База знаний
Санитарные требования к освещению в медицинских организациях
Санитарные требования к освещению в медицинских организациях

Санитарные требования к освещению в медицинских организациях

Одна из основных проблем современной системы санитарно-эпидемиологических правил и норм заключается в том, что значительная доля СанПиНов и СП устарели и, как некоторые говорят, «не идут в ногу со временем». На сегодняшний день до сих пор остаются в действии санитарно-эпидемиологические нормы времен СССР. Очень многие из них по сути своей являются неактуальными, а иногда и противоречащими принятым в современное время санитарным требованиям.

Стоит отметить, что наличие большого числа конкурирующих между собой санитарных нормативно-правовых актов создает большие сложности в их понимании и приводит к затяжным спорам между архитекторами, проектировщиками, руководством медицинских организаций (далее — МО) и надзорными органами. Разобраться в правовых переплетениях санитарных требований бывает очень сложно, ошибаются даже эксперты этой сферы. Налицо огромное число нормативов, которые требуют глубоких познаний для их правильного исполнения. Ну, а если они еще и устаревшие настолько, что их применение в современных условиях практически не осуществимо или они актуализированы таким образом, что начинают противоречить нормам других действующих санитарных требований, то они просто вводят в «тупик» тех, на ком лежит ответственность за их исполнение. Но мы все же попытаемся разобраться хотя бы в части санитарных требований, а именно в требованиях, которые законодатель предъявляет к освещению в МО.

До начала текущего года в отношении санитарных требований, предъявляемых к МО, действовали нормы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58. Сюрпризом для медицинских организаций стало появление в самом конце 2020 года новых санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (далее СП 2.1.3678-20), которые были зарегистрированы в Минюсте только лишь 30.12.2020 года с указанием на то, что вступают в силу они с 01.01.2021 года.

Предыдущий СанПиН 2.1.3.2630-10 был отменен в рамках проводимой государством «регуляторной гильотины», когда отменяются устаревшие нормативно-правовые акты. Но, как известно, для фактического принятия и проработки норм новых санитарных правил любой организации необходимо время, и видимо поняв данный факт, наше Правительство издало в последний день ушедшего года Постановление под номером 2467, в котором был указан перечень документов, действие которых решили продлить на определенное время или совсем решили не отменять. Среди данных документов был указан СанПиН 2.1.3.2630-10, действие которого указанным Постановлением продлили до 01 марта 2021 года.

Общие требования к освещению в МО

Согласно п. 2.5. раздела II СП 2.1.3678-20 уровни естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Пункт 4.6. раздела IV СП 2.1.3678-20 посвящен требованиям, предъявляемых к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений медицинских организаций, но он имеет отсылочный характер. Так, в МО согласно п. 4.6. раздела IV СП 2.1.3678-20 показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников должны иметь естественное освещение.

Пунктом 4.6.2. раздела IV СП 2.1.3678-20 установлено, что без естественного освещения или с освещением вторым светом при условии обеспечения нормируемых показателей микроклимата и кратности воздухообмена размещаются технические и инженерные помещения, к которым относятся:

  • тепло пункты;
  • насосные, компрессорные, вентиляционные камеры;
  • дистилляционные, мастерские по эксплуатации зданий.

Без естественного освещения могут быть помещения работников, к которым относятся помещения для занятий работников, конференц-залы, помещения отдыха, приема пищи, выездных бригад, гардеробные, душевые, санитарный узел.

Также без естественного помещения в МО могут быть организованы помещения вспомогательных служб:

  • экспедиции;
  • загрузочные;
  • архивы;
  • кладовые и хранилища всех видов;
  • термостатная, комната приготовления сред;
  • центральные бельевые;
  • помещения приготовления рабочих дезинфекционных растворов;
  • моечные;
  • столовые;
  • помещения пищеблоков, прачечных, центральных стерилизационных;
  • дезинфекционных отделений;
  • помещения хранения и одевания трупов;
  • траурный зал;
  • помещения обработки медицинских отходов;
  • санитарные пропускники;
  • санитарные комнаты;
  • клизменные.

Кроме того, нормы пункта 4.6.2 раздела IV СП 2.1.3678-20 допускают размещение без естественного освещения или с освещением вторым светом:

  • кабинетов и помещений восстановительного лечения организаций, для которых медицинская деятельность не является основной;
  • помещения в составе лабораторий площадью до 100 м2;
  • кабинетов консультативного приема врачей, при наличии ординаторской (помещения) работников с естественным освещением;
  • кабинетов гирудотерапии;
  • саун;
  • помещений подготовки парафина, озокерита, обработки прокладок, фотарии;
  • кабинетов бальнеологических процедур, регенерации грязи, лечения сном;
  • кабинетов электросветолечения, процедурных лучевой терапии, лучевой, радионуклидной и магнитно-резонансной диагностики;
  • комнат управления при них и других помещений кабинетов, представляющие с ними единый функциональный процесс;
  • блоков радионуклидного обеспечения, помещений зуботехнических лабораторий;
  • кабинетов медицинской оптики;
  • помещений медицинской организации, расположенных в торгово-развлекательных комплексах, общей площадью не более 100 м.кв.

Требования к естественному освещению МО

Рассмотрим более подробно, какие требования законодатель обязывает или рекомендует выполнять при организации естественного освещения в МО (а среди таких требований можно обнаружить не только санитарные нормы, но и правила проектирования и строительства).

Первое, что нам стоит отметить, это необходимость обязательного наличия естественного освещения в помещениях, где пациенты или персонал прибывают постоянно, другими словами, в таких помещениях обязательно должны быть окна.

Что касается коридоров, которые используются в качестве рекреаций, то нормы обязывают их иметь естественное торцевое или боковое освещение.

Система естественного освещения должна обеспечивать установленные в СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» и СП 23-102-2003 «Естественное освещение жилых и общественных зданий»:

  • нормированные значения коэффициента естественной освещенности на рабочих местах или в расчетной точке помещения;
  • регламентируемые требования к равномерности распределения коэффициента естественной освещенности в рабочих зонах помещения;
  • максимальное время использования естественного света.

Требования к естественному освещению общественных зданий в зависимости от назначения помещений изложены в таблице 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», которая устанавливает нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений общественного здания, а также сопутствующих им производственных помещений.

В пп 2.3.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 установлены требования по коэффициенту освещенности при одностороннем боковом освещении помещений учреждений здравоохранения, которые определяют, что нормируемое значение коэффициента естественного освещения должно быть обеспечено:

  • в палатах больниц, в палатах и спальных комнатах объектов социального обеспечения (интернатов, пансионатов для престарелых инвалидов и т.п.), санаториев и домов отдыха — в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • в кабинетах врачей, ведущих прием больных, в смотровых, в приемно-смотровых боксах, перевязочных — в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности;
  • в остальных помещениях — в расчетной точке, расположенной в центре помещения на рабочей поверхности. При этом в таких помещениях согласно пункта 2.3.5. допускается деление помещений на зоны с достаточным и недостаточным естественным освещением, а при одностороннем боковом освещении помещений общественных зданий нормативное значение коэффициента естественного освещения должно быть обеспечено в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на уровне рабочей поверхности.

В целом с вопросом о понятиях «естественного освещения» и «освещения вторым светом» не все однозначно. СП 2.1.3678-20 не дает расшифровку данным понятиям и не устанавливает для них полных критериев. Чтобы разобраться с параметрами, которым должно соответствовать естественное освещение, необходимо обратиться к СП 23-102-2003 «Естественное освещение жилых и общественных зданий», который, в свою очередь, был разработан в развитие СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». В то же время вместо СНиП 23-05-95 в 2011 году появилась его актуализированная редакция СП 52.13330.2011, затем появилась еще одна редакция СП 52.13330.2016. Таким образом, в вопросе нормируемости освещенности, определения коэффициента естественной освещенности необходимо руководствоваться СП 52.13330.2016 и СП 23-102-2003, которые распространяются на проектируемые, реконструируемые и эксплуатируемые общественные здания, включая МО.

Понятие «естественное освещение» можно найти в п. 3.19 СП 52.13330.2016, который определяет его как освещение помещений светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях, а также через световоды.

Естественное освещение подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное (верхнее и боковое), при этом боковое естественное освещение — это естественное освещение помещения через световые проемы в наружных стенах. Двухсторонним боковым естественным освещением является естественное освещение помещения за счет светопроемов, расположенных в различных плоскостях двух стен.

Верхнее естественное освещение подразумевает под собой естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высоты здания.

Раскрытие понятия «освещение вторым светом» отсутствует в указанных нормативных актах. На практике «второй свет», как правило, означает наличие окон дополнительного верхнего яруса в помещении.

Контроль выполнения санитарных требований к освещению в МО будет подведомствен разным органам. Так, контрольно-надзорные функции по выполнению требований СП 52.13330.2016 и СП 23-102-2003 закреплены за Минстроем, а надзор за выполнением требований СП 3.1.3678-20 подведомствен Роспотребнадзору.

Требования к искусственному освещению

Согласно нормам СП 52.13330.2016 искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, охранное и дежурное. Часть светильников рабочего или аварийного освещения может использоваться для дежурного освещения. Нормируемые характеристики освещения в помещениях и вне зданий обеспечиваются как светильниками рабочего освещения, так и их совместным действием со светильниками аварийного освещения.

Ранее в Приложении 5 действовавшего СанПиНа 2.1.3.2630-10 были указаны нормируемые показатели, которым должен соответствовать уровень естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений МО.

Удобство данного приложения заключалось в том, что нормируемые показатели освещенности установлены отдельно для разных видов помещений МО. Так, в Приложении 5 СанПиНа 2.1.3.2630-10 были сгруппированы показатели для таких помещений МО, как:

  • палатные отделения;
  • операционный блок, реанимационный зал, перевязочные, родовые отделения;
  • отделения консультативного приема, кабинеты диагностики и лечения;
  • лаборатории медицинских учреждений;
  • аптеки;
  • стерилизационные и дезинфекционные помещения;
  • патологоанатомические отделения;
  • помещения пищеблоков.

Для врачебных смотровых кабинетов дополнительным требованием в соответствии с п. 7.11 СанПиНа 2.1.3.2630-10 являлась установка настенных или переносных светильников для осмотра больного со спектром света, приближенным к дневному. В новых СП 2.1.3678-20 никакой конкретизации относительно показателей освещенности именно для учреждений здравоохранения нет, в связи с чем в данном вопросе следует руководствоваться нормами иных нормативных актов.

Так, ряд требований к освещению МО содержится в СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования», утвержденных Приказом Минстроя от 18.02.2014 г. № 58/пр (далее — СП 158.13330). Исполнение содержащихся в своде правил требований к освещению особо актуальны при проектировании, реконструкции или капитальной ремонте МО.

Рассмотрим основные требования к искусственному освещению МО, к выполнению которых обязывают или выполнение которых рекомендуют нормы СП 158.13330.

Пункт 7.7.2.1.1 СП 158.13330 устанавливает правило для размещения общего освещения лечебно-диагностических помещений, согласно которому такое освещение должно быть выполнено осветительными приборами с разрядными источниками света и другими источниками света с использованием ламп по спектру светоизлучения «естественно-белый» с характеристиками по цветовой температуре и интенсивности ультрафиолетового излучения в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами. Источники света по цветовым характеристикам должны соответствовать требованиям СП 52.13330.

Что касается аварийного, а также резервного и эвакуационного освещения, то здесь также следует придерживаться требований СП 52.13330. Помимо требований СП 52.13330 в отношении аварийного, резервного и эвакуационного освещения СП 158.13330 также устанавливает для МО ряд требований.

Так, согласно п. 7.7.2.2. СП 158.13330 резервное освещение (для продолжения работ) следует устраивать в следующих помещениях МО:

  • в операционных блоках, реанимационных, родовых отделениях, перевязочных, манипуляционных, процедурных, приемных отделениях, лабораториях срочных анализов, на постах дежурных медицинских сестер;
  • в помещениях оперативной части, хранения ящиков выездных бригад, аптечных комнатах станций (отделений) скорой (неотложной) медицинской помощи;
  • в помещениях диспетчерских, операторских, в узлах связи, электрощитовых, дежурных пожарных постах, на постах постоянной охраны;
  • в гардеробах в вестибюлях, в машинных отделениях лифтов, а также в тепловых пунктах и насосных, в помещениях для хранения опасных веществ (кислот, ядохимикатов, дезинфицирующих средств, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, баллонов со сжиженными газами, радиоактивных веществ и т.п.).

Аварийное эвакуационное освещение предусматривается:

  • в коридорах, основных проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей;
  • в помещениях физиотерапии, душевых, залов грязелечения, ванных комнат и раздевальных отделений восстановительного лечения;
  • в конференц-залах и аудиториях.

Важным для исполнения требованием является установленная пунктом 7.7.2.1.5 СП 158.13330 обязанность в медицинских помещениях 2 группы подключать часть светильников к источнику питания систем безопасности (автономный электрогенератор или ИБП). В операционных, реанимационных от источника питания систем безопасности должно быть запитано не менее 50% общего освещения. В палатах интенсивной терапии от источника питания систем безопасности должно быть запитано не менее 25% общего освещения.

Для освещения рабочих мест персонала МО в СП 158.13330 установлены также санитарные требования, при этом они имеют отсылочный характер. Так, п. 7.13 СП 158.13330 определяет, что освещение на рабочих местах с компьютерной техникой должно соответствовать нормам СанПиНа 2.2.2/2.4.1340-03 вместе с СанПиНом 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. «Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», устанавливающим гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы. Таким образом, санитарных требований к освещению рабочего места персонала МО в новом СП 2.1.3678-20 нет. В данном вопросе МО должна руководствоваться общим для всех организаций СанПиНом 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2., который в свою очередь, не учитывает особенности и профильность ряда МО, в связи с чем полное выполнение со стороны МО, включенных в указанный СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2 санитарных требований к освещению рабочего места, не всегда на практике возможно.

В разделах 6 и 7 СанПиНа 2.1.3.2630-10 были отдельные санитарные требования к освещению таких видов МО, как стоматология, фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории. Нормы нового СП2.1.3678-20 не выделяют данные виды МО в отдельную группу, на них распространяются общие требования, предъявляемые к освещению любых МО.

Единственное пункт 4.26. СП 2.1.3678-20 посвящен требованиям, предъявляемых к медицинским организациям, оказывающим стоматологические услуги. В частности, лишь один подпункт указанного пункта затрагивает вопрос освещения в стоматологических МО, а именно пп 4.26.8. раздела IV СП 2.1.3678-20, который гласит, что в кабинетах с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль световедущей стены.

В вопросе искусственной освещенности (общей и местной), источников света, типа ламп для стоматологических МО, ФАПов и амбулаторий необходимо руководствоваться СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1278-03 вместе с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы». Нормами этих СанПиНов необходимо руководствоваться и в вопросе требований для стоматологических МО к коэффициенту естественного освещения на постоянных рабочих местах во всех стоматологических кабинетах и основных помещениях зуботехнической лаборатории.

Заключительные положения

Пожалуй, на сегодняшний день нет ни одной МО, которая смогла бы соблюсти в своих помещениях все без исключения требования многочисленных санитарных правил и норм. Вникая в установленные требования даже по одному из критериев, как в нашем случае к освещению МО, понимаешь, что возникает масса сложностей не только с исполнением требований, но в первую очередь, с их пониманием. Как уже указывалось ранее, основная проблема отечественной системы санитарных правил и норм, это их чрезмерное количество, огромное число норм к другим, а также наличие действующих санитарных правил, которые были разработаны и утверждены еще во времена СССР. Все это усложняет их понимание и применение МО. Частично это проблема была решена в связи с введением «регуляторной гильотины» и обновлением СанПинов для медицинских организаций. Но, увы, полностью решенной её назвать нельзя (в частности, неприкосновенным остался свод правил по проектированию и строительству)

Проблема исполнения санитарных требований это, как можно выразиться, «палка о двух концах». С одной стороны, проектируемые современные МО, или те МО, в которых производится основательная реконструкция, просто не могут руководствоваться в процессе своего создания устаревшими нормами времен советского периода. С другой стороны, все мы знаем, что в различных регионах нашей огромной страны здания сотен медицинских учреждений имеют год постройки, который исчисляется несколькими десятилетиями и многие их этих зданий и помещений находятся в плачевном состоянии. Для таких МО соответствовать современным санитарным требованиям просто технически невозможно, не говоря уже о финансовой стороне вопроса. Для таких МО руководствоваться и соответствовать правилам, введённым в действие во времена СССР, наверное, более удобно, так как эти правила разрабатывались как раз в ту самую эпоху, когда были построены их здания. Поэтому практически любая проверка, проводимая надзорными органами на предмет соблюдения санитарных правил и норм, заканчивается выявлением нарушений и привлечением к ответственности МО или ее должностных лиц. И это характерно не только для частной медицины, но и для государственных (или муниципальных) медорганизаций. Причина несоблюдения всех установленных законодателем санитарных требований банальна и кроется не столько в нежелании руководства МО их соблюдать и, тем более, не в халатности медперсонала, сколько в отсутствии финансирования со стороны государства на оснащение государственных и муниципальных МО всем тем необходимым, что требуют нормы действующих санитарных правовых актов.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ