База знаний
Оказание первой помощи на транспорте. Часть 1. Юридические особенности
Оказание первой и медицинской помощи на транспорте. Часть 1. Юридические особенности оказания первой помощи в городском транспорте

Оказание первой и медицинской помощи на транспорте. Часть 1. Юридические особенности оказания первой помощи в городском транспорте

Поездка в общественном транспорте для некоторых людей может оказаться настоящим испытанием. Особенно это касается пассажиров, имеющих определенные проблемы со здоровьем. Но и в остальных случаях большое скопление людей, духота, резкие виражи водителя на дорогах могут привести к плохому самочувствию, причин для которого в наземном городском транспорте немало: от последствий шалостей вестибулярного аппарата до теплового удара и сердечного приступа, травм и других весьма печальных последствий.

Оказание первой помощи в пути является важной частью всего комплекса мер, направленных на спасение жизни человека на объектах транспортной инфраструктуры.

В настоящее время многие эксперты констатируют недостаточный уровень подготовки лиц, обязанных оказывать первую помощь на транспорте в силу закона. Это касается как правоохранительных органов, так и водителей пассажирского транспорта (часть 4 ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), а также проводников (вагона пассажирского поезда и самолета). Во всех случаях, когда пассажир нуждается в первой помощи, проводник обращается к другим пассажирам в поисках врача и, по факту, затягивает время, когда такая помощь наиболее эффективна.

Что же делать, если пассажиру в транспорте стало плохо? В настоящей статье разберёмся, кто должен оказывать первую помощь, вызывать скорую или доставлять пострадавшего к ближайшему медицинскому учреждению.

1. Особенности оказания первой помощи в общественном транспорте

Многие люди, сталкиваясь с нестандартными ситуациями на объектах транспортной инфраструктуры, задаются вопросом – кто имеет право оказывать первую помощь пострадавшему? Будет ли доброволец нести ответственность, если навредит больному? Вправе ли не медик помогать другим в экстренных ситуациях? На эти и другие вопросы ответим в статье с точки зрения действующего законодательства.

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) понимает под первой помощью особый вид помощи, необходимой до прибытия медицинского персонала пострадавших от травм, аварий и других происшествий. Кто имеет право оказывать первую помощь согласно статье 31 Закона № 323-ФЗ? В норме названы лица, которые не имеют медицинского образования. Они оказывают потерпевшим помощь по собственной инициативе на добровольной основе при наличии соответствующих навыков и подготовки.

Закон разделяет первую медицинскую и первую доврачебную помощь. Если первую медпомощь осуществляют исключительно медицинские и иные специалисты во время выполнения служебных обязанностей, то последний вид доступен любому свидетелю или участнику событий. Медработники должны уметь оказывать первую медпомощь в полном соответствии с объемами, предписанными Минздравом. Обучение проводится с периодичностью: раз в год – для сотрудников без медобразования; один раз в 3 года – для заведующих отделениями и главврачей при обучении по охране труда; раз в 5 лет – для врачей и медсестер в рамках повышения квалификации; при вступлении в должность – для новых сотрудников организаций.

Курсы по оказанию первой помощи могут быть организованы как на базе медучреждения, так и в образовательной организации. Программа обучения включает в себя теоретическую и практическую части. Любой человек может закончить 16-часовые курсы и обучать остальных организации приемам первой помощи. При завершении 24-часового обучения специалист получает удостоверение или сертификат, подтверждающие, что он владеет практическими основами.

Мало определить, кто может оказывать первую помощь на транспорте, важно понять, в каких случаях это необходимо. В Приложении № 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н представлено 8 состояний, при которых оказывается первая помощь. Кроме того, строго ограничен объем первой помощи. Согласно Приложению № 2 к числу общих мероприятий Минздравом отнесены: оценка безопасности условий для оказания, обстановки; вызов службы скорой медицинской помощи; определение наличия сознания у пострадавшего; проверка проходимости дыхательных путей, ее восстановление.

В зависимости от вида транспорта существуют определенные правила и алгоритмы оказания первой помощи, кто имеет право, а кто обязан оказывать первую помощь. Обязанность по оказанию установлена законом для сотрудников служб, которые в силу своей профессии первыми оказываются на месте происшествия – полицейские, пожарные, спасатели. Если говорить об обычных очевидцах произошедшего, то оказать первую помощь обязаны водители, которые оказались причастными к ДТП или иной аварии. Об этом сказано в п. 2.6 ПДД РФ.

Среди других, кто имеет право предоставлять первую помощь до оказания медицинской помощи, кроме медработников, стоит сказать о сотрудниках отраслевых организаций транспорта – технических или административных. Как правило эта обязанность включена в должностные инструкции каждого сотрудника. В приказе Минздравсоцразвития РФ № 477н от 04.05.2012 года сказано, что в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом любой сотрудник, имеющий соответствующую подготовку, должен начать предпринимать первые меры по помощи пострадавшим до прибытия медработников.

Действующее законодательство предусматривает как право на оказание первой помощи – водителями транспортных средств и иными лицами, владеющими необходимыми навыками, так и обязанность ее оказания определенными категориями граждан, имеющими специальную подготовку (ст. 31 ФЗ № 323). Причем перечень таких лиц в связи с многочисленными внутренними актами, инструкциями и распоряжениями отраслевого здравоохранения на транспорте довольно обширный. К ним относятся:

  • бортпроводник воздушного судна (п. 10.1.4 МР «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями», утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 09.12.2013 г.);
  • проводник ОАО «РЖД» пассажирских вагонов (п. 1.5. Распоряжения АО «ФПК» от 27.04.2005 г. № 515р «Об утверждении Инструкции проводника пассажирского вагона»);
  • водители автобусов, троллейбусов, трамваев (Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»);
  • дежурный по станции метрополитена (приказ МПС СССР от 7 июля 1987 года № 23Ц, подлежащий применению на метрополитене в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации);
  • сотрудники органов внутренних дел (подп. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от «07» февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);
  • спасатели (п. 1 ст. 27 Федерального закона от «22» августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»);
  • сотрудники Государственной противопожарной службы, муниципальной, ведомственной и частной пожарной охраны (ст. 4, ст. 22 Федерального закона от «21» декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), работники ведомственной пожарной охраны (ст. 13 Федерального закона от «14» апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране») и добровольные пожарные (п. 2 ст. 15 Федерального закона от «06» мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»);
  • внештатные сотрудники полиции и народные дружинники (п. 4 ч. 6 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от «02» апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»);
  • частные охранники (ст. 16 Закона РФ от «11» марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Учитывая то, что медицинские работники, без сомнения, имеют соответствующую подготовку и обладают необходимыми навыками, можно прийти к выводу, что оказание первой помощи является не только их правом, но и обязанностью. Например, по профстандарту младшего медперсонала в обязанности санитара и младшей медсестры входит сердечно-легочная реанимация до передачи пострадавшего бригаде скорой помощи (приказ Минтруда от 12.01.2016 № 2н).

Ответственность за неоказание первой помощи наступает только для лиц, которые обязаны ее оказывать в силу закона или должностных обязанностей. В том числе речь идет об уголовной ответственности. Простые очевидцы катастрофы, аварии или ДТП, невольно ставшие ее свидетелями, не могут быть наказаны за бездействие. Помощь в данном случае носит исключительно добровольный характер. Исключение – непосредственный участник ДТП, который не помог своим пассажирам или другому водителю. Как уже отмечалось выше, в соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от «23» октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим. Невыполнение данной обязанности является административным правонарушением в соответствии со ст. 12.27 КоАП РФ. За бездействие может быть назначен административный штраф. Если же участник дорожно-транспортного происшествия намеренно оставил пострадавшего без возможности получить медицинскую помощь (например, покинул место ДТП в безлюдном месте и не вызвал СМП), ему может грозить ответственность по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности».

Если гражданин причинил вред здоровью или жизни пострадавшему, но оказал ему первую помощь, это может расцениваться судом как смягчающее ответственность обстоятельство. При рассмотрении дел о ДТП, как следует из ст. 12.24 КоАП РФ, к причинителю вреда может быть применено альтернативное наказание, например, штраф, а не лишение прав. Кроме того, если тот, кто имеет право оказывать первую помощь, помог пострадавшему, это может снизить медицинские последствия полученной травмы. В результате вред будет переквалифицирован на менее тяжкий.

Жизнь человека признается высшей ценностью, и потому сама попытка защитить ее ставится выше возможной ошибки в процессе оказания первой помощи, так как это создает дополнительный шанс на выживание. Закон в таких случаях стоит на стороне того, кто помогает пострадавшему, так как он действует в состоянии крайней необходимости. Это значит, что личности или правам одного лица угрожала реальная опасность, и она не могла быть устранена иными средствами.

В литературе подчеркивается также, что расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с оказанием помощи в пути, — одно из самых тяжелых направлений следственной работы на объектах общественного транспорта. Поэтому, зная об уголовной ответственности по ст. 124, 235 и 238 УК РФ, многие нуждаются в комплексном комментарии о правилах квалификации и применения к ним данных статей.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что практика применения ст. 124 УК РФ свидетельствует о том, что ответственность по ней наступает только при исполнении служебных обязанностей (Апелляционное постановление № 22-221/2020 от 20 февраля 2020 г. по делу № 1-49/2019; Апелляционное постановление № 22-60/202022-7674/2019 от 20 января 2020 г. по делу № 1-238/2019).

2. Первая помощь в автобусах, троллейбусах, трамваях и метрополитене

Общеизвестно, что в России нет единого стандарта оказания первой медицинской помощи на общественном транспорте, хотя во многих странах, таких как США, Австралия, Турция и многих европейских странах такой законодательный акт принят на государственном уровне. В отличие от первой помощи на борту самолетов и по пути следования железнодорожных поездов возможностей для экстренной эвакуации пострадавшего/больного на автобусах, троллейбусах, трамваях и маршрутных такси предостаточно. Поэтому на сегодняшний день в РФ не имеется специальных нормативно-правовых актов, регулирующих сложившееся положение с транспортной медициной на автодорожном и городском пассажирском транспорте.

Здесь полностью отсутствуют учебное направление, соответствующие медицинские структуры, научно-практические исследования и методические материалы по конкретным тематикам. Это привело к ситуации, когда не всегда имеется возможность оказания медицинской помощи квалифицированным медицинским персоналом лицам, находящимся на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры (ввиду их отдаленности от медицинских организаций), например, при выполнении междугородних автобусных рейсов, особенно в местностях с низкой плотностью населения. А ведь в случае аварии до момента появления представителей скорой помощи состояние пострадавших может значительно ухудшиться.

Хотя действующим законодательством предусмотрено оказание первой помощи пострадавшим лицами, имеющими специальную подготовку, уровень подготовки лиц, ответственных за перевозку пассажиров, в соответствии с программами их обучения ниже, чем требуется для оказания необходимого объема первой помощи.

Согласно ч. 3 ст. 31 Закона-ФЗ № 323 примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В п. 1 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 980 разработка данных примерных программ возложена на Минобрнауки России по согласованию с Минтрансом России, МВД России и Минздравом России. Указанные примерные программы утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 по согласованию с перечисленными министерствами. При этом в состав учебных предметов базового цикла включена «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».

Например, в Москве все водители Мосгортранса проходят в учебно-курсовом комбинате предприятия ежегодный обязательный курс по оказанию первой медицинской помощи. Общая продолжительность курса – 26 учебных часов. В программу обучения входят теоретическая и практическая части. На практических занятиях водителей учат проводить закрытый массаж сердца и искусственную вентиляцию легких.

Но понятно, что подобное обучение позволяет получить необходимые знания в очень сжатом виде, и водитель в любых ситуациях несет ответственность за всех пассажиров, а поэтому основная его задача — обеспечить безопасность движения, остановки, высадки граждан на безопасном участке дороги.

Следует подчеркнуть, что отраслевое здравоохранение, помимо этих общих проблем, должно решать специфические вопросы, связанные с особенностями функционирования таких предприятий.

Если самочувствие ухудшилось в автобусе или троллейбусе, необходимо немедленно обратиться к водителю. Первыми свидетелями неприятного инцидента чаще всего становятся остальные пассажиры — они могут сами предупредить водителя, что человеку в салоне плохо. Иногда водитель замечает неладное в зеркале заднего вида. По правилам, во время обучения водители проходят не только курс вождения, но и получают базовые знания об оказании первой помощи. Ситуации бывают разные: иногда достаточно дать пассажиру воды, а иногда необходима скорая.

Оценив ситуацию, водитель обязан немедленно передать информацию в диспетчерскую службу при помощи системы ГЛОНАСС, которая находится у него в кабине, и сделать вынужденную остановку. Диспетчер вызывает скорую помощь, а водитель должен обеспечить безопасную высадку пассажиров и дождаться машины скорой помощи вместе с пострадавшим.

Согласно должностной инструкции при ДТП водитель обязан «принять возможные меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях принять меры к отправке пострадавших в лечебное учреждение».

При оказании первой помощи водители руководствуются стандартной инструкцией, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н. В первую очередь, пострадавшего нужно усадить на кресло, ослабить давление элементов одежды, обеспечить свободный приток воздуха. Если человек в сознании, надо постараться получить от него как можно больше информации о причинах и характере плохого самочувствия. Если пассажир без сознания, нужно зафиксировать его на кресле, лучше придерживать руками. Важно следить, чтобы голова потерпевшего не запрокидывалась назад и он не захлебнулся рвотными массами (если его состояние подразумевает рвоту или на всякий случай, если причины плохого самочувствия не известны).

При потере сознания после получения травмы не надо пытаться поднять или переместить пассажира. Если человек находится в спутанном сознании, нельзя его высаживать на ближайшей остановке. А, к сожалению, бывает и такое.

Также у водителя должна быть аптечка. Причем в транспорте, рассчитанном на 9 и более пассажиров, по правилам, их две. Состав аптечки с 01 января 2021 года регламентируется приказом Минздрава России от 8 октября 2020 г. № 1080н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания пер вой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)». В составе аптечки должны присутствовать бинты, жгут для остановки кровотечения, йод, салфетки с хлоргексидином, сердечные препараты, перчатки, ножницы, эластичные шины и др.

В метрополитене присутствуют те же предпосылки для плохого самочувствия, что и в наземном транспорте. Свою ложку дегтя добавляет катастрофическая нехватка свежего воздуха. Ответственность за первую помощь в метрополитене несут дежурные станций и сотрудники полиции.

В метрополитенах России сегодня вынужденно применяется устаревший нормативный документ, регламентирующий проведение обязательных медицинских осмотров работников метрополитена – приказ МПС СССР от 7 июля 1987 года № 23Ц, отмененный в 1999 году для работников железнодорожного транспорта, но подлежащий применению на метрополитене в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (письмо Минтранса России от 05.02.2015 № 0301-07/330). На сегодня отсутствует нормативно подкрепленная единая система медицинского обеспечения перевозок пассажиров в метрополитене. Система документов находится в стадии утверждения или разработки, часть утверждена, но не вступила в законную силу.

Учитывая, что метрополитены являются предприятиями повышенной опасности, отсутствие надлежащей нормативной правовой базы по порядку оказания первой помощи может отрицательно сказаться на медицинском обеспечении перевозки пассажиров.

Если человеку стало плохо в вагоне поезда при его движении, единственное, как могут оказать ему экстренную помощь другие пассажиры — сообщить о случившемся по связи «пассажир-машинист», вывести или вынести на ближайшей станции. Доставив пострадавшего на перрон, необходимо как можно быстрее обратиться к сотрудникам полиции и вызвать дежурного по станции.

Именно они в силу подп. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от «07» февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и приказа МПС СССР от 7 июля 1987 года № 23Ц оказывают первую помощь пассажиру, почувствовавшему себя плохо. Так же в их обязанности входит немедленно вызвать городскую машину скорой помощи, если оказавшийся в беде человек нуждается в большем, чем стакан воды или зелёнка, и оказать содействие по доставке человека наружу (если это возможно).

В метрополитенах России имеется своя медицинская служба. Однако далеко не на каждой станции есть медпункт. Например, в Москве из 195 станций медпунктами оборудовано только 45. И то пассажирам там доступна лишь стандартная аптечка и оказание первой помощи, так как в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности медицинская служба метрополитена имеет право осуществлять только предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры собственных работников.

В целом ситуация c законодательным регулированием оказания первой помощи в автобусах, троллейбусах, трамваях и метрополитене оставляет желать лучшего.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ