Международное право и зарубежные юрисдикции
Медицинская помощь иностранным гражданам: законодательное регулирование
Особенности оказания медицинской помощи иностранным гражданам: источники законодательного регулирования

Особенности оказания медицинской помощи иностранным гражданам: источники законодательного регулирования

В настоящее время в условиях активного развития международных отношений все больше внимания уделяется реализации прав человека и гражданина, в том числе иностранного подданного. Российская Федерация как участник многих международных договоров и соглашений взяла на себя обязательства по обеспечению комфортного пребывания и проживания иностранных граждан на своей территории. Комфортное пребывание и проживание подразумевает, в числе прочего, возможность иностранных граждан пользоваться правом на медицинскую помощь. Примечательно, что российское законодательство в части медицинского обеспечения иностранных граждан в РФ максимально уравнивает права россиян и иностранцев. Мировое сообщество также признает всеобщее право на здоровье и призывает государства — участников международных договоров всеми доступными средствами поддерживать и совершенствовать его эффективную реализацию.

Актуальность рассмотрения вопроса медицинского обслуживания иностранных граждан связана не только с ежегодным увеличением количества пребывающих, но, в первую очередь, с тем, чтобы обеспечить их законное право и гарантию на медицинскую помощь и сохранения в целом санитарно-эпидемиологического благополучия. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ закрепляется, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

К настоящему моменту основная часть медицинских услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Этот закон определяет круг застрахованных лиц, к которым отнесены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно и временно проживающие на территории России, а также лица, имеющие право на получение медицинской помощи согласно Федеральному закону от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».

На сегодняшний день медицинская помощь иностранным гражданам в РФ осуществляется как на бесплатной, так и на платной основе, в зависимости от формы оказания медпомощи и наличия у пациента страхового медицинского полиса. В статье подробно расскажем в каком порядке и на каких условиях иностранцы могут получить медпомощь.

Право на охрану здоровья одно из важнейших, жизнеобеспечивающих прав человека, независимо от его гражданства, пола, расы, нации и других особенностей правового статуса личности. Мировое сообщество признает всеобщее право на здоровье и призывает государства — участников международных договоров всеми доступными средствами поддерживать и совершенствовать его эффективную реализацию. В преамбуле Устава ВОЗ закреплен принцип, согласно которому «здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств». В силу этого иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют неоспоримое право на получение медицинской помощи в случаях и объеме, предусмотренных российским законодательством и ратифицированными международными договорами.

Во исполнение многочисленных международных правовых актов, договоров и соглашений Россия в лице уполномоченных органов государственной власти должна обеспечить надлежащее исполнение обязанности по оказанию медицинской помощи иностранным гражданам, находящимся на ее территории. Прежде всего, речь идет о создании нормативно-правовой базы и условий для беспрепятственного исполнения законов.

Статья 15 Конституции РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. При этом указано, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особенность правовых основ медицинского обеспечения иностранных граждан в РФ состоит в том, что нормы действующего законодательства максимально уравнивают права и обязанности иностранных граждан и граждан Российской Федерации, то есть предоставляют так называемый «национальный режим». Так, Конституция РФ в п. 3 ст. 62 закрепляет равенство прав иностранных граждан и граждан РФ, в том числе права на охрану здоровья и медицинскую помощь, кроме установленных законом или международным договором случаев.

Международные акты

В силу того, что нормы международного права весьма значимы для российской правовой системы, целесообразно упомянуть международные акты, содержащие нормы о медицинском обеспечении иностранных граждан:

  • Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13.12.1985. Резолюцией 40/144 на 116-м пленарном заседании 40-й сессии Генеральной Ассамблеи);
  • Всеобщая декларация прав человека (принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);
  • Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.);
  • Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1950);
  • Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.).

Отдельно необходимо отметить международные договоры и соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, прежде всего, в рамках СНГ:

  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством РФ от 24.11.1998 «О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи»;
  • Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 27.03.1997 «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств»;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»;
  • Договор о Евразийском экономическом союзе, Приложение № 30 (г. Астана, 29.05.2014 г.).

Российское законодательство

Особое место в правовом регулировании медицинского обеспечения иностранцев в РФ занимает Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ), ст. 4 которого наряду с Конституцией РФ закрепляет положение о равенстве прав граждан РФ и иностранцев. Согласно закону иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Не менее важный документ — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья), согласно ч. 3 ст. 19 которого право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об ОМС) относит к застрахованным постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан. Перечень иностранных граждан, имеющих право на получение медицинской помощи в рамках ОМС, приведен в ст. 10 Закона. Иностранные граждане, относящиеся к застрахованным лицам, в соответствии с этим законом имеют право на получение медицинской помощи в рамках ОМС наравне с гражданами России.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение противотуберкулезной помощи в соответствии с этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 10 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает, что дипломатические представительства (консульские учреждения) России выдают российскую визу на въезд иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в РФ на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из страны в порядке, установленном законодательством. Следует учитывать, что разрешения на временное проживание или виды на жительство в РФ аннулируются в случае выявления у иностранных граждан и лиц без гражданства не только ВИЧ-инфекции, но и лепры (болезни Гансена), туберкулеза, сифилиса либо бессимптомного инфекционного статуса, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (Приложение 1 к приказу Минздрава России от 29.06.2015 № 384н).

Статья 32 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» разрешает отпуск наркотических или психотропных веществ для продолжения лечения больному, следующему транзитом через территорию РФ, только по рецепту, выданному в РФ в соответствии с правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам, установленными Правительством РФ.

Наряду с законодательными актами действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона № 115-ФЗ и Закона об основах. Это ряд ключевых постановлений, приказов и писем.

Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 определяет Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ. В соответствии с Правилами медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим на территории РФ, оказывается лечебно-профилактическими учреждениями независимо от их организационно-правовой формы. Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений), бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу. Такая медицинская помощь предоставляется независимо от наличия страхового полиса.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» предусматривает, что предоставление и финансирование медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) иностранным гражданам в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в РФ.

Соответствующий перечень утвержден приказом Минздрава России от 06.08.1999 № 315 и включает:

  • медицинскую помощь, оказываемую станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
  • медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;
  • транспортировку медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;
  • посмертную репатриацию (транспортировку) останков.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» регулирует вопросы представления приглашающей стороной гарантий медицинского обеспечения иностранного гражданина на период пребывания в Российской Федерации. Данным Положением определено, что гарантиями медицинского обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств, в том числе по обеспечению страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения медицинской помощи. Соответственно возмещение расходов медицинским учреждениям на оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства в период их пребывания в Российской Федерации – обязательство приглашающей стороны.

Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1134 «Об оказании медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям» устанавливает особый порядок оказания медицинской помощи гражданам Украины в виде бесплатной первичной медико-санитарная помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в неотложной форме и проведения профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Информационное письмо Минздрава России от 22.04.2015 г. № 17-1/10/2-1621 «Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных медицинских организациях Российской Федерации» ставит в зависимость право граждан Республики Беларусь на получение медицинской помощи от характера их проживания на территории РФ (имеющие вид на жительство, разрешение на временное проживание или временно пребывающие) и от статуса трудовой занятости (работающие, неработающие).

Письмо Минздравсоцразвития России от 26.01.2010 № 20-1/253427 разъясняет порядок осуществления обязательного медицинского страхования для временно находящихся в России иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на ее территории по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, и иностранных граждан — индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Разъяснения по вопросу оказания медицинской помощи иностранным гражданам при организации работы учреждений здравоохранения субъектов РФ содержит письмо Минздравсоцразвития России от 24.10.2008 № 10-4/54705-14-ВС «Об оказании медицинской помощи иностранным гражданам».

Особого внимания заслуживают разъяснения ФФОМС. Так, в письме ведомства от 11.07.1995 № 3-1146 «О правовом статусе иностранных граждан в системе ОМС» сказано, что права иностранных граждан на получение медицинской помощи в рамках ОМС ставятся в зависимость от характера их проживания на территории РФ (постоянного или временного) и от права работы на предприятиях, расположенных на территории России. А в письме от 03.11.1999 № 5545/30-З/и «О медицинском страховании иностранных граждан» особо подчеркнуто, что иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, если международными договорами не предусмотрено иное.

Приказ Минздрава России от 25.11.1993 № 280 “О порядке оказания медицинской помощи гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР и гражданам дальнего зарубежья” (опубликован не был) предписывает органам и учреждениям здравоохранения при оказании медицинской помощи указанным в приказе категориям граждан исходить из определенных обстоятельств, закрепленных межправительственными и межведомственными соглашениями со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Приказом установлено, что скорая и неотложная медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастных случаях, травмах, отравлениях и острых заболеваниях), оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. Плановая медицинская помощь оказывается на коммерческой основе за счет личных средств граждан СНГ, других граждан бывшего СССР, ближнего и дальнего зарубежья либо за счет средств организаций и учреждений, принимающих указанных граждан в рамках соглашений и договоров о сотрудничестве.

Помимо законодательных и подзаконных актов РФ в сфере обеспечения медицинской помощи иностранным гражданам на территории субъектов РФ действуют большое количество своих правовых документов. Например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 02.11.2009 г. № 1400 «Об организации оказания и учета стационарной медицинской помощи иногородним, а также иностранным гражданам в ЛПУ Департамента здравоохранения города Москвы», который устанавливает инструкции по порядку организации оказания стационарной медицинской помощи иностранцам с учетом источников финансирования.

Это не полный перечень документов, касающихся рассматриваемой темы. Перечисленные нормативные правовые акты содержат ключевые базовые положения в этой сфере. Вместе с тем большинство из них устарели (так называемый моральный износ) – многие были приняты в прошлом столетии. Некоторые подзаконные нормативные акты (а именно они в большинстве случаев регулируют вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам) дублируют друг друга, а иные содержат отсылочные нормы на недействующие правовые документы.

В связи с этим необходимо пересмотреть существующую нормативную документацию на предмет соответствия нынешнему законодательству. Ряд «ненужных норм» следует признать утратившими силу, а действующие нормы объединить в отдельных подзаконных актах. Благодаря этому удастся избежать путаницы при применении норм об оказании медицинской помощи иностранным лицам. Кроме того, на базе действующих документов нужно разработать и принять новые, соответствующие современным социально-экономическим и политическим условиям, а также международной обстановке законы и подзаконные акты об оказании медицинской помощи (в том числе в системе ОМС) иностранным гражданам. Целесообразно обновить и расширить «географию» международных договоров и соглашений Российской Федерации. Представляется, что соблюдение данных рекомендаций будет способствовать дальнейшему продуктивному развитию как российского законодательства в области оказания медицинской помощи иностранным гражданам, так и международных отношений в целом.

В этой статье мы коснулись лишь источников нормативно-правового регулирования оказания на территории РФ медицинской помощи иностранным гражданам . Что же касается их содержания и конкретных норм, регулирующих оказание медпомощи иностранцам, то этот вопрос рассматривается в отдельной аналитической статье «Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, находящимся на территории России»

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ