База знаний
Оказание медицинской помощи школьникам. Часть 1.
Оказание медицинской помощи школьникам. Часть 1: медицинская помощь на территории  образовательных организаций для несовершеннолетних

Оказание медицинской помощи школьникам. Часть 1: медицинская помощь на территории образовательных организаций для несовершеннолетних

Несмотря на то, что в прошлом году в условиях развития эпидемии COVID-19 школьники и студенты значительную часть времени получали образование дистанционно, образовательные организации всё равно обязаны создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья своих обучающихся.

Последние годы демонстрируют наличие определенных проблем в этой сфере, однако соответствующая деятельность – обязанность школ, колледжей, вузов. Поэтому, несмотря на существующие проблемы, такие как кадровый дефицит медицинских работников в регионах, большие материальные затраты, связанные с организацией деятельности медицинских блоков, образовательные организации вынуждены организовывать работу медицинских кабинетов.

Подробно рассмотрим все нюансы организации деятельности медицинских блоков в школах и других образовательных учреждениях для несовершеннолетних.

Охрана здоровья в образовательных организациях

В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Фактически это означает, что образовательная организация имеет обязанность по охране и укреплению здоровья обучающихся и работников.

Чтобы понимать, в чем именно состоит компетенция образовательного учреждения в данной сфере, рассмотрим, что входит в понятие «охраны и укрепления здоровья». Данное понятие раскрывает сам ФЗ «Об образовании» в статье 41. Для удобства мы сразу классифицируем содержание компетенции образовательной организации по трем условным категориям.

Так, охрана здоровья обучающихся включает в себя:

ТипСодержание компетенции/обязанность
Организационные организацию питания обучающихся;
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
Воспитательныепропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
профилактика и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Медицинскиеоказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Обратимся именно к тем обязанностям образовательного учреждения, которые мы условно обозначили как медицинские.

Медицинская помощь в образовательных организациях

Образовательная организация в процессе осуществления образовательной деятельности обязана обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Несмотря на то, что данное требование представляется вторичным по отношению к основному виду деятельности образовательных организаций – образовательной деятельности, это не так. Соблюдение данного требования является обязательным при получении лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также контролируется надзорными органами, в частности Рособрнадзором и прокуратурой. Так, одним из вопросов, подлежащих выяснению при проведении прокурорской проверки, является вопрос о том, обеспечивается ли безопасность обучающихся, в том числе, обеспечивается ли охрана здоровья обучающихся, согласно ст. 41 ФЗ «Об образовании».

В соответствии с ч. 3 ст. 41 ФЗ «Об образовании», организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. То есть образовательная организация может обслуживаться медицинской организацией, либо обеспечивать охрану здоровья обучающихся своими силами, привлекая в штат медицинских работников и полностью обеспечивая деятельность медицинского блока (гораздо менее распространенный сценарий).

Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в вузах и средне-специальных образовательных организациях осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных региональными властями, в медицинской организации.

Мы же остановимся именно на образовательных организациях для несовершеннолетних (это детские сады, школы и колледжи). В них, чаще всего, медицинская помощь обучающимся оказывается силами медицинских организаций.

При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи, которые мы рассмотрим позднее.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним

Правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утверждены Приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее – Порядок).

Данный Порядок распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Пункт 3 Порядка содержит перечень видов медицинской помощи, которые гарантируются несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. К ним относятся:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
  • специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
  • скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
  • паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Медицинская помощь должна оказываться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Рассмотрим сферы ответственности образовательных организаций и органов исполнительной власти в сфере организации охраны здоровья несовершеннолетних в соответствии с Порядком:

Образовательная организацияОрганы исполнительной власти в сфере здравоохранения
Обеспечивает организацию охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в организациях (кроме оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) Обеспечивает оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации.
Безвозмездно предоставляет медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Немного подробнее об органах исполнительной власти в сфере здравоохранения. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях. В соответствии с этим пунктом, несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Первичная медико-санитарная помощь обучающимся, в соответствии с Порядком, может оказываться:

1. В отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее — отделения медицинской помощи обучающимся). В структуре отделения предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

2. В кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. Данное положение в основном применимо к небольшим населенным пунктам, в которых медицинские организации не располагают отделениями медицинской помощи обучающимся.

Порядок разделяет первичную медико-санитарную помощь, оказываемую всем обучающимся и обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях. В первом случае — медицинская помощь оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся. Во втором случае к этому перечню медицинских работников добавляются врачи-специалисты.

Как и в большинстве прочих случаев, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия (ИДС) родителями несовершеннолетнего или иными законными представителями на медицинское вмешательство. По экстренным показаниям для устранения угрозы жизни медицинская помощь может быть оказана несовершеннолетнему без согласия родителей (законных представителей), после чего медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи.

Также образовательная организация должна оказывать содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или отказов от медицинского вмешательства при организации медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних, в период обучения, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме.

Требования к помещениям медицинских блоков

Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Рассмотрим эти нормы подробнее.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) (утрачивает силу с сентября 2021 года), для вновь возводимых зданий школ, должны соблюдаться следующие требования к площади помещений:

  • кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 м2;
  • процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м2 каждый;
  • помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м2;
  • туалет.

В ранее построенных общеобразовательных организациях имеющиеся помещения медицинского назначения эксплуатируются в соответствии с проектом.

Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность. В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Аналогичные положения содержатся и в разделе «Медицинское сопровождение общеобразовательного процесса» Письма Минкомсвязи России от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 «О направлении методических рекомендаций».

Помещения должны иметь естественное освещение. Все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.

В случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации.

Оснащение медицинских блоков

Прежде, чем говорить непосредственно о необходимом оборудовании, необходимо провести еще одно разграничение обязанностей медицинской и образовательной организации в части оснащения медицинских блоков:

Образовательная организацияМедицинская организация
Оснащает помещения медицинского блока мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Порядку)Обеспечивает отделение медицинской помощи обучающимся лекарственными препаратами для медицинского применения

Рассмотрим требования, которые Порядок предусматривает для оснащения медицинских блоков, которые располагаются непосредственно в образовательных организациях.

Перечень оборудования, которым должны быть укомплектованы медицинские блоки, содержится в Приложении № 3 Порядка. Это базовый набор. При наличии в структуре отделения иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по соответствующему профилю.

Приложение содержит 62 наименования, из которых лишь 2 наименования относятся к рекомендуемым:

  • анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер);
  • аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма.

Количество бактерицидных облучателей/очистителей воздуха/устройств для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей определяется в соответствии с нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58, но не менее одного.

Отдельные позиции определяются по числу учебных классов – например, комплекты оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни.

Практическое значения стандартов оснащения медицинских блоков имеет огромное значение. Для наглядности можно привести одно из многочисленных судебных решений, связанных с недостаточной укомплектованностью медицинского блока в школе.

Решением № 2-204/2017 2-204/2017~М-185/2017 М-185/2017 от 9 июня 2017 г. по делу № 2-204/2017 Ленинск-Кузнецкий районный суд обязал МКОУ «Свердловская основная общеобразовательная школа» оснастить медицинский кабинет в соответствии с требованиями, предусмотренными п.11 Порядка.

Так, в ходе рассмотрения дела было установлено, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательства о медицинском обслуживании учащихся МКОУ «Свердловская основная общеобразовательная школа» были выявлены нарушения, а именно отсутствие части оборудования, предусмотренного стандартом оснащения — комплекта воздуховодов для дыхания «рот в рот», аппарата искусственной вентиляции легких, вакуумного матраса, косынки, фиксатора ключицы, посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи, а также сейфа для хранения медикаментов, тонометров, персонального компьютера, принтера. Количество некоторых медицинских изделий, имеющихся в медицинском кабинете, не соответствовало количеству, предусмотренному стандартом оснащения. Согласно выводам прокуратуры, указанные нарушения закона могут воспрепятствовать своевременному и качественному оказанию экстренной (неотложной) медицинской помощи обучающимся, создать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних. Суд согласился с выводами прокуратуры о том, что образовательная организация обязана иметь помещение для оказания медицинской помощи, оснащённое в соответствие с установленными стандартами.

Лицензирование медицинской деятельности образовательной организации

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности. Это касается не только случаев, когда медицинская деятельность является основным видом деятельности, но и случаев, когда такая деятельность является побочной. Таким образом, деятельность медицинских кабинетов в образовательных организациях также предполагает необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности образовательной организацией. Указание на это, в частности, содержится в Письме Росздравнадзора от 17.04.2015 № 01и-623/15 «О лицензировании медицинской деятельности в образовательных учреждениях». В этом же письме Росздравнадзор иллюстрирует статистику наличия/отсутствия лицензий на осуществление медицинской деятельности в образовательных организациях.

В ряде регионов процедура получения образовательными учреждениями лицензий на осуществление медицинской деятельности упрощена за счет передачи данной обязанности медицинским учреждениям. Например, парламентом Кабардино-Балкарской Республики принято решение об обеспечении совместной деятельности Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с администрациями муниципальных образований по передаче штатных единиц медицинских работников образовательных учреждений учреждениям здравоохранения Республики, оснащению медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствии с требованиями и передаче их на праве безвозмездного пользования медицинским учреждениям.

В некоторых регионах получение лицензий на осуществление медицинской деятельности для обеспечения деятельности медицинских блоков затруднено в связи с несоответствием медицинских кабинетов санитарно-эпидемиологическим требованиям и неукомплектованностью штатов медицинских работников.

Представляется, что без решения проблемы кадрового дефицита медицинских работников в регионах проблема отсутствия лицензий на осуществление медицинской деятельности в образовательных организациях не получит решения.

Методические рекомендации

В Письме Минкомсвязи России от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 «О направлении методических рекомендаций», которое упоминалось выше, приводится перечень локальных нормативных актов, которые должны быть разработаны и утверждены общеобразовательными организациями в процессе осуществления деятельности по организации медицинского обслуживания обучающихся:

  1. Положение об охране здоровья обучающихся;
  2. Приказ об организации работы по охране жизни и здоровья обучающихся в текущем учебном году;
  3. Положение о правах, обязанностях и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) обучающихся;
  4. Положение об организации медицинского обслуживания;
  5. Приказ об организации медицинского обслуживания в текущем учебном году;
  6. Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания детей (при наличии);
  7. Приказ об организации работы оздоровительного лагеря дневного пребывания детей в текущем учебном году;
  8. Наличие раздела «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» в структуре общеобразовательной программы.

Также, в соответствии с Методическими рекомендациями Минкомсвязи, во всех видах общеобразовательных организаций должна быть организована работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Медицинские осмотры должны проводиться 1 раз в год. Рекомендуется с целью выявления инфекционных и неинфекционных заболеваний проводить осмотры детей после каждых каникул.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ