Трудовое право
Порядок направления на медико-санитарную экспертизу с целью установления инвалидности
Порядок направления на медико-санитарную экспертизу с целью установления инвалидности

Порядок направления на медико-санитарную экспертизу с целью установления инвалидности

Инвалидность связана со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Такое стойкое расстройство функций часто развивается не сразу и поэтому инвалидность в контексте медицинского права рассматривается как определенный результат, к которому приводит заболевание, травма или дефект. В связи с этим в самом начале речь идет о временной нетрудоспособности человека и лечении заболевания, травмы или дефекта, и уже потом, при определенном прогнозируемом исходе, осуществляется направление на медико-социальную экспертизу в целях установления инвалидности. Таким образом первичное направление на медико-социальную экспертизу тесно связано с проведением экспертизы временной нетрудоспособности и является одним из возможных результатов такой экспертизы. Этим объясняется то, что часть правовых норм, посвященных направлению на медико-социальную экспертизу, содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

1. Направление на медико-социальную экспертизу как завершающий этап экспертизы временной нетрудоспособности

Общие основания и сроки для первичного направления на медико-социальную экспертизу пациента указаны в ч.4 ст.59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и зависят от клинического и трудового прогноза.

Так, при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности. Оценить прогноз должна врачебная комиссия медицинской организации.

Совместным письмом Минздравмедпрома России от 21.08.2000 № 2510/9362-34 и ФСС России от 21.08.2000 № 02-08/10-1977П медицинским организациям были направлены рекомендации «Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10)».

В письме указано, что ориентировочные сроки временной нетрудоспособности необходимы в том числе для направления на медико-социальную экспертизу для рассмотрения вопроса о признании лица инвалидом при неблагоприятном трудовом и клиническом прогнозе. Для тех заболеваний и травм, при которых ориентировочные сроки нетрудоспособности приближаются к 120 дням, в таблицах стоит специальная отметка «МСЭ», означающая необходимость направления пациента на медико-социальную экспертизу.

При заболеваниях туберкулезом и при травмах ориентировочные сроки временной нетрудоспособности значительно превышают четыре месяца при этом отметка «МСЭ» в таблицах стоит не везде. Это связано с тем, что согласно ч.4 ст.59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для указанных заболеваний и последствий травм установлены исключения:

  • при состоянии после травм и реконструктивных операций при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу;
  • при лечении туберкулеза при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее двенадцати месяцев пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

Если с туберкулезом и травмами ситуация более-менее понятна, то по поводу реконструктивных операций на практике возникает вопрос, что к ним относится.

По этому поводу существует письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 01.10.2020 № 33133.ФБ.77/2020, в котором разъясняется, что реконструктивная хирургия — вид специализированной или высокотехнологичной медицинской помощи, заключающийся в проведении хирургических операций, в том числе сложных (высокотехнологичных), для восстановления структуры и функций органов, предотвращения или уменьшения последствий врожденных или приобретенных дефектов и снижения тем самым ограничений жизнедеятельности, компенсации нарушенных функций. Реконструктивная хирургия предоставляется в следующих формах:

  • реконструктивные и реконструктивно-пластические операции;
  • операции по пересадке органов и тканей;
  • эндопротезирование (встраивание в структуру органов внутренних протезов, сочетающих биологическую совместимость с тканями и адекватное механическое поведение).

Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, утверждены приказом Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н (вступил в силу с 01.01.2022г.).

Раздел III Порядка посвящен правилам формирования листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

В п.34 Порядка указано, что по истечении установленных сроков (4, 10 или 12 месяцев, о которых указано выше), в случае если медицинская организация после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии не направляет гражданина на медико-социальную экспертизу (МСЭ), то выписывает его к занятию трудовой деятельностью.

При установлении (изменении) по результатам МСЭ группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дате регистрации документов об установлении (изменении) по результатам МСЭ группы инвалидности в федеральном учреждении МСЭ (п.36 Порядка).

Временно нетрудоспособным лицам, которым не установлена (не изменена) группа инвалидности, листок нетрудоспособности может быть продлен по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности или до повторного направления на МСЭ с периодичностью продления листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии не реже чем через каждые 15 календарных дней (п.38 Порядка).

Таким образом, мы видим, что первичное направление на МСЭ медицинской организацией неразрывно связано с процедурой экспертизы временной нетрудоспособности и является одним из ее возможных исходов. По общему правилу, если трудоспособность пациента не восстановилась за четыре месяца, он направляется на МСЭ. При установлении группы инвалидности листок нетрудоспособности закрывается, при отказе в установлении группы инвалидности листок нетрудоспособности может быть продлен до восстановления трудоспособности или до повторного направления на МСЭ.

2. Согласие пациента на направление на медико-социальную экспертизу

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 вступающих в силу с 1 июля 2022 года.

Согласно п.17 этих Правил Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

Пациент или его представитель имеют право отказаться от направления на МСЭ, однако это повлечет установленные законодательством последствия.

Так, в силу ч.4 ст.59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. Здесь стоит обратить внимание на неоднозначность формулировки закона. Как мы выяснили ранее, пациент должен выразить свое согласие дважды – первый раз он должен согласиться с направлением на МСЭ, второй раз – с проведением МСЭ.

Указанная неточность разъясняется в п.39 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, где указано, что при отсутствии согласия гражданина от направления на МСЭ листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа от направления на МСЭ; сведения об этом указываются в листке нетрудоспособности и в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

Таким образом, направление на МСЭ является добровольным и осуществляется с согласия гражданина или его представителя. Однако отказ от направления на МСЭ повлечет закрытие листка нетрудоспособности и выписку к занятию трудовой деятельностью.

3. Кто вправе направить гражданина на медико-социальную экспертизу

Согласно п.17 Правил признания лица инвалидом в направлении на медико-социальную экспертизу указываются сведения из согласия на направление и проведение медико-социальной экспертизы, данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях, а также сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

Принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу отнесено к функциям врачебной комиссии медицинской организации (пп.4.4 п.4 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н).

4. Проведение обследования перед направлением на МСЭ медицинской организацией

Согласно п.17 Правил признания лица инвалидом принятие решения врачебной комиссией медицинской организации о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу и проведении медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, осуществляется не позднее 30 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссией медицинской организации о подготовке такого направления.

Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы утвержден совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 10.06.2021 № 402н/631н.

Так, например, для направления на МСЭ пациента с диагнозом спондилопатии (M45-M49) в перечень основных медицинских обследований включены:

  • рентгенография позвоночника, специальные исследования и проекции (действительно 180 календарных дней при первичном направлении, 1 год при повторном направлении, для пациентов с анкилозирующим спондилитом — 2 года);
  • рентгенография таза (действительно 2 года).

В перечень дополнительных медицинских обследований включены:

  • Прием (осмотр, консультация) врача-нефролога первичный — при патологии почек (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней — при повторном направлении)
  • Прием (осмотр, консультация) врача — детского кардиолога первичный — в случае поражения сердечно-сосудистой системы (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней — при повторном направлении)
  • Эхокардиография — при поражении сердца и аорты в рамках основного заболевания (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней — при повторном направлении)
  • Определение количества белка в суточной моче — в случае поражения почек (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней — при повторном направлении)
  • Исследование функции нефронов по клиренсу креатинина (проба Реберга) — при наличии амилоидоза (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней — при повторном направлении)
  • Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога первичный — при наличии воспалительного заболевания кишечника (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней — при повторном направлении)
  • Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога первичный — при наличии увеита (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней — при повторном направлении)

Приведем еще один пример. Для направления на МСЭ пациента с диагнозом почечной недостаточности (N17-N19) в перечень основных медицинских обследований включены:

  • исследование уровня альбумина в крови (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении);
  • исследование уровня натрия в крови (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении);
  • исследование уровня калия в крови (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении);
  • исследование уровня общего кальция в крови (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении);
  • исследование уровня неорганического фосфора в крови (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении);
  • ультразвуковое исследование почек (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении).

В перечень дополнительных медицинских обследований включены:

  • исследование уровня паратиреоидного гормона в крови — при ХБП 4 и 5 стадии (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении);
  • прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога первичный (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении) при наличии ретинальных осложнений;
  • суточное мониторирование артериального давления (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении) при наличии артериальной гипертензии;
  • эхокардиография (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении) при кардиоренальном синдроме;
  • прицельная рентгенография органов грудной клетки (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней — при повторном направлении) при ХБП 4 и 5 стадии.

Если гражданину отказали в выдаче направления на МСЭ и он самостоятельно обратился в бюро МСЭ, то специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности (п.19 Правил).

5. Оформление направления на МСЭ медицинской организацией

В направлении на медико-социальную экспертизу указываются сведения из согласия на направление и проведение медико-социальной экспертизы, данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях, а также сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы (п.17 Правил о признании лица инвалидом).

Форма № 088/у «Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией» и порядок ее заполнения утверждены совестным приказом Минтруда России и Минздрава России от 01.02.2021 № 27н/36н (вступил в силу с 01.01.2022г.).

Направление заполняется врачами — членами врачебной комиссии (далее — ВК) медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь.

Направление формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи председателя ВК, членов ВК, а при отсутствии у медицинской организации информационной системы либо доступа к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации — на бумажном носителе, подписываемом председателем ВК, членами ВК.

В направлении заполняются пункты, сведения из которых имеют отношение к гражданину, направляемому медицинской организацией на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ, и к цели (целям) проводимой в отношении него медико-социальной экспертизы. Часть данных отмечается условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты. Часть данных подчеркивается. Свободные строки предназначены для текстовой информации.

В анамнезе заболевания должны быть указаны сведения о начале, развитии, течении основного заболевания и его осложнений, частоте и длительности обострений, лечении, проведенных мероприятиях по медицинской реабилитации или абилитации и их эффективности. Анамнез заболевания подробно описывается при первичном направлении гражданина на медико-социальную экспертизу. При повторном направлении детально отражается динамика за период между освидетельствованиями.

В анамнезе жизни гражданина должны быть отражены перенесенные в прошлом заболевания, травмы, отравления, заболевания, по которым отягощена наследственность. В отношении ребенка, направляемого на медико-социальную экспертизу, дополнительно указывается, как протекали беременность и роды у матери, сроки формирования психомоторных навыков, самообслуживания, познавательно-игровой деятельности, навыков опрятности и ухода за собой, как протекало раннее развитие (по возрасту, с отставанием, опережением). Анамнез жизни подробно описывается при первичном направлении. При повторном направлении детально отражается динамика за период между освидетельствованиями.

Делается запись о проведенных медицинской организацией медицинских обследованиях (лабораторных, инструментальных, функциональных), необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы гражданина, с указанием даты проведения обследования, кода (при наличии) и наименования обследования (при наличии), результата проведенного обследования.

Сформированное направление в течение 3 рабочих дней направляется в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Направление на медико-социальную экспертизу в форме электронного документа передается в бюро с использованием:

  • медицинских информационных систем медицинских организаций,
  • государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации,
  • единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения,
  • федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы».

Порядок информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах утвержден совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 27.02.2020 № 80н/131н.

Ответственность за качество оформления формы № 088/у, соблюдение полноты перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, возлагается на председателя врачебной комиссии медицинской организации.

6. Оформление направления на МСЭ Пенсионным фондом и органами соцзащиты

Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Форма «Направление на медико-социальную экспертизу, выдаваемое органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения» утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874.

Стоит обратить внимание, что порядок заполнения указанной формы направления в настоящее время законодательно не установлен.

По сравнению с формой направления, которую заполняют медицинские организации, форма для ПФР и органов соцзащиты более краткая и простая. Помимо общих сведений указываются признаки ограничения жизнедеятельности, вызывающие нуждаемость в мерах социальной защиты: полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью. Также приводится перечень предъявленных медицинских документов (амбулаторная карта, выписки из стационаров, справки медицинских организаций, заключения врачей-специалистов, другие медицинские документы), подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм и дефектов.

Направление подписывается руководитель органа, осуществляющего

пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения.

Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, в течение 3 рабочих дней со дня его оформления передается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственных информационных систем, а при отсутствии доступа к таким информационным системам — на бумажном носителе.

Формат сведений, содержащихся в направлении на медико-социальную экспертизу, выдаваемом органом социальной защиты населения, и подлежащих представлению на бумажном носителе в рамках межведомственного взаимодействия для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержден приказом Минтруда России от 01.10.2012 № 293н.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.

7. Прием документов в бюро МСЭ

Медико-социальная экспертиза проводится бюро, главным бюро, Федеральным бюро в соответствии со следующими заявленными в направлении на медико-социальной экспертизу или в заявлении гражданина (его законного или уполномоченного представителя) целями проведения медико-социальной экспертизы:

а) установление группы инвалидности;

б) установление категории «ребенок-инвалид»;

в) установление причин инвалидности;

г) установление времени наступления инвалидности;

д) установление срока инвалидности;

е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции;

з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту) и на военную службу по мобилизации;

и) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного гражданского служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;

к) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

л) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

м) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

н) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

о) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;

п) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 22 Правил о признании лица инвалидом).

Бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем).

Главное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации — протезом с микропроцессорным управлением при обращении территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, а также по направлению бюро в случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с проведением специальных видов обследования.

Федеральное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения главного бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым главным бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации — протезом с микропроцессорным управлением при обращении Фонда социального страхования Российской Федерации, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих консультации специалистов Федерального бюро, в том числе с проведением сложных специальных видов обследования.

Бюро организует регистрацию поступивших направлений на медико-социальную экспертизу и заявлений о проведении медико-социальной экспертизы. Главное бюро и Федеральное бюро организуют регистрацию поступивших заявлений граждан (их законных или уполномоченных представителей) об обжаловании решения бюро, главного бюро соответственно.

Бюро уведомляет гражданина (его законного или уполномоченного представителя) о регистрации направления на медико-социальную экспертизу или заявления о проведении медико-социальной экспертизы по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, или в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, а также направляет соответствующее уведомление в личный кабинет на едином портале.

Главное бюро, Федеральное бюро уведомляют гражданина (его законного или уполномоченного представителя) о регистрации заявления об обжаловании решения бюро, главного бюро соответственно по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, или в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, а также направляет соответствующее уведомление в личный кабинет гражданина на едином портале.

По результатам рассмотрения зарегистрированных документов бюро (главное бюро, Федеральное бюро) с учетом мнения гражданина (его законного или уполномоченного представителя), указанного в направлении на медико-социальную экспертизу, в заявлении о проведении медико-социальной экспертизы или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро), принимает решение о форме проведения медико-социальной экспертизы, предусмотренной пунктом 28 настоящих Правил, определяет дату и время проведения медико-социальной экспертизы в случае отсутствия выбора гражданином (его законным или уполномоченного представителем) даты и времени на едином портале и направляет гражданину (его законному или уполномоченному представителю) уведомление о проведении медико-социальной экспертизы в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица бюро (главного бюро, Федерального бюро), с использованием единого портала.

В случае принятия решения о проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина бюро (главное бюро, Федеральное бюро) уточняет по каналам телефонной связи у гражданина дату и время проведения освидетельствования посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных бюро (главным бюро, Федеральным бюро).

Таким образом, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения. Направление на МСЭ осуществляется с согласия гражданина. Перед направлением проводится медицинское обследование гражданина. Направление формируется по утвержденным формам в форме электронного документа или на бумажном носителе и передается в бюро МСЭ. При приеме документов в бюро МСЭ проводится проверка поступивших документов, при необходимости гражданин направляется на дообследование. По результатам рассмотрения поступивших документов бюро МСЭ принимает решение о месте и дате проведения медико-социальной экспертизы и направляет гражданину приглашение для проведения медико-социальной экспертизы.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ