Правовое регулирование медицинской помощи на морских и речных судах

Правовое регулирование медицинской помощи на морских и речных судах

Текущими нормативно-правовыми документами, в рамках которых осуществляется профессиональная деятельность и регламентируется жизнь членов экипажей морских судов российского гражданского флота, не урегулированы многие важнейшие вопросы медицинского обеспечения морской деятельности.

Одной из таких юридически проблемных областей является противоречие между необходимостью предоставить пострадавшему в результате несчастного случая на судне в необходимом и достаточном объёме своевременной медицинской помощи, и отсутствием в штатном расписании должности судового медицинского работника, если размер экипажа составляет менее 100 человек и судно не является пассажирским. Корни данного противоречия лежат в отсутствии в РФ единой системы медицинского обеспечения плавсостава.

Основополагающим документом, регламентирующим оказание медицинской помощи на судне, является Конвенция 2006 года о труде в морском судо¬ходстве (далее – Конвенция МОТ 2006). Данный документ был ра¬тифицирован Российской Федерацией относительно недавно Фе¬деральным законом от 05 июня 2012 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве». Положения Конвенции МОТ 2006 по вопросам охраны здоровья моряков в значительной мере не совпадают с законодательством Российской Федерации, и для ее реализации требуется внесение существенных изменений в законодательные акты с последующим принятием большого числа подзаконных нормативных правовых актов. Определённые шаги в этом направлении предприняты Федеральным медико-биологическим агентством, в ведомстве которого согласно п. 5.3.21.16. Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 206 медицинское обслуживание на борту судна. Так агентство внесло предложения в проект Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, изменения в законодательные акты, подготовило проекты приказов, регламентирующих медицинское освидетельствование работников плавсостава и обеспечение судов и др.

Вообще обязанность по внедрению отдельных положений Конвенции МОТ 2006 о медицинском обслуживании судов возложена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 2013 г. № 996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Рос¬сийской Федерации, вытекающих из Конвен¬ции 2006 года о труде в морском судоходстве» на:

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое осуществляет обеспечение со¬блюдения требований Конвенции, предус¬мотренных правилами 1.2 «Медицинское свидетельство», 4.1 «Медицинское обслу¬живание на борту судна и на берегу» и 4.3» Охрана здоровья, обеспечение безопасно¬сти и предупреждение несчастных случаев» (в части обеспечения охраны здоровья);
  • Федеральную службу по надзору в сфере за¬щиты прав потребителей и благополучия человека, которая осуществляет обеспечение соблю¬дения требований Конвенции, предусмо¬тренных п. 4.3 «Охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев» (в части обеспечения безопасных санитарно-гигиенических условий).

Однако до настоящего времени на законодательном уровне требования Конвенции МОТ 2006 в области медицинского обслуживания на борту судна и на берегу, а также охраны здоровья полностью не реализованы.

До сих отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие требования к наличию на судах помещений медицинского назначения и их оснащению, использованию лекарственных препаратов, включая наркотические препараты и психотропные средства, при этом требования (нормативы) для ледоколов и судов-спасателей неограниченного района плавания должны учитывать возможность оказания медицинской помощи членам экипажей других судов. Ни один документ не содержит обязательных требований к наличию на судах средств для осуществления телемедицинских консультаций. Не решен вопрос правомерности оказания медицинской помощи на борту суда.

В Приказе Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» хоть и появились квалификационные требования для должности «судовой врач», сама специальность «судовая медицина» не введена, как и нет утверждённого профессионального стандарта «судовой медицинский работник».

Нормативно не урегулирован комплекс вопросов, связанных с медицинской подготовкой командного состава судов, в соответствии с требованиями Конвенции МОТ 2006 и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (с учетом Манильских поправок 2010 года к Кодексу по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года), не имеющих на борту медицинского работника и подготовке к эвакуации на берег.

Также неясен статус стационарных и плавучих морских платформ, осуществляющих разведку и добычу полезных ископаемых (прерогатива Минэнерго России), в вопросах оказания медицинской помощи при необходимости приема пострадавших/ больных с судов, не имеющих медицинского работника. При этом надо учитывать, что: плавучие морские платформы в соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания обладают статусом судна и ним применяются нормативные акты, установленные для судов, а стационарные морские платформы в соответствии с Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» обладают статусом «искусственного острова» и к ним не применимы требования и нормативы, установленные как для судов, так и для медицинских организаций, функционирующих на берегу.

Огромный правовой пробел значительно усложняет работу лицам, которые осуществляют оказание медицинской помощи на морских и речных судах. Пунктами 7.8. Приказа Министерства транспорта РФ от 4 июня 2018 г. № 224 «Об утверждении Устава службы на морских судах» установлено, что медицинское обеспечение экипажа на борту судна осуществляется судовым врачом, находящимся в подчинении старшего помощника капитана. На судах, не имеющих на борту судового врача, ответственность за медицинское обеспечение экипажа судна и выдачу лекарств возлагается на старшего помощника капитана или другого члена экипажа судна, успешно завершивших курс по медицинскому уходу, в соответствии с требованиями ПДНВ.

Медицинская подготовка командного состава флота (капитан, помощник капитана) является частью общей профессиональной подготовки моряков и осуществляется на учебно-тренажерных судах, аккредитованных Минтрансом России. Эта подготовка дает возможность ответственным лицам участвовать в оказании доврачебной медицинской помощи на борту судна, принимать экстренные меры по оказанию медицинской помощи при несчастных случаях, травмах и острых заболеваниях, а также проводить медицинские консультации по радио или спутниковой связи, взаимодействовать с береговыми спасательными службами в случаях медицинской эвакуации больного или пострадавшего.

Согласно действующим международным правилам, суда с численностью экипажа менее 100 человек, выходящие в рейс, должны иметь на борту хотя бы одного человека, ответственного за оказание первой помощи и уход за больными и пострадавшими. Эти функции возлагаются на любого члена экипажа, прошедшего базовые курсы подготовки по оказанию первой помощи и медицинскому уходу за больными и получившего действующий сертификат. Правовым документом при оказании первой помощи на морском транспорте является требование Правила VI/4 Международной конвенции ПДНВ 78 с поправками и Раздела А-VI/4, таблицы А-VI/4-1, А-VI/4-2 Кодекса ПДНВ (далее — Конвенции ПДНВ).

В настоящее время нет федеральных государственных образовательных стандартов по оказанию помощи больным и пострадавшим на судне во время рейса силами членов экипажа, не имеющих медицинского образования. Исходя из содержания типовой рабочей учебной программы курса по медицинскому уходу, в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ, объёма подготовки лиц командного состава судов для получения ими свидетельства «Оказание первой медицинской помощи» капитан, помощник капитана должны:

  • иметь представление об анатомическом строении и физиологическом функционировании человеческого тела с учётом половозрастных и индивидуальных особенностей индивидов;
  • владеть нормативно-правовыми основами целевой деятельности в связи со своей судовой ролью;
  • уметь проводить осмотр пострадавшего, выставлять (формулировать) предварительное заключение о его состоянии, определять необходимый и достаточный объём воздействий по показаниям и реализовывать определённые назначения;
  • владеть навыками и приёмами реанимационных мероприятий при остановке сердцебиения, дыхания; при потере сознания из-за травмы, из-за гипо- или гипертонии; при диабетической, печёночной, почечной коме; при утоплении и (или) переохлаждении; при отравлении газами; при пищевых отравлениях; при укусах ядовитых животных (насекомых) и т.п.;
  • организовывать необходимый уход за пострадавшими с учётом типа возникшей патологии: острая и (или) обостренная хроническая хирургическая, токсикологическая, терапевтическая и т.п. патология;
  • владеть техниками проведения (местного) физического и медикаментозного обезболивания; наложения кровоостанавливающего жгута, тугой давящей повязки; техникой наложения и снятия швов; уметь выполнять мелкие (поверхностные) хирургические вмешательства (удаление инородных предметов, панариции, фурункул и т.п.);
  • владеть навыками и приёмами родовспоможения (при физиологически протекающей беременности);
  • уметь органолептическим способом распознать психические (психиатрические) отклонения у субъекта;
  • знать предназначение и механизмы проведения основных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на судне, включая режимы карантина и обсервации;
  • уметь вести регламентированную для судовой роли медико-санитарную документацию, в т.ч. в соответствии с международными и национальными морскими медицинскими правилами;
  • владеть навыками по организации и проведению консультаций по телеметрическим каналам связи; подготавливать эвакуацию больных и травмированных; понимать принципы организации сотрудничества с портовыми властями или амбулаторными отделами больниц в портах разных государств;
  • проводить профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, включая дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию.

Организационно оказание медицинской по¬мощи пострадавшим/ больным членам экипажей судов и другим ли¬цам, находящимся на борту судна, можно раз¬делить на два этапа:

  • оказание первой помощи в условиях судна;
  • оказание медицинской помощи в береговой медицинской ор¬ганизации, которая заключается в эвакуации пострадавшего/больного с борта судна в береговую медицинскую организацию и непосредственно в оказании медицинской помощи в условиях береговой медицинской организации.

Статьей 64 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ на капитана судна возложена обязанность оказать неотложную медицинскую помощь. В случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.

При этом надо понимать, что возможностей для экстренной эвакуации в береговые медицинские учреждения больного в силу удалённости и погодных условий практически нет. Эвакуация с судов на берег может быть осуществлена:

  • своим ходом (на атомном ледоколе или на судне), но это ограничено ледовой обстанов¬кой и погодными условиями, а также несоот¬ветствием портовой инфраструктуры осадке судна для швартовки (недостаточная глубина у причала), что не позволяет приблизиться к берегу для высадки;
  • вертолетом, но это ограничено погодными условиями (пурга и опасность обледенения) и возможностью дальних полётов для верто¬летов;
  • судами-спасателями (имеются только в круп¬ных портах и районах рыболовного промыс¬ла) или местными маломерными судами, однако период их работы ограничен с июня по сентябрь в связи с ледовыми, а также по¬годными условиями.

Помимо прочего капитан судна может при необходимости получать медицинские консультации по радио, в том числе с помощью средств спутниковой связи (п. 7.9. Приказа Министерства транспорта РФ от 4 июня 2018 г. № 224 «Об утверждении Устава службы на морских судах»). В соответствии с Конвенцией МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве консультации оказываются круглосуточно судам в море. Список береговых наземных станций, через которые можно получить медицинские консультации, должен находиться на судне.

В морских тренажерных центрах обучение плавсостава оказанию первой помощи входит в основной курс подготовки судоводителей, судомехаников и занимает около 36 часов. Один из главных принципов – не учить лишнему. Из огромного объема информации по медицине, который получает моряк при обучении, через непродолжительное время в памяти практически не остается ничего, и перед задачей в режиме реального времени он оказывается совершено бессилен.

Основным документом, с которым вступают в противоречие требования Конвенции МОТ 2006, является приказ Минздрав соцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н. Перечень манипуляций, которые в соответствии с требованиями международных конвенций обязан уметь проводить обученный член экипажа, включает часть сугубо медицинских мероприятий (внутривенные инъекции, хранение и назначение сильнодействующих, в том числе наркотических, средств). В то же время объем первой помощи, который по российскому законодательству может оказывать работник, не относящийся к медицинскому персоналу, не предполагает проведения перечисленных манипуляций.

Перед медицинскими работниками, которые трудятся в области судовой медицины, стоит ряд специфических проблем. Судовой врач в соответствии с требованиями Конвенции-2006 должен обязательно присутствовать на судне, где находятся более 100 человек, если рейс длится не менее 3 суток. За исключением некоторых организаций врачи не являются кадровыми специалистами флота. Медицинские работники, как правило, состоят в штате медицинских учреждений и работают на судах по договору между своей организацией и судовладельцем. Договор обычно заключается на конкретный рейс.

В настоящее время работать на должности судового врача в соответствии с приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» разрешено лицам, имеющим сертификат по одной из трех специальностей: общая врачебная практика (семейная медицина), хирургия или терапия с повышением квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. При этом никакая дополнительная подготовка по вопросам судовой медицины с данными специалистами не ведется из-за отсутствия в номенклатуре специалистов, введенной приказом Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700н, специальности «морская (судовая) медицина».

К важным проблемным вопросам, возникающим перед врачом во время рейса, можно отнести следующие: ограниченность диагностических возможностей; слабая внешняя информационная поддержка при постановке диагноза и выборе метода лечения в сложных ситуациях; отсутствие строго регламентированных алгоритмов диагностики, оказания медицинской помощи и лечения при наиболее актуальных для корабля нозологических формах (стандартов); не всегда адекватное оснащение медицинским имуществом и техникой.

Нормативов о необходимости наличия на конкретных судах медицинских пунктов, блоков и лазаретов в РФ в настоящее время нет. К тому же правовые основания для установления таких актов отсутствуют. Хотя при этом Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 г. № 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» установлены некоторые требования к техническому и материальному оснащению помещений медицинского назначения на судах. Они должны обеспечивать беспрепятственную доставку больных (пострадавших) на носилках с возможностью перекладывания больного на операционный стол, койку или кушетку.

В помещениях медицинского назначения устанавливаются раковины с подводкой горячей и холодной питьевой воды, соответствующей гигиеническим нормативам факторов среды обитания, и канализации. Судовой лазарет и изолятор (при наличии) должен быть оборудован койками и автономной системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей преобладание вытяжки над притоком.

На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа на борту судна более 24 часов, при отсутствии помещений медицинского назначения, предусматривается отдельная каюта для временного размещения больных (пострадавших).

Обеспеченность морских и речных судов судовой аптечкой и медицинским оборудованием предполагает определенный порядок обращения лекарственных препаратов, включая обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, а также изделий медицинского назначения в условиях морского (речного) плавания. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют нормативные документы, регла¬ментирующие нормы обеспечения судов лекар¬ственными препаратами и изделиями медицин¬ского назначения.

Для комплектации судовой аптечки судовла¬дельцы используют Перечень лекарственных препаратов, указанный в «Международном ру¬ководстве по судовой медицине» (ВОЗ, 2007). Данный Перечень предназначен для судов, не имеющих на борту судового медицинского ра¬ботника, и включает 57 наименований. Этого недостаточно для лекарственного обеспечения больших рыбопромысловых судов, морских су¬дов, выполняющих арктические рейсы и др. Рекомендации по перечню лекарственных средств и их количеству, приведенные в при¬ложении № 3 Международного руководства по судовой медицине ВОЗ, также содержат нарко¬тические и психотропные лекарственные пре¬параты: морфин, диазепам. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 года № 558 «О порядке распре¬деления, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпу¬ска и реализации их прекурсоров» данные ле-карственные препараты могут использоваться только юридическими лицами, имеющими ли¬цензию на соответствующий вид деятельности.

Кроме получения лицензии, судовладелец обязан также иметь в штате сотрудников, кото¬рые должны получить допуск к работе с выше¬указанными препаратами в соответствии с По¬становлением Правительства РФ от 06.08.1998 года № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятель¬ности, связанной с оборотом прекурсоров нар¬котических средств и психотропных веществ». Существуют также риски, связанные с переме¬щением вышеуказанных препаратов через пун¬кты пропуска государственной границы Рос¬сийской Федерации, что может расцениваться, как незаконный ввоз наркотических веществ и явиться причиной привлечения капитана судна к уголовной ответственности.

Единая конвенция Организации Объединен¬ных Наций по наркотическим средствам 1961 года включает в себя положения, подтвержда¬ющие, что международная перевозка морскими или воздушными судами таких ограниченных количеств наркотических средств, которые мо¬гут потребоваться во время путешествий или рейсов для оказания первой помощи или в экс¬тренных случаях, не считается ввозом, вывозом или транзитом. При этом страной регистрации должны быть приняты соответствующие меры предосторожности для предупреждения ненад¬лежащего использования этих наркотических средств или перехода их в незаконный оборот. Национальные органы многих стран требуют от капитанов судов подавать общую деклара¬цию о лекарственных средствах, находящихся на борту судна, и отдельную декларацию о нар¬котических лекарствах, а также хранить журнал их учета в течение двух лет после того, как в нем сделана последняя запись. На капитанов судов возложены и обязанности по хранению этих лекарств.

Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ, ст. 31 п. 7 установлено следующее: «При наличии специального разрешения федерального орга¬на исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государ¬ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, до¬пускается ввоз (вывоз) ограниченного количе-ства наркотических средств и психотропных ве¬ществ, внесенных в списки II и III, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воз¬душных судах международного сообщения и в поездах международных линий, в объемах, не¬обходимых для оказания неотложной помощи».

Письмом Минздрава России от 24 января 2013 года № 14-3/2002593 было дано разъяс¬нение о том, что в соответствии с Правилами хранения наркотических средств, психотроп¬ных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 янва¬ря 2009 года № 1148, аптечки первой помощи на морских и речных судах отнесены к местам временного хранения наркотических средств и психотропных веществ. При этом наркотиче¬ские средства и психотропные вещества долж¬ны храниться в запирающихся сейфах не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или метал¬лических, либо в контейнерах, изготовленных из других высокопрочных материалов.

Таким образом, действующим законодатель¬ством предусмотрено издание Минздравом Рос¬сии или другим органом исполнительной вла¬сти страны особого порядка по использованию наркотических и психотропных лекарственных препаратов на судах в медицинских целях, но до настоящего времени такой порядок не раз¬работан.

Российским законодательством оборот нар¬котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров привязан к осуществлению медицинской деятельности, т.е. наличие нар¬котических средств на судне разрешено только при присутствии на судне медицинских работни¬ков. В то время как Конвенция МОТ 2006 предписывает на судах, не имеющих судового медицинского работни¬ка на борту, иметь в составе экипажа моряка ответственного за медицинское обслуживание, назначение и применение любых лекарств, прошед¬шего курс подготовки по медицинскому ухо¬ду, согласно международным обязательствам Российской Федерации – Конвенции ПДНВ.

Важнейшим элементом медицинской помощи на море независимо от наличия медицинского работника на борту судна является обеспечение проведения медицинских консультаций по радио или по спутниковой связи, включая консультации специалистов, и заключается в установлении диагноза и назначении лечения с использованием аптечки. В настоящее время существует общая тенденция рассматривать медицинскую помощь на море как составную часть спасения. В циркулярном письме Комитета по безопасности на море Международной морской организации определено, что оптимальность мероприятий по оказанию медицинской помощи на море основывается на наличии нескольких элементов, основой которых являются спасательно-координационный центр и морской медицинский консультационный центр (ММКЦ). Наличие таких подразделений в системе медицинской помощи на море имеет большое значение по следующим причинам: дает возможность преодолеть изоляцию от внешнего мира как пострадавшего (больного или раненого), так и капитана, ответственного за оказание ему помощи; позволяет, насколько это возможно, избежать необходимости эвакуации пострадавшего, которая, хотя и бывает иногда важной, часто является опасной и дорогостоящей; позволяет также спасательно-координационным центрам, которые чаще первыми выходят на контакт с капитаном судна в трудной ситуации, оказать помощь в принятии соответствующего решения.

В соответствии с нормативно-правовыми документами в нашей стране функции в части поиска и спасания на море возложены на Росморречфлот. Исполнительной службой в этой области является Госморспасслужба России с Государственным морским спасательно-координационным центром в г. Москве и спасательно-координационными центрами и спасательными под-центрами на морских бассейнах. Однако единого ММКЦ в Российской Федерации не существует. Кроме того, в соответствии с требованиями международных конвенций ММКЦ может быть официально назначен только компетентным органом государства.

Основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на море составляют морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ). В настоящее время на морских бас¬сейнах Российской Федерации функционирует 7 МСКЦ (Диксон, Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань, Вла¬дивосток) и 8 МСПЦ (Архангельск, Тамань, Се¬вастополь, Керчь, Южно-Сахалинск, Петропав¬ловск-Камчатский, Певек, Тикси), за каждым из которых закреплен соответствующий поисково- спасательный район (подрайон).

МСКЦ и МСПЦ являются структурными подразделениями бассейновых администра-ций морских портов (АМП) и непосредственно подчиняются руководителю соответствующей АМП. В вопросах организации поиска и спаса¬ния людей, терпящих бедствие на море, МСКЦ подчиняются ФГБУ «СКЦ Росморречфлота». МСПЦ в вопросах организации поиска и спаса¬ния на море подчиняются ФГБУ «СКЦ Росмор¬речфлота» и МСКЦ, в поисково-спасательном районе которого он действует.

Основными задачами МСКЦ и МСПЦ в за¬крепленных за ними поисково-спасательных районах являются организация выполнения положений Между¬народной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года; организация и координация действий спаса¬тельных служб федеральных органов испол¬нительной власти Российской Федерации, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.

Все МСКЦ и МСПЦ работают в круглосу¬точном режиме. Все указания МСКЦ (МСПЦ), касающиеся поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, обязательны для выполнения соответ¬ствующими службами, подразделениями, сила¬ми и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции.

Учреждения здравоохранения, находящиеся в зоне поисково-спасательных районов (под¬районов), и привлекаемые к спасанию людей, терпящих бедствие на море, обязаны выполнять указания МСКЦ (МСПЦ).

Максимально подробно порядок проведения непосредственно самой дистанционной консультации дан в Международном руководстве по медицинскому обслуживанию на судах. В настоящее время актуально 3-е издание руководства 2007 г (пересмотрено в 2014 г). В законодательстве Российской Федерации в отношении консультаций по радиосвязи или по спутниковой связи существует значительный пробел. При этом есть ряд документов, так или иначе освещающих порядок применения консультаций моряков по радиосвязи, в частности приказ Госкомрыболовства России от 5 июля 2002 г. № 266.

Очевидно, что современная медицина не может или не всегда может предотвратить возникновение во время морского рейса многочисленной категории заболеваний или травм, возникающих по случайным, внезапным или непрогнозируемым причинам, при которых, по современным стандартам медицинской помощи, с первых часов требуются неотложные лечебно-диагностические манипуляции квалифицированного врача.

Это обстоятельство становится все более очевидным не только для судовых врачей, но и для плавсостава (командного и рядового). Злободневности вопроса способствует и то обстоятельство, что все морские офицеры проходят обязательное дипломирование по квалификационным требованиям к медицинским знаниям и навыкам, предусмотренным Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78/95), а уровень требований возрос вместе с манильским пересмотром ПДНВ-78/95 в 2010 г. Поэтому многие моряки, исходя из собственного опыта, сильно заинтересованы в необходимости совершенствования медицинского обеспечения экипажа в морском рейсе.