База знаний
Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в РФ
Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в РФ

Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в РФ

В комплексе лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, особое место занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление. Санитарно-курортные учреждения, в отличие от обычных медицинских организаций, используют лечебные факторы природного происхождения для оказания помощи пациентам. Такая форма медицинской помощи, если она соответствует медицинским показаниям, называется санаторно-курортным лечением. Правильная организация санаторно-курортного лечения позволяет, кроме того, осуществлять профилактику различных заболеваний и обеспечивать полноценный отдых. В настоящее время данное направление приобретает большую значимость в условиях жестких экономических санкций и сужения поля взаимодействия РФ с другими странами из-за жесткой военно-политической конфронтации. Текущая международная напряженность и русофобские настроения, развившееся в ряде стран так называемого «западного мира», ко всем гражданам РФ создают крайне неблагоприятные условия для выездного туризма. Среди примеров можно назвать прекращение деятельности на территории России сервисов аренды Airbnb, Booking.com, приостановку зарубежных рейсов по всем направлениям, случаи дискриминации граждан России по национальному и культурному признаку, попустительство руководства западных стран к случаям высказывания ненависти (“hate speech”) или даже преступлений на национальной почве (“hate crime”) в случае, если жертвами подобных инцидентов становятся жители России или Беларуси. Всё указанное выше очень напоминает попытки Запада применить институт «коллективной ответственности» (тот самый, который они сами так показательно осуждали) по отношению к населению России. Таким образом, очень многие наши соотечественники обоснованно полагают туристические поездки в недружественные страны не вполне безопасными и обращают свой взор на санаторно-курортные здравницы России.

Санаторно-курортное дело традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения в России, что позволяет целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний, оздоровление населения, восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию. Санаторно-курортное лечение (СКЛ) — это мощное средство лечебно-профилактического воздействия и предупреждения развития заболеваний. СКЛ осуществляется в профилактических, лечебных и реабилитационных целях в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Система санаторно-курортной помощи стала создаваться в России в конце 1940-х, в условиях крайне низких показателей здоровья населения. Всесоюзные здравницы строили по об¬разцу средиземноморских курортов, но при этом они должны были обеспечить оздоровление граждан на бесплатной осно¬ве — их финансирование полностью осуществлялось государ¬ством. Сегодня на территории России имеет¬ся 18 курортных регионов с уникальными природными лечебными ресурсами, ра¬ботают 2147 санаторно-курортных орга¬низаций всех форм собственности, в том числе 792 санатория для взрослых и 409 для детей (из них 59 — для детей с родите¬лями). Наибольшее количество санатори¬ев сконцентрировано на территории Юж¬ного и Центрального федеральных округов. Средний коечный фонд санато¬риев составляет 200 коек. Несмотря на востребованность санаториев, актуальной проблемой является то, что большинство государственных санаторных комплексов можно отнести к «историческим», построенным еще во времена СССР, что несколько снижает их привлекательность.

В этом цикле статей, мы рассмотрим особенности организации санаторно-курортной помощи в РФ, порядок отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, а также требования к медицинскому персоналу и медицинской оснащенности санаторно-курортных учреждений. В первую очередь, необходимо рассмотреть особенности правового регулирования данной сферы в РФ, чему и будет посвящена настоящая статья.

Нормативно-правовые основы организации санаторно-курортной помощи

Оказание медицинской помощи, зачастую не ограничивается лишь нахождением в лечебном учреждении. Продолжить и дополнить лечение, полученное в медицинском учреждении, пациенты могут в санатории (здесь и далее по тексту термин «санатории» употребляется в широком смысле, подразумевая санаторно-курортные учреждения всех типов).

Содержание и направленность санаторно-курортного лечения (далее — СКЛ) определены в ст. 40 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323). Закон об основах охраны здоровья уделяет внимание многим аспектам системы здравоохранения, которые не были урегулированы в ранее действовавшем базовом нормативном правовом акте в данной области. К их числу можно отнести и вопросы санаторно-курортного лечения. Так, впервые на уровне закона, было закреплено определение понятия «санаторно-курортное лечение» и предпринята попытка определить его место в системе оказания медицинской помощи. Рассмотрим, насколько последовательно и четко это удалось законодателю. Для начала попробуем установить, какую роль санаторно-курортное лечение играет в процессе оказания медицинской помощи с правовой точки зрения.

Санаторно-курортное лечение – это медицинская помощь, которую получают пациенты в профилактических, лечебных, реабилитационных целях с использованием природных лечебных ресурсов. Санаторно-курортная помощь включает в себя: лечение пациентов, профилактическую работу, реабилитацию после длительных заболеваний и травм. При этом, такая помощь носит плановый характер и реализуется в рамках преемственности медицинской помощи. Более общее понятие санаторно-курортной помощи, включает в себя также оздоровительный отдых и медицинскую реабилитацию. Перечень задач, которые решаются в рамках оказания санитарно-курортной помощи, выглядит следующим образом:

  • в отношении лиц, которые ранее перенесли серьезные травмы или тяжелые болезни, проводится медицинская реабилитация;
  • гражданам, работающим на вредном производстве, или подверженным постоянному, или периодическому, воздействию различных факторов, негативно воздействующих на состояние здоровья, предлагается оздоровительный отдых и профилактические мероприятия;
  • гражданам, которые не нуждаются в лечении, а также детям пациентов, если они приехали в санаторно-курортное учреждение вместе с родителями, предлагается оздоровительный отдых.

Кроме того, в санаторно-курортных учреждениях происходит апробация новых способов санаторно-курортного лечения, оцениваются и анализируются итоги этого лечения. В задачи администрации входит также организация спортивных и культурных мероприятий для всех отдыхающих. Для направления в санаторий или иное лечебное учреждение в медучреждении по месту жительства у него должны выявить соответствующие показания. Также у пациента должны отсутствовать противопоказания к санаторно-курортному лечению, которые разработаны Минздравом для взрослого и детского населения.

Санаторно-курортное лечение предполагает использование для оздоровления пациентов природных лечебных ресурсов путем пребывания пациентов на курортах и лечебно-оздоровительных комплексах. Приказами Минздрава от 05.05.2016 г. № 279н и от 06.08.2013 г. № 529н утвержден перечень санаторно-курортных учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, куда гражданам предоставляются путевки при наличии медицинских показаний. Медицинскую помощь по санаторно-курортному профилю оказывают следующие виды организаций:

  • санаторий;
  • санаторий для детей, в том числе для детей с родителями;
  • санаторий-профилакторий;
  • курортная поликлиника;
  • грязелечебница;
  • бальнеологическая лечебница;
  • санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

Стоит отметить, что несмотря на наличие вышеупомянутых Приказов Минздрава, в тоже время отсутствует правовой акт, определяющий статус и регламентирующий деятельность некоторых видов санаторно-курортных организаций (далее — СКО). Приказом Минздрава России от 06.08.2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» СКО были отнесены к лечебно-профилактическим организациям. Действующая классификация санаторно-курортных организаций определяет только перечень укрупненных категорий. В то же время в вышеназванном приказе не содержится определений указанных категорий СКО.

С целью восполнить существующий пробел Минздравом был принят Приказ № 279н от 05.05.2016 г. в котором определена специфика организация СКЛ по видам и формам медицинской помощи, условия, которым должны соответствовать СКО для проведения такого лечения. Получили свое определение конкретные виды санаторно-курортных организаций с указанием рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения отделений и кабинетов. Однако в данном Приказе, также, как и в рассмотренном выше Приказе Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций», дается классификация учреждений санаторно-курортной сферы, которая определяет только перечень укрупненных категорий. В настоящее время имеется множество организаций (учреждений), оказывающих санаторно-курортные услуги, но не подпадающих под правовое определение «санаторно-курортная организация».

К разряду санаторно-курортных организаций относят хозяйствующие субъекты, объединяемые понятиями «здравница», «оздоровительное учреждение», расположенных в санаторно-курортной местности, имеющие необходимые техническую базу для оказания санаторно-курортных услуг населению. Это всевозможные реабилитационные учреждения, лечебно-оздоровительные комплексы, пансионаты с лечением, загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, дома отдыха и другие рекреационные организации оздоровления и отдыха. Однако, в настоящее время в действующем законодательстве нет определений вышеперечисленных организационных форм.

Напомним, что ещё в соответствии с давним Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» объекты санаторно-курортного лечения относятся к туристской индустрии. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ осуществляется, в т.ч. путем классификации объектов туристской индустрии. Так согласно Постановлению Правительства РФ от 18.11.2020 г. № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» установлены виды гостиниц, которые расположены в лечебно-оздоровительных местностях или на курортах, оказывающих помимо гостиничных услуг комплекс дополнительных услуг оздоровительного характера, в том числе с использованием лечебных природных ресурсов — курортный отель, санаторий, дом отдыха, центр отдыха, пансионат (с 01.09.2022 г. санаторий исключен из этого списка Постановлением Правительства РФ от 07.04.2022 г. № 616).

Еще больше неясностей возникает при анализе норм Федерального закона от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», устанавливающих механизм пользования природными лечебными ресурсами и лечебно-оздоровительными местностями. К последним относят, в том числе, курорты, давая им следующее определение – «освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Таким образом, санаторно-курортные учреждения структурно являются частью курортных объектов и зон. Если понимать лечение в санаториях как курортный отдых, то с ним связан и «туризм», поскольку туристическая деятельность подразумевает путешествия, в том числе в лечебно-оздоровительных целях.

Активное совмещение населением лечения и отдыха на курортах привело к тому, что курортные организации стали оказывать услуги не только туристско-рекреационной, но и медицинской направленности. Гостиницы и отели, располагающиеся на территории лечебно-оздоровительных местностей, предлагают своим постояльцам ряд услуг для красоты и здоровья с использованием природных лечебных ресурсов (грязевые обертывания, сероводородные и минеральные ванны) под видом СПА-процедур. Однако, многие из этих процедур относятся к медицинским, требующим соответствующей лицензии на их осуществление согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852.

Поскольку санатории в своей деятельности также используют коллективные средства размещения, это предопределяет необходимость соблюдения ими требований, предъявляемых к оказанию услуг по проживанию (размещению), т.е. по предоставлению минимального набора услуг для ночлега, включая санитарно-гигиеническое оборудование. Требования, связанные с реализацией данной функции, регламентируются Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 года № 1853. Несмотря на то, что, санатории не являются гостиницами в узком понимании данного термина, Правила предоставления гостиничных услуг в РФ распространяются в том числе и на их деятельность.

В процессе оказания услуг по размещению, санатории должны в первую очередь руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 г. № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц». Данное положение определяет санаторий как предприятие, расположенное обычно в курортной местности и предоставляющее комплекс санаторно-оздоровительных и рекреационных услуг с использованием преимущественно природных факторов (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтических средств, диеты и режима. При этом, под рекреационными услугами предлагается понимать комплекс услуг по организации оздоровления, отдыха, размещения, питания, физкультурно-оздоровительных услуг и услуг организации досуга. Из приведенных определений можно сделать вывод об их несовершенстве. В частности, следует отметить смешение понятий «рекреационное учреждение» и «санаторно-курортная организация», пересечение содержания санаторно-оздоровительных и рекреационных услуг.

Определяя место санаторно-курортных организаций на туристическом рынке, отметим, что в силу законодательного определения туризма нельзя не заметить, что первыми его целями обозначены лечебно-оздоровительные и рекреационные. Возникает вопрос: кто, как не санатории, призваны обеспечить их достижение? Заметим, что рекреация — это комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. К основным функциям рекреации принято относить: медицинские (лечение, оздоровление); социально-культурные (удовлетворение духовных потребностей); экономические (воспроизводство рабочей силы). В этой связи видится неточной законодательная формулировка целей туризма — их разграничение на лечебно-оздоровительные и рекреационные, поскольку первое понятие охватывается вторым.

В широком понимании все услуги санаториев следовало бы причислить к рекреационным и, стало быть, туристическим. Но с позиций правового регулирования такой подход был бы неверным. Очевидно, что понятия «санаторно-курортная организация» и «рекреационное учреждение» не идентичны. Термин «рекреация» используется в юридической практике применительно к лицам, восстановленным в правах, в медицине же единой точки зрения о сущности реабилитации нет. Задача четкой регламентации предъявляемых к деятельности санаториев требований, предопределяет необходимость отграничения туристических услуг от услуг, оказываемых санаторно-курортными организациями. Несмотря на некоторое смешение положений о туристско-рекреационной деятельности и санаторно-курортном лечении, порядок обеспечения данными услугами наглядно демонстрирует, что это различные категории. А особенности санаторно-курортной помощи позволяют отделить ее от закрепленного законом понятия туристических услуг. Ввиду явных особенностей данных видов деятельности бесспорна необходимость их отдельного гражданско-правового регулирования.

Термин «санаторно-курортная помощь», отражающий значительный вклад этого важного этапа в здравоохранение, в охрану здоровья населения в целом, в последние годы постепенно трансформируется в более узкие и преимущественно употребляемые понятия, такие как: «лечение», «восстановительное лечение», «медицинская реабилитация», «долечивание» и т.п., относящиеся к больным в стадии ремиссии, а также с хронической патологией и инвалидов (III-я группа здоровья). При этом, как бы игнорируются выполняемые этими медицинскими организациями на практике такие функции, как оздоровление граждан, осуществляемое по отношению к лицам II-й группы здоровья (группы риска) и профилактика (вторичная и третичная, затрагивающая интересы граждан всех трёх групп здоровья). Обращает также на себя внимание, что термин «отдых» по непонятной причине в последние примерно четверть века — не только применительно к деятельности санаторно-курортных организаций — был полностью исключен из лексикона, прежде всего, медицинских работников, хотя вклад отдыха, особенно активного и тем более в век многочисленных стрессовых ситуаций, в формирование здоровья индивидуума трудно переоценить. Подчеркнём, что единообразие трактовки санаторно-курортной помощи особенно важно в условиях взятого в стране курса, по крайней мере, в директивных документах и пока в редкой практике, на создание единой профилактической среды (ЕПС).

Также, стоит отметить, что термин «профилактика» в санаторно-курортном деле, казалось бы, используется довольно давно, (так, он фигурирует ещё в ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ), но почему-то все реже применяется сегодня. Подчеркнём, что санаторно-курортное лечение в интерпретации законодателя включает в себя не только лечение, но и профилактику заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов. Мало того, параллели прослеживаются и со ст. 37 Конституции РФ (о праве на отдых): «Природные лечебные ресурсы, лечебно¬оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся, соответственно, к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите». Налицо односторонний подход к роли санаторно-курортной деятельности, преимущественно сводящий ее к лечению и реабилитации граждан с хроническими патологиями.

Ведущей проблемой, по нашему мнению, остается недооценка специалистами и самим населением многогранной роли санаторно-курортных комплексов в укреплении здоровья граждан. И не только в их лечении и реабилитации, но и в оздоровлении, профилактике, отдыхе. Характерно, что даже само название действующих федеральных документов, включая таковые, утвержденные приказами Минздрава РФ, как бы исключает проведение в санаторно-курортных организациях, кроме лечения, других комплексных мер.

Между тем, отрадно, что в целом ряде официальных документов роль санаторно-курортных комплексов стала раскрываться достаточно широко. Так, в частности, в действующий Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» включена ст. 12, обязывающая санаторно-курортный комплекс в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей создавать безопасные условия пребывания в ней детей, присмотра и ухода за ними, их питания, перевозки к местам отдыха и обратно. Кстати, практически впервые в официальных документах дано определение термина «организация отдыха детей и их оздоровления» (имеющий прямое отношение и к контингенту взрослых), интерпретирующегося как организации сезонного действия или круглогодичного действия, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления. И в их число включены «санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации, созданные при санаторно-курортных организациях». Также определено и понятие «отдых детей и их оздоровление»: это совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно¬ эпидемиологических требований, решении задач обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. По нашему мнению, такая интерпретация отдыха и оздоровления вполне применима в отношении всех возрастных групп.

Очевидно, что санаторно-курортное лечение — особый вид медицинских услуг, зачастую предполагающих перемещение пациента на другую территорию, использование специфических и в связи с этим более затратных методов воздействия на организм. При рассмотрении данного понятия через цели, на которые направлен указанный вид медицинской помощи, можно прийти к выводу, что санаторно-курортное лечение носит компенсационно-восстановительный либо предупреждающий характер.

В частности, в ч. 4 ст. 40 ФЗ № 323 сказано, что санаторно-курортное лечение направлено:

  • на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
  • восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

В статье 40 ФЗ № 323 также говорится, что в медицинских организациях осуществляется медицинская реабилитация, которая включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов. Представляется важным разграничить понятия «медицинская реабилитация» и «санаторно-курортное лечение». На первый взгляд, может показаться, что последнее является видом медицинской реабилитации, поскольку, как уже было сказано, для нее могут использоваться природные лечебные факторы, активно применяемые именно при санаторно-курортном лечении. Но в определении данного вида лечения говорится, что оно включает в себя медицинскую помощь, оказываемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Следовательно, анализ ст. 40 ФЗ № 323 не дает однозначного ответа на вопрос о соотношении этих понятий. Однако их разграничение принципиально важно с точки зрения эффективной правовой регламентации организации и финансирования здравоохранительных мероприятий, в которых нуждается пациент.

Системное толкование положений ФЗ № 323 показывает, что медицинская реабилитация является составляющей первичной и специализированной медицинской помощи. Можно ли сказать, что и санаторно-курортное лечение входит в состав данных видов медицинской помощи, предоставляемых бесплатно? Нормы ст. 82 ФЗ № 323 дают отрицательный ответ на данный вопрос. В статье определены особые источники финансирования санаторно-курортного лечения:

  • бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов, выделяемые для отдельных категорий граждан, установленных законодательством РФ, и бюджетные ассигнования федерального бюджета, выделяемые федеральным органам исполнительной власти на оказание государственных услуг по санаторно-курортному лечению;
  • иные источники в соответствии с законом.

Кстати, формулировка, использованная в ч. 5 ст. 83 («финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения граждан, за исключением медицинской реабилитации…»), говорит о том, что медицинская реабилитация является составной частью санаторно-курортного лечения, а не наоборот.

Ряд вопросов возникает и при анализе подзаконных актов, устанавливающих механизм реализации норм закона. Основным среди них можно считать Приказ Минздрава России от 05.05.2016 г. № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» (далее — Приказ № 279н). В этом нормативном акте сказано, что санаторно-курортное лечение проводится в плановой форме и основывается на принципах этапности, непрерывности и преемственности между медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. При этом оно включает в себя:

  • осуществление санаторно-курортного лечения;
  • составление и реализацию индивидуальных программ санаторно-курортного лечения;
  • оценку наличия сопутствующих заболеваний и осложнений заболеваний, которые могут существенно влиять на формирование комплекса лечебных мероприятий, его продолжительность и периодичность;
  • осуществление консультативной и организационно-методической помощи медицинским организациям по вопросам санаторно-курортного лечения;
  • внедрение в практическую деятельность современных методов санаторно-курортного лечения и анализ эффективности их применения;
  • осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; организация мероприятий по формированию основных принципов здорового образа жизни; осуществление преемственности в санаторно-курортном лечении; проведение комплексного анализа работы медучреждения по организации санаторно-курортного лечения;
  • представление отчетности в установленном порядке, сбор и предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения, в том числе в государственный курортный фонд Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации.

Из приведенных выше норм видно, что санаторно-курортное лечение в приказе не полностью соответствует определению, закрепленному в ФЗ № 323. Так, в Приказе фактически нет положений о предупреждении развития болезней, почти ничего не говорится об использовании природных лечебных факторов. При этом, в Приложении № 1 Приказа № 279н указано, что медицинская реабилитация в условиях санатория осуществляется в специализированных отделениях физиотерапии, лечебной физкультуры, кабинетах мануальной терапии, рефлексотерапии, медицинского психолога, логопеда, учителя-дефектолога или отделениях реабилитации санаторно-курортных организаций соответствующего профиля. Несмотря на запутанность положений о медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении, порядок обеспечения данными услугами пациентов наглядно демонстрирует, что это различные категории. Это же подтверждается системой подзаконных актов, регулирующих их предоставление.

Таким образом, анализ законодательной и нормативной правовой базы свидетельствует о невысокой степени разработанности и детализации организации санаторно-курортной помощи в РФ. Среди недостатков правового регулирования на государственном уровне отмечается отсутствие определений некоторых видов санаторно-курортных организаций с указанием рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения отделений и кабинетов, также нельзя признать четкими и логичными разграничение понятий «санаторий», «рекреационное учреждение», «курорт» и «санаторно-курортное лечение». Кроме того, во многих нормативных актах санаторно-курортную помощь указывают достаточно узко, сводя все к лечению и реабилитации граждан и упуская такие важные ее составляющие, как оздоровление, профилактика и отдых.

Подводя итог, следует также сказать, что не все составляющие закрепленного в ФЗ № 323 определения санаторно-курортной помощи в полной мере отражены в подзаконных актах. Вместе с тем системное толкование норм ФЗ № 323 и подзаконных актов позволяет рассматривать санаторно-курортное лечение как самостоятельный вид лечения, доступный бесплатно лишь определенным категориям граждан. Разнообразие вариантов обеспечения таких лиц путевками и источников финансирования данных мероприятий требует детальной проработки основных положений о санаторно-курортном лечении в базовом законе о здравоохранении. Совершенствование действующего законодательства позволило бы эффективнее организовывать проведение санаторно-курортного лечения и более полно реализовать права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь. В следующей статье из нашего цикла мы рассмотрим основания для назначения санаторно-курортного лечения и причины для отказа в этом.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ