База знаний
Правовое регулирование посмертного донорства в России
Правовое регулирование посмертного донорства в России

Правовое регулирование посмертного донорства в России

С момента смерти человек перестает существовать как субъект права — согласно статье 17 Гражданского кодекса РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности прекращается смертью. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти — необратимой гибели человека (ч.1 ст.66 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При смерти близкого человека нормальным желанием родственников является достойное погребение усопшего в соответствии с принятыми в обществе традициями и правовыми нормами. В то же время в ряде случаев тело умершего до погребения может быть использовано в общественно полезных целях.

Так, если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия родственников, законных представителей или других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях. Подобное использование допускается также при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, о возможности такого использования (ст.68 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Другим более распространенным вариантом использования тела, органов и тканей умершего человека является трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от трупа. Правовое регулирование посмертного донорства человеческих органов и тканей мы и рассмотрим в настоящей статье.

Нормы, регулирующие посмертное донорство человеческих органов и тканей, содержатся в нескольких федеральных законах, принятых в разное время, в силу чего возможно наличие правовых коллизий. Необходимо отметить, что основным федеральным законом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам указанного федерального закона применяются нормы Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (далее также — Закон об основах охраны здоровья).

1. Согласие на изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа

Российским законодательством, в частности статьей 47 Закона об основах охраны здоровья, установлена презумпция согласия на изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа.

Так, в силу ч.10 Закона об основах охраны здоровья изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в установленных законом случаях заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).

То есть по умолчанию при отсутствии в медицинской организации информации о прижизненном волеизъявлении умершего о несогласии и заявлении супруга или близкого родственника о несогласии изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа допускается.

Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа запрещено в следующих случаях:

  1. Волеизъявление лица о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки).

    Согласно ст.5 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела.

    В части второй той же статьи указано, что действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    В ч.6 ст.47 Закона об основах охраны здоровья установлены дополнительные требования к форме волеизъявления – волеизъявление в письменной форме должно быть заверено руководителем медицинской организации либо нотариально.

  2. Заявление супруга или близкого родственника

    На основании ч.7 ст.47 Закона об основах охраны здоровья в случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии — один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).

  3. Отсутствие согласия на изъятие органов и тканей из тела несовершеннолетнего или недееспособного

    Презумпция согласия на посмертное изъятие органов и тканей действует только в отношении совершеннолетних дееспособных граждан. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (ч.7 ст.47 Закона об основах охраны здоровья).

    Если в отношении несовершеннолетнего испрашивать согласие у одного из его родителей правомерно и правильно, то в отношении лица, признанного недееспособным, необходимость получить согласие именно от одного из его родителей представляется не совсем логичным. При жизни от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (п.2 ст.29 ГК РФ), в связи с чем и согласие на посмертное донорство при смерти недееспособного лица правильнее получать от опекуна.

  4. Отсутствие разрешения судмедэксперта, если назначена экспертиза

    В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора (ч.12 ст.47 Закона об основах охраны здоровья).

  5. Отсутствие разрешения руководителя медицинской организации

    В ст.10 Закона РФ от 22.12.1992 №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» указано, что изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований настоящего Закона.

Пример

Апелляционное определение Омского областного суда № 33-223/2014 33-8940/2013 от 22 января 2014 г. по делу № 33-223/2014

Родственница обратилась в суд с иском к медицинской организации о взыскании компенсации морального вреда, указав, что ее сын поступил в больницу с повреждениями головы и туловища, ему была оказана ненадлежащая медицинская помощь, а после его смерти в медицинском учреждении без согласия родственников были изъяты внутренние органы для дальнейшей трансплантации.

Истец просила суд взыскать в свою пользу компенсацию причиненного морального вреда в связи с незаконным изъятием внутренних органов у ее сына работниками медицинских учреждений.

Суд указал, что российским законодательством установлена презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти, предполагающая невыражение самим лицом, его близкими родственниками или законными представителями своей воли либо отсутствие соответствующих документов, фиксирующих ту или иную волю, как наличие положительного волеизъявления на осуществление такого изъятия — при том, что никто после смерти не может быть подвергнут данной процедуре, если известно об отрицательном отношении к этому самого лица, его близких родственников, законных представителей. Правомерность указанной оценки ст.8 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» подтверждена Определением Конституционным Судом Российской Федерации от 04.12.2003 г. № 459-О.

Суд пришел к выводу, что истцом не представлены безусловные доказательства выражения несогласия умершего либо его родственников на изъятие его органов или тканей для трансплантации. Требования законодательства при проведении констатации смерти и изъятии органов соблюдены.

При общении с родственниками умершего по вопросам изъятия его органов и тканей медицинским работникам необходимо помнить, что принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки) не допускается (ч.13 ст.47 Закона об основах охраны здоровья).

Информация о наличии волеизъявления гражданина или иных лиц вносится в медицинскую документацию гражданина.

Таким образом, в отношении взрослых дееспособных граждан действует презумпция согласия на посмертное изъятие органов и тканей для трансплантации. В отношении детей и недееспособных лиц, напротив, посмертное изъятие органов и тканей возможно только с согласия одного из родителей. Заявить о своем несогласии на изъятие из тела усопшего органов и тканей могут также супруг и близкий родственник. При назначении судебно-медицинской экспертизы учитывается также мнение судмедэксперта. Разрешить операцию по изъятию органов и тканей у трупа должен руководитель медицинской организации.

2. Донорство органов и тканей человека от трупа

Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья (ч.1 ст.47 Закона об основах охраны здоровья).

Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с Закон РФ от 22.12.1992 №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

2.1. Объекты трансплантации

Перечень объектов трансплантации утвержден совместным приказом Минздрава России и РАН от 04.06.2015 №306н/3 и включает:

  • Амниотическая оболочка.
  • Белочная оболочка яичка.
  • Васкуляризированный комплекс мягких тканей, включающий дермальный слой кожи, подкожную жировую клетчатку и мышцы.
  • Верхняя конечность и ее фрагменты.
  • Височная фасция.
  • Глазное яблоко (роговица, склера, хрусталик, сетчатка, конъюнктива).
  • Кишечник и его фрагменты.
  • Комплекс сердце-легкое.
  • Кости свода черепа.
  • Костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки.
  • Легкое.
  • Нижняя конечность и ее фрагменты.
  • Нижняя челюсть.
  • Печень.
  • Поджелудочная железа с 12-перстной кишкой.
  • Подкожно-жировая клетчатка подошвенной области стопы.
  • Почка.
  • Селезенка.
  • Сердце.
  • Серозная капсула печени.
  • Сосуды (участки сосудистого русла).
  • Трахея.
  • Фиброзная капсула почки.
  • Эндокринные железы (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, паращитовидная железа, слюнная железа, яичко).

С 12 декабря 2020 года к объектам трансплантации также отнесены клетки, предназначенные для замещения (выполнения) присущих им функций в организме, которые получены (заготовлены) из биологического материала в результате его измельчения, гомогенизации, энзиматической обработки, удаления нежелательных компонентов, селективного отбора клеток, и (или) их обработки с целью удаления консервирующих (пресервирующих) агентов в случае их хранения и которые не содержат иных субстанций (объектов) за исключением воды, кристаллоидов, стерилизующих, консервирующих и (или) пресервирующих агентов, а также биологический материал для их получения (заготовки).

Органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также кровь и ее компоненты к объектам трансплантации не относятся.

Важно отметить, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу. Указанный запрет не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.

Прокуратура регулярно обращается в суд с заявлениями о признании информации о продаже органов, размещенной в интернете, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Пример

Решение Сковородинского районного суда Амурской области № 2-156/2017 2-156/2017~М-155/2017 М-155/2017 от 3 апреля 2017 г. по делу № 2-156/2017

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на интернет-странице https://alldonors.ru информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Установлено, что по указанному адресу размещена страница интернет-сайта, на которой содержится информация о донорстве, данный сайт используется как информационная площадка по купле-продаже человеческих органов и предложению услуг по суррогатному материнству.

Законодательством предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Суд пришел к выводу, что учитывая, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.

2.2. Организации, осуществляющие забор органов для трансплантации

Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Медицинская деятельность по изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации, по их транспортировке, а также по самой трансплантации подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291.

Пример

Решение Центрального районного суда г. Кемерово № 12-317/2018 от 20 июня 2018 г. по делу № 12-317/2018

Суд установил, что лицензия, имеющаяся у медицинского учреждения, содержит исчерпывающий перечень работ (услуг), которые могут оказываться данной организацией, при этом осуществление изъятия и хранения органов и или тканей человека для трансплантации в лицензии не поименовано. Осуществление деятельности по изъятию и хранению органов и или тканей человека для трансплантации с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, влечет административную ответственность.

Из материалов дела следует, что учреждение здравоохранения является базой органного донорства. Целью создания донорской базы является обеспечение донорским материалом медицинские организации, имеющие право на оказание медицинской помощи на территории области.

В рамках заключенных учреждением соглашений по организации медицинской помощи, связанной с донорством, предусмотрено включение в состав выездной бригады, направляемой на изъятие донорских органов, специалистов учреждения, а также обязанность учреждения обеспечить работу профильных специалистов необходимым для изъятия донорских органов (печени) расходным материалом, лекарственными препаратами.

Локальным актом учреждения заведующему отделением анестезиологии – реанимации предписано обеспечивать присутствие лечащего врача анестезиолога-реаниматора при эксплантации органов у донора-трупа.

В результате суд согласился с выводами административного органа о том, что указанные положения свидетельствуют об осуществлении учреждением деятельности по изъятию и хранению органов и или тканей человека в отсутствие соответствующей лицензии.

Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека утвержден совместным приказом Минздрава России и РАН от 20.02.2019 №73н/2.

Правила организации деятельности отделения хирургического по координации донорства органов и (или) тканей человека утверждены приказом Минздрава России от 31.10.2012 №567н.

Отделение координации донорства организуется как структурное подразделение медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по трансплантации.

К функциям отделения координации донорства отнесено:

  • прием информации из медицинских организаций о поступлении или наличии в них потенциальных доноров;
  • фармакологическая подготовка и кондиционирование потенциальных доноров после констатации смерти;
  • операции по изъятию трупных органов и (или) тканей;
  • оценка пригодности изъятых донорских органов и (или) тканей по данным макроскопического и (или) микроскопического исследований;
  • консервация и транспортировка изъятых донорских органов и (или) тканей, пригодных для трансплантации;
  • передача изъятых, но невостребованных донорских органов и (или) тканей, пригодных для трансплантации, с соблюдением сроков консервации в другие медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по трансплантации, и имеющие потребность в донорских органах и (или) тканях;
  • освоение и внедрение в клиническую практику современных методов изъятия, хранения и транспортировки трупных донорских органов и (или) тканей;
  • разработка и внедрение новых медицинских технологий по изъятию, хранению, транспортировке трупных донорских органов и (или) тканей;
  • разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества работы в отделении координации донорства;
  • повышение профессиональной квалификации медицинских работников отделения координации донорства по вопросам изъятия, консервации и транспортировки трупных донорских органов и (или) тканей;
  • участие в организации и проведении научно-практических мероприятий по проблемам изъятия, хранения и транспортировки органов и (или) тканей человека для трансплантации;
  • ведение учетной и отчетной документации, предоставление в установленном порядке отчетов о деятельности отделения координации донорства, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Отделение координации донорства возглавляет заведующий, соответствующий квалификационным требованиям по специальности «хирургия» и прошедший дополнительную подготовку по вопросам трансплантации органов и (или) тканей человека.

На должность врача отделения координации донорства назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям по специальности «хирургия» и прошедший дополнительную подготовку по вопросам изъятия, хранения и транспортировки органов и (или) тканей человека для трансплантации.

2.3. Учет донорских органов и тканей человека

В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов).

Порядок учета донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов) утвержден приказом Минздрава России от 08.06.2016 №355н.

В течение 48 часов с момента подписания акта изъятия донорского органа (ткани) сведения о доноре регистрируются в информационной системе Минздрава России на основе данных его медицинской документации с присвоением индивидуального кода донора.

Учет донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов) осуществляется посредством ведения медицинскими организациями форм учетной медицинской документации, формы отраслевой статистической отчетности.

Формы заполняются уполномоченным медицинским работником на бумажном носителе и (или) в электронном виде и представляются медицинской организацией в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

При изъятии органов и тканей у трупа заполняются:

  1. Учетная форма №039/у «Медицинская карта донора органов (тканей)». При выполнении изъятия органов и тканей у умершего донора карта заполняется и подписывается лечащим врачом (врачом анестезиологом-реаниматологом) и руководителем структурного подразделения медицинской организации, оказывающего медицинскую помощь по профилю «анестезиология и реаниматология», где была констатирована смерть донора органов (тканей), с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и должностей.
  2. Учетная форма №008-1/у «Журнал учета изъятий органов (тканей) у доноров в медицинских организациях». Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем медицинской организации и заверен печатью медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами.
  3. Форма статистической отчетности №63 «Сведения о донорстве органов и тканей и трансплантации в медицинских организациях». В форме указываются число органов и тканей, изъятых у трупов, возрастная характеристика, сведения о способе изъятия органов и тканей и диагнозах умерших доноров.

Журналы хранятся у уполномоченного медицинского работника в условиях, не допускающих разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте.

Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с организацией и ведением учета донорских органов и тканей человека, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Минздраву России.

Таковы основы правового регулирования посмертного донорства в России.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ