие медицинские организации вправе привлекать медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, имеющие лицензии, предусматривающие выполнение (оказание) указанных видов работ (услуг), и соответствующее оснащение.

Рекомендуемый перечень оборудования и вспомогательных материалов для химико-токсикологической лаборатории наркологического диспансера (наркологической больницы) приведен в приложении № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 27.01.2006 № 40.

При медицинском освидетельствовании определение наличия психоактивных веществ в моче проводится в два этапа:

  1. предварительные химико-токсикологические исследования (предварительные ХТИ), направленные на получение объективных результатов выявления в пробе биологического объекта (мочи) освидетельствуемого наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  2. подтверждающие химико-токсикологические исследования (подтверждающие ХТИ), направленные на идентификацию в пробе биологического объекта (мочи) освидетельствуемого наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Предварительные ХТИ проводятся на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги:

  • опиаты,
  • каннабиноиды,
  • фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин),
  • синтетические катиноны,
  • кокаин,
  • метадон,
  • бензодиазепины,
  • барбитураты,
  • фенциклидин.

Предварительные ХТИ проводятся иммунохимическими методами, исключающими визуальную оценку результатов предварительных ХТИ, одновременно на все вещества и не позднее двух часов с момента отбора пробы мочи с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов предварительных ХТИ путем сравнения полученных результатов с калибровочной кривой.

По окончании предварительных ХТИ в случае наличия в пробе биологического объекта (мочи) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и вне зависимости от их концентрации проводятся подтверждающие ХТИ.

Подтверждающие ХТИ пробы биологического объекта (мочи) проводятся вне зависимости от результатов предварительных ХТИ в случае выявления в ходе обследования врачом психиатром-наркологом у освидетельствуемого не менее трех из следующих клинических признаков:

  • неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;
  • заторможенность, сонливость или возбуждение;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • ускорение или замедление темпа мышления;
  • гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;
  • инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
  • сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;
  • учащение или замедление дыхания;
  • тахикардия или брадикардия;
  • сужение или расширение зрачков;
  • вялая реакция зрачков на свет;
  • двигательное возбуждение или заторможенность;
  • пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
  • неустойчивость в позе Ромберга;
  • ошибки при выполнении координационных проб;
  • тремор век и (или) языка, рук;
  • нарушение речи в виде дизартрии;
  • признаки внутривенного введения средств (веществ), включая следы от инъекций.

Срок доставки пробы мочи в медицинскую организацию, проводящую подтверждающие ХТИ, не должен превышать десяти рабочих дней со дня отбора пробы мочи.

Срок проведения подтверждающих ХТИ не должен превышать трех рабочих дней со дня поступления пробы мочи в химико-токсикологическую лабораторию.

4. Документальное оформление результатов медицинского освидетельствования

Поскольку в медицинском освидетельствовании водителей могут участвовать несколько медицинских организаций, то документальное оформление его результатов разными участниками осуществляется по-разному:

Медицинские организации, привлекаемые к проведению медицинского освидетельствования:

А) По результатам осмотров и обследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований, (за исключением химико-токсикологических исследований), выдаются справки в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. № 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».

Б) Результаты химико-токсикологических исследований отражаются в справке о результатах химико-токсикологических исследований по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 40, и представляются в медицинскую организацию, направившую в химико-токсикологическую лабораторию пробу биологического объекта (мочи).

Основная медицинская организация, проводящая медицинское освидетельствование:

А) На основании п.15 Порядка результаты проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством вносятся врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) в медицинскую карту. К медицинской карте также приобщаются справки по результатам обследований врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом.

Б) Врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (форма № 003-В/у).

Бланк медицинского заключения является защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня защищенности «В» и изготавливается по единому образцу в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. № 217н.

Порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами утвержден приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1092н.

При отказе освидетельствуемого от прохождения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) или от прохождения хотя бы одного из предусмотренных осмотров или обследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований, медицинское заключение не выдается.

Медицинское заключение действительно в течение двенадцати месяцев с даты выдачи.

Выданные медицинские заключения подлежат регистрации в журнале регистрации.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ