База знаний
Пожарная безопасность зданий и сооружений медицинских организаций
Содержание зданий и помещений медицинских организаций в соответствии с требованиями пожарной безопасности

Помимо общих Правил Пожарной безопасности (далее — Правила ПБ) каждая медицинская организация (далее — МО) при обеспечении противопожарных мер должна соблюдать требования действующих на сегодняшний день Правил ПБ для учреждений здравоохранения, утвержденных приказом Минздрава СССР от 30.08.1991 №250 (далее ППБО 07-91). Указанные правила устанавливают основные требования пожарной безопасности для лечебно-профилактических, санитарно-профилактических, аптечных и детских учреждений, научно-исследовательских центров и институтов, учебных заведений, других организаций и предприятий системы здравоохранения. Выполнение данных требований должно осуществляться с учётом действующих нормативных требований ПБ в части, не противоречащей им.

Среди основных мер ПБ, которые согласно требованиям ППБО 07-91 должны быть организованы и исполняться в МО, можно выделить следующие меры:

  • противопожарные двери, остекление оконных и дверных проемов во внутренних стенах и перегородках на путях эвакуации, устройства для самозакрывания дверей, уплотняющие прокладки в притворах дверей, должны постоянно находиться в исправном состоянии (п.2.2.1. ППБО 07-91);
  • деревянные конструкции чердаков, драпировки и шторы в актовых и конференц-залах, физиотерапевтических отделениях, помещениях гипербарической оксигенации, диктофонных центрах, машбюро должны быть обработаны огнезащитным составом. Контроль состояния огнезащитной обработки должен проводиться ежегодно комиссией с составлением акта (п.2.2.1. ППБО 07-91);
  • переоборудование помещений подвальных этажей под мастерские и склады горючих и негорючих материалов в горючей упаковке (ящики из картона, фанеры, досок и т.п.), складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, аккумуляторные запрещается (п.2.2.6. ППБО 07-91);
  • проемы в торцах переходов и галерей, соединяющих между собой корпуса зданий, должны быть оборудованы исправными самозакрывающимися дверями с уплотнением в притворах (п.2.2.12. ППБО 07-91).

В больничных учреждениях, диспансерах, а также учреждениях охраны материнства и детства использовать мебель и оборудование, изготовленные с использованием полимерных материалов, способных при горении выделять высокотоксичные продукты, запрещается (п.2.2.1. ППБО 07-91).

Так как нормы новых Правил противопожарной безопасности, равно как и нормы ППБО 07-91, запрещают на путях эвакуации устанавливать препятствия, но в то же время любое медицинское учреждение нуждается в оснащении коридорных проемов местами для посетителей, то в ППБО в п. 2.2.9. есть оговорка в виде примечания, допускающая такое оснащение. Так, согласно данному примечанию, в коридорах санаторно-курортных, амбулаторно-поликлинических учреждений и диспансеров допускается установка стульев, кушеток, скамей для посетителей, ожидающих приема или принятия процедур. При этом мебель должна иметь металлический каркас с минимальным использованием горючих материалов в ней.

Также нормы п.2.2.11. ППБО 07-91 допускают в МО применение искусственных ковровых покрытий (за исключением путей эвакуации), не распространяющих огонь по поверхности и не выделяющих при горении токсичные вещества. При этом они должны быть наклеены на негорючее основание.

Согласно п. 2.2.13. новых Правил ПБ расстояния между кроватями в палатах для больных и отдыхающих должны быть не менее 0,8 м, а ширина основного (центрального) прохода — не менее 1,2 м. Тумбочки, стулья и кровати не должны загромождать эвакуационные выходы и проходы.

Пункт 2.2.15. ППБО 07-91 обязывает по возможности осуществлять стерилизацию медицинских инструментов в специально выделенных помещениях. Использование нагревательных приборов, работающих на жидком топливе или газообразном (керосинок, примусов, радиационных горелок и т.п.) запрещается (данная норма содержалась в прежних Правилах ПБ, но в новых Правилах ПБ запрет на использование керосинок, радиационных горелок и др. был исключен в силу того, что на практике такие нагревательные приборы уже не практически нигде не используются).

Согласно п. 2.2.16 ППБО 07-91 в больничных учреждениях обслуживающий персонал дежурной смены должен быть обеспечен комплектом индивидуальных средств защиты органов дыхания (противодымная маски типа «фильтрующий самоспасатель» СП-55МП, а при их отсутствии — марлевые повязки). Согласно п. 6 новых Правил в силу того, что МО, имеющие стационары, являются объектом защиты с круглосуточным пребыванием людей, руководитель МО обязан организовывать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивать обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

В целях ПБ для зданий и помещений МО установлен пунктом 2.2.22. ППБО 07-91 ряд запретов. Согласно данному пункту, в частности, запрещается:

  • окрашивать поверхности конструкций на путях эвакуации масляными красками и нитрокрасками, оклеивать их обоями и облицовывать сгораемыми материалами;
  • использовать для отогревания водопроводных, канализационных труб и систем отопления внутри зданий открытый огонь;
  • устанавливать на окнах и в дверных проемах решетки (за исключением помещений для хранения ядовитых и наркотических лекарственных препаратов);
  • производить уборку помещений с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • производить перепланировку помещений, изменять их функциональное назначение без разработки проекта и его согласования с пожарной охраной;
  • устанавливать дополнительные койки для больных и отдыхающих в палатах, размещать койки для больных в коридорах и других путях эвакуации;
  • устанавливать на путях эвакуации перегородки из стеклопрофилита;
  • загромождать пути эвакуации, забивать и запирать двери эвакуационных выходов на труднооткрывающиеся запоры;
  • устраивать кладовые легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, устанавливать баллоны с газами в помещениях с пребыванием людей;
  • располагать под и над больничными палатами и помещениями культурно-массового назначения кладовые, камеры хранения и другие пожароопасные помещения.

К выполнению требований к содержанию зданий и помещений МО с точки зрения ПБ нужно подходит со всей степенью ответственности. Достаточно часто МО в ходе проведения проверок надзорными органами в сфере пожарной безопасности привлекаются к административной ответственности за невыполнение тех или иных требований ПБ. Тем не менее нередко на практике вина МО в неисполнении мер ПБ в полном объеме отсутствует. Бывают случаи, когда основанием для освобождения от административной ответственности является отсутствие вины МО по причине того, что требования ПБ не исполнялись в виду отсутствия соответствующего финансирования. Некоторые суды склоняются к тому, что бюджетные организации не должны нести административную ответственность за нарушения требований ПБ, если эти нарушения вызваны нехваткой денежных средств и, если организация неоднократно обращалось к учредителю с просьбой выделить соответствующее финансирование на эти цели. ВС РФ также неоднократно высказывался в своих Определениях, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, только если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований закона, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В частности, государственные бюджетные учреждения могут быть судом освобождены от административной ответственности, если будет установлено, что правонарушение было совершенно по причине отсутствия денежных средств на исполнения требований законодательства и руководство учреждения обращалось к учредителю данного учреждения с просьбой о необходимости выделения средств на исполнение требований законодательства в сфере ПБ.

Для примера, можно привести случай из судебной практики, когда муниципальное автономное учреждение (далее — МАУ) было привлечено по итогам пожарной проверки к административной ответственности в виде штрафа за нарушение требований ПБ к эвакуационным и аварийным выходам. В частности, надзорным органом были установлены следующие нарушения требований ПБ:

  • двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажного коридора, не были оборудованы устройством для самозакрывания с уплотнением в притворах и зафиксированы в открытом положении;
  • в коридорах эксплуатировались светильники со снятыми колпаками (рассеивателем), предусмотренными конструкцией светильника;
  • ширина двери основного эвакуационного выхода была менее 1,2 м;
  • на пути эвакуации основного эвакуационного выхода был устроен порог;
  • на лестничных площадках труба отопления выступала из плоскости стен на высоте 2,2 м от поверхности;
  • для отделки стен на путях эвакуации был применен горючий материал (панели МДФ, масляная краска).

После попытки МАУ обжаловать Постановление надзорного органа о привлечении к административной ответственности, суды первой и второй инстанции встали на сторону надзорного органа и признали учреждение виновным в нарушении ч. 1, ч. 3-4 ст. 20.4 КоАП. Между тем в процессе судебного разбирательства руководитель организации ссылался на следующие юридически значимые обстоятельства:

  • вмененные нарушения требований ПБ существовали еще до возникновения самого учреждения: спорное здание было передано ему учредителем в оперативное управление уже с наличием пожарных нарушений, что подтверждается документально;
  • руководитель МАУ неоднократно обращался к учредителю – собственнику здания за выделением финансирования с целью приведения помещений в надлежащие противопожарное состояние (в деле имелось целых пять писем, отосланных учредителю с периодичностью в два-три месяца). Однако ответы на обращения не поступили, денежных средств не было выделено;
  • в уставе МАУ было изложено, что помимо финансирования, выделяемого в виде субсидий на выполнение муниципального задания, денежные ресурсы могут поступать учреждению от приносящей доход деятельности, спонсоров и граждан, из иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Однако на деле оно получало финансирование только в виде субсидий за счет средств местного бюджета на выполнение муниципального задания, приносящей доход деятельности, не осуществляло, иных источников финансирования не имело.

МАУ подало жалобу в ВС РФ и тот, в свою очередь, согласился с доводами руководителя оштрафованной организации и отменил все решения и постановления нижестоящих судов, указав при этом, что нижестоящие суды проигнорировали объяснения руководителя МАУ, тем самым фактически отказавшись от проверки доводов об отсутствии вины учреждения во вмененном правонарушении и не выяснили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что является нарушением п. 3 ст. 26.1, ст. 24.1 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 07.11.2017 г. №46-АД17-29).

Отметим, что важность соблюдения мер ПБ на сегодняшний день более, чем очевидна. Пожары представляют особую опасность для сотрудников и пациентов медицинских учреждений. Происходящие трагические события в виде пожаров, в том числе и в зданиях МО, которые порой уносят жизни людей, заставляют всерьез задумываться насколько ответственным должен быть подход к организации и обеспечению полного комплекса мер ПБ. Особое внимание должно уделяться техническим, складским и хозяйственным помещениям, так как именно в них зачастую возникает очаг возгорания, откуда пожар, в случае отсутствия необходимых противопожарных преград, распространяется в дальнейшем на вышерасположенные этажи. Как правило, в большинстве случаев, связанных с возникновением пожара в МО, следствием устанавливается, что причиной трагедии являлись халатность и пренебрежение своими служебными обязанностями руководителей МО и органов исполнительной власти, в чей компетенции находилось курирование сферы здравоохранения (подробнее об обязанностях руководителя МО в отношении соблюдения противопожарных норм можно прочитать в нашей статье «Требования к пожарной безопасности в медицинских организациях»).

Нередко пожар возникает в МО по причине неосторожного обращения с огнем, а также в связи с нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов.

Помимо этого, причинами возникновения пожаров в МО может стать недостаточное организационное и информационное обеспечение мероприятий ПБ, проводимое учреждением здравоохранения.

К сожалению, среди МО, функционирующих в отдаленных или малонаселенных районах, часть не имеет централизованной системы водоснабжения, а часть таких медучреждений находится в аварийном состоянии или представляет собой деревянные постройки (особенно это характерно для малонаселенных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока).

Следует заметить, что даже в самой современной и модернизированной МО не всегда нетранспортабельные больные размещены на этаже, который имеет пандусы для эвакуации их на носилках на улицу и такие пациенты всегда находятся в зоне повышенного риска гибели в случае возникновения пожара в МО. Так, в мае 2020 года в реанимационном отделении больницы Святого Георгия в Санкт-Петербурге в результате пожара погибло 5 пациентов реанимации, которых не смогли своевременно эвакуировать, а сами они не способны были к передвижению. Печально то, что за последние 10 лет произошло более десятка таких случаев.

Также в мае 2020 года в Москве произошел пожар в коронавирусном стационаре, развернутом в одном из корпусов Городской клинической больницы имени С. И. Спасокукоцкого (ул. Вучетича, д. 21). Возгорание произошло в палате на первом этаже шестиэтажного здания. В результате одна пациентка погибла, пострадавших не было. Эвакуацию 295 пациентов провели в течение 30 минут, в дальнейшем их перевезли в другие больницы. По предварительным данным, причиной пожара могла стать неисправность медицинского оборудования.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что лишь систематическое проведение организационно-технических мероприятий в МО положительным образом отражается на обеспечении ПБ в целом, что приводит к снижению количества пожаров в учреждениях здравоохранения. Те организации, которые с высокой степенью ответственности подходят к вопросу организации соблюдения полного перечня мер ПБ (а не отдельных их элементов, как, к сожалению, часто происходит) минимизируют риск возникновения пожара, а также возможные его негативные последствия.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ