База знаний
Что делать, если человек в поезде нуждается в срочной медпомощи?
Оказание первой и медицинской помощи на транспорте. Часть 3. Что делать если человек в поезде нуждается в срочной медпомощи?

Оказание первой и медицинской помощи на транспорте. Часть 3. Что делать если человек в поезде нуждается в срочной медпомощи?

Жара, духота, отсутствие кондиционеров и сквозняки, постоянная тряска — вот основные опасности для пассажиров поезда. Как и в случае с самолетом, пассажиры поезда могут помочь пострадавшему самостоятельно, оказав ему первую помощь при наличии соответствующих навыков или поделившись необходимыми лекарствами из своей аптечки. Но стоит при этом помнить о правиле «золотого часа» и понимать, что жизнь пострадавших зависит от того, как им будет оказана помощь в первые минуты.

Поэтому первое, что необходимо сделать при обнаружении человека, которому стало плохо — сообщить об этом проводнику. Ведь согласно п. 4.2. Распоряжения ОАО «РЖД» от 24.05.2007 г. № 959р в его обязанности входит оказание первой помощи пассажиру в соответствии с Инструкцией по оказанию первой помощи с применением укладки для оказания первой помощи пострадавшим на железнодорожном транспорте при оказании услуг по перевозкам пассажиров (Министерство здравоохранения РФ, 24 августа 2021 г.). И во многом от оперативности его действий будет зависеть судьба и здоровье человека.

Согласно п. 1.5, 3.1, 3.11 Распоряжения АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») от 27.04.2005 г. № 515р «Об утверждении Инструкции проводника пассажирского вагона» проводник поезда при выявлении больного или подозрении на заболевание пассажира, а также при родах, должен проинформировать начальника пассажирского поезда о больном с описанием его состояния и необходимости реанимационных мероприятий; оказать первую помощь пассажиру и привлечь других пассажиров с медицинским образованием и практическими навыками для оказания первой помощи пассажиру с использованием укладки первой помощи. Состав укладки установлен Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 г. № 1330н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки для оказания первой помощи пострадавшим на железнодорожном транспорте при оказании услуг по перевозкам пассажиров». Там, в частности, есть средства для временной остановки кровотечения, изделия для проведения легочной реанимации — для новорожденных и взрослых, — гипотермический пакет, изотермическое спасательное покрывало, шины на случай переломов, бескаркасные носилки и т.д.

Проводники поезда проходят не реже одного раза в год обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, где им объясняют, как помочь человеку при «травмах, различных отравлениях, попадании инородных тел, ранениях, сдавливании конечностей, кровотечениях, переломах, ушибах, растяжениях связок, вывихах, ожогах и обморожениях», а вновь принимаемый на работу проводник должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу (п. 1.3 распоряжения ОАО «РЖД» от 24.07.2007 г. № 959р). В программу обучения также входят оказание первой помощи лицам, пострадавшим от действия электрического тока, способы проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца, первой помощи при тепловом и солнечном ударах, а также при эпилептическом припадке.

В свою очередь, если посильной помощи проводника пострадавшему недостаточно, начальник пассажирского поезда по радиосвязи передает информацию о сложившейся ситуации машинисту и осуществляет повторное обращение к пассажирам с медицинским образованием для оказания пострадавшему пассажиру первой помощи в пути (п. 4.10 Должностной инструкции начальнику пассажирского поезда от 27 октября 1998 г. № ЦЛ-610).

В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (приложение 20 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации «Регламент переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации») машинист информирует по радиосвязи дежурного по станции или поездного диспетчера ближайшей по маршруту следования поезда железнодорожной станции о сложившейся ситуации, подробно описывает детали состояния пострадавшего пассажира, которые определяют необходимость в вызове реанимационной бригады скорой медицинской помощи. В случае, когда продолжение движения представляет угрозу для здоровья и жизни пассажира, по согласованию с дежурным по станции или поездным диспетчером машинист осуществляет остановку пассажирского поезда в зоне доступности оказания медицинской помощи. Если угроза жизни отсутствует, но пассажир поезда требует постоянного врачебного контроля, может быть организовано эстафетное медицинское наблюдение сотрудниками медпунктов по всему пути следования поезда. При необходимости экстренной госпитализации пострадавшего могут ссадить в ближайшем населенном пункте, где есть стационарная больница, и доставить его туда.

Однако не всегда есть возможность направить пассажира в ближайшую больницу, где ему способны помочь. Так, например, пассажиры поезда № 209, следовавшего по маршруту Лабытнанги — Москва, пять часов переживали за 60-летнего мужчину, у которого случился сердечный приступ. Мужчине, который ранее перенес инсульт, стало плохо еще утром, проводники стали искать врачей среди пассажиров по соседним вагонам. Двух врачей удалось найти, они несколько часов находились рядом с больным. При этом у поездной бригады не оказалось никаких медикаментов. Состояние человека ухудшалось, у него останавливалось дыхание, однако этот участок пути не проходит между крупными станциями, и первая бригада «скорой» поджидала поезд только на станции Костылево в обед. Костылевские врачи осмотрели мужчину в вагоне, сделали укол и сообщили, что ничем помочь не могут, так как состояние пассажира требовало госпитализации, а ближайшая больница в другом населенном пункте, до которого еще несколько часов пути. Вторая бригада «скорой помощи» госпитализировала пострадавшего спустя пять часов с момента приступа. Сопровождавшие мужчину врачи негодовали не только по поводу промедления с оказанием медпомощи, отсутствия укладки, но и по поводу сильной духоты в вагоне — больному из-за этого становилось только хуже. Чтобы облегчить состояние пассажира, приходилось держать открытыми двери в тамбур.

Распоряжение ОАО «РЖД» от 10 декабря 2018 года № 2644/р «Об утверждении Инструкции по охране труда для дежурного по железнодорожной станции ОАО «РЖД»» установлен алгоритм реагирования дежурного по станции или поездного диспетчера при получении от машиниста поезда сигнала «реанимация». Согласно положениям данного документа дежурный по станции (поездной диспетчер) вызывает реанимационную бригаду скорой медицинской помощи к месту остановки поезда и медицинского работника медицинского пункта на железнодорожном вокзале, который в соответствии Распоряжения ОАО «РЖД» от 30 июля 2009 г. № 1608р «О медицинском обслуживании на железнодорожных вокзалах (станциях)» оказывает медицинскую помощь до прибытия скорой помощи. Также дежурный информирует службы железнодорожного вокзала/станции о необходимости пропуска и сопровождения автомобиля бригады скорой медицинской помощи к месту стоянки поезда (Распоряжение ОАО «РЖД» от 23.09.2020 г. № 2072/р. «Об утверждении Типового технологического процесса работы железнодорожного вокзального комплекса»).

На каждой станции должен быть свой медпункт. Так, на всех девяти московских вокзалах пассажиры могут получить первую помощь. На Рижском и Савёловском вокзалах в медицинских пунктах дежурят по одному фельдшеру, а на остальных вокзалах в дежурную бригаду входит врач и фельдшер. За здоровье пассажиров здесь отвечает поликлиника и Департамент здоровья «РЖД». Дирекция железнодорожных вокзалов обеспечивает департамент оборудованными помещениями. Медпункты тут оснащены всем оборудованием и лекарствами для оказания неотложной медицинской помощи. Первую помощь можно получить на вокзале, на платформах, в поездах дальнего следования и в поездах пригородного сообщения во время стоянки поезда. Информацию о вызове к поезду или на платформу врач (фельдшер) получает от дежурного по вокзалу по телефону или радиосвязи.

Деятельность пунктов первой медицинской помощи на железнодорожных вокзалах и станциях регламентируется длинным перечнем документов, но основными являются Распоряжение ОАО «РЖД» от 30 июля 2009 г. № 1608р «О медицинском обслуживании на железнодорожных вокзалах (станциях)» и Распоряжением ОАО «РЖД» от 19.08.2009 № 1743р «Об утверждении перечня документации для работы медицинских пунктов на железнодорожных вокзалах (станциях)».

Из этих распоряжений следует, что здравпункты железнодорожных вокзалов, станций должны оказывать первую медицинскую, доврачебную, врачебную неотложную помощь гражданам, находящимся в медицинском пункте, здании железнодорожного вокзала и в пределах станционных путей (платформ), в пассажирских (грузовых) поездах дальнего следования и пригородного сообщения; участвовать в эстафетном медицинском сопровождении пассажиров по медицинским и эпидемическим показаниям; сопровождать (по медицинским показаниям) на поезд или из поезда больного, транспортируемого на носилках носильщиками ручной клади и багажа, вокзальными (станционными) рабочими.

Согласно приложению № 10 Распоряжения ОАО «РЖД» от 19.08.2009 № 1743р медицинский пункт должен иметь набор помещений, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, строительным нормам и правилам и выполняемым задачам. Помещения медицинского пункта должны быть легко и одинаково доступны со стороны платформы и со стороны населенного пункта; их планировка, расположение входов, дверей, ширина коридоров должны обеспечивать проход с носилками. Здравпункт должен располагать несколькими помещениями, в числе которых кабинет для приема больных, кабинет врача, перевязочная, уборная с умывальником и кладовая. Медпункт должен иметь необходимую для оказания помощи медицинскую аппаратуру и медицинское и хозяйственное имущество.

Пункт 5 Распоряжения № 1608р гласит, что медицинские работники должны иметь высшее (среднее специальное) медицинское образование и диплом установленного образца, не реже одного раза в 5 лет повышать свой профессиональный уровень. Медицинский пункт возглавляет заведующий — врач-специалист или фельдшер. Сотрудники медицинского пункта назначаются на должность и увольняются с занимаемой должности приказом руководителя негосударственного учреждения здравоохранения ОАО «РЖД». Штат медицинского пункта устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами в зависимости от числа пассажиров дальнего следования в год. Так, например, на небольших станциях медицинский персонал состоит из фельдшера и санитарки (приложение № 11 Распоряжения ОАО «РЖД» от 19.08.2009 № 1743р).

Инструкция о порядке взаимодействия здравпункта железнодорожных вокзалов/станций с экстренными оперативными службами установлена п. 7 Распоряжения ОАО «РЖД» от 30.07.2009 г. № 1608р. Медицинский пункт в соответствии с возложенными на него задачами вызывает бригады скорой медицинской помощи или другие средства транспортировки, в т.ч. санитарную авиацию, для срочной эвакуации больных и пострадавших в государственные учреждения здравоохранения; вызывает врачей-специалистов из муниципальных, региональных и федеральных учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи больным и пострадавшим с неустановленным диагнозом, доставленным или находящимся в медицинском пункте, в пассажирских (грузовых) поездах дальнего следования и пригородного сообщения, а также оповещает в установленном порядке руководителей региональной дирекции медицинского обеспечения на железной дороге, вокзала (станции), органов и учреждений Роспотребнадзора о больных с подозрением на особо опасные инфекции и лицах, пораженных болезнями, ассоциируемыми с чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения, имеющими международное значение.

В случае если жизни или здоровью пассажира при перевозке на поезде был причинен вред, то случай признается страховым — у ФПК заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Кроме того, пассажиры могут дополнительно оформить полисы добровольного страхования от несчастных случаев, когда будут покупать билеты в кассах ФПК или на сайте РЖД.

Правда, получить деньги по «автоматической» страховке пассажирам непросто. Достаточно сложно доказать, что вред здоровью был причинен именно в ходе перевозки, если только не произошла какая-то авария. А в случаях отравления или простуды рекомендуется отправлять жалобу в РЖД и собирать показания свидетелей. И даже в случае, если все документы на руках, судиться по таким делам означает потратить пару лет своей жизни без гарантированного результата.

В настоящее время АО «ФПК» разработало методические рекомендации, согласно которым медицинским работникам, путешествующим поездами дальнего следования, рекомендуется самостоятельно выразить готовность оказать первую помощь другим пассажирам в случае экстренной необходимости при приобретении билетов (Информационное письмо ОАО «РЖД» от 24 января 2020 г.). Представляется, что данное нововведение позволит сформировать программы лояльности для медицинских работников, оказывающих содействие сотрудникам поездных бригад дальнего следования при оказании первой помощи, в виде скидок и льгот.