База знаний
Полномочия МВД в сфере здравоохранения
ПОЛНОМОЧИЯ МВД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПОЛНОМОЧИЯ МВД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МВД РОССИИ

Министерство внутренних дел России (далее МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, призванным обеспечивать непосредственно или через систему своих территориальных органов защиту жизни, здоровья, прав и свобод как граждан РФ, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства, противодействовать преступности, обеспечивать общественную безопасность. Для реализации поставленных перед МВД России задач нормами действующего законодательства установлен определенный перечень государственных услуг в сфере внутренних дел, предоставлением которых занимается МВД России и его территориальные органы.

Основные полномочия МВД России сводятся к осуществлению функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительных функций по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

МВД России имеет в своей структурной организации Центральный аппарат и территориальные органы. Центральный аппарат МВД состоит из Главного управления и иных Управлений, Департаментов и НЦБ Интерпола. Территориальные органы МВД России осуществляют свою деятельность на межрегиональном, окружном, региональном и районном уровнях. В структуру МВД России также входят ряд специализированных организаций, которые созданы с целью обеспечения деятельности МВД (научные, образовательные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные организации и др.). Также за пределами России, в других иностранных государствах, МВД имеет свои представительства.

Главное управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России (далее ГУНК МВД) является обособленным структурным подразделением Центрального аппарата МВД, призванным обеспечивать контроль за исполнение норм действующего законодательства РФ в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. С 2016 года полномочия по контролю в сфере оборота наркотических и психотропных средств были Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» были отнесены к компетенции Министерства внутренних дел России. Ранее данные полномочия исполнялись самостоятельным федеральным органом исполнительной власти РФ в лице Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, которое было упразднено уже упомянутым Указом Президента РФ. В свою очередь, МВД России Приказом № 209 от 23.04.2016 года утвердило Положение о ГУНК МВД РФ. На региональном уровне также функционируют подразделения по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России.

На ГУНК МВД возложены задачи не только по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, но и выявление новых, потенциально представляющих угрозу жизни и здоровью граждан опасных психоактивных веществ. Для реализации данных задач ГУНК МВД в своей работе осуществляет тесное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами РФ с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями. Также со стороны РФ подписано и ратифицировано значительное количество международных нормативно-правовых актов в сфере оборота наркотических и психотропных веществ, например, Конвенция ОНН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Международные нормативно-правовые акты определяют, в том числе и порядок взаимодействия в процессе осуществления контроля за оборотом наркотиков с соответствующими организациями других стран.

Согласно подпунктам 15-17 пункта 13 Указа Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о МВД РФ и Типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту» на региональные подразделения по контролю за оборотом наркотиков возложены полномочия по осуществлению:

  • контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в субъекте РФ;
  • контроля за хранением, перевозкой, уничтожением конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ.

В полномочия МВД России, в частности, ГУНК МВД входят обязанность по выдаче (переоформлению, аннулированию) разрешений МВД России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Сроки и последовательность административных процедур по выдаче разрешения на ввоз и вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также порядок взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц МВД России, порядок взаимодействия с заявителями и иными органами государственной власти, участвующими в предоставлении государственной услуги урегулированы нормами Административного регламента МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений МВД России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденного приказом МВД России от 02.08.2017 г. № 593.

Нормами действующего законодательства МВД России наделено полномочиями по выдаче заключений о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивированием наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны. Такое заключение уполномочены выдавать непосредственно подразделения по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне. Также полномочия по выдаче указанного заключения могут быть делегированы начальником территориального органа МВД России на региональном уровне территориальным органам МВД России на районном уровне.

Требования к упомянутым помещениям закреплены в Приказе МВД России и ФСКН России от 11.09.2012 г. № 855/370 «Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности» и Приказе Минздрава России от 24 июля 2015 г. № 484н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами». Соответствующим Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России 27.07.2017 г. № 495, определены сроки и последовательность административных процедур (действий) по выдаче заключения должностными лицами территориальных органов МВД России, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями, должностными лицами территориальных органов МВД России и заявителями.

На региональном уровне подразделениями по контролю за оборотом наркотиков осуществляются полномочия по выдаче заключения об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получают доступ непосредственно к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами РФ. Данная административная процедура урегулирована Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД от 17.07.2017 г. № 469. Аналогично органами МВД России на региональном уровне выдаются заключения для работников имеющих, в соответствии со своими служебными обязанностями, доступ не к прекурсорам, а к самим наркотическим или психотропным веществам (соответствующий Административный регламент утвержден Приказом МВД от 17 июля 2017 г. № 470).

Отметим, что получение таких заключений является необходимым для многих медицинских и фармацевтических работников. Выдачу указанных заключений предопределяет проверка уполномоченным должностным лицом МВД России обязательных требований, уставленных Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБОРОТА ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

К основным полномочиям МВД России, связанным с охраной здоровья, относится и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее госконтроль). Для исполнения данной функции был разработан и утвержден соответствующим Приказом МВД России от 26.06.2017 г. № 411 «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Д Административный регламент), который разработан с учетом требований ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора)».

Осуществление функций госконтроля также урегулированы рядом норм федерального законодательства, среди которых можно выделить ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее Закон № 3-ФЗ).

Нормы статьи 1 Закона № 3-ФЗ относят к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ (далее — прекурсоры) — вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ.

Указанные полномочия в сфере контроля МВД России осуществляет через ГУКН МВД России либо через территориальные подразделения.

Основные требования, исполнение которых является предметом госконтроля, закреплены в ряде Постановлений Правительства РФ:

  • в Постановлении Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом»;
  • в Постановлении Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 640 «Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
  • в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2011 г. № 181 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Подконтрольными субъектами госконтроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических и психотропных средств.

Предметом госконтроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями таких обязательных требований как:

  • предоставление отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;
  • обеспечение безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров и исключению доступа к ним посторонних лиц;
  • ведение и хранение специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, а также документов, подтверждающих совершение операции, или их копий;
  • соответствие сведений, содержащихся в уведомлениях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о планируемом объеме производства прекурсоров, планируемом объеме переработки прекурсоров, объеме переработанных прекурсоров;
  • соответствие сведений о фактическом количестве ввезенных в РФ и вывезенных из РФ прекурсоров;
  • исполнение предписаний об устранении выявленных ранее нарушений обязательных требований.

Нормами ФЗ № 294 определено, что госконтроль проводится в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных или выездных проверок.

План ежегодных плановых проверок разрабатывается и утверждается ГУ МВД в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный план согласуется с органами Прокуратуры РФ и размещается после полного утверждения и согласования на сайте МВД России.

Поводом для внеплановых проверок является соответствующее обращение или заявление граждан, либо юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), информация, полученная из средств массовой информации, либо поступившая от государственных органов или органов местного самоуправления о фактах грубого нарушения лицензионных требований.

Любая проверка, плановая или внеплановая состоит из ряда регламентированных процедур. Периодичность осуществления плановых проверок составляет не чаще одного раза в три года.

Первым этапом при любом виде государственного контроля (надзора) является собственно подготовка к проверке, включая принятие решения о проведении проверки, назначение должностного лица для проведения проверки и издания соответствующего распоряжения ГУНК МВД России (территориального органа МВД России) о ее проведении.

Следующими этапами осуществления госконтроля является собственно проведение самой проверки, документарной или выездной, по окончанию которой производится оформление ее результатов и принятие мер по результатам проведенной проверки. В случае, если подконтрольному субъекту было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, должностным лицом осуществляется контроль за исполнением ранее выданного предписания.

Таким образом, по результатам госконтроля проверяющее должностное лицо составляет соответствующий акт проверки. В случае выявления нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований выдается либо предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, либо производится возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии оснований, предусмотренных КоАП РФ). При установлении в ходе проверки признаков составов преступления, материалы дела подготавливаются и направляются в органы предварительного следствия и органы дознания в системе МВД России.

Плановая или внеплановая документарная проверка проводится по месту нахождения территориального органа МВД. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого субъекта, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований.

Сама документарная проверка производится путем рассмотрения органом МВД России документов, имеющихся в распоряжении и позволяющих оценить исполнение проверяемым субъектом обязательных требований и предписаний.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений имеющихся в распоряжении территориального органа МВД России документов;
  • оценить соответствие деятельности проверяемого субъекта обязательным требованиям без соответствующего мероприятия по контролю.

В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием подконтрольного субъекта или его уполномоченного представителя, проверяющее должностное лицо составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае территориальный орган МВД России в течение трех месяцев со дня составления данного акта вправе принять решение о проведении внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления проверяемого субъекта.

Интересен тот факт, что нормами Административного регламента при осуществлении государственного контроля не предусмотрено проведение каких-либо совместных мероприятий с другими органами государственного контроля (надзора), а перечень обязательных требований, подлежащих проверке, не затрагивает компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти. Данный факт является положительным с точки зрения того, что таким образом не допускается дублирование функций в контролируемой сфере.

В случае нарушения обязательных требований, предъявляемых к производству, изготовлению, переработке, хранению, учету, отпуску, реализации, продаже, распределению, перевозке, пересылке, приобретению, использованию, ввозу, вывозу либо уничтожению наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров предусмотрена административная ответственность по статье 6.16 КоАП РФ, а в случае их нарушения, приведшего к утрате прекурсоров – уголовная по статье 228.2 УК РФ.

Исходя из данных практического осуществления госконтроля в сфере оборота прекурсоров, основными видами выявленных нарушений чаще всего являются:

  • отсутствие специальных журналов учета операций с прекурсорами или ведение данных журналов с нарушением установленных правил;
  • непредставление в срок отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров.

Подавляющее большинство случаев, предметом нарушений которых являются прекурсоры, входящие в Таблицу III Списка IV Перечня (ацетон, этиловый спирт, серная и соляная кислота и др.), происходят в связи с широтой их использования во многих сферах деятельности.

Как правило, широкая распространенность указанных правонарушений вызвана элементарным недостатком у сотрудников проверяемого субъекта знаний норм действующего законодательства, регулирующего вопросы оборота прекурсоров, а, отнюдь, не злым умыслом.

Чтобы минимизировать тенденцию к широкому распространению нарушений обязательных требований ГУНК МВД России разработало «Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсором наркотических средств и психотропных веществ». Данное Руководство размещено в свободном доступе на сайте как самого МВД России, так и его территориальных органов.

Также на официальном сайте МВД России и территориальных органов размещены и поддерживаются в актуальном состоянии сведения по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров и нормативные правовые акты, регламентирующие данную деятельность. На постоянной основе рассматриваются и разъясняются обращения подконтрольных субъектов по вопросам, связанным с порядком и правилами оборота прекурсоров, включая их вывоз и ввоз. Помимо прочего, территориальные органы МВД России периодически организуют и проводят с подконтрольными субъектами рабочие встречи, обучающие семинары по вопросам соблюдения требований по обороту прекурсоров. Целью проведения таких мероприятий является:

  • повышение прозрачности госконтроля;
  • снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
  • предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
  • разъяснение системы обязательных требований и создание мотивации к добросовестному поведению.

УГОЛОВНО-НАКАЗУЕМЫЕ ДЕЯНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ МВД

Органы МВД ведут предварительное следствие по таким преступлениям в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ, как:

  • контрабанда или незаконные приобретение, хранение, изготовление, пересылка, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;
  • нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей;
  • склонение к потреблению, организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
  • незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

В сфере осуществления медицинской деятельности и оборота лекарственных средств органы МВД осуществляют предварительное следствие в случае совершения таких преступлений как:

  • незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;
  • незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, в том числе незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ;
  • незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, включая отсутствие лицензии;
  • неоказание помощи больному;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических правил (за исключением нарушений, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц, которые относятся к подследственности Следственного Комитета);

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВД РОССИИ С ДРУГИМИ НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Наиболее значимые полномочия МВД России и его территориальных органов сводятся к разработке и принятию мер по предупреждению преступлений и административных правонарушений, а также по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению. В сфере охраны здоровья человека совершаются нередко как административные правонарушения, так и уголовные противоправные деяния, ответственность на совершение которых установлена КоАП РФ и УК РФ соответственно.

Согласно Положению о МВД России, осуществление деятельности МВД России должно происходить во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В основном, полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств и оказания медицинских услуг осуществляют такие федеральные органы исполнительной власти, как Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Данные органы при осуществлении госконтроля (надзора) правомочны в случае установления факта нарушений обязательных требований привлекать к административной ответственности. Однако в случае обнаружения признаков преступления, относящегося к компетенции МВД, эти органы обязаны незамедлительно передать в его территориальный орган соответствующие материалы и сведения.

В силу обширного перечня полномочий в сфере оборота лекарственных средств Росздравнадзор, как контроль-надзорный орган, играет, пожалуй, лидирующего роль в борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией медицинского назначения.

Вопрос фальсифицированной и контрафактной продукции медицинского назначения сегодня имеет особо актуальное значение по причине того, что напрямую связан с безопасностью пациентов, так как применение некачественных препаратов может нанести непоправимый ущерб здоровью людей.

В настоящее время порядок взаимодействия Росздравнадзора с МВД России в борьбе с оборотом фальсифицированных или контрафактных лекарственных препаратом не урегулирован какими-либо специальными нормативно-правовыми актами. Отчасти это поясняется тем, что МВД преимущественно оказывает оперативное сопровождение по делам, связанным с обращением фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий. Само же ведение следствия по этому составу преступления, согласно статье 151 УПК РФ относится к подследственности Следственного Комитета.

Вместе с тем, нужно отметить, что 31.07.2015 г. между МВД России и Роспотребнадзором было заключено соглашение «О порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Министерства внутренних дел РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, и медицинских изделий». Положения данного соглашения призваны прежде всего активизировать деятельность Росздравнадзора в части своевременного и оперативного сообщению сведений о выявленных недоброкачественной и фальсифицированной продукции в территориальные органы МВД России, мотивировать к проведению с правоохранительными органами совместных мероприятий и обмену на взаимной основе опытом по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, связанных с обращением лекарственных и медицинских изделий. В настоящее время Росздравнадзор ежемесячно осуществляет информирование МВД России обо всех случаях выявления фальсифицированных препаратов.

Благодаря взаимодействию указанных двух государственных органов число уголовных дел по фактам оборота некачественных лекарственных средств, возбужденных на основании сообщений, поступивших в МВД России от Росздравнадзора, ежегодно возрастает. Также Росздравнадзором совместно с МВД России проводятся периодически совместные мероприятия по борьбе с незаконным оборотом контрафактных, фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средств, в том числе и в сети Интернет.

Кроме того, Росздравнадзор и МВД России принимают участие в международной операции под кодовым названием «Пангея», целью которой является выявление фальсифицированной и некачественной медицинской продукции, реализуемой через интернет. Операция «Пангея» представляет собой масштабное международное мероприятие, организованное Генеральным секретариатом Интерпола совместно с Всемирной таможенной организацией, направленное на борьбу с незаконной продажей в мире лекарственных препаратов через сеть Интернет.

Можно сделать вывод, что в целом, на сегодняшний день организованная система государственного контроля качества лекарственных средств и медицинских изделий позволяет эффективно выявлять и изымать из обращения продукцию медицинского назначения, которая не отвечает обязательным требованиям качества.

Что касается взаимодействия МВД России с таким федеральным органом исполнительной власти как Роспотребнадзор и его территориальными органами, то порядок их взаимодействия был урегулирован еще в далеком в 2006 году путем принятия Приказа МВД России, Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. № 879/746 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке РФ» (далее — совместный Регламент). Несмотря на произошедшие многочисленные изменения и в структурной организации органов, и в самом государственном регулировании различных сфер деятельности, данный приказ на сегодняшний день является действующим.

Целью упомянутого совместного Регламента является укрепление межведомственного взаимодействия в работе по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей. Регламент устанавливает правила организации взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке, а также в ходе осуществления карантинных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защите прав потребителей, в том числе потребителей лекарственных препаратов и медицинских услуг. Так или иначе ситуации, в которых происходит взаимодействие МВД России и Роспотребнадзора в сфере здравоохранения на практике не редкость: это касается как сферы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, так и сферы борьбы с реализацией потребителю некачественных или небезопасных лекарственных препаратов или оказания медицинских услуг ненадлежащего качества.

В совместном Регламенте определен порядок взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и органов МВД России, а также указан перечень проводимых в рамках такого взаимодействия мероприятий. Так согласно пункту 7 взаимодействие между указанными органами заключается в следующем:

  • в анализе результатов работы по предупреждению и пресечению административных правонарушений на потребительском рынке, включая рынок реализации лекарственных препаратов и оказания медицинских услуг;
  • в обобщении и распространении передового опыта в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выявлению и пресечению административных правонарушений на потребительском рынке, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;
  • в организации и проведении конференций, совещаний, семинаров с представителями производителей и потребителей товаров, работ и услуг, общественных организаций;
  • в разработке методических рекомендаций;
  • в планировании и проведении мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение административных правонарушений, защиту прав потребителей;
  • в осуществление информационного обмена сведениями, представляющими взаимный интерес и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на Роспотребнадзор и МВД законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • в координировании и проведении совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере потребительского рынка;
  • в обобщении практики применения норм законодательства РФ об административных правонарушениях для определения единого подхода к их применению;
  • во взаимодействии с региональными средствами массовой информации.

Для выполнения указанных мероприятий могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора.

Планы и программы совместных действий в рамках выполнения рассматриваемого Регламента в обязательном порядке утверждаются приказами руководства органов МВД России и территориальных органов Роспотребнадзора с указанием сроков их исполнения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Обобщая проведенный анализ полномочий органов МВД России в сфере здравоохранения, можно прийти к выводу, что выявление устаревших, дублирующих, избыточных и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля являются одними из наиболее актуальных проблем. Данные проблемы имеют место не только в системе нормативно-правового регулирования деятельности МВД РФ, но и всей современной системы национального права и прежде всего контрольно-надзорной сферы. При этом стоит отметить, что со стороны соответствующих государственных органов, включая федеральные органы исполнительной власти, на постоянной основе ведется работа по актуализации своих нормативно-правовых актов. В том числе, и МВД России в рамках своих полномочий периодически производит актуализацию перечня нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по госконтролю, осуществляемому подразделениями по контролю за оборотом наркотиков МВД России с размещением их на официальном сайте МВД России.

Преимуществом в деятельности МВД России является и то, что указанное министерство в настоящее время определило для себя в качестве приоритетного направления в осуществлении контрольно-надзорных полномочий повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях и снижение количества нарушений обязательных требований.

При этом очень важно продолжать наращивать количество проводимых семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований, осуществлять мониторинг и оценку эффективности и результативности профилактических мероприятий.

В целях оценки результативности возможно использовать следующие количественные и качественные показатели:

  • количество проведенных профилактических мероприятий;
  • количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
  • сокращение количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы;
  • снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом.

При этом мы полагаем целесообразным регулярно производить обобщение практики осуществления государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, наркотических средств и психотропных веществ с последующим ее размещением на официальном сайте МВД.

На сегодняшний день можно констатировать факт значительного усовершенствования нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств как на национальном уровне, так и в рамках ЕАЭС. В ходе совместных контрольных мероприятий Росздравнадзора, МВД России и Следственного Комитета РФ ежегодно выявляется несколько десятков и даже сотен противоправных уголовно наказуемых деяний в данной сфере. Усиление активности Росздравнадзора в части направления информации о выявлении территориальными органами Росздравнадзора недоброкачественной и фальсифицированной продукции в территориальные органы МВД России безусловно будет способствовать более активному обмену между ними имеющимся опытом работы по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений, связанных с обращением недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных медицинских изделий.

В реализации полномочий МВД России по осуществлению госконтроля приоритетным должно оставаться активное внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных функций. В то же время, необходимо принимать меры по оптимизации планирования государственного контроля и увеличивать количество совместных мероприятий с другими надзорными органами, что в свою очередь, позволит снизить административное давление на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с одновременным ростом эффективности проверок.