Обязательные требования к интернет-сайтам медицинских организаций

Обязательные требования к интернет-сайтам медицинских организаций

1. Требования к информации, в обязательном порядке размещаемой на официальном сайте медицинской организации

Законодательное определение сайта в сети «Интернет» звучит как «совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п.13 ч.1 ст.2 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”).

Существует также легальное определение “владельца сайта в сети «Интернет” — это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте (п.17 ч.1 ст.2 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”).

В тоже время понятия “официальный сайт организации” в законодательстве отсутствует. Медицинской организации не запрещено иметь несколько сайтов. Более того, отсутствует запрет нескольким юридическим лицам совместно использовать один сайт для размещения информации. Однако органы власти настойчиво используют понятие “официальный сайт организации” и пытаются внушить позицию, что каждое юридическое лицо должно иметь отдельный сайт и это сайт должен быть один — официальный. Если в отношении учреждения здравоохранения это не так уж и принципиально, то в отношении частных медицинских организаций такой подход не всегда учитывает их интересы.

Обязательные требования к интернет-сайтам медицинских организаций зависят от того, оказывает ли клиника платные медицинские и иные услуги, работает ли организация в системе обязательного медицинского страхования, относится ли медицинская организация к подведомственным учреждениям.

В общем виде обязанность медицинской организации иметь интернет-сайт сформулирована в п.7 ч.1 ст.79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” и звучит, как обязанность информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинской организации, об уровне их образования и об их квалификации, а также предоставлять иную информацию, определяемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и необходимую для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями.

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительно обязаны предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с такой программой.

1.2. Содержание сайта в целях проведения независимой оценки качества

Одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями для проведения которой приказом Минздрава России от 30.12.2014 № 956н утвержден состав информации, предоставляемой медицинскими организациями.

В частности, приказ обязывает разместить на официальных сайтах медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующую информацию:

  1. о медицинской организации:
    • полное наименование, место нахождения, включая обособленные структурные подразделения (при их наличии), почтовый адрес, схема проезда;
    • дата государственной регистрации, сведения об учредителе (учредителях);
    • структура и органы управления;
    • режим и график работы;
    • правила внутреннего распорядка для потребителей услуг;
    • контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты;
    • график приема граждан руководителем медицинской организации и иными уполномоченными лицами с указанием телефона, адреса электронной почты;
  2. об адресах и контактных телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  3. о страховых медицинских организациях, с которыми заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
  4. о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья;
  5. о медицинской деятельности медицинской организации:
    • о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением электронного образа документов);
    • о видах медицинской помощи;
    • о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
    • о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
    • о показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год;
    • о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и имеющей прикрепленное население;
    • о правилах записи на первичный прием/консультацию/обследование;
    • о правилах подготовки к диагностическим исследованиям;
    • о правилах и сроках госпитализации;
    • о правилах предоставления платных медицинских услуг;
    • о перечне оказываемых платных медицинских услуг;
    • о ценах (тарифах) на медицинские услуги (с приложением электронного образа документов);
  6. о медицинских работниках медицинской организации, включая филиалы (при их наличии):
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность;
    • сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация);
    • сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия);
    • график работы и часы приема медицинского работника;
  7. о вакантных должностях;
  8. о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения;
  9. о перечне лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
  10. о перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;
  11. о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;
  12. об отзывах потребителей услуг;
  13. иная информация, которая размещается, опубликовывается по решению учредителя и (или) руководителя медицинской организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо собственно перечня размещаемой на сайте информации приказ устанавливает требования к содержанию и форме ее размещения.

Так, например, медицинская организация обязана размещать на сайте информацию в доступной, наглядной, понятной форме, в том числе в форме открытых данных, при этом должна обеспечиваться открытость, актуальность, полнота, достоверность информации, простота и понятность восприятия информации, наличие карты официального сайта для удобства навигации по сайту, работоспособного поиска по сайту, версии для слабовидящих, отсутствие ошибок, а также другие возможности для удобной работы пользователей сайта.

Медицинская организация размещает информацию на официальном сайте в соответствии с документами, в которых содержатся соответствующие сведения (нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, учредительные документы).

Кроме того, на официальных сайтах медорганизаций должна обеспечиваться возможность выражения мнений получателями медицинских услуг о качестве оказания услуг медицинскими организациями (анкетирование).

1.3. Содержание сайта при оказании платных медицинских услуг

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.

При оказании платных медицинских услуг медицинская организация обязана предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, содержащую следующие сведения:

  • наименование и фирменное наименование (если имеется);
  • адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
  • сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
  • перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
  • порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
  • сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
  • режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
  • адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Ответственность за нарушение (ст.6.30, ч.1 ст.14.5, ч.1 ст.14.8, ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, постановление пленума Верховного суда РФ от 19.01.2015 № 310-АД14-7018)

Обратим внимание, что:

  • приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 956н обязывает разметить на сайте информацию о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи,
  • постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 обязывает разметить на сайте порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой.

За невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ч.1 ст.6.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Если медицинская организация, участвующая в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не выполняет обязанность о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой, это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч.2 ст.6.30 КоАП РФ).

Оказание услуг организацией при отсутствии установленной информации об исполнителе либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ч.1 ст.14.5 КоАП РФ).

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об исполнителе и о режиме их работы — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.1 ст.14.8 КоАП РФ).

Помимо очевидных статей КоАП РФ, предусматривающих ответственность за отсутствие информации на сайте, на практике встречается и широкое толкование нормы ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Так, например, в постановлении от 19.01.2015 № 310-ад14-7018 № А68-4578/2014 Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию нижестоящих судов и прокуратуры, которая при проведении проверки исполнения законодательства о лицензировании установила, что в нарушение пунктов 11, 12 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг на официальном сайте организации отсутствует информация обязательная для размещения. Таким образом Верховный Суд истолковал неполное размещение информации на сайте медицинской организации в качестве нарушения лицензионных условий. Это решение Верховного Суда открывает (по крайней мере, теоретически) возможность приостановки лицензии на медицинскую деятельность при обнаружении отсутствия на интернет-сайте медицинской организации необходимой информации.

При этом объем информации, обязательный для опубликования сайте медицинской организации, довольно внушительный. Стоит отметить, что созданием сайта организации занимаются либо IT-специалисты в учреждении, либо SEO-специалисты в клиниках, а юристов к этим вопросам привлекают далеко не всегда. В тоже время наличие большого объема законодательных требований и ответственность за их нарушение делает, при работе над сайтом медорганизации, гораздо более необходимым участие юриста.