Общие требования к медицинской деятельности
Порядки оказания медицинской помощи — один из главных элементов медицинского законодательства
Порядки оказания медицинской помощи — один из главных элементов медицинского законодательства

Порядки оказания медицинской помощи — один из главных элементов медицинского законодательства

1. Правовое регулирование организации оказания медицинской помощи

Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Это общая правовая норма, свойственная иерархичной структуре российского законодательства, однако в случае с медициной помощью законодатель решил пойти дальше и выделить среди «иных нормативных правовых актов Российской Федерации» несколько групп нормативных правовых актов, имеющих особое место в общей иерархии. Речь идет о нормативных правовых актах, регулирующих организацию оказания медицинской помощи в России.

Так, согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

  • в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
  • с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • с 1 января 2022 года также на основе клинических рекомендаций.

Таким образом, для целей организации оказания медицинской помощи выделено три особых группы нормативных правовых актов: положения об организации оказания медицинской помощи по видам; порядки оказания медицинской помощи; стандарты медицинской помощи. Всё это приказы Минздрава России, но они играют особую роль в правовом регулировании медицинской помощи.

2. Понятие порядка оказания медицинской помощи

Остановимся подробнее на такой группе нормативных правовых актов как порядки оказания медицинской помощи.

Законодатель особо подчеркивает, что они обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (п.2 ч.1 ст.37 Закона об основах охраны здоровья граждан), а соблюдение порядков оказания медицинской помощи является лицензионным требованием (пп. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291). Соответственно, чрезвычайно важно понять, какие нормативные правовые акты относятся к порядкам оказания медицинской помощи, и здесь не всё так просто.

Нормативного определения порядкам оказания медицинской помощи законодатель не дает, определяя их через их содержание.

Из смысла ч.ч.1-2 ст.37 Закона об основах охраны здоровья граждан можно заключить, что:

Порядок оказания медицинской помощи – это нормативный правовой акт Минздрава России, обязательный для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, разработанный по отдельным профилям медицинской помощи, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний), устанавливающий этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи, в соответствии с которым организуется и оказывается медицинская помощь.

Однако в связи с несовершенством нормативно-правового регулирования возникает несколько вопросов:

  1. Согласно ч.2 ст.32 Закона об основах охраны здоровья граждан к видам медицинской помощи относятся:
    • первичная медико-санитарная помощь;
    • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
    • скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
    • паллиативная медицинская помощь.

    Как было указано выше, организация оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи осуществляется в соответствии с Положением об организации соответствующего вида медицинской помощи. Для первичной медико-санитарной, специализированной и паллиативной медицинской помощи действительно приказами Минздрава России утверждены соответствующие Положения.

    Однако, в отношении скорой медицинской помощи приказом Минздрава России от 20.06.2013 №388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. При этом документ утвержден в соответствии с ч.2 ст.37 Закона об основах охраны здоровья граждан, посвященной именно порядкам оказания медицинской помощи. Дело в том, что до 01.01.2019г. ч.2 ст.37 Закона об основах охраны здоровья граждан допускала разработку порядков оказания медицинской помощи не только по профилям и группам заболеваний, но и по видам медицинской помощи. С 01.01.2019г. такая возможность исключена. Соответственно, следуя логике законодателя, организация оказания медицинской помощи по такому ее виду как «скорая, в том числе скорая специализированная» должна осуществляться в соответствии с Положением, а не в соответствии с Порядком.

    В тоже время «скорая медицинская помощь» является одновременно и профилем медицинской помощи, в соответствии с которым готовятся специалисты (например, врачи скорой медицинской помощи) и лицензируется медицинская деятельность. Соответственно, медицинская помощь по профилю «скорая медицинская помощь» должна организовываться и оказываться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.

    Всё это говорит о том, что законодатель сам до конца не понимает разницу между Положением об организации медицинской помощи по видам и Порядком оказания медицинской помощи. Содержание этих групп документов взаимно пересекается. Положениями на практике регулируются правила организации деятельности, стандарты оснащения, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации и ее структурного подразделения, что прямо отнесено к предмету регулирования Порядков оказания медицинской помощи. Ситуация осложняется тем, что такой вид медицинской помощи как скорая одновременно может рассматриваться как профиль медицинской помощи, что требует принятия в отношении него как Положения об организации медицинской помощи, так и Порядка оказания медицинской помощи.

    Соответственно, законодателю необходимо либо объединить эти две искусственно выделенные группы нормативных правовых актов в одну, либо четко развести предмет регулирования и утвердить корректные положения об организации медицинской помощи по видам, которые не пересекались с порядками оказания медицинской помощи, в том числе по одноименным профилям медицинской помощи.

  2. На основании п.19 ч.2 ст.14 Закона об основах охраны здоровья граждан к полномочиям Минздрава России отнесено утверждение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований.
  3. В последнее время Минздрав России активно утверждает правила проведения диагностических исследований:

    • Правила проведения рентгенологических исследований утверждены Приказ Минздрава России от 09.06.2020 №560н;
    • Правила проведения ультразвуковых исследований утверждены приказом Минздрава России от 08.06.2020 №557н;
    • Правила проведения эндоскопических исследований утверждены приказом Минздрава России от 06.12.2017 №974н;
    • Правила проведения функциональных исследований утверждены приказом Минздрава России от 26.12.2016 №997н;
    • Правила проведения патолого-анатомических исследований утверждены приказом Минздрава России от 24.03.2016 №179н.

    Указанные Правила проведения диагностических исследований имеют туже структуру и содержание, что и порядки оказания медицинской помощи – устанавливают правила проведения диагностических исследований (как этапа медицинской помощи), правила организации деятельности, стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы диагностических отделений и кабинетов. По своей сути, указанные Правила проведения диагностических исследований отвечают всем признакам Порядков оказания медицинской помощи, но формально таковыми не являются. Логика законодателя в данном случае не понятна.

Таким образом, несмотря на закрепленный в законе для порядков оказания медицинской помощи предмет правового регулирования, существует ряд иных нормативных правовых актов, имеющих схожий предмет правового регулирования, но к порядкам оказания медицинской помощи не отнесенных.

3. Утверждение порядков оказания медицинской помощи

Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья, то есть Минздравом России.

Указанная норма подчеркивает, что региональные органы исполнительной власти не уполномочены утверждать Порядки, Порядки являются едиными на всей территории страны и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Вместе с тем в письме Минздрава России от 30.04.2013 №13-2/10/2-3113 отмечается, что с учетом территориальных особенностей, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть установлены этапы (уровни) оказания медицинской помощи. То есть на уровне субъекта федерации единый порядок оказания медицинской помощи может быть конкретизирован по этапам / уровням оказания медицинской помощи.

Особого порядка разработки и утверждения порядков оказания медицинской помощи законодатель не установил (в отличие от стандартов медицинской помощи), в связи с чем они разрабатываются и утверждаются Минздравом России в общем порядке подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009.

Порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний). При этом понятие «профиль медицинской помощи» в законодательстве отсутствует.

В качестве примера «профильного» порядка можно привести Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия», утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 №923н.

В качестве примера порядка, разработанного по группам заболеваний, можно привести Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденный приказом Минздрава России от 31.07.2020 №786н.

В качестве примера порядка, разработанного по отдельному заболеванию, можно привести Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 №932н.

В качестве примера порядка, разработанного по отдельным состояниям, можно привести Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 №928н.

4. Структура порядков оказания медицинской помощи

В общем виде содержание и структура порядков оказания медицинской помощи определена в ч.2 ст.37 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Порядок оказания медицинской помощи включает в себя:

  1. этапы оказания медицинской помощи;
  2. правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  3. стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  4. рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  5. иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Такой «простой» структуре соответствует, например, Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия», утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 №923н.

В основном тексте Порядка перечисляются виды оказываемой медицинской помощи (в данном примере – первичная медико-санитарная, скорая и паллиативная), условия оказания медицинской помощи (вне медицинской организации, амбулаторно, в условиях дневного стационара, стационарно), формы медицинской помощи (плановая, неотложная, экстренная) – п.п.2-4 Порядка.

Затем указываются специалисты, принимающие участие в оказании медицинской помощи — врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи-терапевты участковые цехового врачебного участка, врачи общей практики (семейные врачи) во взаимодействии с врачами-специалистами, оказывающими первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю заболевания пациента (врачами-кардиологами, врачами-ревматологами, врачами-эндокринологами, врачами-гастроэнтерологами и другими) – п.7 Порядка.

Этапность оказания медицинской помощи в порядке выражается в закреплении условий, оснований и показаний для направления пациента к иному специалисту, в иное структурное подразделение или в иную медицинскую организацию. Так, например в п.8 Порядка указано, что при затруднении в диагностике и выборе лечебной тактики, а также при осложненном течении заболевания и при наличии медицинских показаний для лечения пациента врачом-специалистом по профилю его заболевания, врач-терапевт участковый направляет пациента на консультацию к врачу-специалисту в соответствии с профилем его заболевания и в последующем осуществляет наблюдение за клиническим состоянием пациента, его лечение в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания.

Далее приводятся особенности оказания медицинской помощи по данному профилю для каждого вида, формы и условий оказания медицинской помощи.

В приложениях к основному тексту Порядка приводятся правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащение структурных подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь по профилю.

Правила организации деятельности структурного подразделения обычно содержат квалификационные требования к специалистам, структуру подразделения, основные функции подразделения и правила взаимодействия с иными структурными подразделениями.

Помимо «простой» структуры порядки оказания медицинской помощи могут иметь сложную, разветвленную структуру и подробное содержание. В качестве примера можно привести Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденный приказом Минздрава России от 20.10.2020 №1130н.

Порядок подробно описывает правила оказания медицинской помощи на отдельных этапах (в период беременности, в период родов и в послеродовый период); особенности оказания медицинской помощи женщинам с осложнениями, сопутствующими заболеваниями и неотложными состояниями в период беременности, родов и в послеродовый период. Кроме того, в одном документе регламентируется гинекологическая помощь как взрослым, так и несовершеннолетним. Наконец, этот же документ регулирует правила оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности.

К основному тексту Порядка имеется 49 приложений, определяющих правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащение всех возможных типов медицинских организаций и их подразделений, принимающих участие в оказании акушерско-гинекологической медицинской помощи.

Последняя на данный момент версия Порядка содержит также новые учетные формы медицинской документации, заполняемые при оказании медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология».

Таким образом, Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» является подробным и всеобъемлющим документом, регулирующим такое сложное направление медицины как «акушерство и гинекология».

5. Обязательность соблюдения порядков оказания медицинской помощи

Вне зависимости от сложности структуры и содержания все порядки оказания медицинской помощи в силу прямого указания в законе обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (п.2 ч.1 ст.37 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Обязательность исполнения порядков всеми медицинскими организациями подчеркивается законодателем не зря. Дело в том, что медицинские организации частной формы собственности, не встроенные в государственную систему здравоохранения, долгое время не воспринимали Минздрав России как орган власти, напрямую регламентирующий их деятельность, и относились к нему как к ведомственному регулятору, управляющему только государственной медициной. Поэтому законодатель специально подчеркивает, что порядки оказания медицинской помощи обязательны для исполнения всеми медицинскими организациями, в том числе частными медицинскими организациями.

Тем не менее, обязательность применения порядков оказания медицинской помощи все-таки вызывает вопросы.

Так, в силу прямого указания в законе порядки оказания медицинской помощи включают рекомендуемые штатные нормативы структурных подразделений. Наличие одновременно указания на обязательность применения и рекомендуемый характер штатных нормативов вызывает когнитивный диссонанс.

В письме Минздрава России от 17.02.2015 №16-4/9-57 разъясняется, что штатные нормативы медицинского и иного персонала относятся к нормам труда. Согласно статьям 159 и 162 Трудового кодекса РФ системы нормирования труда определяются работодателем путем издания локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором. Кроме того, статьей 37 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено, что порядки оказания медицинской помощи устанавливают рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений. Таким образом, действующее законодательство предоставляет право руководителю медицинской организации самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание учреждения.

Сами Порядки указывают на то, что штатная численность утверждается руководителем медицинской организации и определяется исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов.

Тем не менее, контролирующие органы зачастую рассматривают рекомендуемые штатные нормативы как составную часть порядка оказания медицинской помощи и требуют их обязательного исполнения.

Одновременное указание на обязательный и рекомендательный характер штатных нормативов позволяет прийти к выводу, что рекомендательный характер штатных нормативов означает, что они устанавливают минимальные требования к штату, одновременно предоставляя руководителю медицинской организации возможность увеличивать штат, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения, коечной мощности и иных особенностей оказания медицинской помощи.

Часть порядков оказания медицинской помощи прямо указывает, что рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

Таким образом, несмотря на прямое указание в законе на обязательность для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, такой раздел как «рекомендуемые штатные нормативы» не всегда распространяется на медицинские организации частной системы здравоохранения, а государственные и муниципальные медицинские организации имеют правовую возможность увеличить штатную численность, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения, коечной мощности и иных особенностей оказания медицинской помощи.

Обязательность соблюдения порядков оказания медицинской помощи подчеркивается также лицензионным законодательством, которым установлено соответствующее лицензионное требование к организациям, получившим лицензию на медицинскую деятельность (пп. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291).

6. Государственный и лицензионный контроль за соблюдением порядков оказания медицинской помощи

В отношении медицинских организаций, имеющих действующую лицензию, полномочия органа лицензионного контроля и полномочия по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения – Росздравнадзор.

Росздравнадзор также осуществляет государственный контроль за соблюдением порядков оказания медицинской помощи.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержден приказом Минздрава от 10.07.2020 №5974.

Предметом государственного контроля является, в том числе, проведение проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи.

При проведении проверок осуществляются следующие мероприятия:

  • рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы и оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи;
  • рассмотрение и анализ жалоб граждан, связанных с оказанием им медицинской помощи;
  • осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий;
  • оценка применения порядков оказания медицинской помощи, в том числе в части:
    • требований к организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача), индивидуальных предпринимателей;
    • стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей;
    • рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, ее структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей;
  • экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту.

При осуществлении государственного контроля должностные лица Росздравнадзора имеют право:

  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к компетенции Росздравнадзора;
  • знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
  • беспрепятственно получать доступ на территорию проверяемых организаций, либо в используемые ими при осуществлении медицинской деятельности здания, строения, сооружения и помещения, а также к используемым ими оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам;
  • осуществлять с оформлением соответствующих протоколов отбор проб и образцов материалов и организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи;
  • снимать копии с документов, необходимых для проведения государственного контроля, а также производить в необходимых случаях фото- и киносъемку, видеозапись при осуществлении осмотра и обследования;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения обязательных требований;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Росздравнадзора.

По результатам осуществления государственного контроля Росздравнадзором осуществляется:

  • составление акта проверки;
  • составления акта о проведении контрольной закупки;
  • выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (в случае наличия нарушений);
  • составление протокола об административном правонарушении в случае наличия признаков административного правонарушения;
  • направление материалов проверки в органы прокуратуры, правоохранительные органы, в случае выявления нарушений, содержащих признаки преступления.

7. Негативные последствия несоблюдения порядков оказания медицинской помощи

То обстоятельство, что соблюдение порядков оказания медицинской помощи является лицензионным требованием к медицинской деятельности, определяет и характер негативных последствий и ответственности в случае несоблюдения медицинской организацией этого требования.

Сам факт несоблюдения порядков оказания медицинской помощи является нарушением лицензионных требований и влечет административную ответственность по ч.3 ст.14.1 и ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, однако в силу п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи также может быть признано Росздравнадзором грубым нарушением лицензионных требований, если оно повлекло в том числе: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан (часть 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пример

Решение арбитражного суда Воронежской области от 10 апреля 2019 г. по делу № А14-3944/2019
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении частной медицинской организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд установил, что общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в виде предоставления платных медицинских услуг по заключенным с пациентами договорами.
Суд указал, что утвержденный Минздравом России Порядок оказания медицинской помощи женщинам в период беременности распространяется на медицинские организации, оказывающие акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, независимо от форм собственности.
Требование о соблюдении порядка оказания медицинской помощи , об оснащении медицинских кабинетов соответствующими медицинскими приборами, оборудованием направлено на обеспечение своевременной и надлежащей медицинской помощи пациентам, выявление заболеваний и их лечение. Оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, выражающейся в дефектах лечебно-диагностического процесса, которые могут повлечь причинение вреда здоровью или жизни пациента, обусловлено, в том числе, несоблюдением порядков оказания медицинской помощи. Несоблюдение представляет собой отступление от предписанных Порядками, стандартами требований и сводится к невыполнению или ненадлежащему выполнению необходимых диагностических и (или) лечебных мероприятий, неблагоприятно влияющих на состояние пациента, течение заболевания, сроки и стоимость лечения.
Оказание медицинской помощи, проведение медицинских манипуляций (операций) с нарушениями порядков оказания медицинской помощи представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан, охрана которых гарантируется государством.
Отсутствие соответствующих медицинских приборов, оборудования и, как следствие, несоблюдение порядка оказания медицинской помощи отнесено действующим законодательством к грубым нарушениям лицензионных требований, в связи.
В результате суд пришел к выводу, что совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о наличии в действиях медицинской организации признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В ч.1 ст.20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлены случаи, когда неисполнение порядков оказания медицинской помощи может привести к приостановке действия лицензии. Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

  • привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае, если в установленный судом срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (ч.1 ст.20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Таким образом, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи может быть признано грубым нарушением лицензионных требований и может повлечь административную ответственность в виде штрафа или приостановления деятельности. Неисполнение в установленный срок предписания Росздравнадзора об устранении грубого нарушения лицензионных требований может повлечь приостановление действия лицензии. Дальнейшее неисполнение требований Росздравнадзора позволит контролирующим органам поставить в суде вопрос об аннулировании лицензии.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ