База знаний
Отбор пациентов на санаторно-курортное лечение: законодательство и судебная практика
Отбор пациентов на санаторно-курортное лечение: законодательство и судебная практика

Отбор пациентов на санаторно-курортное лечение: законодательство и судебная практика

Рассмотрев в нашей прошлой статье общие аспекты, связанные с правовым регулированием санаторно-курортного лечения, сегодня мы обратимся к анализу порядка медицинского отбора и направления больных на СКЛ в рамках государственных гарантий охраны здоровья граждан, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. № 256.

Для начала отметим, что в общем случае, услуги санаторно-курортных учреждений оплачиваются либо из личных средств пациента, либо из фонда добровольного медицинского страхования, однако, в санаторно-курортных учреждениях различных ведомств, а также в муниципальных и федеральных санаторно-курортных учреждениях возможно также финансирование из бюджета (государственного, или регионального). Нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги, определены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» и по состоянию на 2020 год составляли 133,10 руб. по СКЛ и 18,9 руб. на проезд.

Действующим законодательством предусматривается возможность обеспе¬чения путевками некоторых категорий лиц в рамках обязательных видов стра¬хования. Согласно статье 9 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» санаторно-курортное лечение является одним из основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов. В соответствии со статьёй 7 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» набор социальных услуг, предоставляемых сиротам, включает в себя помимо прочего предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Кроме того, организация санаторно-курортного лечения определенных категорий работников регулируется специальными законами, например, ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ от 07.11.2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Таким образом, санаторно-курортное лечение в качестве бесплатной услуги доступно прежде всего, определенным, нуждающимся в повышенных мерах социальной поддержки категориям граждан. Среди нормативных актов, регулирующих этот вопрос, следует назвать приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение». Указанный акт принят в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», где ст. 6.1, 6.2 закреплено право различных категорий ветеранов и инвалидов на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний. Эта мера социальной поддержки входит в состав набора социальных услуг.

Еще один нормативный акт в этой сфере — приказ Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 г. № 138н «О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России». Согласно преамбуле, документ принят в развитие положений федеральных законов о социальной защите лиц, пострадавших от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Обратим внимание на то, что в текстах перечисленных приказов речь не идет о каких-то отдельных категориях пациентов. В связи с этим возникает вопрос о возможности применения данных актов при обеспечении путевками лиц, не относящихся к льготным категориям. Некоторую ясность могут внести положения Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг». Так, в п. 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных указанным постановлением, указано, что за счет средств федерального бюджета санаторно-курортное лечение обеспечивается отдельным категориям граждан:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • ветераны боевых действий;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Аналогичные положения содержат и нормы Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 г. № 2505. Таким образом, можно сделать вывод, что бесплатное санаторно-курортное лечение гарантировано в настоящее время не всем пациентам. Среди лиц, которые имеют на него право, можно выделить тех, кто пострадал от радиации, тех, кто имеет право на набор социальных услуг, а также является представителем определенной профессиональной категории. Представители последней категории, в свою очередь, делятся на лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, военнослужащих, лиц, занятых на работах с химическим оружием.

Бесплатное санаторно-курортное лечение может предоставляться и застрахованным в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пострадавшим на производстве, а также работникам организаций, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, через своих работодателей и (или) лечебные учреждения. Подчеркнем, что механизмы финансирования данного вида лечения и порядок предоставления бесплатных путевок принципиально различаются в зависимости от того, о какой категории граждан идет речь. При этом не всегда такой механизм последователен и эффективен. Проиллюстрируем данный тезис на примере обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение лиц, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами.

Механизм финансирования в данном случае состоит в «отнесении расходов на счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Для его реализации работодателю необходимо представить в Фонд социального страхования РФ определенные документы. Однако вопросы распределения путевок между работниками, занятыми на работах с опасными и вредными условиями труда, при отсутствии финансовых возможностей обеспечить ими всех нуждающихся остаются вне рамок правового регулирования.

Организация санаторно-курортного лечения относится к обязательствам государства в части обеспечения охраны здоровья граждан. Однако, помимо этого, работодатели частных организаций в локальных нормативных актах могут предусматривать специальные условия предоставления санаторно-курортного лечения для своих работников. При этом ухудшение положения последних по сравнению с установленным в законах и иных нормативных правовых актах не допускается. Условия об оздоровлении и отдыхе также могут быть предметом коллективного договора между работниками и работодателем (ст. 41 Трудового кодекса РФ). В коллективном договоре для работников могут быть закреплены специальные гарантии по прохождению санаторно-курортного и реабилитационного лечения, оздоровления и отдыха работников, членов их семей в лечебных учреждениях, специализирующихся на СКЛ, оздоровлении и отдыхе.

В целом же, если речь не идет о сотруднике, проходящем военную или приравненную к ней службу, то действующим законодательством на работодателя не возлагается обязанность по обеспечению своих сотрудников и (или) членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение или отдых за счет средств учреждения. Обеспечение путевками предусмотрено только для отдельных категорий лиц (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, прокуроры, судьи и др.), что регламентируется соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми. Помимо этого, отдельные министерства (ведомства) могут закреплять в рамках локального нормотворчества возможность обеспечения своих сотрудников путевками в ведомственные или иные санатории на льготных условиях (с частичной оплатой стоимости путевки) или вовсе без оплаты. Также, в порядке, определенном нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ, путевками могут обеспечиваться:

  • пенсионеры и иные лица, имеющие право на дополнительные меры социальной поддержки, через лечебные учреждения (поликлиники, больницы и т. д.);
  • иные категории граждан РФ — в рамках обязательного медицинского страхования при наличии соответствующих медицинских показаний — через лечебные учреждения.

Таким образом, обеспечение бесплатными путевками может быть предусмотрено не только в отношении отдельных льготных категорий лиц, но и обычных граждан и членов их семей принятым в учреждении коллективным договором или региональным законодательством. Очевидно, что возможность получить бесплатное санаторно-курортное лечение должна быть не только у инвалидов и больных, перенесших тяжелые заболевания, например, инфаркт миокарда или нестабильную стенокардию (при долечивании после стационарного лечения), но и у лиц с высокими резервными возможностями и незначительно нарушенными функциями организма, если такое лечение им рекомендовано лечащим врачом. До принятия законодательного решения по этому вопросу необходимо более широко информировать больных и лечащих врачей о возможности возмещения затрат (за счет федерального бюджета) на санаторно-курортное лечение в соответствии со ст. 219 Налогового кодекса РФ «Социальные налоговые выплаты», в случае, когда пациент приобретает путевку за счет собственных средств.

Несомненно, для лиц, имеющих различные заболевания, очень важно поддерживать состояние своего здоровья и регулярно получать санаторно-курортное лечение. Однако, при реализации данного права на практике нередко можно столкнуться с рядом нюансов. Для того, чтобы детальнее разобраться в данном вопросе, изучим материалы судебной практики.

Так, решением Московского районного суда Санкт–Петербурга от 14.07.2020 г. по делу № 2-1180/2020 было установлено следующее: Истец Фоменко А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования (далее – ГУ ЛРО ФСС РФ), в котором просит обязать ответчика обеспечить Фоменко А.И. санаторно-курортной путевкой в 2020 году согласно очередности, датируемой от 03.02.2015 г., в санаторий Старая Русса по профилю заболевания, а также взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей. В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом II группы, и, в соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 и пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 1787-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. «03» февраля 2015 истец обратился в ГУ ЛРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако, до настоящего времени путевка истцу не предоставлена.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований, обосновав решение следующим образом:

Из материалов дела усматривается, что с 09.06.2008 г. Фоменко А.И. Филиалом № 2 ФГУ Главное Бюро МСЭ по Ленинградской области установлена II группа инвалидности бессрочно.

03.02.2015 г. истец обратился в ГУ ЛРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. На основании данного Заявления Фоменко А.И. принят на учет по обеспечению такой путевкой.

Между тем, как усматривается из письменных возражений ответчика, обеспечить истца санаторно-курортным лечением в 2015 году не представилось возможным в связи с тем, что очередность по дате подачи заявления не наступила.

Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27.10.2015 г. по делу № 2-6653/2015 Фоменко А.И. отказано в удовлетворении иска об обязании ГУ ЛРО ФСС РФ предоставить санаторно-курортную путевку в соответствии с заявлением от «03» февраля 2015 г. в течение 2015 года. Апелляционным определением судебной коллегии Санкт-Петербургского городского суда от 03.02.2016 г. указанное решение суда оставлено без изменений.

Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение , по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (пункт 3.9 Порядка).

Между тем, как усматривается из письменных возражений ответчика на исковое заявление, в 2016 году истец, воспользовавшись своим правом, установленным пунктом 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», отказался от получения социальных услуг в части санаторно-курортного лечения и получил государственную социальную помощь в виде ежемесячной денежной выплаты. Данное обстоятельство истцом не оспорено. В связи с этим истец был снят с учета на получение санаторно-курортной путевки в 2015 году.

При этом заявлений о возобновлении предоставления социальной услуги в соответствии с частью 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» истец в ГУ ЛРО ФСС РФ не подавал, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2020 году не обращался.

При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для предоставления истцу путевки на санаторно-курортное лечение, а потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца об обязании ответчика предоставить Фоменко А.И. путевки на санаторно-курортное лечение в 2020 году, а также о возмещении морального вреда.

Аналогично данную ситуацию отражает множество других решений по сходным искам. Анализируя данное судебное решение, мы можем прийти к следующим выводам:

  • для получения путёвки в санаторий необходимо обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения;
  • путёвку могут выдать не сразу, так как существует очерёдность предоставления;
  • в случае подачи заявления об отказе от данной социальной услуги, она, разумеется, не будет предоставлена и будет заменена ежемесячной выплатой. В этой ситуации можно обратиться с новым заявлением, и Вас снова поставят на учёт;
  • если государственный орган бездействует, и санаторно-курортное лечение длительное время не предоставляется, то при обращении в суд необходимо предоставить доказательства, подтверждающие наличие права на получение данной социальной услуги (подтвердить факт установления инвалидности и обращения в соответствующие органы с заявлением о предоставлении путёвки и справкой от врача).

Однако, дальнейший анализ судебной практики показывает, что длительное непредоставление путёвки само по себе не гарантирует, что суд непременно обяжет государственный орган немедленно отправить заявителя в санаторий. Ярким примером тому является решение Бийского городского суда Алтайского края от «09» июля 2020 г. по делу № 2-2071/2020. Суд отказал в удовлетворении иска, обосновав своё решение с ссылкой на многочисленные определения Конституционного суда РФ. Суть обоснования состоит в том, что федеральный закон «О государственной социальной помощи» не содержит конкретных сроков предоставления рассматриваемой социальной услуги. По смыслу закона, календарный год – это период, за который предоставляется услуга, а не срок, в течение которого она должна быть предоставлена. А в связи с тем, что выделяемых средств не хватает на предоставление путёвок всем нуждающимся, услуга предоставляется в порядке очерёдности зарегистрированных заявлений. В свою очередь судом указано, что, если такая очерёдность соблюдена, нарушения прав не усматривается.

Таким образом, в качестве практического совета мы рекомендуем отслеживать своё положение в очереди на получение путёвки и обращаться в суд в случае нарушения очерёдности. В иных случаях иски, как правило, остаются без удовлетворения. Нам представляется, что необходимость формирования очерёдности для предоставления путёвок и невозможность реализовать право на получение санаторно-курортного лечения для всех нуждающихся в течение календарного года объясняется недостаточностью финансирования. Однако, вопросы государственного финансирования санаторно-курортного лечения подробно регламентированы в различных нормативно-правовых актах.

Так, Постановлением Правительства от 30.11.2019 г. № 1554 установлено, что объем федеральных средств, передаваемый Фонду социального страхования на соответствующий год, рассчитывается по методике, исходя из:

  1. численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ведение регистра осуществляет ПФР), и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения и проезда;
  2. норматива финансовых затрат в год на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде санаторно-курортного лечения, который ежегодно устанавливается постановлением Правительства РФ.

Кроме того, из федерального бюджета выделяются средства на обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, на соответствующий финансовый год и плановый период Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации – на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

В постановлении правительства РФ №864 указано, что средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда социального страхования Российской Федерации, которые в свою очередь, представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения.

Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его территориальных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал.

Напомним, что если гражданин, обратившийся в установленном порядке с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление, в том числе и за пределами календарного года

Немаловажным является также тот факт, что предоставляемая путёвка должна быть выдана заблаговременно, не позднее чем за 18 дней, а для детей-инвалидов и инвалидов с травмами спинного и головного мозга – за 21 день до начала заезда в санаторно-курортное лечение. Следовательно, если ФСС выдаст путёвку с нарушением указанного срока, что может привести к дополнительным затратам или вовсе к невозможности ею воспользоваться, нарушенные права несомненно подлежат судебной защите.

Примером такой ситуации может служить решение Абаканского городского суда в г. Абакане Республики Хакасия от «18» июля 2018 г. по делу № 2-3913/2018. Потылицын А.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ГУ – РО ФСС РФ по РХ) о взыскании расходов на проезд, компенсации морального вреда. Требования были мотивированы тем, что истец является инвалидом 1 группы, для передвижения ему требуется кресло-коляска. Истец имеет право на получение государственной социальной помощи, состоит в очереди на санаторно-курортное лечение. В телефонном режиме должностными лицами ГУ – РО ФСС РФ по РХ ему и его матери в качестве сопровождающей предложено пройти лечение в санатории «Анапа». Однако, при оформлении путевки ГУ – РО ФСС РФ по РХ был нарушен Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, а именно: приказ о выдаче истцу путевки изготовили лишь за 7 дней до даты заезда в санаторий. В связи с нарушением ответчиком Административного регламента и несвоевременным предоставлением талонов на проезд истцом затрачены собственные денежные средства на приобретение авиабилетов, поскольку АО «Федеральная пассажирская компания» отказано в прицепке купейного вагона с наличием специализированного купе по причине несвоевременности обращения на вокзал. По пояснению специалиста вокзала заявку на прицепку специализированного вагона необходимо подавать, как минимум за месяц до даты отправления поезда. Неправомерные действия ответчика привели к невозможности реализации истцом предусмотренного законом права на бесплатный проезд. Истец понес убытки в виде расходов за проезд в размере 23 882 руб., которые просит взыскать с ответчика. Несвоевременное предоставление талонов на бесплатный проезд причинили истцу нравственные страдания, которые отразились на его состоянии здоровья, в связи с чем истец просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Суд удовлетворил исковые требования частично, указав следующее:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от «29» декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок), регулирующий, в том числе предоставление бесплатного проезда к месту лечения и обратно.

Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее – специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее – именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п. 4.3 Порядка). Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ (п. 4.4 Порядка).

Согласно п. 11.1, 11.2 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2012 № 271н (далее – Административный регламент), при предоставлении заявителю путевки на санаторно-курортное лечение территориальные органы Фонда: не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки, указанной в п. 13 настоящего Административного регламента, сообщают заявителю о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера; осуществляют предоставление путевки на санаторно-курортное лечение заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение; одновременно с получением санаторно-курортной путевки заявитель обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее – специальные талоны) и (или) именными направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее – именное направление).

Потылицын А.Д. как инвалид и его мать Потылицына Л.В. как сопровождающее лицо относятся к категории граждан, имеющих право на получение предусмотренной ФФ «О государственной социальной помощи» государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Путевка на санаторно-курортное лечение и талоны на бесплатный проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения были выданы за 7 дней до даты заезда в АО «Санаторий Анапа», что является нарушением п. 11.1 Административного регламента. Установлено, что Потылицын А.Д. и сопровождающее лицо Потылицына Л.В. специальными талонами на проезд железнодорожным транспортом по маршруту Абакан-Красноярск-Анапа не воспользовались, так как истец по состоянию здоровья нуждается в специальном вогоне для инвалидов.

Согласно справке АО «ФПК» Потылицына Л.В. отказано в удовлетворении заявки на прицепку купейного вагона с наличием специализированного купе для инвалида-колясочника в связи с дефицитом данных вагонов.

Нуждаемость Потылицын А.Д. в кресле-коляске для передвижения подтверждается материалами дела медицинского освидетельствования Потылицын А.Д. и пояснениями допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста ФГУ «ГБ МСЭ по РХ» ЧАА, согласно которым у Потылицын А.Д. имелась действующая ИПР, не предусматривающая в качестве средств реабилитации кресло-коляску. Однако в ранее действовавших ИПР в качестве необходимого технического средств реабилитации указана, в том числе кресло-коляска. В 2017 году Потылицын А.Д. медицинское освидетельствование не проходил, по состоянию на 2018 год Потылицын А.Д. нуждается в кресле-коляске. В ИПР не указана нуждаемость в кресле–коляске, так как она у него имеется. В ИПР слово нуждаемость используется как необходимость в ее приобретении, выдаче пациенту, а не в том понимании, что она ему нужна либо не нужна как средство передвижения. Потылицын А.Д. является инвалидом 1 группы бессрочно, то есть согласно его заболевания, состояние его здоровья не измениться кардинально, чтобы дало возможность изменить группу инвалидности.

К месту санаторно-курортного отдыха Потылицын А.Д. и сопровождающая Потылицына Л.В. направились за свой счет, приобретя авиабилеты по маршруту Абакан-Москва-Анапа, стоимость которых составила 23 882 руб. Потылицын А.Д. и Потылицына Л.В. совершен авиаперелет по маршруту Абакан-Москва-Анапа, что подтверждается посадочными талонами.

Ответчик утверждал, что незаблаговременное предоставление путёвки обусловлено тем, что истец не предоставлял необходимую справку. Также пояснено, что истцу предлагалось перенести дату поездки, но он отказался в связи с тем, что ему пришлось бы переделывать санаторно-курортную карту, кроме того, он не хочет переносить санаторное лечение на зимнее время, которое было ему предложено. Между тем, было установлено, что справка для получения путевки предоставлена истцом при подаче заявления в 2013 году, обновлялась в 2017 году и была предоставлена новая справка. Более того, ответчиком не оспорено, что путевка на санаторно-курортное лечение в г. Анапу предложена истцу за 10 дней до даты заезда, то есть уже с нарушением сроков, установленных п. 11.1 Административного регламента.

Отказ истца от переноса даты заезда в санаторий является его правом и не освобождает ответчика от соблюдения установленного законом порядка предоставления инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения.

Учитывая, что в связи с незаконными действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному предоставлению путевки и талонов на бесплатный проезд истец понес убытки в виде расходов на авиаперелет, принимая во внимание, что истцом представлены доказательства несения расходов на перелет в размере 23 800 руб., суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика расходов на проезд подлежат удовлетворению в размере 23 800 руб.

А вот в возмещении морального вреда судом было отказано, так как были нарушены имущественные, а не личные неимущественные права. Кроме того, суд указал, что действующим законодательством о социальном обеспечении граждан не предусмотрена компенсация морального вреда, в связи с отказом фонда в возмещении транспортных расходов.

Существуют случаи, когда необходимость санаторно-курортного лечения обусловлена фактом причинения вреда здоровью. В этом случае, при неполучении бесплатной путёвки, её должен оплатить причинитель вреда. Данное требование установлено статьёй 1085 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при причинении вреда здоровью гражданина подлежат возмещению в том числе дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, к числу которых законодатель относит и санаторно-курортное лечение.

Рассмотрим данную ситуацию на примере решения Мотовилихинского районного суд г. Перми от «26» марта 2019 г. по делу № 2-1118/2019. Гражданин обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Пермгорэлетротранс» о взыскании расходов на санаторно-курортное лечение. Истец указал, что на ответчика решением суда была возложена обязанность возместить причинённый вред, вследствие которого он стал инвалидом 1 группы. Согласно медицинским заключениям, истец нуждается в санаторно-курортном лечении длительностью не менее 42 дней в специализированном учреждении. В 2017 году истец подал заявление в фонд социального страхования о предоставлении ему путёвки в санаторий, приложив все необходимые документы. ФСС уведомили истца, о том, что не гарантируют предоставления путёвки в 2017 году в связи с нехваткой финансирования. Тогда истец предложил ответчику оплатить санаторно-курортное лечение на основании ст. 1085 ГК, однако ответа не последовало. Гражданин самостоятельно приобрёл путёвку и хочет взыскать понесённые затраты с ответчика. Однако, возвратившись из санатория, истец обнаружил уведомление от ФСС о том, что ему может быть предоставлена путёвка со сроком лечения 24 дня в зимний период. Истец в любом случае не смог бы воспользоваться этим предложением, так как передвигается в кресле-коляске, и зимой он ограничен в передвижении. Кроме того, предлагаемый срок лечения (24 дня) значительно меньше необходимого ему согласно медицинским заключениям срока (42 дня).

Суд установил, что, несмотря на тот факт, что вред здоровью истца был причинён в 1982 году, а в силу абз. 2 ст. 17 ФЗ «О введении в действие части 2 ГК РФ» действие ст. 1085-1084 ГК распространяются на случаи причинения вреда не ранее 1 марта 1993 года, истец всё равно имеет право на возмещение вреда, так как правоотношения являются длящимися. Кроме того, действующая на момент 1982 года ст. 459 ГК РСФСР также определяет такое право истца.

В силу общих принципов возмещения вреда в полном объеме, закрепленных в статье 444 ГК РСФСР и разъяснения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3, истец имеет право на возмещение расходов на санаторно-курортное лечение с причинителя вреда, при доказанности нуждаемости в соответствующем лечении, факта несения расходов, факта не предоставления санаторно-курортного лечения бесплатно.

Доказанность нуждаемости в соответствующем лечении подтверждается: заключением ВТЭК от 17.09.1996 г. о том, что истец пожизненно нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении в условиях специализированного спинального санатория; индивидуальной Программой Реабилитации Инвалида от 13.06.2013 г. в которой подтверждено, что истец нуждается в ежегодном санаторно–курортном лечении бессрочно в условиях специализированного спинального санатория продолжительностью не менее 42 дня; а также Решением Свердловского рай. суда г. Перми от 04.06.2009 г.

Обстоятельство, что ФГБУ «Сакский ВКС им. Н.И. Пирогова» Минобороны России является специализированным санаторием для спинальных больных и что заявитель проходил лечение, необходимое ему в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида подтверждается: выписным эпикризом по результатам прохождения санаторно- курортного лечения с 06.07.2017 г. по 14.08.2017 г. в Сакском центральном клиническом военном санатории им. Пирогова. В эпикризе указан диагноз, по которому производилось лечение (именно тот, который указан в Справка ф.070/у-04 от 2017 года находящейся в распоряжении Фонда, «Последствия позвоночно-спиномозговой травмы (от 1982), перелом тел С5-С6 позвонков, нарушение проводимости С5 сегмента, асимметричный тетрапарез…». Обстоятельство, что Сакский санаторий им. Н.И. Пирогова» является специализированным санаторием для спинальных больных общеизвестен. Кроме того, исследовался ранее судами при разрешении аналогичных споров.

Стоимость лечения истец не считает завышенной, так как в других санаториях цена выше, кроме того, они принимают инвалидов 1 группы только с сопровождающим, а значит необходимо было бы приобретать 2 путёвки, что значительно увеличило бы расходы.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» пунктом 3.4.1 установлено, что: в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней. (п. 3.4.1 введен Приказом Минздравсоцразвития России от 07.02.2011 г. № 85н). При этом медицинскими заключениями истцу установлена необходимая продолжительность лечения 42 дня. Суд поддержал доводы истца, исковые требования были удовлетворены.

В заключение, рассмотрев материалы судебной практики, мы можем прийти к следующим выводам. Прежде всего, стоит отметить, что, рассматривая дела о праве на получение санаторно-курортного лечения, суды действительно учитывают наличие нарушений в сроках и порядке отбора больных на санаторно-курортное лечение. В случае если эти нарушения были допущены и зафиксированы, суд должен вынести решение в пользу истца. Однако, стоит также отметить, что зачастую суд подходит формально к решению вопроса и возмещает только те убытки, которые подлежат исчислению в денежном эквиваленте.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ