Новости
Методические рекомендации Минздрава по проведению профосмотров в условиях COVID-19

Методические рекомендации Минздрава по проведению профосмотров в условиях COVID-19

Методические рекомендации Минздрава по проведению профосмотров в условиях COVID-19

Василий Орленко, к.ю.н, управляющий партнёр «Б&О Барристерс»

6 июля 2020 г. Минздрав РФ утвердил временные Методические рекомендации по организации проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Согласно ним до полного снятия всех ограничений запрещается приглашать на плановые обследования граждан старше 65 лет.

Понимая и разделяя заботу Минздрава о лицах преклонного возраста всё же трудно представить, что отказ от плановой диспансеризации лиц старше 65 лет поможет каким-либо образом сберечь здоровье наших бабушек и дедушек. Тем более в Методических рекомендациях предлагают ограничить диспансеризацию не только для них. Приведу цитату из уже упомянутых рекомендаций:

«Активное приглашение граждан в возрасте 65 лет и старше, лиц из группы риска, имеющих хронические заболевания бронхолегочной, сердечнососудистой и эндокринной систем, для прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) осуществляется исключительно после снятия ограничений по решению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации»

То есть, Минздрав рекомендует приостановить плановые медицинские осмотры и диспансеризацию в отношении таких групп населения:

  1. Граждан в возрасте 65 лет и старше – вне зависимости от наличия у них сопутствующих заболеваний и иных факторов риска.
  2. Лиц из «группы риска» имеющих хронические заболевания бронхолегочной системы (вне зависимости от возраста).
  3. Лиц из «группы риска» имеющих хронические заболевания сердечнососудистой системы (вне зависимости от возраста).
  4. Лиц из «группы риска» имеющих хронические заболевания эндокринной системы (вне зависимости от возраста).

Извините, но по-моему, просто очевидно, что лица из групп 2-4 как раз и требуют регулярных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации – в первую очередь в связи со своими основными хроническими заболеваниями. Не секрет, что при многих хронических заболеваниях первые признаки субкомпенсации/декомпенсации могут протекать скрытно и остаться незамеченными со стороны самого больного. Именно для этого и нужны профилактические осмотры – чтобы выявить первые признаки ухудшения на том этапе, когда больной сам еще не почувствовал чего-то неладного. Это связано с тем, что, когда пациент самостоятельно заметит ухудшение, процесс декомпенсации может зайти уже достаточно далеко. И не следует думать, что приостановка приглашений на профилактическую диспансеризацию затронет лишь каких-то отдельных пациентов, которые и так по врачам не ходят. Нет, это свершено не так. Например, «лица из «группы риска», имеющие хронические заболевания эндокринной системы» — это, в частотности, пациенты с сахарным диабетом. Разумно ли прекращать приглашать их на плановые профилактические медосмотры? Не думаю. Однако Минздрав почему-то придерживается другого мнения.

Впрочем, вернемся, к лицам преклонного возраста. Они и так несколько месяцев просидели дома, оставаясь без плановой медицинской помощи. Да, конечно, я помню, что даже в разгар самой жесткой самоизоляции можно было получить электронный пропуск…но попробуйте объяснить об «электронных пропусках» и QR-кодах обычной бабушке сидящей на лавочке. В результате многие из них, даже почувствовав недомогание терпели, ожидая окончания «самоизоляции» и возможности сходить на прием к своему врачу без каких-либо электронных пропусков. При этом я не говорю о перепрофилировании медицинских организаций – многие пожилые люди психологически привязаны к своему знакомому врачу и, поэтому, узнав о перепрофилировании (закрытии) привычной медорганизации, отказывались идти в другую.

И так продолжалось несколько месяцев. После этого стоило бы, наоборот, активно приглашать пожилых людей на диспансеризацию, а не отказываться от неё. Тем более, на неопределенный срок. Минздрав рекомендует отказаться от приглашения на профилактические медосмотры и диспансеризацию лиц 65 лет и старше «в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Однако такие «условия» могут сохраняться и год, и два, и даже 5 лет. Так что же, всё это время не проводить плановой диспансеризации пожилых людей? Как тогда это будет соотноситься с онконастороженностью, которую требуют от врачей те же самые чиновники Минздрава? Ведь даже если не иметь медицинского образования, всё равно становится понятно, что отказ от диспансеризации и профилактических осмотров приведет к взрывному увеличению случаев поздней диагностики онкологических заболеваний (в большинстве случаев, уже в неоперабельной форме) и, соответственно, к увеличению смертности.

Прямая связь между плановой профилактической диспансеризацией и ранней диагностикой онкологических заболеваний зафиксирована даже в законодательстве – в частности в ч.28 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пп. «2 б)» ст.6 Федерального закона от 02.12.2019 № 382-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и других нормативно-правовых актах.

Президент России в своем Послании Федеральному Собранию от 20.02.2019 сказал: «Будем продолжать эту работу, чтобы кардинально изменить ситуацию во всей системе онкологической помощи. Принципиальное значение здесь имеет ранняя диагностика. У нас фактически восстановлена система диспансеризации и регулярных профилактических осмотров. Они должны включать обследования на онкологические заболевания. Подчеркну, в обязательном порядке. Причем человеку нужно дать возможность дистанционно записаться на прием, выбрать удобное время для посещения поликлиники, включая вечерние часы и выходные дни, пройти осмотр без дополнительных формальностей» .

Что же делает Минздрав? Совсем противоположное. И это тот самый Минздрав, который еще в 2008 году установил, что «по статистике в Российской Федерации более 70% случаев онкологических заболеваний диагностируется именно у пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше» (Методические рекомендации по организации паллиативной помощи, утвержденные Минздравсоцразвития России 22.09.2008 N 7180-РХ). В тоже время численность пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 в возрастной группе «65+», в зависимости от того или иного региона РФ, колеблется где-то в пределах 10%- 20% от общего числа заболевших.

По моему мнению, принимая решение о порядке диспансеризации лиц старше 65 лет необходимо учитывать, что онкологические заболевания являются для них не меньшим фактором риска чем коронавирусная инфекция. И, в конце-концов, дело даже не в одной онкологической настороженности. Плановая диспансеризация позволяет диагностировать на ранней стадии и многие другие заболевания, представляющие опасность для пожилых людей (опасные нарушения ритма сердца, сосудистую деменцию и другие патологии сосудов ЦНС, хроническую почечную недостаточность и т.д.). Конечно, никто не говорит о том, чтобы они проходили плановую диспансеризацию в общей очереди. Но ведь можно было продумать компромиссный вариант – например, выделить для пожилых людей отдельный день профилактического осмотра (по аналогии с тем, как Методические рекомендации предлагают делать для остальных возрастных групп), определить график осмотров таким образом, чтобы в коридорах не образовывались очереди и т.д. Вместо этого почему-то предпочли приостановить плановую диспансеризацию лиц 65+ на неопределенный срок.

Конечно, Методические рекомендации «рекомендуют», а не предписывают. Однако так уж повелось, что даже самые мягкие рекомендательные указания, исходящие из государственных органов, в глазах исполнителей начинают приобретать силу императивного приказа. Еще рекомендации формально оставляют возможность возобновить диспансеризацию волевым решением «руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако захотят ли руководители такого высокого ранга вникать в сугубо медицинские дела? Тем более, если Минздрав рекомендует повременить до «устранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Для того, чтобы возобновить плановую диспансеризацию пожилого населения в таких условиях руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ должен иметь советника, хорошо разбирающегося в медицине и способного предупредить его, что в случае отказа от плановой диспансеризации группы 65+ и лиц с хроническими заболеваниями, представляющими «группу риска по коронавирусу», в регионе через пару лет вырастет смертность от онкологических, сердечнососудистых, эндокринных и других заболеваний. Но даже если до руководства региона и донесут такую информацию, не факт, что оно решиться на возобновление медицинских профосмотров лиц преклонного возраста. Ведь предполагаемое увеличение смертности от хронических заболеваний произойдет еще только через несколько лет …а за испорченную статистику по коронавирусу можно получить взбучку уже сейчас. Думать одним днем – давний и трудноискоренимый порок нашего чиновничества. А тут еще и Минздрав фактически благословил подобное поведение…