База знаний
Полномочия Минздрава России в сфере здравоохранения
Полномочия Минздрава России в сфере здравоохранения

Полномочия Минздрава России в сфере здравоохранения

Низкое качество оказываемых медицинских услуг, недостаточность в оснащении медицинских учреждений современным высокотехнологичным оборудованием, кадровый дефицит медицинских специалистов – одни из самых актуальных и остро стоящих перед государством проблем, требующих постоянного мониторинга, анализа и принятия на законодательном уровне решений, позволяющих поэтапно минимизировать указанные недостатки системы здравоохранения.

На сегодняшний день, несмотря на усилия государства по модернизации и правовой проработке сферы здравоохранения, заимствование и внедрение в национальную систему международного опыта, а также постоянное выделение в значительном объеме бюджетных средств на повышение качества оказания медицинских услуг, большинство граждан не удовлетворены существующей системой реализации их прав на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья.

Высокая доля платных медицинских услуг также является еще одной проблемой для граждан, чьи средства не позволяют своевременно и в необходимом объеме получать квалифицированную медицинскую помощь. Негативным является и тот факт, что в разных регионах граждане имеют неравный доступ к высокотехнологичной медицинской помощи. Зачастую, ответственные органы государственной власти тех или иных субъектов РФ рапортуют о том, что у себя в регионе они якобы своевременно и эффективно оказывают медицинские услуги, обеспечивают должным образом охрану здоровья жителей и, в случае необходимости, оперативно оказывают медицинскую помощь. Но в реальности оказывается, что медицинская деятельность осуществляется на уровне, совсем далекой от отчетных данных. И дело тут чаще всего не в медицинских работниках или неком человеческом факторе, а в том, что соответствующее органы государственной власти не всегда готовы оперативно решать существующие проблемы в сфере здравоохранения или идут к их решению очень долгим и сложным путем.

Далее рассмотрим деятельность и полномочия органа государственной власти, в чей компетенции находится вопрос разработки и реализации эффективной политики в сфере здравоохранения. Таким государственным органом является Министерство здравоохранения РФ (Далее — Минздрав России).

Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции по разработке и реализации политики государства по вопросам охраны здоровья граждан РФ, а также осуществляет нормативно-правое регулирование всей сферы здравоохранения.

Основная цель деятельности данного федерального органа исполнительной власти – это обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Ранее, полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения исполняло Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По мере реформирования системы здравоохранения, равно как и социального обеспечения, назрела необходимость в обособленном существовании двух разных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию национального законодательства каждый в своем конкретном направлении. Так, Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития было преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ соответственно.

В рамках данного Указа Минздраву России были переданы полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

  • здравоохранения;
  • обращения лекарственных средств и обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и реабилитации;
  • фармацевтической деятельности;
  • санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения, государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов).

За Минздравом России были закреплены, в том числе, функции по медико-санитарному обеспечению работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.

Также Минздрав России был уполномочен к оказанию иных государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

При упомянутом разграничении полномочий между двумя министерствами, исходя из цели деятельности каждого из них, было решено возложить координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ на Министерство труда и социальной защиты РФ, а за Минздравом России была логически закреплена обязанность по координации деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Помимо Росздравнадзора подконтрольным Минздраву России является Федеральное медико-биологическое агентство, а также ряд федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. В отличие от Росздравнадзора Минздрав России не имеет территориальных органов, равно как и не имеет каких-либо представительств за рубежом.

Все контрольно-надзорные функции в сфере здравоохранения возложены именно на Росздравнадзор, Минздрав России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, прямо устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Структурными подразделениями Минздрава России являются департаменты, каждый из которых имеет свою профильную направленность (например, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения, Департамент организации экстренной помощи и управления рисками здоровья, Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения и т.д.). В состав департаментов включаются отделы. Департаменты обеспечивают деятельность Минздрава России и осуществляют свои полномочия и функции в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. № 903н «Об утверждении Регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации» (далее Регламент), Положением о департаменте, а также поручениями Министра и его заместителей.

Несмотря на предоставленные Минздраву России полномочия по правовому регулированию сферы здравоохранения, тем не менее, данные возможности на государственном уровне ограничены. Так, Минздрав России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций. Исключения допускаются лишь в случае, когда возможность введения таких ограничений прямо предусмотрена нормами действующих законов и подзаконных актов.

ПОЛНОМОЧИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ В СФЕРЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Полномочия Минздрава России закреплены в Положении о Министерстве здравоохранения РФ, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 года № 608 (далее — Положение о Минздраве России).

Большая часть полномочий Минздрава носит нормотворческий характер. В сфере здравоохранения Минздрав России уполномочен самостоятельно осуществлять правовое регулирование (при условии, если принимаемые Минздравом России нормативно-правовые соответствуют и направлены на исполнении действующих законов и подзаконных актов). Более того, проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ в сфере здравоохранения разрабатываются именно Минздравом РФ как органом государственной власти, компетентным в это вопросе. По сути, можно сказать, что де-факто Минздрав России является источником практически всех законодательных нововведений в сфере здравоохранения.

В пункте 5.2. Положения о Минздраве России указан перечень нормативно-правовых актов, которые самостоятельно правомочен принимать Минздрав России. В указанный пункт включено свыше двухсот подпунктов, каждый из которых закрепляет то или иное полномочие Минздрава России по правовому регулированию всех уровней и направлений системы здравоохранения. Такое значительное количество нормативных актов, которые уполномочен приминать Минздрав России, обусловлено, прежде всего, большим разнообразием профильности и направлений в системе здравоохранения, куда входит и сфера оказания медицинской помощи, и деятельность медицинских и фармацевтических организаций, сфера обращения лекарственных средств, проведения доклинических и клинических испытаний и др.

Остановится более подробно на тех нормативно-правовых актах, которые уполномочено принимать Минздрав России в сфере осуществления медицинской деятельности, в том числе, оказания медицинской помощи.

В настоящее время в России законодательно закреплены такие виды медицинской помощи, как

  • первичная медико-санитарная помощь;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  • паллиативная медицинская помощь.

Для каждого из этих видов медицинской помощи Минздрав России разработал и утвердил соответствующие Положения, Порядки и Стандарты оказания этих видов медицинской помощи, которые периодически актуализируются и редактируются все тем же Минздравом России.

Так, например, в соответствии с частью 5 статьи 32 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Приказом Минздрава России было утверждено Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Что касается паллиативной помощи, то здесь стоит отметить, что регулирующее данный вид медицинской помощи Положение было разработано и утверждено Минздравом России с Министерством труда и социальной защиты РФ. Совместная работа двух Министерств над Положением была вызвана необходимостью правового урегулирования порядка взаимодействия при оказании паллиативной помощи медицинских организаций с органами социального обслуживания и общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья. Итогом совместной работы Министерств стало «Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья», утверждённое Приказом Минздрава и Минсоцразвития от 31 мая 2019 года № 345н/372н.

Также в целях исполнения требований, установленных частью 1 статьи 31 Закона 323-ФЗ, Минздрав России уполномочен определять перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи, а также утверждать требования к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи.

Разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России стандарты оказания медицинской помощи создаются в профильном порядке с учетом специфики заболевания, для лечения которого требуется медицинская помощь. На сегодняшний день разработано и утверждено Минздравом целый перечень стандартов оказания медицинской помощи, которые поделены на три категории:

  • стандарты первичной медико-санитарной помощи;
  • стандарты специализированной медицинской помощи;
  • стандарты скорой медицинской помощи.

В каждой из указанных категорий медицинские стандарты подразделяются на ряд отдельных профильных стандартов. Каждый из видов стандарта утверждается соответствующим Приказом Минздрава России.

Например, среди стандартов скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи утверждены отдельные стандарты при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушения обмена веществ, стандарты при болезнях органов пищеварения, органов дыхания, системы пищеварения, болезни мочеполовой системы и т.д. Наибольшее количество профильных стандартов утверждено в категории стандарты оказания специализированной медицинской помощи, в частности разработаны и утверждены Приказами Минздрава России стандарты оказания медицинской помощи при отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других стандартах и т.д.

Важно также отметить, что именно Минздрав России определяет порядок организации деятельности здравпунктов, кабинета врача и других подразделений, оказывающих медицинскую помощь работникам тех или иных организаций. Ведь нередко возникают случаи, когда при исполнении трудовых обязанностей, с работником возникает ситуация, требующая незамедлительного оказания медицинской помощи (особенно на предприятиях с тяжелыми или вредными условиями труда) и решающим фактором в спасении жизни или здоровья человека может стать уровень организации и своевременности оказания первой медицинской помощи. Для исполнения данного полномочия 19.12.2012 г. Минздравом России был утвержден Приказ «Об утверждении порядка организации деятельности подразделений, оказывающих помощь работникам организации».

Также в полномочия Минздрава России входит установление порядка проведения предрейсовых, послерейсовых, предсменых, послесменных осмотров; порядка организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации.

В дополнение к указанным полномочиям в отношении правового регулирования вопросов охраны здоровья работников организаций, можно отметить полномочие Минздрава России по разработке порядка проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек.

В пункте 5.2. Положения о Минздраве России закреплен широкий перечень полномочий Минздрава в сфере правового регулирования процедуры проведения профилактических прививок и обязательной вакцинации.

Именно Минздрав России определяет перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Данный перечень с учетом эпидемиологической обстановкой в стране подлежит периодической актуализации. Минздрав России также утверждает национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки и порядок их проведения, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации и перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок.

Помимо самого порядка проведения вакцинации и профилактических прививок Минздравом России устанавливается и порядок регистрации поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок (в том числе и перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий).

Минздрав России в вопросе проведения профилактических прививок не ограничивается лишь правовым урегулированием данного вопроса. В его обязанности также входит обеспечение государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Разрабатывая и утверждая достаточно большое количество разнопрофильных нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения, Минздрав России обязан также в силу пункта 5.4. Положения о Минздраве России уделять достаточное внимание процессу обобщения практики применения законодательства РФ и проводить периодический анализ реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.

Исходя из существующих сегодня проблем в сфере оказания медицинской помощи, приоритетными направлениями деятельности Минздрава России должны стать дальнейшее повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению, разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на раннее выявление заболеваний, предотвращение осложнений, модернизация существующих медицинских организаций и их подразделений, формирование единых принципов маршрутизации потоков пациентов. Актуальными проблемами, требующихся на сегодняшний день соответствующих решений, также является проблема расширения стационарозамещающих и выездных методов работы, развитие неотложной помощи на базе поликлинических подразделений, совершенствование принципов взаимодействия поликлинических подразделений со стационарными подразделениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Основными задачами совершенствования скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны быть оказание больным и пострадавшим скорой медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи.

Направленность современной государственной политики в сфере здравоохранения на профилактическую составляющую должны сопровождаться, прежде всего, разработкой нормативных мер, направленных на сокращение смертности граждан трудоспособного возраста от заболеваний, ассоциированных с потреблением табака и иной никотинсодержащей продукцией, потреблением алкоголя, нерациональным питанием и низкой физической активностью.

ИНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МИНЗДРАВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Среди иных полномочий можно выделить возложенную на Минздрав России обязанность по осуществлению реализацию мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при ЧС, ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС и о принимаемых мерах. Данным направлением по реализации указанных мероприятий ранее занимался Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности на основании Положения об указанном Департаменте, утвержденного Минздравом России. Данное структурное подразделение Минздрава России было совсем недавно преобразовано в Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, в связи с чем Приказом Минздрава России от 15.01.2020 года было утверждено соответствующее Положение.

Среди иных полномочий, исполняемыми различными структурными подразделениями Минздрава, можно также выделить такие полномочия как:

  • разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья;
  • реализация мер по развитию здравоохранения, осуществлению профилактики заболеваний, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому просвещению;
  • развитие медицинской науки;
  • деятельность по инновационному развитию здравоохранения;
  • мониторинг формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оценку реализации таких программ, а также совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Большую работу в настоящее время Минздрав России ведет по развитию информационной системы, охватывающей все сферы здравоохранения. Результатом данной работы является создание, развитие и эксплуатация единой государственной информационной системы (далее ЕГИС) в сфере здравоохранения, в том числе обеспечивающей ведение федеральных регистров лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями и др, а также ведение иных федеральных информационных систем и баз данных в сфере здравоохранения.

Говоря об орфанных нозологиях, следует отметить, что Минздрав России в силу возложенных на него полномочий, формирует и размещает на своем сайте перечень редких (орфанных) заболеваний и заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым затем разрабатываются клинические рекомендации, а также размещает клинические рекомендации, утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и одобренные научно-практическим советом Минздрава России. Также Минздрав размещает в средствах массовой информации и в сети Интернет результаты проводимого им статистического наблюдения в сфере здравоохранения и осуществляет координационную деятельность в сфере охраны здоровья, которую проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ, субъекты государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Продолжение активной работы Минздрава России в развитии информационных возможностей системы здравоохранения несомненно позволит обеспечить преемственность оказания медицинской помощи за счёт внедрения медицинских информационных систем и обмена электронными документами на базе ЕГИС в сфере здравоохранения.

Реализация полномочий Минздрава России в сфере развития информационной системы здравоохранения должна быть направлена, прежде всего, на повышение эффективности управления в здравоохранении на основе достоверных первичных данных с использованием информационных технологий. Это предполагает подключение медицинских организаций к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения. Необходимо также усовершенствовать статистический учет заболеваемости и смертности, в том числе с применением цифровых технологий для сбора, обработки и анализа данных, а также создания интеллектуальных сервисов кодирования причин смерти.

Приоритетным, в том числе, направлением в рамках реализации полномочий Минздрава России должно стать повышение оперативности и достоверности данных о ресурсах и инфраструктуре системы здравоохранения, совершенствование системы контроля качества, объемов и расходов на оказание медицинской помощи в системе ОМС за счет перехода к формированию счетов за оказанные медицинские услуги на основании первичной медицинской документации зарегистрированной в реестре электронных медицинских документов ЕГИС в сфере здравоохранения.

Безусловно, среди прочего, стоит отметить деятельность Минздрава России и в сфере международного сотрудничества, которая направлена на решение широкого спектра проблем здравоохранения и медицинской науки и занимает важное место в общей системе международных отношений России.

Можно выделить два основных направления международного сотрудничества, по которым Минздрав осуществляет международное взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями по вопросам здравоохранения.

В первую очередь, это политическое направление, формирующееся при непосредственном участии руководителей Минздрава России в ходе определения глобальной стратегии и места российского здравоохранения в происходящих процессах на мировом и региональном уровнях (формирование национальной позиции в планах и программах международных организаций, в международных соглашениях, приоритетных направлениях международного сотрудничества, прямых переговорах на высоком уровне и др.).

Второе направление в сфере международного сотрудничества можно назвать профессиональным, которое включает прямое участие руководителей и специалистов департаментов Минздрава России, федеральной службы и федерального агентства в разработке и реализации совместных международных проектов и программ, а также соглашений о международном сотрудничестве. При этом оба направления сотрудничества осуществляются в тесном взаимодействии с МИД России, Минэкономразвития России, посольствами и представительствами России за рубежом.

В пункте 5.11 Положения о Минздраве России также закреплена необходимость Минздрава России в установленном порядке взаимодействовать по вопросам здравоохранения с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства РФ и интересов России во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также других международных организациях.

ПОЛНОМОЧИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Высокий уровень оказания медицинских услуг зависит от большого числа составляющих. Но залогом успешности, эффективности и безопасности данной сферы является обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

На сегодняшний день остро (а в отдельных регионах страны особо остро) стоит проблема дефицита медицинских кадров. Именно от четкой и грамотной нормотворческой работы Минздрава России зависит, насколько кадровый состав медицинских учреждений будет соответствовать критерием современных потребностей граждан в предоставлении им высококачественных и безопасных медицинских услуг.

В вопросе кадрового обеспечения сферы здравоохранения Министерству нормами соответствующего Положения о Минздраве России предоставлен достаточно широкий круг полномочий.

Минздрав России уполномочен разрабатывать и утверждать требования к работникам медицинской и фармацевтической деятельности, начиная от определения порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования и заканчивая утверждением порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков.

Минздрав России осуществляет разработку и утверждение номенклатуры медицинских услуг и медицинских организаций, а также номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, устанавливает общие требования к структуре и штатам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.

Среди основных полномочий Минздрава России в вопросе кадрового обеспечения можно также выделить полномочия по установлению:

  • порядка и сроков прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории;
  • порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования;
  • порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры (по согласованию с Министерством науки и высшего образования РФ);
  • порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

За Минздравом России закреплено полномочие по разработке и утверждению примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования, примерных программ ординатуры. Также Минздрав России обязан организовывать деятельность по дополнительному профессиональному образованию медицинских и фармацевтических работников.

Что касается сертификации и аккредитации медицинских и фармацевтических работников, то необходимо отметить, что правовое регулирование данных вопросов также находится в компетенции Минздрава России.

Указанные полномочия были реализованы путем разработки и утверждения нормативно-правовых актов, определяющих условия и порядок выдачи сертификата специалиста, свидетельства об аккредитации специалиста, их форму и технические требования к ним, форму акта, определяющего сроки и этапы перехода к процедуре аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов. Также Приказом Минздрава России 0т 02.06.2016 № 344н было утверждено Положение об аккредитации специалистов (Приказом Минздрава от 14.04.2020 г. № 327н в связи с распространением новой вирусной инфекции был установлен до 01 января 2020 года мораторий на получение свидетельств об аккредитации социалиста, в том числе лицами, прошедшими аккредитацию до 26.04.2020 года).

Следует отметит, что лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии справки об обучении или о периоде обучения. С этой целью Минздравом России был разработан Порядок, утвержденный Приказом Минздрава России от 27.06.2016 № 419н.

Несмотря на активную нормотворческую деятельность Минздрава России в целях решения вопросов по кадровому обеспечению сферы здравоохранения, вопрос обеспечения необходимого количества специалистов, осуществляющих медицинскую деятельность и достаточного уровня их профессиональной подготовки и переподготовки остается до конца нерешенным.

На сегодняшний день необходима реализация комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами, совершенствование системы медицинского и фармацевтического образования, развитие системы непрерывного образования, внедрение новых образовательных технологий

Для удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи необходимо устранение дефицита кадров, региональных и структурных диспропорций, в том числе между медицинскими работниками со средним профессиональным (медицинским) образованием и врачами. В настоящее время перед Минздравом России поставлена задача перехода на практико-ориентированные образовательные технологии в условиях создания системы непрерывного профессионального образования, направленной на подготовку высококвалифицированных специалистов, мотивированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в здравоохранении, стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.