
Правовой статус военно-врачебной комиссии
Поступая на военную службу, гражданин получает правовой статус военнослужащего и практически «выпадает» из общегражданского правового поля. Военное право по-своему регулирует большую часть правовых отношений, участником которых выступает военнослужащий, устанавливая особые правовые нормы во всех значимых областях общественной жизни. Сфера охраны здоровья не исключение и также особым образом регулируется нормами военно-медицинского права. Состояние здоровья является одним из ключевых условий для получения и сохранения статуса военнослужащего, и ведущая роль в оценке здоровья применительно к военной службе отведена военно-врачебным комиссиям.
1. Понятие военно-врачебной комиссии
Военно-врачебная комиссия вскользь упоминается в ключевом для отрасли здравоохранения Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» применительно к основной ее функции – проведению военно-врачебной экспертизы.
Несколько чаще военно-врачебная комиссия упоминается в Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», положения которого устанавливают, что часть прав военнослужащих напрямую зависит от заключения военно-врачебной комиссии (изменение места военной службы, предоставление отпуска по болезни, предоставление бесплатных путевок в санатории, определение категории годности к военной службе, бесплатный проезд сопровождающих лиц и т.д.).
Анализ подзаконных нормативных актов, в том числе Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, также указывает на отсутствие нормативного определения военно-врачебной комиссии.
Военно-врачебную комиссию в общем виде можно определить как функциональное образование, сформированное в целях проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба).
2. Функции военно-врачебных комиссий
Согласно п.2 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) создаются для проведения военно-врачебной экспертизы.
Соответственно, основной функцией военно-врачебной комиссии является военно-врачебная экспертиза.
Военно-врачебная экспертиза является разновидностью медицинских экспертиз, под которыми закон понимает проводимые в установленном порядке исследования, направленные на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина (ч.1 ст.58 Закона об основах охраны здоровья граждан).
В частности, военно-врачебная экспертиза проводится в целях:
- определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);
- установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);
- решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.61 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Иные функции военно-врачебной комиссии обозначены в п.3 Положения о военно-врачебной экспертизе, согласно которому на нее также возлагается:
- методическое руководство военно-врачебной экспертизой и контроль в части, касающейся военно-врачебной экспертизы, за организацией, проведением и результатами обследований, лечебно-диагностических мероприятий в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (организациях);
- контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу;
- определение категории годности граждан к военной службе (приравненной службе) по состоянию здоровья на момент их увольнения с военной службы (приравненной службы);
- участие в научных исследованиях проблем военно-врачебной экспертизы;
- подготовка врачей-специалистов по вопросам организации и проведения военно-врачебной экспертизы;
- организация и проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования (в том числе по результатам независимой военно-врачебной экспертизы);
- контроль за обоснованностью заключений подчиненных военно-врачебных комиссий, включающий рассмотрение и утверждение (неутверждение), отмену вышестоящими военно-врачебными комиссиями заключений подчиненных военно-врачебных комиссий.
Помимо заключения о годности к военной службе военно-врачебная комиссия также выносит заключение:
- о необходимости лечения члена семьи сотрудника, военнослужащего, проходящего военную службу по контракту;
- о необходимости лечения в стационарных условиях офицера, уволенного с военной службы;
- о необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) военнослужащего, следующего на лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию), в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы; а также членов семьи военнослужащего, следующих на лечение;
- о необходимости проезда освидетельствованного гражданина и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным (за исключением такси) транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе;
- о необходимости проезда освидетельствованного гражданина, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном 4-местном купе купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий;
- о необходимости лечения либо медицинского освидетельствования сотрудников (п.7 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Таким образом, реализация прав военнослужащих, прямо или косвенно связанных с состояние их здоровья, зависит от заключения военно-врачебной комиссии.
3. Виды военно-врачебных комиссий
Как было указано, военно-врачебные комиссии создаются не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и в других войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба). Соответственно, правовое регулирование деятельности военно-врачебных комиссий носит ведомственный характер и зависит от ведомства, в структуре которого такая комиссия сформирована.
В связи с этим рассмотрим виды военно-врачебных комиссий на примере Министерства обороны РФ, являющегося органом управления Вооруженными Силами РФ.
Порядок создания военно-врачебных комиссий в Вооруженных Силах РФ утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2020 № 433.
По времени действия согласно п.1 Порядка военно-врачебные комиссии ВС РФ подразделяются на:
- постоянно действующие военно-врачебные комиссии;
- временно действующие военно-врачебные комиссии.
Постоянно действующие военно-врачебные комиссии создаются:
- в ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы», его филиалах и отделах;
- в военно-медицинских организациях;
- в военных комиссариатах;
- в эвакуационных пунктах (местных), госпитальных базах и соединениях.
Временно действующие военно-врачебные комиссии подразделяются на:
- военно-врачебные комиссии военно-учебных заведений;
- военно-врачебные комиссии для освидетельствования граждан, призванных на военную службу и прибывших к месту военной службы для комплектования учебных воинских частей;
- военно-врачебные комиссии в составе приемно-технической комиссии флота;
- военно-врачебные комиссии для освидетельствования военнослужащих, привлекаемых к подводному вождению танков и других машин.
В системе Минобороны РФ военно-врачебные комиссии имеют иерархическую подчиненность. Так Центральная военно-врачебная комиссия ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» является вышестоящей для всех комиссий, создаваемых в Вооруженных Силах РФ. Вышестоящей для всех комиссий, создаваемых на территории соответствующего военного округа (Северного флота) является военно-врачебная комиссия филиала ФГКУ «ГЦ ВВЭ». За военно-врачебными комиссиями отделов филиала ФГКУ «ГЦ ВВЭ» закрепляется функции вышестоящей для установленной для них зоны ответственности (п.2 Порядка).
Таким образом, в Вооруженных Силах РФ сформирована разветвленная иерархически организованная система военно-врачебных комиссий.
Рассмотрим также на военно-врачебные комиссии, созданные в системе Министерства внутренних дел России.
Инструкция по организации деятельности военно-врачебных комиссий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена приказом МВД России от 14.06.2018 № 370.
В МВД России также сформированы постоянно действующие военно-врачебные комиссии:
- в ФКУЗ «Центральная медико-санитарная часть МВД РФ» (Центральная военно-врачебная комиссия);
- в медико-санитарных частях МВД РФ по субъектам федерации и в их структурных подразделениях;
- в ФКУЗ «Главный клинический госпиталь МВД РФ» и ФКУЗ «Центральная клиническая больница МВД РФ» (госпитальные военно-врачебные комиссии).
Кроме того, ежегодно на определенный период для проведения окончательного медицинского освидетельствования граждан, поступающих в образовательные организации, находящиеся в ведении МВД России, создаются:
- военно-врачебные комиссии образовательных организаций и их филиалов;
- военно-врачебная комиссия ФГКОУВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я.Кикотя».
Система военно-врачебных комиссий в МВД России также является иерархичной, существуют вышестоящие комиссии, осуществляющие методическое руководство и проверку обоснованности заключений нижестоящих комиссий. Так, Центральная военно-врачебная комиссия является вышестоящей по отношению ко всем военно-врачебным комиссиям, созданным в системе МВД России. Военно-врачебные комиссии в медико-санитарных частях МВД РФ по субъектам федерации являются вышестоящей по отношению к комиссиям их структурных подразделений и комиссиям образовательных организаций.
Таким образом, в МВД России также сформирована разветвленная иерархически организованная система военно-врачебных комиссий.
4. Порядок создания военно-врачебных комиссий
Порядок создания военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Порядок создания военно-врачебных комиссий в Вооруженных Силах РФ утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2020 № 433.
В соответствии с п.3 Порядка постоянно действующие ВВК ежегодно создаются приказами начальника ФГКУ «ГЦ ВВЭ», его филиала и отдела филиала, военного комиссара субъекта РФ, начальника (руководителя) военно-медицинской организации, начальника эвакуационного пункта (местного), начальника госпитальной базы, командира соединения.
Временно действующие ВВК создаются на определенный период приказами командующего флотом (Каспийской флотилией, войсками и силами на северо-востоке Российской Федерации), начальника военно-учебного заведения, командира Новороссийской военно-морской базы, командира соединения, командира учебной воинской части.
То есть, процессуальным основанием для создания военно-врачебной комиссии является приказ уполномоченного начальника. Приказ издается ежегодно (в отношении постоянно действующих комиссий) или по мере необходимости (при создании временно действующей комиссии).
Согласно п.5 Порядка приказ о создании военно-врачебной комиссии должен:
- определить персональный состав создаваемой комиссии;
- указать задачи и цели, для решения которых создается комиссия;
- указать категории лиц, освидетельствуемых данной комиссией;
- определить время, место и периодичность проведения заседаний комиссии;
- утвердить паспорт постоянно действующей военно-врачебной комиссии.
В состав военно-врачебной комиссии включается нечетное количество членов комиссии (не менее трех). В приказе о создании ВВК из числа членов комиссии назначаются председатель и не менее двух заместителей председателя и определяется количество членов военно-врачебной комиссии, в обязательном порядке участвующих в заседаниях.
В состав создаваемой военно-врачебной комиссии включаются врачи-специалисты, являющиеся членами комиссии, а также не менее двух секретарей для оформления, отправки (получения) документации.
Персональный состав врачей-специалистов, включаемых в состав создаваемой ВВК для проведения освидетельствования, определяется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Состав военно-врачебных комиссий, осуществляющих освидетельствование военнослужащих ВС РФ, граждан, проходящих военные сборы по линии ВС РФ в иных целях, чем в целях определения категории годности к военной службе, определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.10.2014 № 770.
Проект приказа о создании постоянно действующей военно-врачебной комиссии, включающий паспорт военно-врачебной комиссии, ежегодно до 15 ноября подлежит согласованию с председателем Центральной военно-врачебной комиссии, филиала или отдела филиала, в чьем непосредственном подчинении по вопросам военно-врачебной экспертизы находится создаваемая постоянно действующая военно-врачебная комиссия.
Одновременно с проектом приказа о создании постоянно действующей военно-врачебной комиссии направляется заверенная гербовой печатью копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.
5. Пересмотр и обжалование заключений военно-врачебной комиссии
Заключение военно-врачебной комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (п.5 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п.8 Положения заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
По истечение года с даты освидетельствования или иного срока, установленного в заключении, гражданин имеет возможность пройти очередное освидетельствование.
Если в состоянии здоровья гражданина произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, он вправе обратиться с заявлением о досрочном проведении повторного освидетельствования.
Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).
На основании п.8 Положения гражданин также может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование:
- в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии;
- для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии;
- а также если в состоянии его здоровья гражданина произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии.
При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 574.
Гражданин также может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в суд.
Пример
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16.06.2021 № 33-4302/2021
Гражданин обратился в суд с иском к ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Оренбургской области» об установлении диагноза и причинной связи увечья с формулировкой «военная травма», внесении изменений в свидетельство о болезни. В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел РФ, уволен в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. Указал, что основанием для направления на ВВК явилось полученное при выполнении служебных обязанностей увечье (иное повреждение здоровья) — заболевание, с которым он был госпитализирован в кардиологическое отделение с последующим освобождением от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности. По заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Оренбургской области» выдано свидетельство о болезни, с которым истец не согласен в части вывода, изложенного формулировкой: «заболевание получено в период военной службы». Истец просил суд заменить формулировку «заболевание получено в период военной службы» на формулировку «военная травма».
Суд указал, что само по себе возникновение заболевания в период прохождения службы в органах внутренних дел не является безусловным основанием для его отнесения к военной травме, поскольку законодателем установлено различие между заболеванием, полученным в период военной службы и военной травмой, данные понятия не являются равнозначными.
Доказательства получения какого-либо увечья либо наличия у истца заболеваний, подпадающих по понятие «военная травма», в материалах дела отсутствуют. Также в материалы дела не представлены ни заключение служебной проверки, подтверждающее факт травмы и обстоятельства ее получения, ни справка о травме.
Суд пришел к выводу об отсутствии у военно-врачебной комиссии правовых оснований для вынесения в отношении истца заключения с формулировкой «военная травма», в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Таким образом, военно-врачебные комиссии представляют собой функциональные образования, сформированные в целях проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба). В силовых ведомствах сформирована разветвленная иерархически организованная система военно-врачебных комиссий.
Реализация прав военнослужащих, прямо или косвенно связанных с состояние их здоровья, зависит от заключения военно-врачебной комиссии. Заключение военно-врачебной комиссии влечет юридически значимые последствия для граждан, связанные как с получением прав, так и с введением запретов. При несогласии граждан с заключением военно-врачебной комиссии законодательство предусматривает процедуры повторного и контрольного освидетельствования по решению вышестоящей комиссии, а также процедуру судебного обжалования.