Отдельные направления медицинской деятельности
«Гражданин, дыхните!» — Особенности медицинского освидетельствования на опьянение
Особенности медицинского освидетельствования на алкогольное (наркотическое) опьянение

Особенности медицинского освидетельствования на алкогольное (наркотическое) опьянение

Состояние опьянения является юридически значимым фактом, то есть влечет правовые последствия. Для установления медицинских фактов, имеющих юридическое значение, существует специальная процедура – медицинское освидетельствование. Нормативное определение медицинскому освидетельствованию дано в ст.65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Именно такой признак как «наступление юридически значимых последствий» требует установления и строгого соблюдения процедуры проведения медицинского освидетельствования. За выполнением формальностей процедуры бдительно следят юристы и адвокаты и зачастую обжалуют результаты медицинского освидетельствования. В связи с этим медицинской организации при проведении медицинского освидетельствования опьянения важно выполнить все законодательные установления и не допустить нарушений.

Освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является одним из видов медицинского освидетельствования и проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) утвержден приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.

Требования к медицинской организации для проведения медицинского освидетельствования

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения, как и любая медицинская деятельность, подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. В приложении к лицензии должно быть указано выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

При этом освидетельствование опьянения официально разрешается проводить с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей), соответствующих установленным требованиям (п.3 Порядка).

Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения утверждены приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.

Так, помимо прочего, в салоне должна быть обеспечена возможность размещения:

  • прибора для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (1 шт);
  • анализатора для химико-токсикологических исследований (1 шт);
  • контейнеров для сбора мочи с измерением температуры и рН, пробирок вакуумных для сбора мочи, держателей для переноса мочи в пробирку (50 шт);
  • резиновых перчаток (не менее 20 пар);
  • термометров для измерения температуры тела (2 шт);
  • тонометров механических (2 шт);
  • фонендоскопов (2 шт);
  • молоточка неврологического (1 шт);
  • комплекта средств для дезинфекции салона;
  • средств связи;
  • документов, используемых при проведении медицинского освидетельствования, в том числе бланков актов.

Поскольку законодательством не установлен стандарт оснащения кабинета медицинского освидетельствования, то при лицензировании, а также при организации работы могут по принципу аналогии закона применяться требования к оснащению передвижного пункта.

При этом в п.10 порядка указано, что для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

К лицензионным требованиям также относится наличие заключивших с организацией трудовые договоры работников.

В объем медицинского освидетельствования входит осмотр врачом-специалистом (фельдшером).

В примечании к п.4 Порядка указано, что осмотр врачом-специалистом проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (при невозможности проведения осмотра врачом-специалистом осмотр проводится фельдшером), прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования.

Соответственно, существует три законных варианта формирования штата кабинета медицинского освидетельствования опьянения. В первом случае в штат включается врач-психиатр-нарколог, его образования достаточно для проведения медицинского освидетельствования, однако таких специалистов не всегда возможно найти.

Вторым правомерным вариантом является включение в штат другого врача. Минздрав РФ не уточняет его специальность, соответственно, это может быть врач любой специальности. Однако обязательным условием является прохождение им подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации). Продолжительность подготовки составляет 36 часов.

Программа подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами утверждена приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308.

Второй вариант является абсолютно легальной альтернативой первому и не требует дополнительного обоснования для своего применения, а вот третий вариант, при котором осмотр проводит фельдшер, требует дополнительного обоснования невозможности проведения осмотра врачом-специалистом. Невозможность может быть временной – врач, прошедший подготовку, в отпуске, на больничном, в командировке или временно отсутствует по другой уважительной причине. Невозможность может быть постоянной – освидетельствование проводится в отдаленном фельдшерском пункте, в штате которого отсутствуют врачи. Фельдшер также должен пройти подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации).

Цель и основания проведения медицинского освидетельствования опьянения

Целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п.2 Порядка).

Таблица 1. Основания проведения медицинского освидетельствования опьянения

Категория освидетельствуемогоПроцессуальное основаниеНормативное основаниеФактическое основание
Лицо, которое управляет транспортным средством Протокол о направлении на медицинское освидетельствование по форме, утвержденной приказом МВД России от 04.08.2008 № 676
Статья 27.12 КоАП РФ
Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»
1. Отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения
2. Несогласие с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
3. Наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательный результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
Лицо, совершившее административное правонарушениеПротокол о направлении на медицинское освидетельствование
Статья 27.12_1 КоАП РФ
Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения»
Наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы и шаткость походки;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.
Лицо, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении Протокол о направлении на медицинское освидетельствование Пункт 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» Необходимость подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, необходимость расследования по уголовному делу, необходимость объективного рассмотрения дела об административном правонарушении
Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество
Постановление судьи
Постановление следователя
Постановление органа дознания
Направление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
Направление должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Статья 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» Наличие достаточных оснований полагать, что лицо больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество
Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы Протокол о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, составленного в соответствии с требованиями приложения № 6 к дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации Пункт 8 статьи 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Необходимость подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения
Работник, появившийся на работе с признаками опьянения Направление работодателя Статьи 76, 81, 229.2, 243 Трудового кодекса РФ Нахождение на рабочем месте с признаками опьянения
Безработный, явившийся на перерегистрацию с признаками опьянения Направление органа службы занятости Статья 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ
Самостоятельно обратившийся гражданин
Несовершеннолетний
Гражданин, признанный недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования
Письменное заявление гражданина или его законного представителя Статья 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Желание гражданина или его законного представителя

Алгоритм проведения медицинского освидетельствования

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится по следующему алгоритму:

  1. Проверка оснований для проведения медицинского освидетельствования (см. Таблицу 1).
  2. Проверка документов освидетельствуемого или его законных представителей. Медицинское освидетельствование проводится при наличии у освидетельствуемого документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления). Законный представитель освидетельствуемого предъявляет документ, удостоверяющий личность. Законный представитель (кроме родителя) предъявляет также документ, подтверждающий назначение опекуном (попечителем) освидетельствуемого.
  3. Внесение персональных данных освидетельствуемого в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
  4. Проведение первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.
  5. Указание в Акте результатов измерения концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в миллиграммах на один литр выдыхаемого воздуха на основании показаний используемого технического средства измерения.
  6. Сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения.
  7. Проведение повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя через 15-20 минут после первого исследования выдыхаемого воздуха при его положительном результате.
  8. Отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования:
    • в отношении лица, которое управляет транспортным средством, — вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
    • в отношении иных освидетельствуемых — при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

    Отбор биологического объекта (мочи) для направления на химико-токсикологические исследования производится в объеме не менее 30 мл в одноразовый контейнер для сбора мочи в туалетной комнате.

    При наличии у освидетельствуемого острых заболеваний, состояний, представляющих угрозу его жизни, или если в течение 30 минут после направления на химико-токсикологические исследования освидетельствуемый заявляет о невозможности сдачи мочи, производится отбор крови из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки (флакона) объемами 10 мл и 5 мл.

  9. В целях исключения фальсификации биологического объекта мочи в течение первых пяти минут после его отбора проводится измерение:
    • температуры биологического объекта (мочи) с помощью бесконтактного устройства с автоматической регистрацией результатов измерения (в норме температура должна быть в пределах 32,5-39,0°С);
    • рН биологического объекта (мочи) с помощью рН-метра или универсальной индикаторной бумаги (в норме рН должен быть в пределах 4-8);
    • относительной плотности (в норме относительная плотность в пределах 1.008-1.025);
    • содержания креатинина методом иммунной хроматографии (в норме содержание креатинина должно быть в пределах 4,4-17,7 ммоль/сут).
  10. Заполнение учетной формы № 452/у-06 «Направление на химико-токсикологические исследования» в порядке, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 27.01.2006 № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
  11. Оформление и выдаче должностным лицам справки о том, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Справка заполняется в произвольной форме, заверяется печатью медицинской организации и подписью врача-специалиста (фельдшера), проводящего медицинское освидетельствование. Копия справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю).
  12. Результаты химико-токсикологических исследований отражаются в справке о результатах химико-токсикологических исследований (учетная форма № 454/у-06), которая оформляется по форме и в порядке, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 27.01.2006 № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
  13. Вынесение медицинского заключения о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования.
  14. Заполнение Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) по форме, утвержденной приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н. Каждая страница Акта подписывается врачом-специалистом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.
  15. Заполнение журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) по форме, утвержденной приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.
  16. Выдача экземпляра заполненного Акта должностному лицу, направившему на освидетельствование, освидетельствуемому (его законному или иному уполномоченному представителю).

Таблица 2. Виды медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования

Вид медицинского заключенияОснования вынесения
«установлено состояние опьянения»
1. В отношении лица, которое управляет транспортным средством, выносится:
• при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя
или
• наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови,
либо
• при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.
2. В отношении иных освидетельствуемых выносится:
• при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя
или
• при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
«состояние опьянения не установлено»
1. В отношении лица, которое управляет транспортным средством, выносится при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, наличии абсолютного этилового спирта в концентрации менее 0,3 грамма на один литр крови и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.
2. В отношении иных освидетельствуемых выносится при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
«от медицинского освидетельствования отказался»
Выносится в случаях:
1) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);
2) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных объемом медицинского освидетельствования;
3) фальсификации выдоха;
4) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

Судебная практика по оспариванию результатов медицинского освидетельствования

Как уже упоминалось ранее, состояние опьянения, установленное по результатам медицинского освидетельствования, влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Указанные последствия чаще всего для освидетельствуемого носят негативный характер в виде привлечения к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности. Логично, что желание избежать или снизить размер ответственности, побуждает освидетельствуемого к обжалованию результатов медицинского освидетельствования или обжалования правовых норм, устанавливающих правила медицинского освидетельствования.

Так, например, гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 11 Порядка и подпункта 13.2 Акта в части, устанавливающей интервал времени 15-20 минут после первого исследования, в течение которого проводится второе исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, указывая на то, что установление нефиксированного и неоднозначного интервала (промежутка времени) неопределенной длительности противоречит законодательству об исчислении времени и об обеспечении единства измерений, и нарушает его права как лица, привлекаемого к административной ответственности.

По указанному делу было принято решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 № АКПИ17-245, в котором суд указал, что установленные оспариваемыми нормами временные рамки проведения повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя через 15-20 минут после проведения первого исследования обусловлены медицинскими показаниями, связанными с исключением ошибочного результата исследования, который может быть получен в связи с наличием небольших количеств алкоголя, адсорбировавшегося на слизистой оболочке ротоглотки при употреблении накануне исследования спиртосодержащих лекарств, так называемого фиксированного алкоголя.

В основу судебного решения были положены пояснения специалиста, указавшего, что научными исследованиями установлен максимальный интервал, в течение которого адсорбированный алкоголь может держаться на слизистой оболочке полости рта равный 15 минутам. Исходя из этого при проведении повторного исследования в интервале после 15 и до 20 минут после первичного исследования будет зафиксировано наличие или отсутствие именно алкоголя, а не лекарственных препаратов в выдыхаемом воздухе.

Суд указал, что проведение исследования в интервале от 15 до 20 минут, исходя из приведенного медицинского обоснования, не влияет на правильность самого исследования и направлено на исключение возможности оспаривания исследования по формальным основаниям и отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Отметим, что процедура и результаты медицинского освидетельствования на алкогольное (наркотическое) опьянение достаточно часто становятся предметом оспаривания привлечения к административной ответственности в судах вышестоящих инстанций. Приведем несколько типичных примеров.

Постановление Пермского краевого суда от 28.01.2019 № 4А-52/2019 № 4А-1910/2018

Гражданин обжаловал постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности, указав, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения ему для ознакомления не вручен, что лишило освидетельствуемого возможности оспорить результаты освидетельствования, при этом имеющаяся в материалах дела копия акта не заверена надлежащим образом.

Суд не согласился с мнением заявителя, указав, что доводы о невручении акта медицинского освидетельствования и приобщении его к материалам дела в виде незаверенной копии, не свидетельствуют о существенном нарушении норм КоАП РФ, влекущем отмену судебных актов, поскольку установлено, что оригинал акта медицинского освидетельствования приобщен к материалам другого дела об административном правонарушении в отношении гражданина, право на получение копии указанного документа освидетельствуемый не был лишен, так как согласно протоколу судебного заседания, он мог узнать результаты медицинского освидетельствования, но акт медицинского освидетельствования не получил.

Постановление Саратовского областного суда от 05.03.2019 № 4А-111/2019.

Гражданин обжаловал постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности, указав, что проверка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе не производилась, в акте не указаны клинические признаки опьянения, нарушена процедура проведения освидетельствования.

Однако, суд счел, что доводы жалобы со ссылкой на пояснения врача-нарколога о том, что проверка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе не производилась, в акте не указаны клинические признаки опьянения, нарушена процедура проведения освидетельствования, противоречат материалам дела. Освидетельствование проведено организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утверждённый приказом министерства здравоохранения № 933н от 18 декабря 2015 года, не нарушен, в акте освидетельствования имеется указание, в том числе, и на пробы выдыхаемого воздуха. У испытуемого были отобраны биологические объекты, которые подвергнуты анализу.

В результате суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.

Решение Вологодского областного суда от 01.04.2019 № 7А-164/2019

Гражданин обжаловал постановление судьи о привлечении к административной ответственности, указав на недопустимость принятия в качестве доказательства по делу акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Суд указал, что медицинское освидетельствование для установления факта употребления наркотического средства было проведено в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 18.12.2015 № 933н, в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения отражены все результаты проведенных тестов и исследований, акт составлен в соответствии с законом, не противоречит требованиям указанного приказа, по результатам медицинского освидетельствования было вынесено заключение о нахождении освидетельствуемого в состоянии опьянения, вызванного употреблением наркотического средства, содержащее в своем составе каннабиноиды, без назначения врача. Таким образом, оснований для признания данного акта недопустимым доказательством по делу, не имеется.

Постановление Верховного Суда Республики Коми от 11.04.2019 № 4А-165/2019

Гражданин обжаловал постановление судьи о привлечении к административной ответственности, указав на нарушение порядка проведения освидетельствования, направления биологического объекта на исследование, полагая, что химико-токсикологическое исследование проведено в один этап, без подтверждающего исследования и с нарушением установленных сроков. Также указал на наличие разногласий и неправильность заполнения медицинским учреждением справок, направлений и акта освидетельствования.

В тоже время материалами дела подтверждается, что данные о проведении подтверждающего исследования отражены в журнале регистрации результатов химико-токсикологических исследований, согласно которого, в биологическом объекте, отобранном у освидетельствуемого обнаружены каннабиноиды. Наличие в учетной форме N452/у-06 (направление на химико-токсикологическое исследование) указания на наличие каннабиноидов в количестве 84 нг/мл является резолюцией заведующей КДЛ и не может быть расценено как указание на предварительный результат исследования направленного в лабораторию биологического объекта. Таким образом, нарушений Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, выразившихся в нарушении сроков направления биологического объекта на исследование и сроков проведения исследования не установлено.

Суд также указал, что при определении состояния наркотического опьянения отсутствует установленный предельно допустимый уровень наркотических средств в организме человека, при котором он не может быть признан находившимся в состоянии наркотического опьянения. Исходя из этого, отсутствие в справке о результатах исследования и акте медицинского освидетельствования указания на уровень содержания каннабиноидов, не влечет за собой недопустимость указанных доказательств.