Медицинское образование и квалиф. требования
Новые изменения в законодательстве о признании образования и квалификации медицинских работников
Новые изменения в законодательстве о признании образования и квалификации медицинских работников

Новые изменения в законодательстве о признании образования и квалификации медицинских работников

Законодательство Российской Федерации в сфере медицины и здравоохранения непрестанно улучшается и реформируется. В текущих кризисных условиях, это также связано с необходимостью адаптации к имеющимся трудностям и возрастающему кадровому дефициту в сфере медицинского обеспечения населения. Как мы уже отмечали ранее в опубликованных на нашем сайте материалах, возможно заметить наличие законодательной тенденции по включению медицинских работников из дружественных государств в Российское медицинское сообщество, а также, принятие мер по их трудовой и профессиональной адаптации. В этой статье, мы рассмотрим изменения, вносимые в Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» а также проанализируем последние законодательные новации, связанные с изменениями в признании квалификации и/или образования медицинских работников.

Изменения в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»

Для начала, отметим, что на данный момент все еще действует редакция Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 11.06.2022. Вносимые изменения, касаются отдельных статей и пунктов статей закона. Отметим, что, с 01.01.2023 начинают действовать новые положения относительно ст.69 в части регламентации права на занятия медицинской и фармацевтической деятельностью.

Так, если ранее было установлено, что, правом на занятия медицинской и фармацевтической деятельность в РФ обладают лица получившие медицинское/фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста, то теперь это касается лиц получивших медицинское/фармацевтическое или иное образование в российских организациях осуществляющих образовательную деятельность.

Не совсем ясной остается цель введенного законодателем уточнения. Вероятно, это связано с желанием более четко и строго сформулировать необходимость получения именно «официального» высшего или средне-специального медицинского/фармацевтического образования и отсечь доступ к занятиям профессиональной деятельностью, лицам, прошедшим коммерческие практические курсы и т.д.

Существенные правки также были внесены в ч.6 ст.69 ФЗ. Так, старая и все еще действующая редакция, устанавливает, что:

«Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации».

В свою очередь, новая редакция гласит, что:

«Лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации полученных образования и (или) квалификации в порядке, установленном законодательством об образовании, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в утвержденном им порядке соответствия полученных образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации».

Таким образом, мы можем видеть, что законодатель более подробно и однозначно регламентировал нормативный порядок признания образования и квалификации иностранных медицинских работников. Крайне значимым также является добавление в статью 69 ФЗ, ранее отсутствовавшей новой части 6.1, согласно которой:

«Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Помимо изменений, связанных с признанием образования и/или квалификации медицинских работников, новая редакция закона также предусматривает введение изменений в правила учета данных о медицинских работниках. Так, новая редакция предусматривает введение в статью 91.1 (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения) части 6, согласно которой:

«Ведение информационных ресурсов единой системы, содержащих указанные в статье 93.1 настоящего Федерального закона сведения о лицах, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования, осуществляется с использованием информации, содержащейся в информационных системах в системе образования, предусмотренных статьей 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Помимо этого, новая редакция закона также запрещает предоставление в ЕГИС информации содержащей государственную тайну. Также, вносятся изменения в персонифицированный учет данных. Так, старая редакция статьи 92 ч.1 предусматривает, что:

«При осуществлении медицинской деятельности ведется учет персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования».

В свою очередь, новая редакция текста закона гласит:

«В сфере здравоохранения Российской Федерации ведется учет персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования».

Таким образом, законодатель расширил сферу информационного учета на студентов медицинских и фармацевтических образовательных учреждений.

Изменения в сфере признания квалификации иностранных медицинских работников

Помимо рассмотренных нами изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», существенное значение также имеют изменения, связанные с принятием новой редакции Приказа Росздравнадзора «Об утверждении Порядка сдачи специального экзамена лицами, получившими медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах».

Так, в соответствии с текстом Приказа: «Порядок определяет процедуру сдачи специального экзамена лицами, получившими медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, в целях допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации».

Таким образом, в настоящий момент для получения допуска медицинских работников, получивших иностранное образование к осуществлению профессиональной медицинской/фармацевтической деятельности, необходимо пройти специальный квалификационный экзамен. Отметим, что рассматриваемый нами Приказ Росздравнадзора содержит подробную дифференциацию лиц, получивших медицинское/фармацевтическое образование в иностранных государствах. Так, к рассматриваемому кругу заявителей, относятся:

  • «лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, соответствующее уровню высшего медицинского или фармацевтического образования и дополнительного профессионального образования, обучение по образовательным программам которого осуществляется в образовательных организациях Российской Федерации;
  • лица, получившие высшее медицинское или фармацевтическое образование (по программе специалитета) в образовательных организациях Российской Федерации, а также образование, полученное в иностранном государстве, соответствующее уровню послевузовского профессионального образования (интернатура) или высшего образования (по программе ординатуры), а также дополнительного профессионального образования, обучение по образовательным программам которых осуществляется в образовательных организациях Российской Федерации;
  • лица, получившие высшее медицинское или фармацевтическое образование (по программе специалитета) в образовательных организациях Российской Федерации, а также образование, полученное в иностранном государстве, не соответствующее уровню послевузовского профессионального образования (интернатура) или высшего образования (по программе ординатуры), а также дополнительного профессионального образования, обучение по образовательным программам которого осуществляется в образовательных организациях Российской Федерации;
  • лица, получившие среднее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, уровень образования которых соответствует уровню среднего профессионального медицинского или фармацевтического образования и дополнительного профессионального образования, обучение по образовательным программам которого осуществляется в образовательных организациях Российской Федерации;
  • лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, признанное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, соответствующим образованию, полученному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (уровень специалитет) по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», «Фармация»».

Таким образом, как мы можем видеть исходя из текста документа, претендовать на признание их образования и/или квалификации могут лица освоившие любой уровень высшего медицинского образования (средне-специальное, высшее, дополнительное образование) и имеющие звание бакалавра, специалиста/магистра, интерна или ординатора. Ключевым условием, однако, является требование о необходимости соответствия пройденного обучения, обучению по осуществляемым в образовательных организациях Российской Федерации образовательным программам.

Отметим, что установленный Приказом Росздравнадзора порядок не распространяется на:

  • «лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в бывшем СССР;
  • лиц, получивших послевузовское профессиональное образование (интернатура) или высшее образование (по программе ординатуры) в образовательных организациях Российской Федерации».
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ